Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Декабря 2013 в 13:14, контрольная работа
Нарушение каких основных законов логики могут быть проиллюстрированы следующим примером:
Молчит – значит согласен. Ведь не зря говорят, что молчание знак согласия.
Ответ:
Нарушен закон достаточного основания. Нам не известно, почему молчит собеседник. Возможно, он дал обет молчания, поспорил или является глухонемым. Причин его молчания может быть очень много, и это не означает его согласие.
А В, С А, ┐В поменяем слагаемые: С А, А В, ┐В ; С В, ┐В
В – экзамен не сдашь,
С – пропускал занятия.
Дедуктивное умозаключение. Отрицательное правило.
2.12. Определите фигуру и правильность следующих силлогизмов:
А) Лица, занимающиеся контрабандой, подлежат привлечению к уголовной ответственности. Экспедитор магазина занимался контрабандой. Следовательно, он будет привлечен к уголовной ответственности.
Б) Всякое знание не является бесполезным, и никакое знание не приносит вреда. Значит, все приносящее вред бесполезно.
Ответ:
А) Лица, занимающиеся контрабандой, подлежат привлечению к уголовной ответственности. Экспедитор магазина занимался контрабандой. Следовательно, он будет привлечен к уголовной ответственности.
Р – М М – занимающиеся контрабандой,
М – S Р – привлекаются к уголовной ответственности,
S P S – экспедитор.
IV – ая фигура. Модус силлогизма: ААО. Силлогизм не верен, так как
термин S не распределен в посылке, следовательно, он не может быть распределен и в заключении.
Б) Всякое знание не является бесполезным, и никакое знание не приносит вреда. Значит, все приносящее вред бесполезно.
М Р М – знание,
М S Р – то, что бесполезно,
S – P S – то, что приносит вред.
III – яя фигура. Модус силлогизма: ЕЕА. Силлогизм не верен, так как:
- хотя бы одна из посылок (в данном случае меньшая) должна быть утвердительным суждением. Из двух отрицательных посылок заключение с необходимостью не следует;
2.13. Восстановите следующие энтимемы, укажите фигуру, определите правильность построения полученных силлогизмов и умозаключений из сложных суждений, которые тоже могут быть энтимемами:
А) У нас нет достаточных доказательств его виновности, поэтому он должен быть оправдан.
Б) Туристы – веселый народ, а вот некоторые пенсионеры не любят путешествовать пешком
Ответ:
А) У нас нет достаточных доказательств его виновности, поэтому он должен быть оправдан.
М – Р М – тот, на кого у нас нет достаточных
_S – М_ доказательств виновности,
S – Р Р – тот, кто должен быть оправдан,
S – он.
I – ая фигура. Модус силлогизма: АII. Силлогизм верен.
Б) Туристы – веселый народ, а вот некоторые пенсионеры не любят путешествовать пешком.
М – Р М – туристы,
S М Р – веселый народ,
S P S – пенсионеры.
I – ая фигура. Модус силлогизма: АОО. Силлогизм не верен, т. к., согласно второму правилу первой фигуры, меньшая посылка должна быть утвердительной.
2.14. Определите, какая аналогия имеет место:
Они были во многом похожи. Оба не старше 30, оба холостые. Оба примерно в одно и то же время закончили один и тот же вуз и работали в одинаковой должности. Оба имели манеру переспрашивать собеседника и растягивать слова. Да и внешне они были похожи друг на друга: тот же цвет волос, те же немного раскосые глаза чуть навыкате, один и тот же массивный подбородок, прямой нос и слегка оттопыренные уши. Вполне можно было предположить, что и характеры их были одинаковыми.
Ответ:
Речь идет о поверхностной аналогии.
2.15. Рассуждение «ветер дует, потому что деревья качаются» содержит ошибку
А) поспешное обобщение
Б) «после этого, значит, по причине этого»
В) перестановка причины и следствия
Г) подмена условного безусловным
Ответ:
В) перестановка причины и следствия
2.16. Рассуждение «арбуз может взорваться, как бомба, он такой же круглый и тяжелый» является
А) строгой аналогией
Б) поверхностной аналогией
В) дедукцией
Г) индукцией
Ответ:
Б) поверхностной аналогией
2.17. Проанализируйте следующие рассуждения, найдите тезис, аргументы и форму демонстрации. Укажите и квалифицируйте ошибки, если они имеются.
А) – Сколько лет твоему отцу, мальчик?
- Столько же, сколько и мне.
- Как так?
- Очень просто: он стал моим отцом, когда я родился.
Б) – Если человек имеет неустойчивую нервную систему , то он способен на преступление. Андреев совершил преступление, значит, он имеет неустойчивую нервную систему.
Ответ:
А) – Сколько лет твоему отцу, мальчик?
- Столько же, сколько и мне.
- Как так?
- Очень просто: он стал моим отцом, когда я родился.
Тезис: Моему отцу столько же лет, сколько и мне.
Аргумент: он стал моим отцом, когда я родился.
Форма основания: доказательство.
Демонстрация: софизм.
Аргументация не верна, так как возраст отца понимается в двух разных значениях: 1 – возраст отца как человека, 2 – возраст (количество лет) человека как отца по социальному статусу.
Б) – Если человек имеет неустойчивую нервную систему , то он способен на преступление. Андреев совершил преступление, значит, он имеет неустойчивую нервную систему.
Тезис: Человек способен на преступление.
Аргументы: Если человек имеет неустойчивую нервную систему
Форма основания: доказательство и критика.
Демонстрация: недедуктивное умозаключение (вероятностный вывод).
Утверждение строится по неправильному модусу. Из истинности следствия не следует истинность основания.
Список использованной литературы
Информация о работе Контрольная работа по предмету логика Кем ГУ