Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Февраля 2012 в 12:32, курсовая работа
Применение технологий при осуществлении закупок приводит к повышению производительности процесса закупки. Это прежде всего электронный обмен данными с поставщиками, кодирование информации и автоматизированный ввод данных. Из-за ненадежности сопроводительных документов возникает ряд трудностей. Персонал отдела снабжения затрачивает треть своего времени, разбираясь с проблемами, вызванными отклонением процесса снабжения от предписанного
Глава 1. Теоретическая часть……………………………...…………………...…..3
1.1. Применение современных технологий при осуществлении закупок…...….3
1.2. Основные критерии выбора поставщика при осуществлении процесса закупки материально-технических ресурсов ……………………………....…...15
1.3. Контроль в логистических системах…………………………….………....24
Глава 2. Практическая часть ….....................................................................……33
2.1. Задача сетевого планирования ……………………………………..….…33
2.2. Транспортная задача №1................................................................................37
2.3 Транспортная задача №2…………………………………………….…….45
Список использованной литературы……………………………….…………53
Критерии выбора поставщика. Критерии оценки и отбора поставщиков материальных ресурсов зависят от требований потребителей логистической системы и могут быть различными. Обычно их три-четыре, в отдельных случаях их может быть более 60. В то же время независимо от специфики отрасли, размера предприятия, особенностей производства важнейшими критериями в процессе оценки и отбора согласно требованиям закупочной логистики являются следующие:
1. Надежность снабжения.
2. Качество поставляемой продукции.
3. Приемлемая цена.
4. Удаленность генератора
материальных потоков от
5. Сроки выполнения текущих и экстренных заказов.
6. Способность обеспечить поставку запасных частей в течение всего срока службы поставленного оборудования.
7. Психологический климат
в трудовом коллективе
8. Организация управления
качеством продукции у
9. Кредитоспособность и
финансовое положение
10. Репутация и роль в своей отрасли.
11. Имидж.
12. Оформление товара (упаковка).
13. Наличие резервных мощностей у источника поставки.
Заслуживает внимания шкала критериев выбора поставщика, предлагаемая Майклом Р. Линдерсом и Харольдом Е. Фироном (критерии расположены в порядке приоритета):
1. Качество продукции;
2. Своевременность доставки
(авторы предлагают строить
3. Цена (сравнение реальной цены с желаемой или с минимальной у других поставщиков);
4. Обслуживание (качество технической помощи, отношение поставщика и время ответа на просьбы о помощи, квалификация обслуживающего персонала и т.д.);
5. Повторные предложения по разработке продукции или услуги, по снижению цены; техническая, инженерная и производственная мощность;
6. Оценка дистрибьюторских возможностей (если поставщик выполняет функцию дистрибьютора);
7. Детальная оценка финансов и управления.
Указанная шкала критериев используется большинством зарубежных фирм-производителей продукции при выборе (или предварительном отборе) поставщиков материальных ресурсов.
Некоторые специалисты ставят во главу угла цену продукции. С точки зрения большинства зарубежных специалистов по снабжению и логистике это нецелесообразно. Цена — это то, о чем всегда можно договориться, и она не должна быть главным критерием при отборе поставщиков. Хотя, конечно, многих отпугивают высокие цены некоторых поставщиков, но часто именно у них можно приобрести самую качественную продукцию и на выгодных условиях (не считая собственно цены), включая сервис (до и послепродажный), доставку, гарантии, условия дальнейшего сотрудничества и т.д. Если цена поставщика значительно ниже средней, это часто может являться предупреждением того, чтобы не выбирать этого поставщика. К сожалению, как показывает опыт, в отношении отечественных компаний это не всегда однозначно верно. Из-за нехватки оборотных средств многие компании вынуждены при выборе поставщика руководствоваться прежде всего ценой продукции поставщика. Цена является главным критерием, остальные отходят на второй план.
При выборе новых поставщиков зарубежные фирмы делают акцент на оценке их финансового положения и организации управления, а также на технической, инженерной и производственной мощности поставщиков. Это тем более важно в российских условиях, где политическая и экономическая нестабильность позволяет вести нечестный бизнес, существовать «фирмам-однодневкам» и т.п.
Обобщение рассмотренных подходов позволяет выделить главные критерии, на которых рекомендуется строить систему выбора поставщика:
1. Качество продукции.
Относится к способности
2. Надежность поставщика
(честность, отзывчивость, обязательность,
заинтересованность в ведении
бизнеса с данной компанией,
финансовая стабильность, репутация
в своей сфере, соблюдение
3. Цена. В цене должны
учитываться все затраты на
закупку конкретного
4. Качество обслуживания.
Оценка по данному критерию
требует сбора информации у
достаточно широкого круга лиц
из различных подразделений
5. Условия платежа и
возможность внеплановых
Как показывает практика, системе
установленных критериев может
соответствовать несколько
Окончательный выбор поставщика производится лицом, принимающим решение в отделе логистики (закупок), и, как правило, не может быть полностью формализован.
Основные этапы выбора поставщика. Выбор поставщика является одной из основных проблем, возникающих при закупке товара. Важность ее объясняется не только тем, что на современном рынке функционирует большое количество поставщиков одинаковых товаров, но главным образом тем, что поставщик должен быть надежным партнером фирмы в реализации ее логистической стратегии. Рассмотрим основные этапы выбора поставщика:
1. Определение и оценка
требований покупателей к
2. Определение типа
закупок: установившиеся (постоянные)
закупки, модифицированные
3. Анализ поведения
рынка. Поставщик может
4. Идентификация всех возможных поставщиков и их предварительная оценка.
5. После отбора наиболее
подходящих поставщиков
6. Реализация процесса
поставок конкретной
7. Контроль и оценка
выполнения закупок. После
Досье поставщика ресурсов. Информация, касающаяся деятельности поставщиков ресурсов, полученная из различных источников, собирается и систематизируется в фирменном досье. Обычно досье включает два основных раздела:
1. Общая характеристика
поставщика ресурсов (профиль деятельности;
номенклатура продукции и
2. Специальные аспекты, имеющие непосредственное отношение к заключению договора на поставку ресурсов (кредитоспособность поставщика ресурсов; его финансовое положение; загрузка поставщика ресурсов заказами на их поставку; заинтересованность поставщика в получении дополнительных заказов на поставку ресурсов; участие поставщика ресурсов в различного рода объединениях, ассоциациях).
Досье поставщика ресурсов включает ряд документов:
1. Карта поставщика;
2. Сведения о переговорах с поставщиком ресурсов;
3. Сведения о деловых
отношениях с поставщиком
Карта поставщика ресурсов представляет собой анкету, содержание которой сгруппировано по основным аспектам, характеризующим различные стороны деятельности данного поставщика:
а) указываются почтовый, телеграфный адрес поставщика, номера его телефонов и e-mail;
б) год основания предприятия-
в) номенклатура продукции (ресурсов) и услуг;
г) сведения о производственной мощности, торговом обороте, числе работающих;
д) данные о финансовом положении;
е) сведения о филиалах, дочерних предприятиях, об участии поставщика в объединениях, ассоциациях;
ж) конкуренты поставщика ресурсов;
з) сведения о владельцах и администрации предприятия-поставщика;
и) отрицательные стороны деятельности предприятия-поставщика (невыполнение взятых обязательств, наличие рекламаций, арбитражные и судебные иски);
Сведения о переговорах составляются после завершения переговоров с предприятием-поставщиком. Они отражают предмет переговоров; результаты переговоров; характеристику лиц, участвующих в переговорах (особенности характера, знание технических и коммерческих сторон обсуждаемых проблем).
Сведения о деловых
отношениях с предприятием-поставщиком,
в отличие от сведений о переговорах,
составляемых после каждого их раунда,
составляются один раз в год и
отражают историю, и опыт работы с
предприятием-поставщиком в
Оценка результатов работы с поставщиками. На выбор поставщика существенное влияние оказывают результаты работы по уже заключенным договорам. Для этого разрабатывается специальная шкала оценок, позволяющая рассчитать рейтинг поставщика. Перед расчетом рейтинга необходимо выполнить дифференциацию закупаемых предметов труда.
Закупаемые товары, сырье
и комплектующие изделия, как
правило, неравнозначны с точки
зрения целей производственного
или торгового процесса. Отсутствие
некоторых комплектующих, требующихся
регулярно, может привести к остановке
производственного процесса (равно
как и дефицит некоторых
Если закупаемые предметы труда не являются значимыми с точки зрения производственного или торгового процесса, то при выборе их поставщика главным критерием будут служить затраты на приобретение и доставку.
Вступая в хозяйственную
связь с неизвестным
· отношение ликвидности поставщика к сумме долговых обязательств;
· отношение объема продаж к дебиторской задолженности;
· отношение чистой прибыли к объему продаж;
· движение денежной наличности;
· оборачиваемость запасов и др.
Отечественные предприятия
при выборе поставщика в настоящее
время в основном полагаются на собственную
информацию. При этом на предприятии,
имеющем много поставщиков, может
быть сформирован список хорошо известных,
заслуживающих доверия
2.3 Контроль в логистических системах
Контроль - это процесс, обеспечивающий достижение целей организации. Он необходим для обнаружения и разрешения возникающих проблем раньше, чем они станут слишком серьезными, и может также использоваться для стимулирования успешной деятельности.
Процесс контроля состоит из установки стандартов, изменения фактически достигнутых результатов и проведения корректировок в том случае, если достигнутые результаты существенно отличаются от установленных стандартов.
Контроль в логистической систем отвечает на вопросы, насколько эффективна логистическая система, обеспечивает, ли достижение конечной цели организации, стимулирует, ли работу, исполнителей.