Динамичная логистическая цепочка

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Ноября 2014 в 14:35, доклад

Краткое описание

Задача современной логистики — обеспечить условия, чтобы именно нужная продукция, которая удовлетворяет строго определенные потребности конечного потребителя, доставлялась в нужное место в нужное время. Такая задача означает, что конечный потребитель ставится на первое место. Динамичная логистическая цепочка - метод, повышающий скорость передвижения в конкретной логистической цепочке на существенно более высокий уровень, чем это возможно при использовании других средств и технологий (система «точно в срок», методика быстрого реагирования и т.д.).

Содержание

Принципы динамичности
Характеристики спроса и возможности поставок
Характеристики спроса
Сегментация логистической цепочки в компании Xerox
Санитарная проверка затрат на сложность
Выводы
Преимущества малых объемов
Заключение
Выводы

Вложенные файлы: 1 файл

харрисон для диссертации-ОТРЕДАКТИР.docx

— 208.51 Кб (Скачать файл)

Динамичная логистическая цепочка

Алан Харрисон, Ремко ван ХоукГлава из книги «Управление логистикой» 
Издательство «Баланс Бизнес Букс»

 

Рынки XXI века часто характеризуются стремительным ростом товаров и услуг, более короткими жизненными циклами продукции и возрастающими темпами разработок новой продукции.

Задача современной логистики — обеспечить условия, чтобы именно нужная продукция, которая удовлетворяет строго определенные потребности конечного потребителя, доставлялась в нужное место в нужное время. Такая задача означает, что конечный потребитель ставится на первое место. Динамичная логистическая цепочка - метод, повышающий скорость передвижения в конкретной логистической цепочке на существенно более высокий уровень, чем это возможно при использовании других средств и технологий (система «точно в срок», методика быстрого реагирования и т.д.).

Основное внимание при рациональном подходе уделяется, по сути, устранению потерь. Согласно общему мнению, принципы рационализации эффективнее всего при относительно стабильном (а значит, предсказуемом) спросе и низком ассортименте. Но в ситуациях с неустойчивым спросом и высокими требованиями к ассортименту со стороны клиента устранение потерь имеет более низкий приоритет, чем необходимость быстрого реагирования на нестабильность рынка.

Важно также признать, что ни один из подходов не предлагает решений для всех ситуаций в логистической цепочке.

Принципы динамичности

На рис. 1. представление о динамичной логистической цепочке (Харрисон и др., 1999 г.). Динамичная логистическая цепочка восприимчива по отношению к клиенту. Под восприимчивостью к клиенту подразумевается, что логистическая цепочка способна изучать запросы конечного потребителя и реагировать на них. В основе управления большинством компаний лежат скорее прогнозы, чем спрос. Иными словами, поскольку компании не располагают достаточной оперативной информацией и не могут реагировать достаточно быстро, им приходится составлять прогнозы, основанные на объемах продаж или партиях товара за предыдущие периоды и преобразовывать эти прогнозы в товарно-материальные запасы. Важные открытия последнего десятилетия в виде таких достижений, как эффективная реакция заказчика (ECR) и использование информационных технологий для сбора данных о спросе непосредственно в месте совершения покупки или месте использования превращаются в способность компании откликаться на требования рынка. Это устраняет проблему, касающуюся методов разработки возможностей, необходимых для реагирования.

Логистическую цепочку следует рассматривать как сеть партнеров, у которых есть общая цель, ради которой они сотрудничают, чтобы реагировать на запросы конечного потребителя. Термин «сеть» для обозначения перекрестных связей между партнерами, образующими базовую модель. Отдельные партнеры рассматриваются с точки зрения их вклада в ценности, создаваемые для конечного потребителя. Конкурентоспособность является результатом сосредоточения возможностей сети партнеров на реагировании на запросы потребителя.

Третья составляющая динамичности — это рассмотрение сети как системы бизнес-процессов. Включение возможностей этих процессов — залог производительности и успешной совместной деятельности сети. «Автономные» процессы, не поддерживающие материальный поток, создают проблемы со временем, затратами и качеством для всей сети. Как уже отмечалось ранее, «все процессы внутри системы поставок необходимо истолковать в контексте того, как они взаимодействуют с другими процессами».

В-четвертых, применение информационных технологий для обмена данными между покупателями и поставщиками создает, по сути, виртуальную логистическую цепочку. Виртуальные логистические цепочки основаны скорее на информации, чем на товарно-материальных запасах. Традиционные системы логистики стремятся определить оптимальное количество запасов, а также их местоположение. Существуют сложные формулы и алгоритмы, обеспечивающие функционирование такого рода бизнес-модели, в основе которой лежат товарно-материальный запасы. Как ни парадоксально, сейчас мы узнаем, что как только у нас появляется наглядное представление о спросе благодаря переданной информации, предпосылки, на которых построены эти формулы, утрачивают актуальность. Электронный обмен данными (EDI) и Интернет позволяют партнерам по цепочке поставок действовать, руководствуясь одними и теми же данными — реальным спросом, а не зависеть от искаженной и нечеткой картины, вырисовывающейся во время передачи заказов от одного звена цепи к другому.

 
Рис. 1. Интегрированная модель, позволяющая создать динамичную логистическую цепочку

На рис. 1 показано, что создание динамичной логистической цепочки предполагает внесение многих значительных изменений. В качестве примера подобных преобразований рассмотрим ситуацию компании Li and Fung, крупнейшего экспортного торговца в Гонконге. Компания координирует действия производителей Дальнего Востока для осуществления поставок таким крупнейшим потребителям, как the Limited, расположенным преимущественно в Соединенных Штатах. Председатель правления Виктор Фанг утверждает, что одной из главных особенностей такого подхода является организация деятельности для клиента, а не организация работы подразделений внутри страны, которая в конечном итоге заканчивается их конкуренцией.

Возможности логистических цепочек «касаются гибкости, времени реагирования, малых производственных циклов, минимальных объемов заказа, а также умения изменять направление деятельности при изменении тенденций на рынке».

Характеристики спроса и возможности поставок

Динамичная логистическая цепочка — важный практичный метод построения логистических возможностей вокруг индивидуальных запросов конечного потребителя. Он означает уход от логистических цепочек, в центре структуры которых находятся фокусная компания и ее операционные направления (например производственная система компании Ford), к цепочкам поставок, сосредоточенным на конечном потребителе. Главное в данном случае — организация логистики, первым звеном в которой является заказ потребителя, — стратегия «снаружи внутрь», в противоположность толкающему предложению товаров и услуг на рынке, или стратегии «изнутри наружу». Среди требований по формированию иного взгляда к организации логистики следующие:

  • неослабное внимание к факторам, влияющим на потребительскую ценность, во всех процессах логистики;
  • предварительная разработка возможностей реагирования и гибкости;
  • использование указанных возможностей для ведения операций в динамичных логистических цепочках энергичным образом.

Мейсон-Джонс и др. (1999 г.) провели ценный сравнительный анализ динамичных и рациональных поставок, представленный в табл. 1.

Мы развили эту идею, сравнив характеристики рациональных и динамичных поставок, что показано в табл. 2.

Не существует причин, по которым подход к стратегии логистики должен осуществляться по принципу «или-или». Таким образом, многие логистические цепочки могут внедрить «рациональные» возможности вплоть до конкретного нисходящего процесса, после чего внедрить «динамичные» возможности. Это означает, что в начале будут использоваться высокопродуктивные процессы с низкими затратами, а затем — чувствительные процессы, обеспечивающие высокий уровень индивидуализации продукции. Такой стратегический выбор называется «рациональной динамикой», поскольку он сочетает преимущества обеих возможностей поставок. Концепция рациональной динамики аналогична концепции отсрочки, которую мы обсудим в настоящей главе далее.

Сравнения, приведенные в табл. 1 и табл. 2, позволяют нам установить связь между «динамичным» и «рациональным» подходами, делая таким образом более полной разработанную нами ранее концепцию о целях логистики. Относительное значение четырех видов конкуренции посредством логистики (качество, время, затраты и надежность) можно оценить с помощью решающих факторов при получении заказа и критериев заказа. Критерии заказа включают факторы, необходимые для вхождения на определенный рынок. Чтобы действительно победить в конкурентной борьбе и получить заказ, необходимо, чтобы деятельность фокусной компании по одному или более критериев была продуктивнее. В результате продукция этой компании выиграет у остальных претендентов на заказ на данном рынке, поскольку деятельность конкурентов по этим критериям будет оценена. Такие критерии называются решающими факторами при получении заказа. Особенности критериев заказа и решающих факторов при получении заказа могут со временем трансформироваться (Йохансон и др., 1993 г.), например, в результате изменений жизненного цикла продукции. Поэтому необходимо регулярно пересматривать особенности решающих факторов при получении заказа и критериев заказа, чтобы они гарантированно отражали текущие особенности рынка.

Таблица 1. Сравнение рациональных и динамичных поставок: отличительные признаки

Отличительные признаки

Рациональные поставки

Динамичные поставки

Типичные продукты

Предметы массового спроса

Модные изделия

Рыночный спрос

Предсказуемый

Неустойчивый

Ассортимент продукции

Низкий

Высокий

Жизненный цикл продукции

Долгий

Короткий

Факторы, влияющие на потребителя

Стоимость

Наличие

Объем прибыли

Низкий

Высокий

Основные затраты

Материальные затраты

Затраты на товарность

Штрафные санкции вследствие дефицита

Долгосрочные договорные

Немедленные и изменчивые

Политика закупок

Закупка материалов

Предоставление возможностей

Накопление информации

В высшей степени желательно

Обязательно

Метод прогнозирования

Алгоритмический

Консультативный


(Источник: Mason-Jones et al., 1999)

Таблица 2. Сравнительные характеристики рациональных и динамичных поставок

Характеристики

Рациональные

Динамичные

Фокус логистики

Устранение потерь

Потребители и рынки

Партнерство

Долгосрочное, стабильное

Постоянно меняющиеся группы

Основные критерии

Выходные критерии, например производительность и затраты

Измеряются возможности, основное внимание уделяется удовлетворению запросов потребителя

Фокус процессов

Стандартизация работы, соответствие нормативам

Ориентация на самоуправление оператора для максимализации самостоятельности

Логистическое планирование

Стабильное, фиксированные периоды

Мгновенный отклик


Изучение логистической цепочки персональных компьютеров в течение 15-летнего периода показывает развитие решающих факторов при получении заказа от качества и стоимости до доступности и периода освоения новой продукции (Кристофер и Товил, 2000 г.). В табл. 3 приведены четыре этапа развития.

Таблица 3. Видоизменения логистической цепочки персональных компьютеров

Ступень развития цепочки

I

II

III

IV

Период времени

начало 1980-х гг.

конец 1980-х гг.

начало 1990-х гг.

конец 1990-х гг.

Принципы логистической цепочки

Управляется продукцией

Ориентирована на рынок

Управляется рынком

Управляется потребителем

Вид логистической цепочки

Рациональные функциональные хранилища

Рациональная цепочка поставок

Рационально-динамичная логистическая цепочка

Специализированная рационально-динамичная логистическая цепочка

Решающие факторы при получении заказа

Качество

Стоимость

Наличие

Период освоения новой продукции

Критерии заказа

а) стоимость;

б) наличие;

в) период; освоения новой продукции

а) наличие;

б) период; освоения новой продукции;

в) качество

а) период; 
освоения новой продукции;

б) качество;

в) стоимость

а) качество;

б) стоимость;

в) наличие

Показатели эффективности

а) скорость оборота товарных запасов;

б) производ ственные затраты

а) общее время производственного цикла;

б) материальные затраты

а) доля рынка;

б) суммарные затраты

а) удовлетворение запросов потребителя;

б) добавленная стоимость


(Источник: Christopher и Towill, 2000)

Логистическая цепочка развилась от преимущественно рациональных возможностей в 1980-е годы до все большего количества динамичных характеристик в 1990-е годы. Это произошло вследствие изменений факторов, влияющих на покупательскую ценность, по мере того как конечные потребители становились все более осведомленными о продукции.

Концепция динамичности направлена на приведение возможностей поставок в соответствие со спросом конечного потребителя, таким образом, мы можем рассматривать характеристики спроса как постановку сложных задач, которые нужно решать с помощью возможностей поставок. Рис. 2 иллюстрирует характеристики спроса, выраженные в предсказуемости рынка, в то время как возможности поставок описывают, как быстро может отреагировать логистическая цепочка.

 
Рис. 2. Рациональные и динамичные системы в различных условиях спроса и поставок

Рассмотрим характеристики спроса и возможности поставки более подробно. Оба этих стратегических анализа необходимо применять к крупным сегментам рынка.

Характеристики спроса

Мы определили время С как период, в течение которого потребитель готов ждать выполнения своего заказа. Время С можно измерить с помощью временных критериев от месяцев до минут. Фактически таким образом в логистической цепочке определяются цели, касающиеся времени. Реагирование, измеряемое минутами, означает, что нет времени на доставку материалов или их обработку. Поэтому запасы готовой продукции неизбежны. Однако поскольку время С на нестабильных рынках сокращается, хранение запасов становится все более рискованным вариантом, что, в свою очередь, предъявляет более высокие требования к возможностям поставок. Компания может принять решение о выполнении таких требований, уменьшив ассортимент предложений и увеличив степень унификации деталей между различными единицами учета запасов. На другом конце шкалы отображена ситуация, при которой потребитель готов ждать в течение достаточно долгого времени, необходимого для разработки и осуществления процессов закупки. В этом случае возможен сравнительно высокий уровень обеспечения соответствия требованиям заказчика.

Ошибка прогноза (измеряется с помощью среднего абсолютного отклонения между фактическим и ожидаемым спросом для данного временного ряда) ставит четкие задачи по разработке возможностей поставок. Ошибка прогноза связана с логистикой, необходимой для приведения решений по среднесрочным и долгосрочным возможностям в соответствие со спросом. Сокращение времени П снижает необходимость зависимости от прогнозов. Но, разумеется, существует предел, до которого этот идеальный вариант можно смещать. Возможность моментального отклика на реальный спрос означает, что средства логистики правильно использованы. В частности, по-прежнему необходимо составлять среднесрочный и долгосрочный прогнозы, например, для учета заказов повышенной сложности для поставщиков, процессов с продолжительным производственным циклом, а также для увеличения производственных мощностей.

Информация о работе Динамичная логистическая цепочка