Логика вопросов и ответов

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Ноября 2013 в 11:43, реферат

Краткое описание

Рассматриваемая тема является своеобразным продолжением темы «Суждение», поскольку вопросы в языке, как и суждение, выражены предложением. Суждение в языке выражается предложением повествовательным. Вопрос – предложением вопросительным; ответ – предложением повествовательным. Вопросно-ответная ситуация возникает там, где образуется неполнота информации, что не позволяет однозначно решить существующую проблему.

Содержание

Введение……………………………………………………………..………… 3
1. Логическая сущность вопроса……………………………….…..…….…4-6
2. Логическая структура вопроса.………………………………..……….....7-8
3. Классификация вопросов.……………………………………………..…9-12
4. Правила постановки вопросов……………………………………….…13-15
5. Логическая сущность и структура ответов……………….……...…….16-17
Заключение…………………………………………………………….……....18
Список используемой литературы…………………………………...………19

Вложенные файлы: 1 файл

Логика. Реферат. Логика вопросов и ответов.docx

— 42.39 Кб (Скачать файл)

Одним из следственных действий, построенных на продуманной и  правильно выраженной системе вопросов, является допрос. Его содержание составляют получение и фиксация показаний  свидетеля, потерпевшего, подозреваемого, обвиняемого или эксперта об известных  им фактах, имеющих значение для  расследования преступления. Кроме  того, в форме вопросов до экспертов-криминалистов  доводятся те конкретные задачи, которые  ставятся на разрешение экспертизы.

Вопросы должны быть сформулированы четко, конкретно и профессионально  грамотно, так, чтобы исключалась  возможность их двоякого толкования. Взаимосвязанные вопросы следует  излагать в логической последовательности, начиная с главного.

Важно помнить: тот, кто спрашивает, тот и управляет разговором. С  помощью продуманных и целенаправленных вопросов можно выявить скрываемую собеседником истину, направить его  внимание на важные детали разговора, узнать возражения партнера по общению, вернуть утраченную инициативу в  разговоре, сообщить свою мысль оппоненту  и умело разрушить его ложную уверенность в чем-либо и т. д.

Одним из приемов убеждающего  воздействия на оппонента является «метод Сократа», названный по имени  древнегреческого философа. Сократ видел  свою задачу в том, чтобы, беседуя  и ставя все новые и новые  вопросы, побуждать других людей  самим находить истину. Обычно подобные беседы протекали в поисках ответа на вопрос: «что такое «х»?». Под «х», как правило, понималось добро, справедливость или какое-либо другое нравственное явление. Причем в ходе обсуждения один за другим отвергались ответы, признававшиеся собеседниками ложными.

 

 

 

 

5. Логическая сущность  и структура  ответов.  

   Ответ - это суждение, вызванное вопросом. Основными функциями  ответа являются: а) уменьшение  неопределенности, заключенной в  вопросе, или б) указание на  неправильную постановку вопроса.  При этом один и тот же  вопрос может иметь много разных  ответов, не равнозначных по  своим логико-информационным характеристикам.  Отсюда различают следующие виды  ответов.

1. По области поиска  ответы делятся на прямые и косвенные. Прямым называется ответ, который берется непосредственно из области поиска ответов, без дополнительных сведений или рассуждений. Косвенный ответ берется из более широкой области, нежели область поиска ответов, он связан с прямым ответом некоторым логическим отношением по истинности. Например, на вопрос: «Совершал ли гражданин Кузин данное преступление?» можно ответить: «В то время, когда было совершено преступление, гражданин Кузин вместе со своей семьей находился в другом городе в гостях у родственников». Этот ответ является косвенным. Он, как и схема его построения, то есть его основа, не содержится под вопросительным знаком, однако из  него логически следует прямой ответ: «Гражданин Кузин данное преступление не совершал». По сравнению с прямым косвенный ответ нередко содержит дополнительные сведения и потому используется для всестороннего рассмотрения вопроса.

2. По объему информации  различают полные и частичные  ответы. Полный ответ без остатка  устраняет сообщаемую вопросом  неопределенность и делает неизвестное  известным. Им является всякий  прямой ответ, а также всякое  непротиворечивое суждение, из которого  следует прямой ответ. Истинный  полный ответ называется исчерпывающим.  Таким образом, всякий исчерпывающий  ответ является полным, но не  наоборот. Частичный ответ только  в некоторой степени устраняет  сообщаемую вопросом неопределенность  и приближает превращение неизвестного  в известное. Им является всякое суждение, вытекающее в качестве следствия из прямого ответа на основе принятых положений, но не наоборот. Например, на вопрос «Готово ли правительство твердо взять власть в свои руки и осуществить экономическую реформу?» депутат ответил: «Правительство не может осуществить экономическую реформу, так как не разработана ее концепция». Ответ частичный: нет ответа на первую часть вопроса.

Кроме этого, по отношению  к вопросу различают ответы по существу вопроса и ответы не по существу вопроса, когда ответ на поставленный вопрос подменяется рассуждением, логически с вопросом не связанным. По степени точности ответы могут  быть определенными и неопределенными, по грамматической структуре  –   краткими и развернутыми, по семантической характеристике — истинными или ложными.

Знание правил постановки вопроса и его связей с ответом  позволяют сформулировать следующие  правила выражения ответа:

1)    Ответ должен быть ясным, однозначным и кратким. Это во многом зависит от того, как отвечающий понимает вопрос и хочет ли он на него давать ответ. При несоблюдении этого правила смысл ответа уловить трудно, как например, в следующем примере: «Старик перед этим, после того, как его напарник ранил парня, тоже выстрелил вверх кажется два раза. Парень, которого ранил второй сторож в то время, когда в него выстрелил второй сторож, бежал по соседнему огороду прямо на второго сторожа наперерез ему»;

2)    Ответ должен уменьшать неопределенность вопроса, быть информативнее его. Многие споры и дискуссии бесплодны в силу отступления от этого правила. «Толкут воду в ступе», - говорят в таких случаях;

3)    При некорректной постановке вопроса ответ должен содержать и указание на эту некорректность. В одних случаях достаточно сказать, что в таком-то пункте вопрос не ясен и требует уточнения. В других  –   что вопрос не заслуживает обсуждения, поскольку он окончательно решен и ответ известен. В третьих  –   что требовать ответа пока преждевременно, поскольку вопрос неразрешим в силу недостатка каких-то данных, отсутствия подходящих методов решения и т. д. Особого внимания заслуживают вопросы, источник некорректности которых - ложность их предпосылок. Единственно возможный способ отвечать на такие вопросы - отвергать эти ложные предпосылки;

4) Ответ не должен формулироваться  в виде вопросительного предложения,  так как это будет уже новый  вопрос. Например  –  звонок по телефону:

–      Куда я попал?

–      А куда вы целились?

Таким образом, вопросно-ответный комплекс играет важную роль в процессе познания правовой действительности. Поэтому юристу нужно знать логическую сущность вопросов и ответов, их виды, правила постановки вопросов, чтобы  корректно их задавать и отвечать на них, различая уловки, которые могут  применить собеседники по незнанию или преднамеренно.

Заключение.

Знание логического механизма  постановки  вопросов  и  конструирования

ответов на них играет важную роль уголовном  процессе,  служит  рациональной основой  успешного  проведения  допросов,  свидетельствований,  опознания  и других судебно-следственных действий, а также  продуктивных  социологических опросов путем  анкетирования.

Таким образом, вопросно-ответный комплекс играет важную роль в процессе познания правовой действительности. Поэтому человеку нужно знать  логическую сущность вопросов и ответов, их виды, правила постановки вопросов, чтобы корректно их задавать и  отвечать на них, различая уловки, которые  могут применить собеседники  по незнанию или преднамеренно.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список используемой литературы.

1. Арюлин  А.А Учебно-методическое  пособие по  изучению  курса   «Логика». К.,1997;

2. Ерашев А.А., Сластенко Е.Ф. Логика. К.,1993;

3. Кириллов В.И, Старченко А.А. Логика., М.,1987.

4. Хоменко Е.В., Алексюк И.А. Основы логики. К.,1996;   

5. Демидов И. В.  «Логика»




Информация о работе Логика вопросов и ответов