Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Декабря 2011 в 21:11, реферат
Логістика туризму – новітній науково-практичний напрямок, який досліджує догістичні особливості туристичної галузі, зокрема прикладає логістичні засади до її геопросторової організації та управління. Застосування логістичних засад в діяльності туристичних підприємств дозволяє значно підвищити прибутковість туристичного бізнесу за рахунок скорочення витрат та підвищення рівня логістичної координації всіх операцій з обслуговування туристів. Комплекс складових туристичної послуги охоплює засоби розміщення та харчування туристів, їх транспортування та програмно-екскурсійне забезпечення, інформаційне та фінансове обслуговування тощо. У функціональному аспекті як окрема туристична послуга, так і її компонентні складові обов’язково передбачають логістичні функції постачання, виробництва та збут
По отношению к конкретной логистической системе различают внешние и внутренние финансовые потоки.
Внешний финансовый поток протекает во внешней среде, т. е. за границами рассматриваемой логистической системы, внутренний существует внутри логистической системы и видоизменяется за счет выполнения с соответствующим товарным потоком целого ряда логистических операций. В свою очередь внешние логистические финансовые потоки по направлению движения подразделяются на:
•
входящий финансовый поток (поступает
в рассматриваемую
• выходящий финансовый поток (начинает свое движение из рассматриваемой логистической системы и продолжает существовать во внешней среде).
По назначению логистические финансовые потоки можно разделить на следующие группы:
• финансовые потоки, обусловленные процессом закупки товаров;
• инвестиционные финансовые потоки;
• финансовые потоки по воспроизводству рабочей силы;
• финансовые потоки, связанные с формированием материальных затрат в процессе производственной деятельности предприятий;
• финансовые потоки, возникающие в процессе продажи товаров.
По способу переноса авансированной стоимости на товары логистические финансовые потоки подразделяются на потоки финансовых ресурсов:
• сопутствующие движению основных фондов предприятия (сюда относятся инвестиционные финансовые потоки и частично финансовые потоки, связанные с формированием материальных затрат);
•
обусловленные движением
В
зависимости от применяемых форм
расчетов все финансовые потоки в
логистике можно
• денежные - характеризующие движение наличных финансовых средств;
•
информационно-финансовые - обусловленные
движением безналичных
В свою очередь денежные финансовые потоки делятся на потоки наличных финансовых ресурсов по рублевым расчетам и по расчетам валютой, а к информационно-финансовым потокам относятся потоки безналичных финансовых ресурсов по расчетам платежными поручениями, платежными требованиями, инкассовыми поручениями, документарными аккредитивами и расчетными чеками.
По
видам хозяйственных связей различаются
горизонтальные и вертикальные финансовые
потоки. Первые отражают движение финансовых
средств между равноправными
субъектами предпринимательской
Основной
целью финансового обслуживания
товарных потоков в логистике
является обеспечение их движения финансовыми
ресурсами в необходимых
Параметры
финансовых потоков служат индикаторами
благополучия и устойчивости предприятий,
свидетельствуют об эффективности
логистической деятельности, они
необходимы при планировании и организации
взаимоотношений с
Параметры финансовых потоков определяют на основе информации об условиях, сроках и характере взаимоотношений участников логистического процесса, данных о параметрах ресурсов и движении материальных потоков. Основными параметрами потоков являются объем, стоимость, время и направление.
Объем
потока указывается в его
Стоимость потока определяют затратами на его организацию, а время характеризует его доступность.
Время
и направление финансового
Время
и объем поступлений и
Дополнительные характеристики могут быть определены исходя из специфики и потребностей конкретного предприятия и его места в логистической системе.
Финансовые параметры во многом определяют экономическую жизнеспособность предприятий, их устойчивость на рынке, прочность связей с поставщиками и потребителями.
Основные
требования к параметрам финансовых
потоков в логистической
• достаточность - наличие необходимого объема финансовых ресурсов для удовлетворения потребностей или покрытия существующего дефицита;
• оптимизация финансовых затрат на основе согласования объема и движения всех видов ресурсов;
•
согласованность финансовых потоков
с движением всех других видов
потоков в логистической
• адаптивность параметров и структуры финансовых потоков к особенностям логистической системы и видам контрагентов;
• соответствие времени прихода финансовых ресурсов моменту возникновения потребностей в них, сокращение временных разрывов;
• надежность источников привлечения ресурсов;
• адаптация финансовых потоков к изменениям внешней и внутренней среды;
•
соответствие финансовых потоков информационным.
С ростом объема и экономического значения туризма шло развитие статистики, особенно в области учета международных туристских поездок. Статистика международного туризма включает два основных раздела: 1) статистика туристских потоков; 2) статистика туристских доходов и расходов. Для каждого из них разработана система показателей.
Важнейшими показателями туристских потоков являются количество прибытий (убытий) и продолжительность пребывания. Под количеством прибытий (убытий) понимается число зарегистрированных туристов, прибывших в ту или иную страну (выбывших из нее) за определенный период времени, обычно календарный год.
Количество прибытий (убытий) служит основным показателем, характеризующим туристское движение. Поскольку турист может посетить несколько стран в течение года и даже в ходе одной поездки побывать в разных государствах, фактически численность туристов (убытий) меньше количества прибытий. Прибытия (убытия) учитываются в абсолютном выражении в виде числа поездок за тот или иной отрезок времени. В 2001 г. число международных туристских прибытий достигло 692,7 миллионов. В развитии туризма, несмотря на кратковременные колебания, прослеживается устойчивая тенденция к росту. Средние ежегодные темпы прироста туристских прибытий за период с 1950 по 2000 г. составляли 7 %. За период 1990—2000 г. средние ежегодные темпы прироста туристских прибытий снизились до 4,3 %.
Страны лидеры по туристским прибытиям в 2001 г. — Франция (76,5 млн), Испания и США (по 49,5), Италия (39,0), Китай (33,2), Великобритания (23,4). Последнее время быстро увеличивалось количество прибытий в Россию, которая за несколько лет передвинулась с 20 на 7 место в мировом рейтинге. В группу мировых лидеров входят также Мексика, Австрия, Германия. Очень быстро развивается туризм в Китае: 20 лет назад страна занимала в мире 40-е место по прибытиям
Абсолютные показатели туристских потоков не позволяют судить об уровне туристской активности отдельной страны и регионов, так как они зависят от общей площади и численности населения. Поэтому для оценки интенсивности прибытий (убытий) используют относительные показатели.
Интенсивность прибытий определяют как количество туристов приходящегося на 1 жителя страны (региона). Иногда интенсивность прибытий оценивается в процентах, т. е. в расчете на 100 человек населения принимающей страны. В целом по миру этот показатель равен 0,11 (11 %). По отдельным регионам и группам стран этот показатель существенно отклоняется от среднемирового значения. Если в Центральной Африке и Южной Азии он составляет 0,005, то в Карибском бассейне и Океании не менее 0,4. Самая высокая туристская активность отмечается в Европе — свыше 0,6. По отдельным странам разброс значений еще больше: в Китае — 0,02, Франции — 1,3, Андорре — 26.
Аналогичным образом определяют интенсивность убытий. Удобнее оценивать выезд в процентах (на 100 жителей страны выезда), так как это показывает, какая часть ее населения (региона) выезжает. Для поездок за границу максимальные значения показателя характерны для Северной и для Западной Европы — более 70 %. В некоторых странах (Германия, Нидерланды) интенсивность убытий составляет более 100 %. Это означает, что часть туристов выезжает два и более раз в году.
Наряду
с количеством прибытий (убытий)
в статистике турпотоков используется
другой показатель — продолжительность
пребывания. Он измеряется количеством
ночевок, совершаемых туристом. Продолжительность
пребывания всех туристов в стране
в течение определенного
В
зависимости от продолжительности
пребывания (числа ночевок) выделяют
несколько сегментов рынка