Исследование основных элементов логистических систем

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Декабря 2012 в 11:28, курсовая работа

Краткое описание

В связи со становлением рыночных отношений в России в 1990-е годы появилось и стало активно развиваться новое научно-практическое направление – логистика. Причины возрастания интереса к логистике обусловлены потребностями развития экономики и бизнеса.
Актуальность дисциплины и ее изучение обусловлено потенциальными возможностями повышения эффективности функционирования материально проводящих систем, которое открывает использование логистического подхода.

Содержание

Введение
Основные элементы логистических систем
Понятие логистической системы
Информация
Закупка
Складское хозяйство
Запасы
Транспорт
Сбыт
Анализ логистических элементов в хозяйственной деятельности ЗАО «Промтовары»
Характеристика ЗАО «Промтовары» как объекта исследования
Исследование основных элементов логистической системы ЗАО «Промтовары»
.1 Закупка товаров на предприятии ЗАО «Промтовары»
Транспортный элемент на предприятии ЗАО «Промтовары»
Информационное обеспечение на предприятии ЗАО «Промтовары»
Товарные запасы на предприятии ЗАО «Промтовары»
Складское хозяйство на предприятии ЗАО «Промтовары»
Сбытовая политика на предприятии ЗАО «Промтовары»
Рекомендуемые мероприятия по улучшению логистической
системы ЗАО «Промтовары»
Заключение
Список используемой литературы

Вложенные файлы: 1 файл

Курсовая-логистика.doc

— 388.00 Кб (Скачать файл)
      • произвести заказанный товар;
      • закупить заказанный товар;
      • выдать заказанный товар немедленно из имеющегося запаса.

Сведение к минимуму простоев производства из-за отсутствия запасных частей. Поломки оборудования, разнообразные аварии могут привести при отсутствии запасов деталей к остановке производственного процесса. Особенно  это важно для предприятий с непрерывным процессом производства, так как в этом случае остановка производства может обойтись слишком дорого.

Упрощение процесса управления производством. Речь идет о создании запасов полуфабрикатов на различных  стадиях производственного процесса внутри предприятия. Наличие этих запасов  позволяет снизить требования к  степени согласованности производственных процессов на различных участках, а, следовательно, и соответствующие издержки на организацию управления этими процессами.

Перечисленные причины  свидетельствуют о том, что предприниматели, как в торговле, так и в промышленности вынуждены создавать запасы, так как в противном случае увеличиваются издержки обращения, т.е. уменьшается прибыль. В то же время запас не должен превышать некоторой оптимальной величины.

Основные виды материальных запасов. Как уже отмечалось, понятие запаса пронизывает все области материального производства, так как материальный поток на пути движения от первичного источника сырья до конечного потребителя может накапливаться в виде запаса на любом участке. Причем управление запасами на каждом из участков имеет свою специфику.

На пути превращения  сырья в конечное изделие и  последующего движения этого изделия  до конечного потребителя создаются  два основных вида запасов:

      • запасы производственные;
      • запасы товарные.

Каждый из которых, в свою очередь, делится на три вида:

      • запасы текущие;
      • запасы страховые;
      • запасы сезонные.

Системы контроля состояния запасов. Управление запасами предусматривает организацию контроля их фактического состояния.

Контроль состояния  запасов – это изучение и регулирование  уровня запасов производственно – технического назначения, изделий народного потребления и других, с целью выявления отклонений от норм запасов и принятия оперативных мер к ликвидации отклонений.

Необходимость контроля состояния  запасов обусловлена повышением издержек в случае выхода фактического размера запаса за рамки, предусмотренные нормами запаса. Контроль состояния запаса проводится на основе данных учета запасов и может осуществляться непрерывно, либо через определенные периоды.

На практике применяются  различные методы контроля, которые можно классифицировать по следующим признакам:

      • порядок поверки: периодическая ил непрерывная;
      • пороговый уровень запаса: наличие или отсутствие;
      • величина заказываемой партии: одинаковая или разная. (рисунок 5)

 

 

 

 

 

 

 

 



 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Рисунок 5. Классификация систем контроля состояния запасов

 

 

1.6. Транспорт

Транспорт – это отрасль материального  производства, осуществляющая перевозки  людей и грузов. В структуре  общественного производства транспорт  относится к сфере производства материальных услуг (рисунок 6).

 

 


 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Рисунок 6. Место транспорта в структуре  общественного производства

 

Значительная часть логистических  операций на пути движения материального  потока от первичного источника сырья  до конечного потребления осуществляется с применением различных транспортных средств.

Транспорт представляют как систему, состоящую из двух подсистем: транспорт общего пользования и  транспорт необщего пользования.

Транспорт общего пользования  – отрасль народного хозяйства, которая удовлетворяет потребности всех отраслей народного хозяйства и населения в перевозках грузов и пассажиров. Транспорт общего пользования обслуживает сферу обращения и население. Его часто называют магистральным (магистраль – основная главная линия в какой-нибудь системе, в данном случае – в системе путей сообщения). Понятие танспорта общего пользования охватывает железнодорожный транспорт, водный транспорт (морской, речной), автомобильный, воздушный транспорт и транспорт трубопроводный.

Транспорт необщего пользования  – внутрипроизводственный транспорт, а также транспортные средства всех видов, принадлежащие нетранспортным предприятиям, является, как правило, составной частью каких-либо производственных систем.

Транспорт органично  вписывается в производственные и торговые процессы. Поэтому транспортная составляющая участвует во множестве задач логистики. Вместе с тем существует достаточно самостоятельная транспортная область логистики, в которой многоаспектная согласованность между участниками транспортного процесса может рассматриваться вне прямой связи с сопряженными производственно-складскими участками движения материального потока.

К задачам транспортной логистики в первую очередь относят  задачи, решение которых усиливает  согласованность действий непосредственных участников транспортного процесса. Актуальность в решении таких задач возникает в случае, когда объемы транспортной работы выделяются в большой самостоятельный массив (например, при функционировании транспорта общего пользования, а также в ряде случаев транспорта необщего пользования).

Специфику логистического подхода к организации транспортных процессов поясним на примере  взаимодействия звеньев транспортной цепи в случае смешанной перевозки (рисунок 7).

 




 


 

 

 


Информационные и финансовые потоки

 Материальные потоки


Рисунок 7. Традиционная организация  перевозки с участием нескольких видов транспорта (принципиальная схема)

 

Как следует из рисунка 7, единая функция  управления сквозным материальным потоком  отсутствует. Согласованность звеньев в вопросах продвижения информации и финансов объективно низка, так как координировать их действия некому.

Принципиально иной явялется организация смешанной перевозки, изображенная на рисунок 8. Наличие  единого оператора сквозного процесса создает принципиальную возможность проектировать сквозной материальный поток, добиваться заданных параметров на выходе.

 

 



 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Рисунок 8. Логистическая организация  перевозки с участием нескольких видов транспорта (принципиальная схема)

 

Применение логистики в транспорте, так же, как и в производстве или торговле, превращает контрагентов из конкурирующих сторон в партнеров, взаимодополняющих друг друга в  транспортном процессе.

Логистика, как отмечалось, это единая техника, технология, экономика и планирование. Соответственно, к задачам транспортной логистики следует отнести обеспечение технической и технологической сопряженности участников транспортного процесса, согласование их экономических интересов, а также использование единых систем планирования.

К задачам транспортной логистики относят также:

создание транспортных систем, в том числе создание транспортных коридоров и транспортных цепей;

совместное планирование транспортного процесса со складским  и производственным;

обеспечение технологического единства транспортно-складского процесса;

      • выбор вида транспортного средства;
      • выбор типа транспортного средства;
      • определение рациональных маршрутов доставки и др.
Выбор вида транспортного средства.

Задача выбора вида транспорта решается во взаимной связи с другими задачами логистики, такими, как создание и поддержание оптимального уровня запасов, выбор вида упаковки и др.

Основной выбор вида транспорта, оптимального для конкретной перевозки, служит информация о характерных  особенностях различных видов транспорта.

Существуют следующие виды транспорта:

  1. автомобильный транспорт;
  2. железнодорожный транспорт;
  3. морской транспорт;
  4. внутренний водный транспорт;
  5. воздушный транспорт;
  6. трубопроводный транспорт.

Составление маршрутов движения транспорта.

Составление кольцевых  маршрутов в первом приближении  может осуществляться методом, известным  как алгоритм Свира или алгоритм дворника – стеклоочистителя.

Суть алгоритма Свира  заключается в том, что полярная ось, подобно щетке дворника –  стеклоочистителя, начинает постепенно вращаться против (или по) часовой стрелки, «стирая» при этом с координатного поля изображенные на нем магазины – потребители материального потока. Как только сумма заказов «стертых» магазинов достигнет вместимости транспортного средства, фиксируется сектор, обслуживаемый одним кольцевым маршрутом, и намечается путь объезда потребителей.

Следует отметить, что  данный метод дает хорошие результаты на евклидовой транспортной сети, т.е. в том случае, когда расстояние между узлами транспортной сети по существующим дорогам прямопропорционально расстоянию по прямой.

На кольцевые маршруты кроме ограничений по вместимости  могут накладываться дополнительные требования, например, ограничения  по времени. Если окажется, что время  движения по определенному кольцевому маршруту больше допустимого, необходимо этот сектор уменьшить, увеличив соответственно соседний сектор. Необходимые уменьшения сектора выполняются и при наличии других ограничений.

Построение следующего сектора начинается лишь после того, как в настоящем секторе будет получен допустимый кольцевой маршрут. Формирование кольцевых маршрутов завершается при полном обороте «стирающего» луча.

Алгоритм Свира позволяет  разделить всю обслуживаемую  зону на несколько секторов. В пределах каждого сектора составление кольцевого маршрута может осуществляться посредством решения задачи различных оптимизационных задач, в том числе и задачи коммивояжера.

Транспортные тарифы и правила  их применения. Расчеты за услуги, оказываемые транспортными организациями, осуществляются с помощью транспортных тарифов. Тарифы включают в себя:

      • платы, взыскиваемые за перевозку грузов;
      • сборы за дополнительные операции, связанные с перевозкой грузов;
      • правила исчисления плат и сборов.

Как экономическая категория транспортные тарифы являются формой цены на продукцию транспорта. Их построение должно обеспечивать:

      • транспортному предприятию – возмещение эксплуатационных расходов и возможность получения прибыли;
      • покупателю транспортных услуг – возможность покрытия транспортных расходов.

Одним из существенных факторов, влияющих на выбор перевозчика, является стоимость  перевозки. Борьба за клиентов, неизбежная в условиях конкуренции, также может  вносить коррективы в транспортные тарифы.

Умелым регулированием уровня тарифных ставок различных сборов можно стимулировать также спрос на дополнительные услуги, связанные с перевозкой грузов.

Системы тарифов на различных  видах транспорта имеют свои особенности. Остановимся на их краткой характеристике. На железнодорожном транспорте для  определения стоимости перевозки грузов используют общие, исключительные, льготные и местные тарифы.

Общие тарифы – это  основной вид тарифов. С их помощью  определяется стоимость перевозки  основной массы грузов.

Исключительными тарифами называются тарифы, которые устанавливаются с отклонением от общих тарифов в виде специальных надбавок или скидок. Эти тарифы могут быть повышенными или пониженными. Они распространяются, как правило, на конкретные грузы. Исключительные тарифы позволяют влиять на размещение промышленности, так как с их помощью можно регулировать стоимость перевозки отдельных видов сырья, например, каменного угля, кварцитов, руды и т.д.

Льготные тарифы применяются  при перевозке грузов для определенных целей, а также грузов для самих  железных дорог.

Местные тарифы устанавливают  начальники отдельных железных дорог. Эти тарифы, включающие в себя размеры  плат за перевозку грузов и ставки различных сборов, действуют в  пределах данной железной дороги.

Основные факторы, от которых зависит размер платы  при перевозке грузов по железной дороге.

  1. вид отправки
  2. скорость перевозки
  3. расстояние перевозки
  4. тип вагона
  5. принадлежность вагона или контейнера
  6. количество перевозимого груза

На автомобильном транспорте для  определения стоимости перевозки  грузов используют следующие виды тарифов:

Информация о работе Исследование основных элементов логистических систем