Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Ноября 2013 в 18:17, дипломная работа
На нынешнем этапе эффективная организация сбыта продукции в условиях рыночных отношений становится залогом успешного решения главной проблемы товарного производства - реализации продукта, а с точки зрения хозяйственного механизма - важным звеном в системе связей между товаропроизводителем и потребителем, т.е. рынком. Роль оптовых продаж заключается в том, что именно коммерческий аппарат и работники отдела сбыта. в конечном счете, обращают деньги общие усилия в заказы для предприятия. И хотя из этого вовсе не вытекает, что сбытовая деятельность является наиболее важной функцией, следует, тем не менее, признать, что ее недостаточная эффективность ставит под угрозу существование организации в целом.
ВВЕДЕНИЕ 3
1. ОПТОВЫЕ ПРОДАЖИ ТОВАРОВ НАРОДНОГО ПОТРЕБЛЕНИЯ 7
1.1 СУЩНОСТЬ, ФУНКЦИИ И НАПРАВЛЕНИЯ КОММЕРЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В ОПТОВОЙ ТОРГОВЛЕ 7
1.2 ОПТОВЫЕ ОРГАНИЗАЦИИ И ИХ РОЛЬ В ОПТОВОЙ РЕАЛИЗАЦИИ ТОВАРОВ 11
1.3 ЗНАЧЕНИЕ, ЗАДАЧИ И ИНФОРМАЦИОННОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ АНАЛИЗА ОПТОВОГО ТОВАРООБОРОТА 30
2. АНАЛИЗ ОПТОВЫХ ПРОДАЖ ТОВАРОВ В ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПРЕДПРИЯТИЯ ИП "АГРИМАТКО-96" 32
2.1 ХАРАКТЕРИСТИКА ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПРЕДПРИЯТИЯ ИП "АГРИМАТКО-96" 32
2.2 АНАЛИЗ СОСТАВА, СТРУКТУРЫ, ВЫПОЛНЕНИЯ ПЛАНА И ДИНАМИКИ ОПТОВОГО ТОВАРООБОРОТА 44
2.3 ВЛИЯНИЕ ФАКТОРОВ НА ВЫПОЛНЕНИЕ ПЛАНА И ДИНАМИКУ ОПТОВОГО ТОВАРООБОРОТА 57
2.4 ОПЕРАТИВНЫЙ АНАЛИЗ ОПТОВОГО ТОВАРООБОРОТА 57
2.5 ПУТИ ОПТИМИЗАЦИИ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОДУКЦИИ ПРЕДПРИЯТИЯ 59
3. ПРОГНОЗИРОВАНИЕ ОБЪЁМА ПРОДАЖ ТОВАРОВ СЕЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕННОГО НАЗНАЧЕНИЯ ПРЕДПРИЯТИЯ ИП "АГРИМАТКО-96" 67
4. СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ МЕХАНИЗМА ОПТОВОЙ РЕАЛИЗАЦИИ ТОВАРОВ 60
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 68
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 76
В соответствии с требованиями метода наименьших квадратов для определения параметров коэффициентов a и b необходимо решить следующую систему уравнений. В данном случае система уравнений имеет следующий вид:
()
где n - количество наблюдений (в данном случае 16).
Значения , , , , рассчитываются на основе фактических исходных данных (таблица 19).
Таблица 19 - Расчет производных величин для определения параметров уравнения связи и коэффициента корреляции
n |
X |
y |
xy |
х2 |
Y2 |
1 |
52,3 |
8989,7 |
470161,3 |
2735,3 |
80814706,1 |
2 |
50,7 |
2689,1 |
136337,4 |
2570,5 |
7231258,8 |
3 |
30,1 |
265,7 |
7997,6 |
906,0 |
70596,5 |
4 |
19,4 |
16,9 |
327,9 |
376,4 |
285,6 |
5 |
53,9 |
9365,2 |
504784,3 |
2905,2 |
87706971,0 |
6 |
50,9 |
2986,4 |
152007,8 |
2590,8 |
8918585,0 |
7 |
31,0 |
298,5 |
9253,5 |
961,0 |
89102,3 |
8 |
20,3 |
18,5 |
375,6 |
412,1 |
342,3 |
9 |
55,7 |
9856,7 |
549018,2 |
3102,5 |
97154534,9 |
10 |
51,2 |
3265,9 |
167214,1 |
2621,4 |
10666102,8 |
11 |
31,7 |
1198,9 |
38005,1 |
1004,9 |
1437361,2 |
12 |
21,4 |
90,7 |
1941,0 |
458,0 |
8226,5 |
13 |
56,7 |
15320,8 |
868689,4 |
3214,9 |
234726912,6 |
14 |
51,2 |
7029,7 |
359920,6 |
2621,4 |
49416682,1 |
15 |
31,9 |
1200,2 |
38286,4 |
1017,6 |
1440480,0 |
16 |
21,7 |
70,0 |
1519,0 |
470,9 |
4900,0 |
Итого |
630,1 |
62662,9 |
3305839,0 |
27968,8 |
579687047,7 |
Подставив полученные значения в систему уравнений, получим:
Умножив все члены первого уравнения на 39,38 (630,1/16), получим следующую систему уравнений:
Отнимем от второго уравнения первое. Отсюда 3155,5b = 838174; b = 265,6,а = - 6542,8
Таким образом, уравнение связи, которое описывает зависимость объемов реализации сельскохозяйственной техники от цены реализации, будет иметь вид:
Y(x) = - 6542,8 + 265,6x.
Коэффициент a - постоянная величина результативного показателя, которая не связана с изменением данного фактора. Параметр b показывает среднее изменение результативного показателя с повышением или понижением величины фактора на единицу его измерения.
В данном случае с увеличением оптовой цены средней партии товара на один балл, реализация продукции в среднем повышается на 265,6 руб.
Для измерения тесноты связи
между факторным и
Подставив значения , , , , в формулу (5), получаем:
Коэффициент корреляции может принимать значения от 0 до ±1. Чем ближе его величина к 1, тем более тесная связь между изучаемыми явлениями, и наоборот. В данном случае величина коэффициента корреляции составил 0,82, что позволяет сделать вывод о довольно тесной связи между исследуемыми показателями: объемом реализации и ценой.
Если коэффициент корреляции возвести в квадрат, получим коэффициент детерминации (d = 0,67). Он показывает, что объем реализации на 67% зависит от цены, а на долю других факторов приходится 33% прироста в объеме реализации.
Наиболее эффективным
На первом этапе прогнозирования осуществляется выбор базы прогноза, периода прогнозирования, то есть данных, на основании которых проводится прогноз.
При наличии временного ряда с неравными промежутками наблюдения периоды t разбиваются на равные отрезки с определением соответствующих значений показателя. При этом важно соблюдение условия ∑Yi = Yt, где i - число интервалов, на которое разбивается период t.
Рассмотрим ряд динамики объемов продаж предприятия ИП "Агриматко-96" за 2004 - 2005 гг., то есть за 24 месяца (таблица 20), графическое представление которого изображено на рисунке 6.
Таблица 20 - Данные об объеме продаж товаров сельскохозяйственного назначения предприятия ИП "Агриматко-96"
Номер месяца |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
8 |
9 |
10 |
11 |
12 |
Значение Yt, млн. руб. |
587,2 |
586,5 |
899,8 |
4906,3 |
2119,2 |
2143,8 |
1528,0 |
2120,9 |
3397,5 |
3139,4 |
2655,5 |
2311,8 |
Номер месяца |
13 |
14 |
15 |
16 |
17 |
18 |
19 |
20 |
21 |
22 |
23 |
24 |
Значение Yt, млн. руб. |
1235,7 |
947,4 |
2609,4 |
8022,5 |
4462,4 |
2721,0 |
3340,7 |
3554,2 |
2698,2 |
3807,4 |
3684,9 |
3087,7 |
На втором этапе для смягчения влияния тенденций прошлых лет на достоверность прогнозной модели и для учета "устаревания" данных проводится экспоненциальное сглаживание уровней временного ряда.
Выбор константы сглаживания λ достаточно произволен, однако в мировой практике обычно используются значения в диапазоне от 0,1 до 0,5 (при этом выбор зависит от срока прогноза).
Рисунок 6 - Ряд динамики продаж сельскохозяйственной продукции за 2004-2005 гг.
Экспоненциальная средняя
Qt = λYt + (1 - λ) Qt-1, ()
Которая может быть интерпретирована, как:
Новый прогноз продаж = λ ∙ последняя продажа +
+ (1 - λ) ∙ предыдущий прогноз
Для удобства расчетов представим данную формулу в следующем виде:
Qt = Qt-1 + λ (Yt-1 - Qt-1), ()
Или:
Новый прогноз продаж =
+предыдущий прогноз + λ ∙ ошибка прогноза
Примем λ = 0,5, как верхнюю границу интервала наиболее приемлемых значений, чтобы в большей степени учесть наметившуюся тенденцию роста сбыта для товара. Расчет экспоненциальной средней отражен в таблице 21.
Таблица 21 - Экспоненциальное выравнивание объемов продаж
Номер месяца |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
8 |
9 |
Значение Yt Прогноз Ошибка прогноза |
587,2 586,9 |
586,5 452,7 133,8 |
899,8 |
4906,3 |
2119,2 |
2143,8 |
1528,0 |
2120,9 |
3397,5 |
Номер месяца |
10 |
11 |
12 |
13 |
14 |
15 |
16 |
17 |
18 |
Значение Yt Прогноз Ошибка прогноза |
3139,4 |
2655,5 |
2311,8 |
1235,7 |
947,4 |
2609,4 |
8022,5 |
4462,4 |
2721,0 |
Номер месяца |
19 |
20 |
21 |
22 |
23 |
24 |
25 |
||
Значение Yt Прогноз Ошибка прогноза |
3340,7 |
3554,2 |
2698,2 |
3807,4 |
3684,9 |
3087,7 |
На рисунке 7 показан график экспоненциального сглаживания при значении константы сглаживания - 0,5.
Рисунок 7 - Экспоненциальное сглаживание объемов продаж
При прогнозировании объема товарооборота
можно воспользоваться
Для экстраполяции криволинейных плавных тенденций можно использовать уравнение гиперболы. Линейная трендовая модель имеет следующий вид:
Yt = a + bt,
где Yt - спрос на продукцию, млн. руб.;
a и b - параметры уравнения;
t - временной фактор (порядковый номер года).
Чтобы найти параметры a и b, надо решить следующую систему уравнений методом наименьших квадратов:
Для решения этой системы уравнений составим вспомогательную таблицу 22.
Таблица 22 - Вспомогательная таблица для расчета уравнения регрессии
Год |
Спрос на продукцию, млн. руб. (y) |
T |
t2 |
yt |
2001 2002 2003 2004 2005 |
1 2 3 4 5 |
1 4 9 16 25 |
||
∑ y= |
∑t = 15 |
∑t2= 55 |
∑ y t= |
Подставив данные таблицы в систему уравнений, получим:
Разделив первое и второе уравнение на коэффициенты при параметре а, получим:
Вычтем из второго уравнения первое и определим параметр b, который равен 658,8. Затем подставим числовое значение параметра b в первое уравнение и определим параметр а.
Тогда трендовое уравнение будет иметь вид
Yt = 2199,9 + 658,8t.
Чтобы получить прогноз спроса на планируемый (шестой) год, необходимо в трендовое уравнение подставить порядковый номер планируемого года, то есть шесть. Значит, планируемая величина спроса в 2006 году будет равна 6152,4 млн. руб. (Y8 = 2199,9 + 658,8 6).
Основополагающая стратегия в области оптовых продаж ИП "Агриматко-96" - это поиск рыночной ниши и конкретного платежеспособного потребителя; выявление факторов конкурентоспособности и прибыльности, учитывающих виды продукции, ее объемы и цены; внедрение ресурсосберегающих технологий, позволяющих снизить затраты на производство продукции, а также создание престижного положения и обеспечение благоприятного отношения со стороны всех от кого зависит успешная работа предприятия по средствам проведения рекламных компаний.
Реализации данной стратегии требует постоянного совершенствования системы сбыта продукции на предприятии.
Поэтому и необходима маркетинговая ориентация деятельности предприятия, когда все усилия по продажам продукции будут направлены на потребителя, на изучение его поведения, мотиваций потребителя, побуждающих его к покупке, на изучение рынка, а также среды, в которой работает предприятие, с целью гибко реагировать на ее изменения.
Предприятию необходимо вести конкурентную борьбу за потребителей своей продукции, основываясь на следующих принципах маркетинга:
Изучение региональных рынков, по средствам разработки анкет для потребителей и их рассылки с последующим анализом и корректировки рекламных компаний, сбытовой и товарной политики предприятия.
Активное воздействие на спрос, рынок и потребителя. Проведение мероприятий с привлечением средств массовой информации. Разработка сайта ИП "Агриматко-96", реклама в Интернете, постоянное участие в тендерах, а также рассылка предложений о сотрудничестве.
Регулярное участие в
выставленная продукция подбирается в расчете на конкретный целевой рынок;
необходимо наличие литературы;
необходимо позаботиться о внешнем виде работников, представляющих продукцию на выставке.
Выставки можно превратить в мощное средство сбыта, если подойти к этому вопросу серьезно и профессионально.
Рекламная деятельность должна осуществляться по следующим направлениям:
участие в специализированных выставках и ярмарках на территории Республики Беларусь и за ее пределами;
реклама продукции в средствах массовой информации;
реклама в Интернете;
презентация новых видов продукции.
Одновременно с рекламой продукции большое внимание необходимо уделять показу положительных результатов работы всего предприятия в различных аспектах, формированию общественного мнения у населения, деловых партнеров и властей.
Для эффективного продвижения товаров на рынок посредствам рекламы, необходимо создать непосредственно в службе сбыта предприятия сектор, группы или бюро рекламы, которые готовили бы рекламные материалы (рекламные щиты, проспекты, каталоги и т.д.), пропагандировали в периодической печати, по радио и телевидению выпускаемые новинки, принимали участие в ярмарках.
Необходимо стимулировать прода
Мероприятия по стимулированию продаж являются очень эффективными, хотя и дорогостоящими. Но, несмотря на это, предприятие должно изыскивать средства на стимулирование продаж с целью получения дополнительной доли прибыли.