Информационное обеспечение логистического процесса

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Декабря 2013 в 23:32, курсовая работа

Краткое описание

Целью курсовой работы является изучение информационного обеспечения логистического процесса. Отсюда вытекают следующие задачи: рассмотрение проблем информационной логистики, создания логистических информационных систем, видов логистических информационных систем, раскрытие принципов построения логистических информационных систем, исследование информационных технологий, рассмотрение дистанционной передачи данных и информационной инфраструктуры.

Содержание

Введение……………………………………………………………………….......4
1 Теоретические основы построения и функционирования информационных систем
1.1Виды логистических информационных систем……………………………………5
1.2Создание логистических информационных систем………………………………..8
1.3Информационные потоки в логистике………………………………………….…14
1.4Проблемы при создании логистических информационных систем………….….17
2 Практические основы построения логистических цепей.
2.1Характеристика предприятия……………………………………………………….20
2.2Характеристика информационной логистической системы…………………...….22
2.3Анализ использования системы автоматизированного управления…………..…24
2.4Использование информационных технологий в логистике……………………....27
Заключение………………………………………………..……………………..31
Список используемой литературы……………………….…………………….33

Вложенные файлы: 1 файл

Kursach.docx

— 94.28 Кб (Скачать файл)

Логистические информационные системы представляют собой соответствующие информационные сети, начинающиеся с дневных требований заказчиков (представляющих чисто стохастическую величину), распространяющиеся через распределение и производство до поставщиков. Эти системы обычно разделяются на три группы.

1.   Информационные системы для принятия долгосрочных решений о структурах и стратегиях (так называемые плановые системы). Они служат главным образом для создания и оптимизации звеньев логистической цепочки. Для плановых систем характерна пакетная обработка задач.

2.   Информационные системы для принятия решений на среднесрочную и краткосрочную перспективу (так называемые диспозитивные или диспетчерские системы). Они направлены на обеспечение отлаженной работы логистических систем. Речь идет, например, о распоряжении (диспозиции) внутризаводским транспортом, запасами готовой продукции, обеспечении материалами и подрядными поставками, запуске заказов в производство. Некоторые задачи могут быть обработаны в пакетном режиме, другие требуют интерактивной обработки (on-line) из-за необходимости использовать как можно более актуальные данные. Дипозитивная система подготавливает все исходные данные для принятия решений и фиксирует актуальное состояние системы в базе данных.

3.   Информационные системы для исполнения повседневных дел (так называемые исполнительные системы). Они используются главным образом на административном и оперативном уровнях управления, но иногда содержат также некоторые элементы краткосрочной диспозиции. Особенно важны для этих систем скорость обработки и фиксирование физического состояния без запаздывания (т.е. актуальность всех данных), поэтому они в большинстве случаев работают в режиме on-line. Речь идет, например, об управлении складами и учете запасов, подготовке отправки, оперативном управлении производством, управлении автоматизированным оборудованием. Управление процессами и оборудованием требует интеграции информационных систем коммерческого характера и систем управления автоматикой.

Создание информационных систем требует системного мышления. Структура логистической системы  предприятия, материальный поток, обеспечивающие логистические, информационные системы  взаимосвязаны и взаимозависимы. Чтобы логистические информационные системы могли обеспечить требуемую  эффективность логистических процессов, их надо интегрировать вертикально  и горизонтально.

Вертикальная интеграция – связь плановых, диспозитивных  и исполнительных систем. Под горизонтальной интеграцией понимается связь отдельных  комплексов задач в диспозитивных  и исполнительных системах. Главную роль во всей архитектуре логистических систем играют диспозитивные системы, которые определяют требования к соответствующих исполнительным системам.

Вычислительная  техника также применяется в  отдельных звеньях логистической  цепочки для управления сложными техническими процессами и для контроля за ними. В области экономического контроля, наоборот, роль регулятора (прерогативу принятия решений) оставляет за собой человек, а вычислительная техника предоставляет ему нужную информацию. Для управления оперативными логистическими процессами и для контроля за ними важным является диалог с ЭВМ в режиме on-line, который позволяет минимизировать время реакции регулятора. Для экономического контроля часто достаточно периодической пакетной обработки данных.

Благодаря миниатюризации и удешевлению вычислительной техники  становится возможной ее децентрализации, т.е. приближение к рабочим местам. Децентрализация ЭВМ позволяет  существенно сократить объем  передачи данных. Ряд данных о логистических  процесса можно обрабатывать автономно  прямо в данном подразделении, например, на складе. Принципиальной идеей создания децентрализованных баз данных является возможность принимать решения  на месте при информационной связанности  всех децентрализованных подразделений.

Взаимная связь  средств вычислительной техники  на территории предприятия или между  несколькими близко расположенными частями предприятия (например, в  одном городе) реализуется, как правило, стационарной линией, предназначенной  только для этой цели. У передвижных  средств и у бортовых вычислительных машин некоторая часть трассы линии связи бывает беспроволочной. ЭВМ и абонентские пункты соединяются  в так называемые локальные сети (LAN – LokalAreaNetworks).

Отдаленные предприятия  соединяются при помощи глобальной коммуникационной сети (WAN - WideAreaNetwork), которая обычно использует сеть общего назначения, эксплуатируемую почтой.

Ограничивающим  фактором для применения ЭВМ в  последние годы становится сложность  создания программного обеспечения. Поэтому  обычно стремятся, с одной стороны, рационализировать и повысить производительность труда программистов, с другой стороны, создавать пакеты прикладных программ широкого применения, пригодных для  разных (особенно персональных) ЭВМ  и относительно легко адаптируемых к конкретным условиям пользователя.

По оценкам специалистов, на логистические информационные системы  приходится 10-20% всех логистических  издержек. Цены аппаратного оборудования в мире быстро понижаются; растет отношение  производительности ЭВМ к их цене. Несколько лет назад отношение  стоимости аппаратного оборудования к программному обеспечению составляло около 1:3; вес программного обеспечения  в этом соотношении неустанно  растет как из-за увеличения масштаба и сложности информационных систем, так и из-за удешевления аппаратного  оборудования.

Для построения логистических  информационных систем на базе ЭВМ  важны следующие принципы:

ü  нужно стремиться к модулярной структуре систем как в аппаратном оборудовании, так и в программном обеспечении;

ü  надо обеспечить возможность поэтапного создания системы;

ü  очень важным является четкое установление мест стыка;

ü  нужно обеспечить гибкость системы с точки зрения специфических требований конкретного применения;

ü  ведущую роль играет приемлемость системы для пользователя диалога «человек-машина».

При проектировании информационных систем возникает опасность  сохранения традиционных процессов, в  то время как необходимо добиться коренных изменений в организации. Надо иметь в виду, что вычислительные системы не являются универсальным  лекарством от плохо управляемых  операций. Кроме того, при неконтролируемом использовании новых информационных технологий легко возникает разлив излишней информации и в результате возрастает стоимость обработки  данных без заметного эффекта  для предприятия. Недостаточная  эффективность информационных систем может иметь и другие причины: например, организационные барьеры  между подразделениями предприятия, низкое качество (по критериям «верность» и «актуальность») данных, неподготовленность подразделений предприятия к  внедрению системы. [1]

Стратегическое  планирование информационной системы включает следующие шаги:

¨       определение подразделений предприятия, которые будут включены в интегрированную информационную систему (также с учетом перспективы);

¨       грубый проект функциональных областей информационной системы и соотношений между ними;

¨       определение важных для работы предприятия объектов (заказчики, поставщики материалов, деталей и т.п.) и их отображение в информационной системе (это наиболее сложная задача стратегического планирования, тесно связанная с предыдущим шагом);

¨       определение возможностей использования функциональных областей системы в различных подразделениях предприятия и оценка ожидаемого эффекта;

¨       установление правил для архитектуры и технической реализации подсистем и соединяющих звеньев, создаваемых собственными силами;

¨       установление общих, независимых от функций правил и форматов для передачи данных между функциональными областями информационной системы;

¨       установление параметров для вычислительной техники (аппаратное оборудование, операционная система, система управления данными, иерархические уровни ЭВМ, технические методы передачи);

¨       разработка проекта реализации (приоритеты, сроки и т.д.).

Стратегический  общий план создается в течение  нескольких месяцев. Необходима его  ежегодная актуализация с учетом нового опыта реализации отдельных  проектов, изменений в рыночной среде  и дальнейшего развития информационной техники.

Для создания стратегического  общего плана рекомендуется образование  немногочисленной группы специалистов по информатике и сотрудников  пользовательских подразделений. Решающей предпосылкой успешной работы такой  группы является поддержка руководства  предприятия; оно формулирует цели и контролирует ход работ.

Ситуативное действие означает быстрое реагирование на внешние события (например, на изменения на рынке, технические новшества, организационные или персональные изменения на предприятии), т.е. начало работы над соответствующим проектом. Решение принимается на основе ситуации в настоящий момент, оно не зависит от долгосрочного планирования. Однако в благоприятном случае можно сформулировать проект так, чтобы он покрыл предусмотренную в стратегическом плане функциональную область, или в худшем случае включить новый проект в общий план.

Ситуативное действие также подразумевает проверку появившегося на рынке нового стандартного программного обеспечения на совместимость, со стратегическим общим планом и на его применимость без учета предусмотренных в  плане приоритетов.

Комбинирование  стратегического общего планирования информационной системы с ситуативным  действием позволяет принимать  решения об отдельных проектах гибко  и с учетом потребностей отдельных  подразделений, но без возникновения  изолированных, несогласованных частных  решений.

 

 

 

 

1.3. Информационные потоки в логистике

В основе процесса управления материальными потоками лежит обработка информации, циркулирующей  в логистических системах.

Информационный  поток – это совокупность циркулирующих  в логистической системе, между  логистической системой и внешней  средой сообщений, необходимых для  управления и контроля логистических  операций. Информационный поток может  существовать в виде бумажных и электронных  документов.

 

Признак классификации

Рис. 2. Виды информационных потоков в логистике

Существуют следующие  виды информационных потоков:

¨       в зависимости от вида связываемых потоком систем: горизонтальный и вертикальный;

¨       в зависимости от места прохождения: внешний и внутренний;

¨       в зависимости от направления по отношению к логистической системе: входной и выходной.

Информационный  поток может опережать материальный, следовать одновременно с ним  или после него. При этом информационный поток может быть направлен как  в одну сторону с материальным, так и в противоположную:

¯  опережающий информационный поток во встречном направлении содержит, как правило, сведения о заказе;

¯  опережающий информационный поток в прямом направлении – это предварительные сообщения о предстоящем прибытии груза;

¯  одновременно с материальным потоком идет информация в прямом направлении о количественных и качественных параметрах материального потока;

¯  вслед за материальным потоком во встречном направлении может проходить информация о результатах приемки грузов по количеству и качеству, разнообразные претензии, подтверждения.

Путь, по которому движется информационный поток, может не совпадать  с маршрутом движения материального  потока.

Управлять информационным потоком можно следующим образом:

œ  изменяя направление потока;

œ  ограничивая скорость передач до соответствующей скорости приема;

œ  ограничивая объем потока до величины пропускной способности отдельного узла или участка пути.

Измеряется информационный поток количеством обрабатываемой или передаваемой информации за единицу  времени. За единицу количества информации принята двоичная единица – бит. При использовании ЭВМ информация измеряется байтами.

В практике хозяйственной  деятельности информация может измеряться также:

*      количеством обрабатываемых или передаваемых документов;

*      суммарным количеством документострок, обрабатываемых или передаваемых документов.

Помимо логистических  операций в экономических системах осуществляются и ценные операции, также сопровождающиеся возникновением и передачей потоков информации. Однако логистические информационные потоки составляют наиболее значимую часть совокупного потока информации.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1.4Проблемы при  создании логистических информационных  систем.

В течение последних лет  бурно развиваются основанные на информатике так называемые новые  логистические технологии. Информационные системы занимают в этих технологиях  центральное положение. Развитие логистики  в развитых странах не в последнюю  очередь стимулируются необходимостью быстрой реакции производителей на конъюнктуру рынка, стремлением  в короткое время адаптироваться в изменяющихся ситуациях.

Центральной идеей логистики  является планирование, управление и  контроль предпринимательской деятельности, всех материальных и информационных потоков связанных с этой деятельностью. Информационные системы в логистике  предполагают быструю адекватную реакцию  на требование рынка, слежением за временем доставки, оптимизацию функций в  цепях доставки и снабжения и  другое.

Но и здесь возникают  трудности и проблемы создания информационных систем на предприятии. Одной из первых проблем - отсутствие сбора информации на предприятиях. В основном информация носит не точный, не оперативный  и не преемственный характер. Зачастую компании терпят крах по причине несвоевременной, либо недостоверной полученной информации.

Информация о работе Информационное обеспечение логистического процесса