Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Ноября 2013 в 11:43, реферат
Рассматриваемая тема является своеобразным продолжением темы «Суждение», поскольку вопросы в языке, как и суждение, выражены предложением. Суждение в языке выражается предложением повествовательным. Вопрос – предложением вопросительным; ответ – предложением повествовательным. Вопросно-ответная ситуация возникает там, где образуется неполнота информации, что не позволяет однозначно решить существующую проблему.
Введение……………………………………………………………..………… 3
1. Логическая сущность вопроса……………………………….…..…….…4-6
2. Логическая структура вопроса.………………………………..……….....7-8
3. Классификация вопросов.……………………………………………..…9-12
4. Правила постановки вопросов……………………………………….…13-15
5. Логическая сущность и структура ответов……………….……...…….16-17
Заключение…………………………………………………………….……....18
Список используемой литературы…………………………………...………19
Одним из следственных действий, построенных на продуманной и правильно выраженной системе вопросов, является допрос. Его содержание составляют получение и фиксация показаний свидетеля, потерпевшего, подозреваемого, обвиняемого или эксперта об известных им фактах, имеющих значение для расследования преступления. Кроме того, в форме вопросов до экспертов-криминалистов доводятся те конкретные задачи, которые ставятся на разрешение экспертизы.
Вопросы должны быть сформулированы
четко, конкретно и профессионально
грамотно, так, чтобы исключалась
возможность их двоякого толкования.
Взаимосвязанные вопросы
Важно помнить: тот, кто спрашивает,
тот и управляет разговором. С
помощью продуманных и
Одним из приемов убеждающего воздействия на оппонента является «метод Сократа», названный по имени древнегреческого философа. Сократ видел свою задачу в том, чтобы, беседуя и ставя все новые и новые вопросы, побуждать других людей самим находить истину. Обычно подобные беседы протекали в поисках ответа на вопрос: «что такое «х»?». Под «х», как правило, понималось добро, справедливость или какое-либо другое нравственное явление. Причем в ходе обсуждения один за другим отвергались ответы, признававшиеся собеседниками ложными.
5. Логическая сущность и структура ответов.
Ответ - это суждение,
вызванное вопросом. Основными функциями
ответа являются: а) уменьшение
неопределенности, заключенной в
вопросе, или б) указание на
неправильную постановку
1. По области поиска ответы делятся на прямые и косвенные. Прямым называется ответ, который берется непосредственно из области поиска ответов, без дополнительных сведений или рассуждений. Косвенный ответ берется из более широкой области, нежели область поиска ответов, он связан с прямым ответом некоторым логическим отношением по истинности. Например, на вопрос: «Совершал ли гражданин Кузин данное преступление?» можно ответить: «В то время, когда было совершено преступление, гражданин Кузин вместе со своей семьей находился в другом городе в гостях у родственников». Этот ответ является косвенным. Он, как и схема его построения, то есть его основа, не содержится под вопросительным знаком, однако из него логически следует прямой ответ: «Гражданин Кузин данное преступление не совершал». По сравнению с прямым косвенный ответ нередко содержит дополнительные сведения и потому используется для всестороннего рассмотрения вопроса.
2. По объему информации
различают полные и частичные
ответы. Полный ответ без остатка
устраняет сообщаемую вопросом
неопределенность и делает
Кроме этого, по отношению к вопросу различают ответы по существу вопроса и ответы не по существу вопроса, когда ответ на поставленный вопрос подменяется рассуждением, логически с вопросом не связанным. По степени точности ответы могут быть определенными и неопределенными, по грамматической структуре – краткими и развернутыми, по семантической характеристике — истинными или ложными.
Знание правил постановки вопроса и его связей с ответом позволяют сформулировать следующие правила выражения ответа:
1) Ответ должен быть ясным, однозначным и кратким. Это во многом зависит от того, как отвечающий понимает вопрос и хочет ли он на него давать ответ. При несоблюдении этого правила смысл ответа уловить трудно, как например, в следующем примере: «Старик перед этим, после того, как его напарник ранил парня, тоже выстрелил вверх кажется два раза. Парень, которого ранил второй сторож в то время, когда в него выстрелил второй сторож, бежал по соседнему огороду прямо на второго сторожа наперерез ему»;
2) Ответ должен уменьшать неопределенность вопроса, быть информативнее его. Многие споры и дискуссии бесплодны в силу отступления от этого правила. «Толкут воду в ступе», - говорят в таких случаях;
3) При некорректной постановке вопроса ответ должен содержать и указание на эту некорректность. В одних случаях достаточно сказать, что в таком-то пункте вопрос не ясен и требует уточнения. В других – что вопрос не заслуживает обсуждения, поскольку он окончательно решен и ответ известен. В третьих – что требовать ответа пока преждевременно, поскольку вопрос неразрешим в силу недостатка каких-то данных, отсутствия подходящих методов решения и т. д. Особого внимания заслуживают вопросы, источник некорректности которых - ложность их предпосылок. Единственно возможный способ отвечать на такие вопросы - отвергать эти ложные предпосылки;
4) Ответ не должен
– Куда я попал?
– А куда вы целились?
Таким образом, вопросно-ответный комплекс играет важную роль в процессе познания правовой действительности. Поэтому юристу нужно знать логическую сущность вопросов и ответов, их виды, правила постановки вопросов, чтобы корректно их задавать и отвечать на них, различая уловки, которые могут применить собеседники по незнанию или преднамеренно.
Заключение.
Знание логического механизма постановки вопросов и конструирования
ответов на них играет важную роль уголовном процессе, служит рациональной основой успешного проведения допросов, свидетельствований, опознания и других судебно-следственных действий, а также продуктивных социологических опросов путем анкетирования.
Таким образом, вопросно-ответный комплекс играет важную роль в процессе познания правовой действительности. Поэтому человеку нужно знать логическую сущность вопросов и ответов, их виды, правила постановки вопросов, чтобы корректно их задавать и отвечать на них, различая уловки, которые могут применить собеседники по незнанию или преднамеренно.
Список используемой литературы.
1. Арюлин А.А Учебно-методическое пособие по изучению курса «Логика». К.,1997;
2. Ерашев А.А., Сластенко Е.Ф. Логика. К.,1993;
3. Кириллов В.И, Старченко А.А. Логика., М.,1987.
4. Хоменко Е.В., Алексюк И.А. Основы логики. К.,1996;
5. Демидов И. В. «Логика»