Приложения
Краткое содержание
работы
Значительная часть логистическихопераций
на пути движения материального потока
осуществляется с помощью различных транспортных
средств. Транспорт — связующее звено
между элементами логистических систем.
Транспортная логистика — это перемещение
требуемого количества товара в нужную
точку, оптимальным маршрутом за требуемое
время и с наименьшими издержками.
Транспорт представляют как
систему, состоящую из двух подсистем:
транспорт, предназначенный для общего
пользования, и транспорт необщего пользования.
Транспорт общего
пользования — отрасль народного
хозяйства, которая обслуживает сферу
обращения и население. Этот вид транспорта
часто называют магистральным (магистраль
— основная, главная линия в какой – либо
системе, в данном случае — в системе путей
сообщения ) . Понятие транспорта общего
пользования охватывает городской, железнодорожный,
водный (морской и речной ) , автомобильный
и воздушный, а также трубопроводный транспорт.
Транспорт необщего
пользования — внутрипроизводственный
транспорт, а также транспортные средства
всех видов, принадлежащие нетранспортным
предприятиям; является, как правило, составной
частью каких – либо производственных
систем.
Существуют следующие основные
виды транспорта:
• железнодорожный;
• морской;
• внутренний водный (речной);
• автомобильный;
• воздушный;
• трубопроводный.
Каждый из видов транспорта
имеет конкретные особенности, достоинства
и недостатки.
В данной работе я хотела бы
подробнее остановиться на достоинствах
и недостатках различных видов транспорта
в логистике, участие транспорта в народном
хозяйстве страны и в частности на внутреннем
водном транспорте.
Рассмотрим преимущества и
недостатки использования транспортных
средств с точки зрения логистики.
Автомобильный
транспорт традиционно используется
для перевозок на короткие расстояния:
- преимущества:
^ высокая маневренность;
^ доставка «от дверей
до дверей» с необходимой степенью
срочности;
^ регулярность поставки;
^ возможность поставок
малыми партиями;
^ наименее жесткие требования
к упаковке товара и др .;
- недостатки:
^ высокая стоимость перевозок;
^ срочность разгрузки;
^ возможность хищения
груза и угона автотранспорта;
^ сравнительно малая грузоподъемность
и др.
Наиболее распространен в мире
автомобильный транспорт. В России он
не может составить конкуренции железнодорожному
в массовых межрайонных грузовых перевозках,
прежде всего, из-за его высокой удельной
энергоемкости и себестоимости перевозок,
большой дальности перевозок и отсутствия
современной сети автодорог высокого
технического уровня. Сфера его применения
в России – внутригородские, пригородные
и внутрирайонные грузовые и пассажирские
перевозки, а также перевозки на средние
и дальние расстояния малотоннажных ценных
и скоропортящихся грузов.
Его основное преимущество – гибкость, так
как он может доставить грузы практически
в любую точку. Хотя максимальная скорость
на дорогах ограничена, способность этого
вида транспорта оказывать услуги «от двери к двери»
позволяет избегать перегрузки продукции
на другие виды транспорта, что сокращает
общее время поездки.
Тем не менее, скорость перемещения
может быть важным фактором, особенно
с учетом пробок, из-за которых транспортные
средства движутся все медленнее.
По сравнению с железной дорогой,
где каждый владелец практически монополизирует
определенный маршрут, для автомобильного
транспорта характерно наличие множества
перевозчиков, работающих на одних и тех
же территориях. При наличии такого множества
перевозчиков конкуренция, как правило,
становится более острой, а ценообразование –
более гибким.
Железнодорожный
транспорт:
- преимущества:
^ перевозка больших партий
грузов при любых погодных
условиях;
^ сравнительно быстрая
доставка груза на большое
расстояние;
^ регулярность перевозок;
^ удобная организация
погрузочно – разгрузочных работ;
^ сравнительно невысокая
себестоимость перевозки грузов,
а
также наличие скидок и др.;
- недостатки:
^малая скорость передвижения;
^ ограниченное количество
перевозчиков;
^ хищения и потери;
^ небольшая возможность
доставки к пунктам потребления
(в ряде случаев должен дополняться
автомобильным)
и др.
Для перевозки тяжелых и крупных
грузов на средние и дальние расстояния
с высокой концентрацией грузовых потоков,
чаще всего, выбирают железнодорожный
транспорт.
Услуга железнодорожных перевозок
обычно считается настолько важной, что,
как правило, находится под контролем
государства.
Число железнодорожных перевозчиков
неизбежно невелико, особенно по сравнению
с автомобильным транспортом. Основная
причина этого – крупные инвестиции в
сооружение железнодорожного полотна,
подвижного состава и терминалов.
Вследствие низких затрат на
транспортировку железнодорожные перевозки
можно использовать для перемещения больших
объемов относительно дешевых материалов
(угля, минеральный удобрений и т.д.). По
этой причине железнодорожный транспорт
чаще используется на начальных участках
цепи поставок. Организации чаще пользуются
услугами железной дороги для входящих
потоков сырья, чем для исходящего потока
готовой продукции.
Более очевидная трудность
связана с тем, что поезда могут перемещаться
только по определенным маршрутам и между
постоянными терминалами. Большинство
заказчиков располагаются на определенном
расстоянии от этих терминалов, поэтому
им приходится отправлять грузы по автомобильной
дороге как в начале участка перевозки,
так и в его конце. Это увеличивает общее
время, хотя железнодорожные перевозки
и сами считаются относительно медленными.
Поэтому они более удобны для больших
расстояний.
Существуют решения, позволяющие
преодолевать ограничение доступа, например,
размещать элементы инфраструктуры возле
железнодорожных терминалов или портов,
аэропортов, контейнерных портов или других
терминалов. Если спрос достаточно высок,
оправданно создавать специальные сооружения.
Например, может оказаться дешевле построить
отдельную железнодорожную ветку от электростанции
до угольной шахты, чем перевозить уголь
грузовиками.
Водный
транспорт является самым крупным перевозчиком
в международных перевозках. Свыше 90 % мировой
торговли связано с перевозками продукции
водным транспортом. Морской транспорт
выполняет в основном внешние, экспортно-импортные
перевозки. Велика роль каботажных перевозок
для северных и восточных прибрежных регионов
России. Выделяют три основных типа водного
транспорта:
1) речной, используемый на реках
и каналах (обычно называемых внутренними
водными путями);
2) каботажный (перевозка из
одного порта в другой вдоль побережья);
3) морской (по основным морям).
Морской
транспорт:
- преимущества:
^ низкие грузовые тарифы;
^ высокая провозная способность
и др .;
- недостатки:
^ низкая скорость;
^ ограниченная возможность
доставки к пунктам потребления;
^ жесткие требования к
упаковке и креплению грузов;
^ малая частота отправок;
^ зависимость от погодных
и навигационных условий.
Большинство водных перевозок
грузов осуществляется крупными морскими
путями. Некоторые страны имеют выгодное
положение, поскольку у них удобная береговая
линия, позволяющая им активно заниматься
международными перевозками, например,
такие города, как Роттердам, Гонконг и
Нью-Йорк, создали крупнейшие порты. Через
20 самых крупных в мире портов осуществляется
более половины всей мировой торговли.
Некоторые разновидности морских
перевозок неизбежно предусматривают
длительные маршруты. При этом для перевозки
разных грузов используются самые разные
типы судов. Эти суда обеспечивают существенную
экономию на масштабах, поэтому цель многих
конструкций – перевозить крупные грузы
и добиваться низких затрат на единицу
перевозимой продукции.
Внутренний
водный транспорт:
- преимущества:
^ низкие грузовые тарифы
(самый дешевый транспорт при
перевозках грузов весом более
100 т на расстояние более 250 км);
- недостатки:
^ малая скорость доставки;
^ ограниченная возможность
доставки к пунктам потребления;
^ малая частота отправок;
^ низкая географическая
доступность.
Хорошо развитый речной/канальный
транспорт имеется во многих странах.
Внутренний водный (речной) транспорт
предназначен для перевозок на узких судах
или баржах отдельных относительно небольших
видов грузов на средние и дальние расстояния,
а также для пассажирского сообщения (особенно
пригородного). При перевозках грузов
весом более 100 тонн на расстояние более
250 км этот вид транспорта самый дешевый.
Однако в последние десятилетия он не
выдерживает конкуренции с другими видами
транспорта и практически превратился
в специфический вид технологического
транспорта, предназначенного для перевозки
минерально-строительных материалов и
туристических круизов.
Воздушный
транспорт:
- преимущества:
^ наиболее высокая скорость
доставки;
^ возможность доставки
в отдаленные районы;
^ высокая сохранность
грузов.
- недостатки:
^ высокие грузовые тарифы;
^ ограниченность размера
партии;
^ зависимость от метеоусловий
(приводит к непредсказуемости
графиков поставки).
По своим функциям воздушный
транспорт также относится к узкоспециализированным:
он осуществляет в основном пассажирские
перевозки на дальние и средние расстояния,
хотя и имеет большое значение в транспортировке
ряда ценных, скоропортящихся и срочных
грузов. Авиакомпании также перевозят
значительную долю грузов, скорость доставки
которых более важна, чем затраты. На практике
эти перевозки используются только для
относительно дорогой продукции. Возможно,
наиболее общий тип таких перевозок –
доставка документов и посылок.
В этой области совершаются
операции трех основных типов:
1) регулярное обслуживание,
когда крупные авиакомпании используют
для грузов место на пассажирских самолетах,
не заполненное багажом;
2) грузовое обслуживание,
когда операторы составляют график регулярных
полетов грузовых самолетов. Это перевозчики
общего пользования, перевозящие товары
для любого заказчика;
3) чартерные операции,
когда весь самолет арендуется для доставки
конкретного груза.
Как и компании, занимающиеся
морскими перевозками, авиакомпании сталкиваются
с тем, что груз требуется доставить в
аэропорт и забрать из аэропорта. Поэтому
вокруг основных аэропортов располагаются
самые разные сооружения, предназначенные
для перемещения продукции, поступающей
от отправляющих организаций на нужные
самолеты, а также для того, чтобы забрать
доставленные самолетами грузы и распределить
их по заказчикам. Все это также требует
времени, что снижает общие выгоды воздушных
перевозок.
Еще одна проблема авиакомпаний –
их затраты, управлять которыми они могут
в очень ограниченном
диапазоне. Здесь наблюдается комбинация
высоких постоянных затрат
(самолеты дорого покупать) и высоких переменных затрат
(оплаты топлива и услуг аэропортов, заработной
платы персонала и т.д.). Обеспечение полетов
самолетов также стоит дорого, и никаких
реальных способов сокращения этих расходов
нет. Кроме того, на этом рынке конкуренция
может быть очень острой, что накладывает
свои ограничения на размеры тарифов,
и из-за этого новые авиакомпании часто
становятся банкротами.
Трубопроводный
транспорт:
- преимущества:
^ низкая себестоимость;
^ высокая пропускная способность.
- недостатки:
^ узкая номенклатура подлежащих
транспортировке грузов (жидкости,
газы, эмульсии).
Трубопроводный транспорт,
в отличие от вышеописанных универсальных
видов транспорта, пока остается узкоспециализированным,
предназначенным для перекачки на дальние
расстояния жидких и газообразных продуктов
ограниченной номенклатуры: газ, нефть
и нефтепродукты, а также в коммунальном
хозяйстве для подачи воды и отвода канализации.
Сравнительный анализ
России и Китая по морским грузоперевозкам
Перевозка грузов морским транспортом России (1), океанские
перевозки грузов Китаем (2), млн.
тонн. Источники:National Bureau of Statistics of China.
В России с участием морского транспорта
осуществляется более 60% внешнеторговых
перевозок. Но за последние годы объем
грузоперевозок флотом страны значительно
уменьшился. По этому показателю Россия
отстает уже даже от небольших европейских
и азиатских государств. Это можно наблюдать
на сравнительном графике перевозок грузов
морским транспортом в России и в Китае.
Уменьшение объемов транспортировки российских
грузов кораблями под российским флагом
происходит на фоне возрастающих объемов
перевозок судами под иностранными флагами.
Собственным
морским флотом обеспечивается уже не
более 4 - 6% российских внешнеторговых
перевозок.!Ошибка в формуле
С каждым
годом объем перевозок грузов
морским транспортом постоянно
сокращается, что приводит к большим
потерям в экономике страны.
Summary of work
Logisticheskihoperatsy significant part to the movement
of material flow by means of a variety of vehicles. Transport - the
link between the elements of logistics systems. Transport Logistics
- is moving the required amount of product to the desired point, the
best route for the desired time and at the lowest cost.
Transport represents a system consisting of two subsystems:
the transport system for the public, and non-public transport. Public
transport - a branch of the national economy, which serves the sphere
of circulation and population. This type of transport is often called
the backbone (main - the main, the main line to which - or the system,
in this case - in the system of Railways). The concept of public transport
covers urban, rail, water (sea and river), road and air and pipeline
transport. Transport non-public - in-plant transport, and vehicles of
all kinds, belonging to non-transport companies, is usually part of
the public - or the production systems.