Достоинства и недостатки различных видов транспорта

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Апреля 2014 в 23:11, контрольная работа

Краткое описание

Значительная часть логистическихопераций на пути движения материального потока осуществляется с помощью различных транспортных средств. Транспорт — связующее звено между элементами логистических систем. Транспортная логистика — это перемещение требуемого количества товара в нужную точку, оптимальным маршрутом за требуемое время и с наименьшими издержками.

Транспорт представляют как систему, состоящую из двух подсистем: транспорт, предназначенный для общего пользования, и транспорт необщего пользования.
Транспорт общего пользования — отрасль народного хозяйства, которая обслуживает сферу обращения и население.

Вложенные файлы: 1 файл

polnaya_rabota.docx

— 953.53 Кб (Скачать файл)

 

Трубопроводный транспорт:


  1. преимущества:


^ низкая себестоимость;


^ высокая пропускная способность.


  1. недостатки:


^ узкая номенклатура подлежащих  транспортировке грузов (жидкости, газы, эмульсии).

Трубопроводный транспорт, в отличие от вышеописанных универсальных видов транспорта, пока остается узкоспециализированным, предназначенным для перекачки на дальние расстояния жидких и газообразных продуктов ограниченной номенклатуры: газ, нефть и нефтепродукты, а также в коммунальном хозяйстве для подачи воды и отвода канализации.9

Частые аварийные ситуации на трубопроводном транспорте обусловлены следующими причинами:

-      нарушения безопасности трубопроводов (внешние силовые воздействия, нарушение норм и правил при строительстве, коррозия труб или плохое их качество);

-      хищения цветных металлов, оборудования с вдольтрассовых сооружений;

-      несанкционированные врезки в трубопроводы;

-      диверсионные акты.

 

Для определения основного вида транспорта выделяют шесть главных факторов , влияющих на принятие решения:


1) время доставки;


2) стоимость перевозки;


3) надежность соблюдения  графика доставки груза;


4) частота отправлений;


5) способность перевозить  разные грузы;


6) способность доставить  груз в любую точку.


Правильность сделанного выбора должна быть подтверждена технико – экономическими расчетами, основанными на анализе всех расходов, связанных с транспортировкой различных видов транспорта. Оценка различных видов транспорта п о каждому из факторов приведена в табл. 1 (наименьшей единице соответствует наилучшее значение).

Таблица 1.


 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Экспертная оценка значимости различных факторов показала, что при выборе транспорта в первую очередь принимают во внимание:
• надежность соблюдения графика доставки;
• время доставки;
• стоимость доставки.10

Эти данные могут служить лишь приблизительным ориентиром для оценки соответствия того или иного вида транспорта условиям конкретной перевозки.

 

 

 

 

Структура издержек различных видов транспорта:

Вид транспорта

Издержки

Постоянные

Переменные

Железнодорожный

Высокие расходы на подвижной состав, терминалы, рельсовые пути

Низкий уровень

Автомобильный

Низкие издержки (шоссе уже построены и поддерживаются из дорожных фондов)

Средний уровень (горючее, техгическое обслуживание)

Водный

На среднем уровне (суда и оборудование)

Низкий уровень (возможна разовая перевозка большого тоннажа)

Воздушный

Низкий уровнь (самолеты, погрузо- разгрузочное оборудование, контейнеры)

Высокий уровень (горючее, оплата труда, техническое обслуживание)

Трубопроводный

Самый высокий уровень (земля, строительство, насосные станции, система контроля и управления)

Самый низкий уровень (затраты на оплату труда крайне незначительны)


 

 

 

Применение темы на уровне отрасли народного хозяйства

 

Транспорт является важнейшей составной частью экономической системы Российской Федерации. В условиях рыночных отношений всё больше внимания уделяется вопросам совершенствования системы взаимодействия каждого отдельного вида транспорта с грузоотправителями и грузополучателями.

Определяющим для финансового благополучия ж/д транспорта является выполнение основного требования: 
– обеспечение своевременного качественного и полного удовлетворение потребностей предприятий, организаций и поселений в перевозке. 
Именно в развивающейся конкурентной борьбе формируется в настоящее время транспортная система страны.

 

Особенностью транспорта как отрасли народного хозяйства является то, что он не создает самостоятельно материальных ценностей. Однако с транспорта начинается и транспортом завершается любой производственный процесс. «Продукт только тогда готов к потреблению, когда он закончит это передвижение».
Выполнение строительно-монтажных работ всегда неразрывно связано с потреблением, а следовательно, и с перемещением значительного количества грузов. Транспорт является связующим звеном между строительными площадками и поставщиками материалов, конструкций, деталей, оборудования, и от его четкой работы во многом зависят результаты деятельности строительных организаций.

Для строительства ежесуточно погружается, разгружается и перевозится более 50 млн. т грузов.11

Все виды транспорта, применяемые на строительстве, подразделяются по характеру перевозок грузов на внешний и внутрипостроечный, а по направлению перемещения грузов — на вертикальный и горизонтальный.
Вертикальный — служит для подъема строительных материалов, конструкций, деталей, оборудования. К этому виду транспорта относятся краны, подъемники и др.
Горизонтальный — предназначен для перемещения строительных материалов, конструкций, деталей, оборудования от мест добычи или изготовления к местам потребления. К нему относятся: рельсовый транспорт нормальной (широкой) колеи (1524 мм) и узкой колеи (600 и 750 мм); безрельсовый транспорт (автомобильный, тракторный); водный транспорт; специальные виды транспорта (канатные дороги и др.); воздушный транспорт; трубопроводный транспорт.

Для определения интенсивности работы транспорта существует понятие «грузовой поток». Он характеризуется интенсивностью перемещения грузов и, следовательно, исчисляется количеством грузов, перемещенных по некоторому участку транспортной сети в течение определенного промежутка времени (сутки, месяц, квартал, год).
Все грузовые потоки на строительстве осуществляются с помощью внешнего или внутрипостроечного транспорта.12
К внешнему — относятся железнодорожный, автомобильный и водный транспорт, которым грузы перемещают из карьеров, со складов заводов-поставщиков или производственных предприятий а также от железнодорожных станций и причалов на склады строительных организаций или управлений производственно-технологической комплектации. В случае, когда доставку основных материалов осуществляют непосредственно к строящимся объектам, внешние грузопотоки оканчиваются на приобъектных складах. Доставка материалов непосредственно на приобъектные склады способствует более рациональному использованию транспортных средств. При этом снижается себестоимость перевозок за счет сокращения объема погрузочно-разгрузочных работ. Кроме того, уменьшение количества перегрузок позволяет сохранить качество материалов и конструкций.
Перевозки строительных грузов внешним транспортом осуществляют по одной из следующих схем:

1) перевозки железнодорожным  транспортом, когда строительная  площадка соединена подъездными  путями с железной дорогой  общего пользования;

2) перевозки автомобильным  транспортом;

3) смешанные перевозки.

Примером смешанных перевозок является перевозка грузов автотранспортом на сравнительно небольшие расстояния до железнодорожных станций или причалов с последующей перегрузкой грузов на железнодорожный или водный транспорт и снова с погрузкой грузов на автомобильный транспорт и доставкой грузов на склады строительных   организаций   от  железнодорожных станций или причалов. В практике могут встретиться и другие сочетания различных видов транспорта.
К внутрипостроечному — относится, как правило, автомобильный транспорт, реже железнодорожный и тракторный. Внутрипостроечным транспортом осуществляют перевозки по территории строительства от центральных складов или складов управления производственно-технологической комплектации на участковые или приобъектные склады.13

В настоящее время, в связи с многообразием отраслей народного хозяйства, форм, способов и условий перевозок, многотысячной номенклатуры грузов автомобильные перевозки грузов имеют общую классификацию по целому ряду признаков, а для некоторых отраслей народного хозяйства и видов грузов применяются частные классификации.
Общая классификация грузовых автомобильных перевозок составлена по основным классификационным признакам.


По отраслям народного хозяйства автомобильные грузовые перевозки подразделяются на:

  • сельскохозяйственные;
  • строительные;
  • промышленные;
  • потребительские;
  • воинские и другие.

 

Недоучет роли транспорта в экономике приводит к отставанию отдельных отраслей промышленного производства и сельского хозяйства. Так, плохие дороги или их отсутствие не позволяет вывезти готовую продукцию, что особенно пагубно для сельского хозяйства, где каждый вид продукции имеет ограниченный срок реализации. Несвоевременная доставка людей к месту работы или проживания может отрицательно сказаться на их здоровье и работоспособности. 

 

Экономическое значение транспорта в жизни общества состоит в обеспечении развития, связи и координации работы всех отраслей экономики.Транспорт способствует монолитности государства, позволяет маневрировать ресурсами, оперативно разрешать чрезвычайные ситуации. В этом состоит политическое значение транспорта.

Транспорт выполняет роль связующего звена между разными населенными пунктами и производствами; он перевозит людей и грузы, обеспечивает внутреннюю и внешнюю торговлю.

Показатель работы транспорта – количество перевезенных пассажиров/грузов, умноженное на расстояние перевозок (пассажирооборот и грузооборот).

В России по грузообороту лидируют железнодорожный и трубопроводный виды транспорта, а по пассажирообороту – автомобильный внутригородской.

Основная сеть железных и автомобильных дорог России расположена в европейской части.14

Через всю территорию с запада на восток, начиная от границы с Белоруссией и заканчивая во Владивостоке, проходит самая длинная в мире железная дорога – от Челябинска, именуемая Транссибирской магистралью.

Другая крупная железнодорожная магистраль протянулась от Усть-Кута в Восточной Сибири до Комсомольск-на-Амуре на Дальнем Востоке. Это Байкало-Амурская магистраль.

Существует проект постройки трансконтинентальной железной дороги, проходящей через территорию Восточной и Северо-Восточной Сибири и Чукотского полуострова через Берингов пролив в Северную Америку.

Большинство железных дорог России электрофицированы, а на самых грузонапряженных участках два и более путей.

 

Динамика перевозок отдельных видов грузов железнодорожным транспортом 
в январе – сентябре 2011 и 2012 годов

В России, за исключением Москвы и Московского региона, практически нет автомобильных дорог с качественным покрытием (автобаны). До сих пор нет автодороги, проходящей через всю территорию России с запада на восток (она обрывается в Чите и вновь начинается в Хабаровске).

Основное количество нефте– и газопроводов начинается в Западной Сибири, и далее они идут, в основном, на запад с выходом в страны Европы. Построен газопровод в Турцию, проходящий по дну Черного моря.

В труднодоступных районах (Сибирь и Дальний Восток) большое значение имеет авиационный и речной транспорт.15

В России существует целая система внутренних водных путей. Некоторые реки и озера связаны между собой судоходными каналами. Самая значимая для народного хозяйства река – Волга.

Над территорией России проходит несколько международных авиалиний, главные из которых связывают европейские страны со странами Восточной и Юго-Восточной Азии.

Международные аэропорты есть в Москве, Санкт-Петербурге, Минеральных Водах, Екатеринбурге, Хабаровске, Новосибирске.

Развит морской транспорт, которому принадлежит главная роль в международных перевозках. Большое значение для районов Крайнего Севера имеет каботажное плавание, т. е. плавание вдоль морского побережья России. Например, Северный морской путь, начинающийся в Мурманске, и заканчивающийся во Владивостоке. Самые крупные морские порты: Санкт-Петербург и Калининград, Мурманск, Архангельск и Игарка, Владивосток и Находка, Новороссийск и Туапсе, Астрахань и Махачкала.

Существуют однопрофильные (специализированные —нефтяной в Туапсе) и многопрофильные (универсальные – Петербургский) морские порты. Порты Мурманска и Калининграда незамерзающие.16

В России почти нет глубоководных портов. В связи с потерей Россией нескольких портов на Балтийском море в Ленинградской области в пункте Усть-Луга идет строительство нового порта, а также расширяется порт в городе Высоцке Выборгского района Ленинградской области.

Населенные пункты, где сходятся несколько видов транспорта, выполняют роль транспортных узлов. Самый большой в России транспортный узел – это Москва (более десятка железных и автодорог, 4 аэропорта, 3 речных порта, метро).

Объем коммерческих перевозок грузов по транспортному комплексу составил в 2011 году 3721,3 млн. тонн, коммерческий грузооборот –                2383,9 млрд. т-км (соответственно 104,6 % и 105,0 % к уровню 2010 года). Коммерческий грузооборот превысил уровень 2008 года на 0,9 процента.

Рост объемов перевозок и грузооборота обусловлен посткризисным восстановлением экономики, в том числе увеличением объемов производства в основных

грузообразующих отраслях, объемов экспортно-импортных операций и ростом деловой активности.

Динамика грузооборота в 2011 году,  % к уровню 2010 года

 

В структуре пассажирооборота транспорта общего пользования доминируют воздушный (33,3 % от общего объема пассажирооборота транспортного комплекса), автомобильный (27,4 %) и железнодорожный (27,9 %) виды транспорта. В 2011 году относительно 2010 года продолжилось перераспределение в структуре пассажирооборота между железнодорожным и воздушным транспортом. Так, в 2011 году доля пассажирооборота железнодорожного транспорта снизилась на 0,9 %, а воздушного - увеличилась на 2,8 процентов.17

 

 

 

Структура пассажирооборота транспорта общего пользования

                                                                в 2011 году, %

 

 

В общем объеме экспорта транспортных услуг 58,6 % приходится на воздушный транспорт, 24,2 % - на водный транспорт, 13,8 % - на железнодорожный транспорт и 3,4 % - на автомобильный транспорт. Относительно 2010 года  доля воздушного транспорта в 2011 году увеличилась  на 3,3 процентных пункта.18

 

Структура  экспорта транспортных услуг по видам деятельности

за январь-сентябрь 2011года, %

 

Рост среднемесячной начисленной заработной платы в январе – декабре 2011 года по сравнению с аналогичным периодом 2010 года на магистральном железнодорожном транспорте составил 113,0 %, промышленном железнодорожном – 115,4 %,  автомобильном грузовом – 109,4 %,  автобусном, подчиняющемся расписанию – 109,2 %, метрополитене – 110,7 %, трамвайном – 108,8 %, троллейбусном – 109,3 %, внутреннем водном – 115,1 %, воздушном – 120,5 %, по вспомогательной и дополнительной транспортной деятельности – 113,0 процента. 

Информация о работе Достоинства и недостатки различных видов транспорта