Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Июня 2013 в 07:16, курсовая работа
Логистика - наука о планировании, контроле и управлении транспортированием, складированием и др. материальными и нематериальными операциями, совершаемыми в процессе доведения сырья и материалов до промышленных предприятий; внутризаводской переработки сырья, материалов, полуфабрикатов; доведения готовой продукции до потребителя в соответствии с его требованиями, а также передачи, обработки и хранения соответствующей информации.
Введение 2
Глава 1. Общая теория логистических систем 3
1.1. Понятие системы 4
1.2. Понятие логистических систем 5
1.3. Виды логистических систем 10
1.4. Классификация моделей логистических систем 12
Глава 2. Разработка рекомендаций по оптимизации логистической системы на основе эффективного управления запасами ОАО «Прибор - Эксперт» 16
2.1. АВС - анализ материалов для производства автоматизированных систем налива 16
2.2. Определение оптимального размера заказа проектного варианта функционирования ОАО «Прибор - Эксперт» 18
2.3. Обоснование выбора логистической системы проектного варианта функционирования ОАО «Прибор - Эксперт» 21
Заключение 24
Список литературы 25
Микрологистические
системы2 - являются подсистемами, структурными
составляющими макрологистических систем.
К ним относят различные производственные
и торговые предприятия, территориально-
В рамках макрологистики связи между отдельными микрологистическими системами устанавливаются на базе товарно-денежных отношений. Внутри микрологистической системы также функционируют подсистемы. Однако основа их взаимодействия бестоварная. Это отдельные подразделения внутри фирмы, объединения, либо другой хозяйственной системы, работающие на единый экономический результат.
На уровне макрологистики выделяют три вида логистических систем:
Логистические системы с прямыми связями. В этих логистических системах материальный поток проходит непосредственно от производителя продукции к ее потребителю, минуя посредников (рис. 5 а).
Эшелонированные логистические системы. В таких системах на пути материального потока есть хотя бы один посредник (рис. 5 б).
Гибкие логистические системы. Здесь движение материального потока от производителя продукции к ее потребителю может осуществляться как напрямую, так и через посредников (рис. 5 в).
Рис. 5. Принципиальные схемы логистических систем различных видов
Объектом изучения логистики являются материальные и соответствующие им финансовые информационные потоки. Эти потоки на своем пути от первичного источника сырья до конечного потребителя проходят различные производственные, транспортные, складские звенья. При традиционном подходе задачи по управлению материальными потоками в каждом звене решаются, в значительной степени, обособленно. Отдельные звенья представляют при этом так называемые закрытые системы, изолированные от систем своих партнеров технически, технологически и методологически.
Широкое применение в логистике имеют различные методы моделирования, т.е. исследования логистических систем и процессов путем построения и изучения их моделей. При этом под логистической моделью понимается любой образ, абстрактный или материальный, логистического процесса или логистической системы, используемый в качестве их заместителя. Основная цель моделирования - прогноз поведения системы. Ключевой вопрос моделирования «что будет, если…?».
Классификация различных
способов моделирования, а также
характеристика имитационного моделирования
- широко применяемый способ исследования
логистических систем. Моделирование
основывается на подобии систем или процессов
которое может быть полным или частичным.
Классификация моделей логистических
систем представлена на рисунке 6.
Рис. 6. Классификация моделей логистических систем.
Степень полноты подобия логистических моделей моделируемым объектам существенная характеристика любой модели выбрана первым признаком классификации. По этому признаку все модели можно разделить на изоморфные и гомоморфные.
Изоморфные модели – это модели, включающие все характеристики объекта-оригинала, способные, по существу, заменить его. Если можно создать и наблюдать изоморфную модель, то наши знания о реактивном объекте будут точными. В этом случае мы сможем точно предсказать поведение объекта.
Гомоморфные модели3 - в их основе лежит искомое подобие модели изучаемому объекту, частичное подобие. При этом некоторые стороны функционирования реального объекта не моделируются совсем. В результате упрощается построение модели и интерпретация результатов исследования. При моделировании логистических систем абсолютное подобие не имеет места.
Следующим признаком классификации является материальность модели. В соответствии с этим признаком все модели можно разделить на материальные и абстрактные.
Материальные модели воспроизводят основные геометрические, физические, динамические и функциональные характеристики изучаемого явления или объекта. К этой категории относятся, в частности, уменьшенные макеты предприятий оптовой торговли, позволяющие решить вопросы оптимального размещения оборудования и организации грузовых потоков.
Абстрактное моделирование часто является единственным способом моделирования в логистике. Ее подразделяют на символическое и математическое.
К символическим моделям относят языковые и знаковые.
Языковые модели – это словесные модели; в основе которых лежит набор слов (словарь), очищенный от неоднозначности. Этот словарь называется «тезаурус». В нем каждому слову может соответствовать лишь единственное понятие, в то время как в обычном словаре одному слову могут соответствовать несколько понятий.
Знаковые модели, если ввести условное обозначение отдельных понятий, т.е. знаки, а также договориться об операциях между этими знаками, то можно дать символическое описание объекта.
Математическим моделированием называют процесс установления соответствия данному реальному объекту некоторого математического объекта, называемого математической моделью. В логистике широко применяются два вида математического моделирования: аналитическое и имитационное (частный случай математического моделирования). Аналитическое моделирование – это математический прием исследования логистических систем, позволяющий получить точные решения.
Идея метода АВС состоит в том, чтобы из всего множества однотипных объектов выделить наиболее значимые. Таких объектов, как правило, немного, и именно на них необходимо сосредоточить основное внимание и силы. В связи с этим необходимо проанализировать насколько эффективно производится управление запасами на предприятии, для чего нужно выполнить АВС анализ. АВС анализ является одним из методов рационализации, который может использоваться во всех функциональных сферах деятельности ОАО «Прибор - Эксперт».
АВС анализ позволяет:
- выделить наиболее существенные направления деятельности;
- направить деловую активность
в сферу повышенной
- повысить эффективность
организационных и
Согласно АВС - методу запасы сырья и материалов делятся на 3 категории по степени важности отдельных видов в зависимости от их удельной стоимости:
- категория «А» включает ограниченное количество наиболее ценных ресурсов, которые требуют постоянного и скрупулезного учета и контроля (возможно даже ежедневного), для этих ресурсов обязателен расчет оптимального размера заказа;
- категория «В» составлена из тех видов запасов, которые в меньшей степени важны для предприятия и которые оцениваются и проверяются при ежемесячной инвентаризации; для запасов этой категории, как и категории «А», приемлемы методики определения оптимального размера заказа;
- категория «С» включает широкий ассортимент оставшихся малоценных видов материальных запасов, закупаемых обычно в большом количестве.
ОАО «Прибор - Эксперт» использует в своей деятельности для комплектации автоматизированных систем налива (далее по тексту АСН) около 153 (взято в пример) наименований различных материалов. Подсчитаем все затраты на сырье для комплектации АСН в 2012 году.
Сгруппируем все 153 вида материалов в порядке их стоимости. В полученном списке выделим 3 следующие группы материалов:
- категория «А» – вида материалов, стоимость которого составляет почти 60% от общей суммы материальных затрат;
- категория «В» – 5 наименований, стоимость которых составляет около 30%;
- категория «С» – все остальные 144 вида материалов, удельный вес которого в затратах на сырье и материалы меньше 10%.
Классификация АВС − анализа позволяет сосредоточиться на контроле только за наиболее важными видами запасов (категории «А» и «В») и тем самым сэкономить время, ресурсы и повысить эффективность управления.
Таблица 1 – АВС - анализ для АСН
№ |
Наименование материалов |
Сто-ть сырья, тыс. руб. |
Удельный вес, % |
Совокупный |
Категория |
Всего |
17113584 |
100 |
А | ||
1 |
Адаптер «Доза – ККМ» АД-02 |
5124597 |
29,9 |
29,9 |
А |
2 |
Контроллер «Доза
– У.21», |
2805354 |
16,4 |
46,3 |
А |
3 |
Контроллер «Доза
– У.21», |
2242155 |
13,1 |
59,4 |
А |
4 |
Контроллер «Доза – У.21» (RS 485) |
1673674 |
9,8 |
69,2 |
В |
5 |
Контроллер «Импульс 3.2» (для ККМ «АМС-100-Ф») |
1080229 |
6,3 |
75,5 |
В |
6 |
Устройство отсчетное ЭЦТ 1/5МА6 (процессор, НАРА 27М1Э, ЭН) |
390490 |
5,2 |
80,7 |
В |
7 |
Устройство отсчетное ЭЦТ 1/16К (ж/к, АСН 42-16 «121», АСН 28-16 «221») |
149388 |
3,8 |
84,5 |
В |
8 |
Электрораспределительный шкаф на 2; 3; 4; 5; 6 ТРК |
607629 |
3,6 |
88,1 |
В |
9 |
Тиристор MAC9N для ЭЦТ 1/16 |
393871 |
2,3 |
90,4 |
С |
10 |
Плата индикации 1/16К, ж/к |
332091 |
1,9 |
92,3 |
С |
Основное внимание при контроле и управлении запасами должно быть уделено 4 наиважнейшим видам материалов (категория «А»). Дополнительно для 4 видов материалов (категория «В») рекомендуется применить приемы вычисления наиболее экономичного (оптимального) размера заказа и оценить страховой запас.
Контроль над остальными видами запасов может проводиться раз в месяц.
Для АСН, на производство и реализацию которого приходится около 50% от суммы всех затрат, стоимость АСН занимает почти 30% от общей стоимости материалов. Этот вид материалов попадает в категорию «А», поэтому для него на основе плана производства АСН следует определить размер наиболее экономичного объема заказа. В качестве проектного варианта функционирования предприятия целесообразно выбрать адаптер «Доза – ККМ» АД-02.
Рассмотрим определение оптимального размера заказа адаптера «Доза – ККМ» АД-02, при условии оптовой скидки.
Если предоставляется оптовая скидка, то для определения действительного размера заказа на ОАО «Прибор - Эксперт» приходится делать несколько расчетов, так как функция суммарных издержек перестает быть непрерывной.
Для нахождения глобального минимума такой функции на ОАО «Прибор - Эксперт» необходимо исследовать её локальные минимумы, причем некоторые из них могут оказаться в точках разрыва цен.
Поставщик адаптера предложил цены, учитывающие скидки за количество в штуках.
Поставщик предоставляет количественные скидки на следующих условиях. В таблице 2 рассчитана стоимость хранения единицы запаса. По данным ОАО «Прибор - Эксперт» в 2012 году она отражалась в учете как 20% от закупочной цены товара.
Таблица 2 − Условия скидок
Размер заказа, шт. |
Цена, руб. |
Стоимость хранения
единицы запаса (С2), |
1-99 |
4900 |
980 |
100-199 |
3675 |
735 |
200 и более |
2530 |
506 |
Так как издержки хранения зависят от закупочной цены товара, мы имеем дело со второй моделью количественных скидок. Определим расчетные величины оптимального размера заказа для каждого варианта издержек хранения по формуле.