Активизация мыслительной деятельности

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Февраля 2013 в 13:35, курсовая работа

Краткое описание

Являясь одной из форм организации обучения в школе, домашняя работа имеет контролирующее и воспитывающее значение. Работая дома, ученики не только закрепляют полученные на уроке знания, совершенствуют умения и навыки, но и приобретают навыки самостоятельной работы, воспитывают в себе организованность, трудолюбие, аккуратность, ответственность за порученное дело.
Актуальность данной темы заключается в том, что эффективность домашней работы в процессе обучения во многом зависит от того, как учитель организует и направляет деятельность учащихся, связанную с выполнением домашних заданий. Руководство домашней работой он осуществляет не только в процессе задания уроков на дом, но и в процессе их проверки. От способов и приёмов проверки выполнения домашних заданий существенно зависит и характер их выполнения.

Содержание

• Введение
• Глава 1. Приемы, способы и средства активизации мыслительной деятельности на учебных занятиях
o § 1. Задачи и задания
o § 2. Вопросы и их роль в активизации деятельности учащихся8
o § 3. Приемы активизации
• Глава 2. Активизация мыслительной деятельности учащихся при проверке домашнего задания
o § 1. Проверка домашнего задания
o § 2. Формы и способы активизации мыслительной деятельности учащихся при проверке домашнего задания
• Заключение
o Методические приложения
• Использованная литература

Вложенные файлы: 1 файл

Документ Microsoft Word (4) (восстановлен).docx

— 57.27 Кб (Скачать файл)

Содержание

  • Введение
  • Глава 1. Приемы, способы и средства активизации мыслительной деятельности на учебных занятиях
    • § 1. Задачи и задания
    • § 2. Вопросы и их роль в активизации деятельности учащихся8
    • § 3. Приемы активизации
  • Глава 2. Активизация мыслительной деятельности учащихся при проверке домашнего задания
    • § 1. Проверка домашнего задания
    • § 2. Формы и способы активизации мыслительной деятельности учащихся при проверке домашнего задания
  • Заключение
    • Методические приложения
  • Использованная литература

 

Содержание

Глава 1. Приемы, способы  и средства активизации мыслительной деятельности на учебных занятиях

1.1 Задачи и задания

1.2 Вопросы и их  роль в активизации деятельности  учащихся

1.3 Приемы активизации

Глава 2. Активизация  мыслительной деятельности учащихся при  проверке домашнего задания

2.1 Проверка домашнего  задания

2.2 Формы и способы  активизации мыслительной деятельности  учащихся при проверке домашнего  задания

Заключение

Методические приложения

Использованная  литература

Введение

Являясь одной из форм организации обучения в школе, домашняя работа имеет контролирующее и воспитывающее значение. Работая  дома, ученики не только закрепляют полученные на уроке знания, совершенствуют умения и навыки, но и приобретают  навыки самостоятельной работы, воспитывают  в себе организованность, трудолюбие, аккуратность, ответственность за порученное дело.

Актуальность данной темы заключается в том, что эффективность  домашней работы в процессе обучения во многом зависит от того, как учитель  организует и направляет деятельность учащихся, связанную с выполнением  домашних заданий. Руководство домашней работой он осуществляет не только в процессе задания уроков на дом, но и в процессе их проверки. От способов и приёмов проверки выполнения домашних заданий существенно зависит  и характер их выполнения.

Дело в том, что  при выполнении домашней работы учащиеся нередко прибегают к помощи родителей. Зачастую задачи и примеры, выполненные  учащимся на черновике, проверяются  старшими, ошибки исправляются без  какого-либо анализа, работа чисто и  аккуратно переписывается в тетрадь.

Если учитель  при проверке домашнего задания  требует от учеников лишь воспроизвести  то, что написано у них в тетрадях или оценивает их работу при проверке тетрадей, то эта оценка часто не соответствует ни знаниям, ни затраченному труду ученика.

Такая проверка домашнего  задания, соответственно, влияет и на характер его выполнения. Ученик старается  только аккуратно оформить работу, не разобравшись до конца в тех заданиях, которые он должен был выполнить.

Следствием же такой  методики проверки обычно является то, что ученик не может справиться с  самостоятельной работой в классе даже в том случае, если она аналогична домашней, не умеет думать и рассуждать, не уверен в своих силах. Поэтому  учителю не следует ограничиваться только проверкой домашней работы после  уроков и простым воспроизведением выполненных учащимися домашних заданий во время фронтальной  проверки, а необходимо использовать различные способы и приёмы, активизирующие деятельность учащихся и позволяющие  установить, самостоятельно ли дети выполнили  данную работу.

Таким образом, выявленные противоречия между декларируемыми в теории различными способами и  приёмами, активизирующие деятельность учащихся, с одной стороны и  методами их реализации в практике проверки домашнего задания, с другой стороны, определили проблему поиска эффективных  способов проверки домашнего задания  учащихся.

Объект исследования - домашняя работа в процессе обучения.

Предмет исследования - содержание, формы, методы активизации  мыслительной активности учащихся при  проверке домашнего задания.

Методы исследования - основной метод исследования - анализ литературы по данной проблеме и анализ учебников.

Цель данной курсовой работы - рассмотрение методов и  форм активизации мыслительных способностей учащихся при проверке домашнего  задания.

Цель определила постановку следующих задач:

1. дать характеристику  приемов, способов и средств  активизации мыслительной деятельности  на учебных занятиях;

2. рассмотреть основные  формы проверки домашнего задания;

3. выявить эффективные  формы и способы активизации  мыслительной деятельности учащихся  при проверке домашнего задания.

Практическое значение курсовой работы состоит в практическом использовании полученных результатов  в работе.

Структура курсовой работы обуславливается целями и  задачами исследования. Состоит из введения, двух глав, заключения, методического  приложения и списка использованной литературы.

Глава 1. Приемы, способы и средства активизации  мыслительной деятельности на учебных  занятиях

1.1 Задачи и задания

В педагогическом процессе задача является одним из средств  овладения системой научных знаний, формирования умений решать жизненные, производственные задачи. Решение каждой задачи, в особенности познавательной, требует от обучающихся не только актуализации, систематизации и воспроизведения ранее усвоенных знаний. В этом процессе обучающийся, опираясь на известное ему, ведет дальнейший поиск и усвоение новых знаний, неизвестных ему ранее способов и средств решения задачи. Задача стимулирует мышление школьников, сближает их учебную деятельность с научным поиском, в определенной степени знакомит с этапами, методами и средствами научного познания и, безусловно, готовит обучающихся к их будущей практической деятельности.

Для активной мыслительной деятельности весьма полезны  различные задачи, процесс решения  которых характеризуется высоким  мыслительным напряжением, самостоятельным  поиском, доказательствами, рассуждениями. Решение задач максимально мобилизует и развивает такие умственные операции, как анализ и синтез, абстрагирование, сравнение, конкретизация, обобщение, обучает учащихся правильному, применению этих операций в своей познавательной деятельности. Этот процесс вносит в занятие эмоциональное оживление, повышает интерес к данной дисциплине.[14,c. 73]

Однако  роль и значение задач не следует  переоценивать. Решение задач дает положительные результаты только тогда, когда оно применяется в сочетании  с другими способами и средствами и когда преподаватель методически  правильно определит место задачи в учебном процессе.

В обучении задачи могут выполнять различную  роль. Они применяются с целью: 1) более доказательного разъяснения  на занятиях отдельных теоретических  положений; 2) эффективной организации  применения знаний на практике и показа практического значения теоретических  положений; 3) повторения, воспроизведения  и закрепления знаний; 4) контроля и самоконтроля знаний, умений; 5) формирования умений творческого использования  знаний в новых условиях.[14, c.75]

Очередной урок начинается с обсуждения первой задачи, в процессе которого учащимися  выдвигаются разные -- верные и ошибочные -- мнения. Уловив удобный момент в обсуждении, преподаватель начинает изложение основных положений урока и в нужное время обращает внимание учащихся на содержание второй задачи.

Педагогические  задачи обсуждаются с большим  интересом, оживленно, споры продолжаются и после урока. Опыт показывает, что  применение задач заметно повышает активность, интерес учащихся к лекции и изучаемой дисциплине в целом. Готовых решений педагогических задач нет, поэтому студент должен их решить самостоятельно. Для этого  он просматривает специальную литературу по педагогике и психологии, обращается к справочникам, словарям, анализирует  прошлый опыт (школьные годы) и т. д.

Использование педагогических задач позволяет  осуществить связь теории с практикой, развивает у учащихся умение самостоятельного решения практических вопросов обучения и воспитания.

Таким образом, педагогические задачи способствуют повышению  эффективности занятий только при  соблюдении определенных требований: во-первых, они должны быть связаны  с обсуждаемой на лекции проблемой; во-вторых, задачу следует подбирать  с учетом знаний, прежнего жизненного опыта учащихся, иначе она не вызовет  интереса; в-третьих, на занятии надо применять не более одной или  двух задач; в-четвертых, следует использовать разнообразные виды задач -- ситуативные, теоретико-методологические и другие.[14, c. 95]

При выборе задач для использования на различных  занятиях необходимо прежде всего определить те аспекты, проблемы изучаемой темы, которые могут и должны быть доведены до обучающихся и усвоены ими  в процессе решения познавательных задач. В целях развития мыслительной активности учащихся приемлема не всякая задача, а только та, которая: во-первых, способствует организации творческой познавательной деятельности учащихся, более активному овладению основными, принципиальными проблемами данной науки и ее методами, средствами; во-вторых, учитывает педагогические требования к содержанию, структуре  учебных занятий и включается в систему средств как органически  необходимый элемент занятия.[12, c. 96]

Следует подчеркнуть, что иногда встречается  смешение познавательной задачи с заданием, упражнением.

В чем  особенность заданий и какую  роль они играют в активизации  учебной деятельности учащихся? Задание  в жизненной практике и педагогике понимается как разновидность учебы, работы, которая возложена (задана) на кого-нибудь, ограничена в объеме и сроках выполнения. Так, работники выполняют трудовое (плановое) задание, а учащиеся - домашние учебные задания.

По своему характеру учебные задания бывают различными. Например, прочитать указанные  страницы учебника, к следующему занятию  решить предложенные задачи. На практических занятиях дается задание -- выполнить  упражнения и т.д. Задания бывают краткосрочные (выполнить к следующему занятию) и долгосрочные (написать реферат, доклад или вести наблюдения над  изучаемыми явлениями, процессами).

Обычно  задания дает преподаватель. Содержание, объем, виды заданий определяются дидактическими целями каждого занятия. Например, с  целью организации обсуждения познавательных проблем преподаватель дает учащимся задание -- прочитать к следующему занятию соответствующие параграфы  учебника и т. д.

Выводы:

- задачи  и задания являются одними  из важнейших средств активизации  мыслительной деятельности учащихся;

- эффективность  использования задач и заданий  зависит от их правильного  применения в сочетании с другими  способами и средствами

1.2 Вопросы и их  роль в активизации деятельности  учащихся

Преподаватели широко используют вопросы, направленные на проверку усвоения материала, выяснение запаса знаний учащихся. Такие вопросы требуют  воспроизведения усвоенного материала  и часто примёняются на зачетах, экзаменах.

Однако роль вопросов в  учебном процессе этим не исчерпывается. Путем задавания вопросов можно  организовать активную познавательную деятельность учащихся на лекциях, семинарских  и других занятиях. При помощи вопросов можно направить познавательную деятельность учащихся на определение  сходства и различия в процессах, на обобщение и доказательство, выявление  причин тех или иных явлений. При их помощи можно организовать усиленную интеллектуальную поисковую деятельность учащихся.[12, c.100]

Общеизвестно, что  вопросы, направленные на актуализацию ранее усвоенных знаний и их воспроизведение  лишь частично активизируют мыслительную деятельность обучающихся. Утверждение  некоторых дидактов, что вопросы, заданные с целью получения ответов, содержащих известные обучающимся знания, не возбуждают активную мыслительную деятельность учащихся, требует уточнения. Многие вопросы (если они не требуют лишь воспроизведения заученных цифровых данных,) формул, таблиц, ответ на которые дается почти автоматически, без поисков в памяти нужной информации), активизируют деятельность головного мозга, направляя ee на поиск нужного ответа. Бесспорно, что уровень мыслительной активности личности при этом будет не на таком высоком уровне, который достигается при помощи вопросов, содержащих область неизвестного, требующих поиска новых знаний.[8, c.7]

В основном применяются  вопросы, требующие: 1) восстановления ранее усвоенных знаний и их воспроизведения; 2) поиска новых знаний, глубокого  анализа фактов, их сравнения, сопоставления.

Для ответа на вопросы  первой группы обучающиеся вспоминают те факты, сведения о явлениях, процессах  и которые были выдвинуты в  процессе учебной, трудовой деятельности. Подобные вопросы используются на зачетах, экзаменах, т. е. в процессе контроля знаний и организации их применения на практике. Они способствуют систематизации знаний, обеспечивают прочность запоминания.

Вопросы второй группы содержат в себе элементы неизвестного, спорного, неясного. В дидактике  их называют проблемными. Они содержат в себе область неизвестного. Для  ответа на проблемные вопросы требуются  новые знания, поиск которых максимально  активизирует мыслительную деятельность учащихся. Обычно познавательная проблема формулируется преподавателем в  виде проблемного вопроса. Характерными признаками проблемного вопроса  являются: а) наличие неизвестного, спорного, неясного, которые создают  познавательную трудность; б) опора (связь) этого неизвестного, спорного на ранее  усвоенные знания. Решение неизвестного является развитием имеющихся представлений  обучающихся об этом явлении, процессе, добавлением в систему знаний новых сведений.

Информация о работе Активизация мыслительной деятельности