Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Сентября 2013 в 15:42, курсовая работа
Работа над выражением тесно связано с изучением самих действий и оказывает большое влияние на владение школьниками такими понятиями, как равенства, неравенства, уравнения. И поэтому, недостаточно ясное представление о простейших выражениях сумме и разности двух чисел является причиной ошибок при выполнении первоклассниками ряда заданий. Только глубокое понимание структуры выражения и твердое знание правил порядка действий могут предупредить дальнейшее непонимание предмета.
Все это обязывает к необходимости разработки системы упражнений по формированию понятия выражения у учащихся начальной школы с учетом возникающих трудностей.
Введение.
Глава I. Исторические и психолого-педагогические основы темы «Математические слова и предложения. Развитие логического мышление при изучение элементов алгебры и математической логики.»
§ 1. История возникновения математической логики и алгебры.
§ 2. Математический язык. Понятие о математических словах и предложениях.
§ 3. Анализ заданий школьного учебника второго класса. Система дополнительных упражнений на развитие логического мышления учащихся.
Глава II. Методика изучения элементов алгебры и математической логики.
§ 1. Методика изучения числовых выражений, выражений с переменными, числовых равенств и неравенств, уравнений.
§ 2. Различные трактовки введения понятий алгебры и математической логики.
§ 3. Разработка конспектов уроков по теме.
§ 4. Материал для внеклассной работы.
§ 5. Эксперимент.
Заключение.
Литература.
После решения ниже приведенных примеров, ученики переходили к выражениям и равенствам с переменными.
Ум. 3 Ум. Ум. 7 Ум.
Выч. Выч. 5 Выч. Выч. 8
Разн. 3 Разн. 5 Разн. 7 Разн. 8
Так же предлагаются упражнения содержащие сюжетные задачи, задания с отвлеченными числами, примеры на применение частных приемов вычитания.
На основе знаний об
§3. Разработка конспектов уроков.
Конспект урока на тему: «Выражения».
Цели: уточнить понятия выражение, числовое выражение, буквенное
выражение; закреплять навыки письменных и устных вычислений; выучить счет через 5; воспитывать чувство взаимопомощи, сопереживания друг другу.
Оборудование: Учебник по математике 2 класса А. Г. Петерсон; карточки с примерами; таблицы с выражениями.
Этапы |
Содержание |
примечание | |||||||||
I орг. момент. II устный счет |
Как называются компоненты при вычитании? (Уменьшаемое, вычитаемое, разность).
Чему равна сумма, если первое слагаемое равно 24, а второе 7? Чему равно уменьшаемое, если вычитаемое равно 54, а разность 13? Найдите вычитаемое, если уменьшаемое равно 72, а разность 59.
Найди закономерность и вставь пропущенные числа:
|
Задание на карточках.
Запись на доске. | |||||||||
3 |
6 |
15 |
24 |
||||||||
III новая тема.
|
12 + 7 – 8 = 11 (дер.) Как вы узнали, что осталось полить 11 деревьев? (12+7–8) – записать на доске. Благодаря этой записи мы можем узнать сколько деревьев осталось полить, а называют ее выражением. Запишите тему урока: |
|
IV формирование навыков
Физ. мин.
V Д/з. VI Итог. |
Выражения. Выражения бывают двух видов:
Числовые 3 + 5 >, < , = d – 4 12 – 7 + 3 7 > 5 a + b + c 17 – 8 10 < 12 x + 9 Числовые выражения – это такие выражения, которые составлены из чисел, а буквенные – в которых встречаются буквы. Записывают в тетрадь то, что записано на таблицах и проводят стрелки от темы. А сейчас я допишу ответ к задачам 12 + 7 – 8 = 11 получилась такая запись, которая выражением являться не будет, а так же выражения вида: 7 > 5; 25 – 8 < 25 –3 не являются выражениями, так как в них есть знаки сравнения: >, <, =. Запишите между таблицами знаки, опустите от тему к ним стрелку и перечеркните ее. Придумайте числовое выражение, буквенное выражение и пример который не является выражением. Откройте учебник на стр. 19, читаем правило. Выполняем №1 устно: а) 15 – 9; из 15 вычесть 9; разность чисел 15 и 9; уменьшаемое 15 вычитаемое 9. а) 15 – 9; б) а + с; в)207 + 27; г) 16 – в. №2 письменно. Запиши выражения: а) сумма m и n (m + n); б) Разность 200 и 48 (200- 48); в) разность 34 и х ( 34 – х); г) сумма 3 и 18 (3 + 18). Все ли записи являются выражениями? Какие из них буквенные, а какие числовые? №3 Зачеркни записи, которые не являются выражениями: 8 – 2; 100 > 15; 45 – 7 + 3; 4 + 5 – 3; х + 3 = 5; с + n; 6 + 3 = 9.
Выполните действия в 1, 2 и 3 выражениях. В каждом из них после знака равно мы получили число, то есть какое-то значение, а называть мы его будем – значение выражения. Читаем правило на стр. 20. (Если выполнить действия, получтится число, называемое значением выражения). Выполняем №8. Какие из выражений имеют одинаковые значения? 480 + 20; 294 + 0; 300 – 200; 75 + 25; 480 – 2; 294 – 0; 75 – 25; 300 + 200. Выполняем № 11. (Записывают только выражения) Составь выражения: а) на представление в цирк пошли 12 мальчиков и 15 девочек 2 «А» класса. Сколько всего детей этого класса пошли в цирк? Как узнать сколько детей пошли в цирк? ( 12 + 15). Значит какое выражение мы запишем? ( 12 + 15). б) Фокусник достал из шапки 12 красных платков и 8 синих. На сколько меньше было синих платков, чем красных? Как узнать на сколько одно число больше другого? ( из большего вычесть меньшее). Так какое запишем выражение? (12 – 8) в) На арену выбежали 5 пуделей, а болонок – на 3 больше. Сколько болонок на арене? ( 5+ 3). г) в представлении приняли участи Если сказано, что было 9 акробатов, что на три больше, чем жонглеров, значит жонглеров больше или меньше? (меньше) Как узнать сколько жонглеров? (9 – 3). Какие это мы получили выражения? (числовые). №7, 10, 12. Так какие бывают выражения? Какие записи не являются выражениями? Что называют значением выражения? |
Решают в тетрадях.
|
Анализ: В учебнике Виленкина, при изучении темы «Выражения», в отличие от базовой программы, вводятся, на этом же уроке, не только числовые выражения, но и буквенные. Показано и закреплено на практике их отличие.
В учебнике предложены упражнения для формирования навыков, они очень разнообразны, содержательны, нестандартны, интересны. Благодаря этим упражнениям дети без труда осознают данную тему.
Конспект урока на тему: «Порядок действий в выражениях без скобок».
Цели: закреплять умение решать уравнения, задачи на увеличение числа в несколько раз и уменьшение числа в несколько раз; отрабатывать навык сравнения выражений, нахождения значения выражения; научить детей определять порядок действий в выражениях без скобок; совершенствовать навык решения задач по действиям и выражением.
Оборудование: учебник по математике 2 класса А. Г. Петерсон; таблица с названием темы; таблица с примерами; карточки для индивидуальной работы.
Этапы |
Содержание |
примечание |
I орг. момент II устный счет.
III. Новая тема.
Пяти минутка
IV с/р
Физ. мин V формирование навыков
VI Д/з
VII Итог |
Приветствие.
а) реши уравнения:
х = 10 – 5 · 5 :5 х = 5 -13 +13
5 = 5 -26 +26 б) сравни: 8 · 4 + 8 … 5 · 8 29 · 7 … 3 · 29 7 · 16 … 16 + 16 + 16 + 16 +16 56 дм … 56 см в) составь программу действий и найди значение выражения: 30 – 4 + 21 – 8 = 39 24 : 3 : 2 · 5 = 20 57 + 20 – 15 – 14 = 48 36 : 9 · 6 : 8 = 3
а) Что значит увеличить в несколько раз? б) Что значит уменьшить число в несколько раз? в) Что произошло с числами в результате произведенных операций: а · 5; а + 5; а : 5; а – 5. г) Назовите множители: 12, 14, 15, 16, 18, 20.
а) Вчера Маша прочитала а страниц, а сегодня – в два раза больше. Сколько страниц прочитала Маша за эти дни? (а + а · 2) б) В одно куске в м ткани, а в другом – в четыре раза меньше. Сколько метров ткани в двух кусках? (в + в : 4) в) У Серёжи с тетрадей в клетку, а в линейку – на 6 тетрадей меньше. Сколько всего тетрадей у Сережи? (с + (с – 6)). г) Оля нашла в лесу n ягод земляники, к ягод она съела, а остальные разделили на три равные части: папе, маме и сестре. Сколько ягод земляники было в каждой части? ((n – к):3).
Второе задание является домашним и дети проверяют свою домашнюю работу. Третье задание остается на доске. Чем правая часть отличается от левой (в третьем задании)? В левой части присутствуют действия сложения т вычитания, а в правой умножение и деление. Счет пятками. К нам в гости пришли четыре действия : ; · ; +; -. И принесли выражение: m – a : b + c · d Какие в нем есть действия? (все четыре) Посмотрите на человечков с действиями, они выстроились для подсказки. Как будем выполнять действия, в каком порядке? m – a : b + c · d Составим план действий:
Решаем №3 с коментированием: а) а · k + c · b – d : m б) а : b · c – d · k : m в) b · m – a : d – d + k Так какой является тема сегодняшнего урока? (Порядок действий в выражениях без скобок). Читаем правилами стр. 25 Если в выражениях без скобок есть только сложение, вычитание или только умножение и деление, то они выполняются по порядку слева направо. I – в Решает №2 40 – 5 · 3 = o 30 : 6 + 3 · 9 = o 45 : 5 + 17 = o 5 · 4 – 32 : 8 = o II – в решает №4 16 – 3 · 3 + 5 · 5 = o 6 · 3 : 2 + 5 · 8 · 0 = o 7 · 2 + 10 : 5 – 4 · 4 = o 3 · 8 + 35 : 5 + 0 : 239 = o Проверка: обмениваются тетрадями и проверяют друг у друга. Проводит ребенок.
Задачи №7 а) жужжащее чтение условия. Что известно? (что на 1 свитер - 5 мотков, на 1 жакет – 6 мотков ) Что не известно? (сколько мотков пойдет на 6 свитеров и 2 жакета) Что сначала узнаем? (сколько мотков пойдет на 6 свитеров) Как узнаем? (5 · 6) Что за тем узнаем? (сколько мотков пойдет на 2 жакета) Как узнаем? (6 · 2) I – в решает по действиям II – в решает выражением 5 · 6 + 6 · 2 = 42 ( м.) Если решаем выражением, сколько действий сделали? (3) А по действиям? (3) б) Жужжащее чтение условия. Что известно? (на одно платье - 3 м, а всего было 2 отрезка, в одном из которых 18 м, а в другом 6 м.) Что не известно? (сколько платьев можно сшить из двух отрезков) Изобразите на чертеже ?
18 м 6 м 1 сп. 18 : 3 + 6 : 3 = 8 (пл.) 2 сп ( 18 + 6) : 3 = 8 (пл.) Смотрят №10. Что такое периметр? (сумма длин сторон) Значит, что нужно найти сначала? (длины сторон) Это задание выполните дома. Так как же выполнять действия в выражении без скобок? |
Решает самостоятельно на доске.
Решает на карточке
Записать на таблице
Выполняют остальные дети
Запись на доске
Записывают одни выражения
Один человек у доски
|
Анализ: на данном уроке вводится правило порядка действий в выражениях без скобок. Фактически дети уже знакомы с этим правилом, но оно применялось лишь для выражений, содержащих 2 – 3 действия. А на данном уроке правило формулируется в общем виде и используется для решения примеров с более сложной структурой. Правило на уроке дети формулируют самостоятельно, что создает почву для мыслительной деятельности учащихся.
Для лучшего запоминания правила
создается такой образ: знаки
арифметических действий выстроились
в очередь, первыми по порядку
стоят знаки умножения и
Затем предлагаются различные занимательные упражнения для закрепления данной темы.
§ 4. Материалы для внеклассной работы.
Можно ли вызвать удивление и жгучее любопытство на лицах младших школьников во время занятия по математике?
Такие моменты, когда учитель сумел вызвать окрыленность и не поддельный интерес учащихся к предмету, являются поистине для него счастливыми. Из них складывается радость педагогического труда. И для создания атмосферы творческого вдохновения, самостоятельной индивидуальной и коллективной практической деятельности учащихся используются различные виды внеклассной работы по математике.
Внеклассная работа составляет неразрывную
часть учебно-воспитательного
Значение внеклассной работы по математике с младшими школьниками состоит в следующем:
Информация о работе Методика изучения элементов алгебры и математической логики