Оглавление
Введение
Свое название логика получила
от древнегреческого слова logos, означавшего,
с одной стороны, слово, речь, а с другой
- мысль, смысл, разум.
Возникая в рамках античной
философии как единой, не расчлененной
еще на отдельные науки совокупности знаний
об окружающем мире, она уже тогда рассматривалась
в качестве своеобразной, а именно рациональной,
или умозрительной, формы философии - в
отличие от натурфилософии (философии
природы) и этики (социальной философии).
В своем последующем развитии
логика становилась все более сложным,
многогранным феноменом духовной жизни
человечества. Поэтому естественно, что
в разные исторические периоды у разных
мыслителей она получала различную оценку.
Одни говорили о ней как о некоем техническом
средстве - практическом «орудии мысли»
(«Органон»). Другие усматривали в ней
особое «искусство» - искусство мыслить
и рассуждать. Третьи находили в ней некий
«регулятор» - совокупность или свод правил,
предписаний и норм мыслительной деятельности
(«Канон»). Были даже попытки представлять
ее как своеобразную «медицину» - средство
оздоровления рассудка.
Во всех подобных оценках, несомненно,
содержится доля истины. Но - лишь доля.
Главное, что характеризует логику, особенно
в настоящее время, это то, что она есть наука - и притом
весьма развитая и важная. И как всякая
наука, она способна выполнять различные
функции в обществе, а следовательно, обретать
разнообразные «лики».
Какое же место занимает логика
в системе наук? Ныне существует великое
множество самых разных отраслей научного
знания. В зависимости от объекта исследования
они, как известно, делятся прежде всего
на науки о природе
- естественные науки (астрономия, физика,
химия, биология и т.д.) и науки об обществе
- общественные науки (история, социология,
юридические науки и др.).
По сравнению с ними своеобразие
логики заключается в том, что ее объектом
выступает мышление. Это
наука о мышлении. Но если мы дадим логике
только такое определение и поставим здесь
точку, то допустим серьезную ошибку. Дело
в том, что само мышление, будучи сложнейшим
явлением, выступает объектом изучения
не одной лишь логики, но и ряда других
наук - философии, психологии, физиологии
высшей нервной деятельности человека,
кибернетики, лингвистики…
Важнейшим разделом философии выступает
теория познания, исследует мышление в
целом. Она решает фундаментальный философский
вопрос, связанный с отношением человека,
а следовательно, и его мышления к окружающему
миру: как соотносится наше мышление с
самим миром, можем ли мы в наших знаниях
иметь верную мысленную картину о нем?
Психология изучает мышление как один
из психических процессов наряду с эмоциями,
волей и т.д. Она раскрывает взаимодействие
с ними мышления в ходе практической деятельности
и научного познания, анализирует побудительные
мотивы мыслительной деятельности человека,
выявляет особенности мышления детей,
взрослых, психически нормальных людей
и лиц с теми или иными отклонениями в
психике.
Физиология высшей нервной деятельности
человека раскрывает материальные, а именно
физиологические процессы, протекающие
в коре больших полушарий головного мозга
человека, исследует закономерности этих
процессов, их физико-химические и биологические
механизмы.
Кибернетика выявляет общие закономерности
управления и связи в живом организме,
техническом устройстве, а следовательно,
и в мышлении человека, связанном прежде
всего с его управленческой деятельностью.
Лингвистика показывает неразрывную связь
мышления с языком, их единство и различие,
их взаимодействие между собой. Она раскрывает
способы выражения мыслей с помощью языковых
средств.
Своеобразие же логики как науки
о мышлении как раз и состоит в том, что
она рассматривает этот общий для ряда
наук объект под углом зрения его функций
и структуры, т.е. с точки зрения роли и
значения как средства познания действительности
и в то же время с точки зрения составляющих
его элементов и связей между ними. Это
и есть собственный, специфический предмет
логики.
Поэтому она определяется как наука о формах и
законах правильного мышления, ведущего
к истине.
1. Основные черты логического
мышления.
Мышление человека происходит не хаотично,
а подлежит определенным логическим законам.
Под законом логики понимают внутренний,
необходим существенный связь между мыслями.
Основными законами формальной логики:
закон тождества, закон достаточного основания,
закон противоречия, закон исключено третьего.
Формально-логические законы - это законы
правильного построения связи и мнения.
Законы логики выражают такие существенные,
общие, непременные свойства мышления,
как определенность, последовательность
и обоснованность.
Законы логики, будучи специфическими
законами мышления, неоднократно связанные
с законами обективного мира, соглашаются
с ними. "Законы мышления и законы природы
необходимо согласовать между собой, если
только они надлежащим познан" (Маркс.
К., Энгельс Ф. Сочинения).
Законы логики объективны, они не созданы
человеческим разумом, не продиктованные
мышлению самим мышлением, как утверждает
идеализм, а является отражением закономерности
объективного мира. «Закон логики является
отражение объективного в субъективном
сознании человека» .
Выражая основные свойства мышления,
законы логики имеют свою основу, свой
источник в объективных вещах. Каждый
логический закон отражает определенную
сторону действительности, ее свойства
и отношения, имеет свой аналог и сходство
в природе. Так, закон тождества является
отражением качественной определенности
вещей и явлений, а закон достаточного
обоснования отражает причинно-следственная
связь между предметами и явлениями мира.
Законы логики существуют и действуют
независимо от воли и желания людей. Мышление
человека стихийно подлежит законам логики.
Каждый человек независимо от того, знает
ли он о существовании законов логики
или нет, мыслит в соответствии с законами
логики.
Формально-логические законы должны
обще-человеческий характер. Они едины
для всех людей, независимо от их классовой
или национальной принадлежности. Все
люди мыслят по одним и тем же законом
логики. «Поскольку процесс мышления сам
вырастает из известных отношений, сам
является естественным процессом, то действительно
мышление может быть только одним и тем
же, отличаясь только по степени, в зависимости
от зрелости развития и, в частности, развития
органа мышления».
Законы логики являются орудием познания
действительности, необходимым условием
точного, адекватного отражения мышлением
внешнего мира. Чтобы мышление приводило
нас к истине, оно должно соответствовать
требованиям формально-логических законов-закон
тождества, противоречивости, исключен
третьего и достаточного основания.
Нарушения требований законов логики
приводит к тому, что мышление становится
неправильным, нелогичным. В практике
мышления случаются двояко рода логические
ошибки, связанные с нарушением требований
законов логики: софизмы и паралогизмы.
Закон тождества формулируется так: любая
мысль о предмете в процессе данного рассуждения
тождественна сама себе, сколько бы раз
она не повторялась. Мнение тождественны
сами себе тогда, когда они касаются одного
и того же предмета и его содержание остается
одним и тем же, сколько раз оно высказывается.
Если же содержание мысли меняется или
она относится к другому предмету, то такая
мысль не может считаться той же самой,
тождественной самой себе, это будет уже
другая мысль.
Закон тождества в виде формулы записывается
так:
А есть А или А = А
Закон противоречия твердит: две противоположные
высказывания не являются одновременно
истинными; в крайнем случае один из них
непременно ошибочно. Например, не могут быть одновременно
истинными суждения: «Петренко является
соучастником данного преступления»,
«Петренко не является соучастником данного
преступления». Одно из этих суждений
обязательно ошибочно.
Закон противоречия, как и любой формально-логический
закон, применимый только к таким суждениям,
в которых речь идет об одном и тот же предмет,
в одно и то же время и в том же самом отношении.
Если же в суждениях речь идет о различных
предметах или о различных признаках одного
и того же предмета, то такие суждения
не является верными и, следовательно,
к ним закон противоречия неприменимы.
Так, не является суждение: «Пальто, похищенное
у потерпевшего, было коричневым» и «Пальто
найденное у обвиняемого не было коричневым»,
если предметом мнения этих суждений являются
разные пальто.
2. Принципы мыслительной деятельности.
Каждой науке соответствуют
определенные положения, принимаемые
в этой науке без доказательства, без обоснования
— в силу их фундаментальной простоты,
а поэтому и умозрительной очевидности.
Такие положения называются принципами,
а в некоторых дедуктивного характера
науках - аксиомами (постулатами). Своей
простотой и монолитностью они выполняют
роль основания (фундамента) всего здания
науки. Имеет такие положения и логика.
Их называют обычно основными законами
логики: закон тождества, закон противоречия,
закон исключенного третьего и закон достаточного
основания. Но представляется, что это
не совсем точно, поскольку законы открываются
в рамках науки, исследуются и только потом
формулируются ею. Принципы же - лишь принимаются.
Аристотель, кстати, относился к этим законам
как к основоположениям, определениям,
принципам. Ведь, в самом деле, разве эти
положения логикой исследуются, открываются
ею - они в ней всего лишь формулируются,
оговариваются и принимаются.
Другое дело, когда, учитывая
особенности предметной области логики,
эти принципиальные положения в ней могут
быть конкретизированы тем или иным законом.
Поэтому, с нашей точки зрения, хотя в логике
обычно и формулируются четыре основных
закона, но опираются они всего лишь на
три принципа: принцип тождества, принцип
противоречия и принцип достаточности.
Название "основные законы логики"
(основные законы мышления) порой дезориентирует
студентов и они считают, что логика и
есть наука об этих четырех законах. Конечно
же, это значительное упрощение. Свести
всю науку к исследованию всего лишь четырех,
пусть и основных, законов не верно. Неверно
потому, что эти законы логика не исследует.
Далее, собственно логическими законами,
т.е. законами, открываемыми данной наукой
относительно форм мысли, являются, в частности,
законы структуры этих форм мысли и законы
связи их между собой. Закон, являясь самым
существенным признаком научного знания,
отражает общее, коренное, внутреннее,
сущностное, не лежащее на поверхности,
не дающееся исследованию непосредственно;
закон обнаруживается в процессе познания,
в процессе, идущем от отражения внешнего
к отражению внутреннего, скрытого. Открытие
и формулировка законов — показатель
качественного развития науки, ее проникновения
вглубь изучаемого, исследуемого предмета.
Поэтому, говоря о логике как науке о формах
и законах мысли, под законами следует
понимать те, которые отражают сущность,
внутренне необходимое, закономерное
в структуре отдельных форм мысли или
в их связи между собой.
Осваивая принципиальные положения
(основные законы) логики, важно знать
особенности исторического их осознавания
и формулировки, зависимость их от философии
и практической стороны деятельности
человека. Здесь без знакомства с историей
философии, историей логики не обойтись,
В таких случаях рекомендуем обращаться
к энциклопедиям, словарям, либо к работам
по истории философии и логики, среди которых
можно выделить работу А.О.Маковельского
«История логики» (М., 1967), Н.И.Стяжкина
и В.Д.Силакова «Краткий очерк истории
общей и математической логики в России»
(М., 1962), наконец - «Логический словарь-справочник»
Н.И.Кондакова (М., 1975).
Формулировка принципов обычно
предельно проста и это понятно, потому
что принцип - нечто простейшее, изначальное,
основное, фундаментальное. Простое, в
силу этой своей природы, должно просто
и определяться, формулироваться. Подобные
простейшие положения известны еще по
школьному курсу геометрии, например,
формулировка что такое точка, плоскость,
линия, прямая и пр. В логике такую роль
и выполняют принцип тождества, принцип
противоречия и принцип достаточности.
Что такое принцип, закон, тождество
(единство), противоречие (борьба) и т.п.
категории, логикой (да и другими науками)
заимствуется из философии, поскольку
только она имеет своим предметом предельно
общее, универсальное, даже беспредельное.
Эти категории, применительно к специфике
логической предметной области, трансформируются
в более узкие, однако, крайне важные, значимые
в этой предметной области положения,
такие как противоречащие и тождественные
понятия, противоречащие суждения и т.п.
Некоторые же философские положения, например,
принцип развития, принцип историзма,
несмотря на их универсальность, все же,
учитывая специфику предмета формальной
логики, в ней не «работают», ибо логика,
анализируя свой предмет - формы мысли,
отвлекается от их развития во времени,
от истории их формирования. В логике работает
другой принцип: всякая мысль тождественна
самой себе. Этот принцип исторически
формулируемый задолго до Аристотеля
вначале для предметного мира (всякая
вещь тождественна сама себе), был последним
преобразован в принцип, относящийся к
мыслям, в принцип мышления, и с той поры
рассматриваемый как неотъемлемое положение
логики. Понятно, что это положение не
нуждается в специальном обосновании
в силу своей и простоты, и достаточной
умозрительной самоочевидности.
Разговор о принципах важен
потому, что осознанность, наравне с доказательностью,
обоснованностью, является одним из главных
признаков научности.
3.В форме понятий
в абстрактном мышлении отражаются:
а) отношения между предметами
и их свойствами;
б) изменение свойств предметов
и отношений между ними;
в) определенная связь существенных
признаков предметов
Ответ: в) определенная связь
существенных признаков предметов
Наши мысли состоят из некоторых
содержательных частей.
Способ их связи – форма мысли. Различные
предметы отражаются в абстрактном мышлении
одинаково – как определенная связь их
существенных признаков, т.е. в форме понятия.
В форме суждений отражаются отношений
между предметами и их свойствами. Изменение
свойств предметов и отношений между ними
отражается в форме умозаключений.
Заключение
Рассмотренные выше основные
формально-логические законы мышления
открыты традиционной логикой. Как относится
к ним символическая логика? Она основывается
на них в своих построениях и процедурах,
но в целях решения собственных специфических
задач вносит в них необходимые уточнения
и дает им свою символику. Так, раскрывая
их единство в определенном отношении,
она рассматривает их в качестве тождественно-истинных
формул. Что это значит? Многие логические
формулы, используемые в символической
логике (логике высказываний), оказываются
при одних логических значениях своих
переменных истинными, а при других - ложными.
Тождественно истинные формулы тем и отличаются,
что они имеют логическое значение «истина»
при всех логических значениях своих переменных.
Истинность таких формул обусловлена
их логической структурой. Поэтому они
называются еще логически истинными
формулами. В конечном счете их истинность
определяется тем, что в их структуре отражаются
наиболее глубокие и общие связи самого
объективного мира. Посредством этих формул
и выражаются законы логики.