Логистическая цепочка

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Февраля 2013 в 10:45, курсовая работа

Краткое описание

Целью данного исследования является всесторонний анализ управления цепочкой поставок. Для успешного достижения цели исследования необходимо выполнить ряд задач, а именно:
- изучить роль транспорта и складов в цепочке поставок;
- дать определение цепочки поставок;
- сформулировать определение транспортировки как одной из ключевых логистических функций;
- описать функции транспортировки;
- описать место и роль склада в цепочке поставок;
- описать принципы стратегии цепочки поставок;
- описать способы внедрения интегрированных информационных систем;

Вложенные файлы: 1 файл

Введение1.docx

— 44.48 Кб (Скачать файл)

Введение

 

Управление цепочками  поставок представляет собой процесс  планирования, исполнения и контроля с точки зрения снижения затрат потока сырья, материалов, незавершенного производства, готовой продукции, сервиса и  связанной информации от точки зарождения заявки до точки потребления, включая  импорт, экспорт, внутренние и внешние  перемещения, то есть до полного удовлетворения требований клиентов [8].

Управление цепочками  поставок представляет бизнес-стратегию, позволяющую прогнозировать продажи  товара; оптимизировать планирование гарантийного запаса, текущего запаса и прочего с учетом выбранной  модели управления запасами для каждой товарной категории; оптимизировать планирование поставок внутри логистической сети компании с учетом планируемых продаж, поставок от производителя, наличию  остатков, транспортных мощностей, различных  ограничений и бизнес-правил.

На сегодняшнем рынке  существует огромное количество программных  продуктов зарубежных и отечественных  разработчиков, позволяющих эффективно управлять цепочками поставок. Эффективность  управления цепочкой поставок связана  с сокращением эксплуатационных издержек, сокращением временных  циклов в системе поставок, в связи  с чем исследование комплексных  решений, предоставляемых компаниями-разработчиками бизнесу является чрезвычайно актуальным для подготовки студентов-логистов.

Целью данного  исследования является всесторонний анализ управления цепочкой поставок. Для успешного достижения цели исследования необходимо выполнить ряд задач, а именно:

- изучить роль транспорта  и складов в цепочке поставок;

- дать определение цепочки  поставок;

- сформулировать определение  транспортировки как одной из  ключевых логистических функций;

- описать функции транспортировки;

- описать место и роль  склада в цепочке поставок;

- описать принципы стратегии  цепочки поставок;

- описать способы внедрения  интегрированных информационных  систем;

- проанализировать программные  продукты зарубежных и отечественных  разработчиков в области управления  цепочкой поставок;

- проанализировать технологию RFID в управлении цепочкой поставок;

- сформулировать выводы.

Учебно-методической базой исследования явились работы отечественных и зарубежных исследователей (Бажина И.И., 2003; Есенькина Б.С., Крыловой М.Д, 2002; Никифорова В.В., 2008; Бенсона Д.; Уайтхеда Дж., 1990; Блехермана М.Х., 1988 и других) в области логистики и управления цепочкой поставок.

Практическая  значимость работы заключается в возможности использования материала исследования в семинарских и лекционных занятиях по специальности транспортная и складская логистика.

транспорт логистика  поставка информационный

 

 

Глава 1. Роль транспорта и  складов в цепочке поставок: логистический  аспект

 

1.1 Системный подход к анализу организации транспортной логистики, понятие цепочки поставок и условия ее формирования

 

Для того, чтобы раскрыть сущность концепции системного подхода  к организации транспортной логистики, введем понятие логистической системы. В отечественной литературе в  области логистики наиболее распространенным является следующее определение: «Логистическая система представляет собой адаптивную систему с обратной связью, выполняющую  те или иные логистические операции и функции, и состоящую, как правило, из нескольких подсистем, а также  обладающую развитыми связями с  внешней средой [1].

Системный подход является основной концепцией логистики, заключающейся  в комплексном изучении явлений  и объектов как целостных логистических  систем с целью ликвидации несоответствия между интересами и целями всей логистической  системы и ее отдельных элементов, между разными логистическими системами, между логистической системой и  внешней средой. Системный подход предполагает исследования на макро- и  микроуровнях. На макроуровне логистическая  система изучается как целое, устанавливаются ее границы и  внешние связи со средой ее деятельности. Это можно сделать, рассмотрев изучаемую  систему как часть системы  более высокого уровня. Только извне  можно понять, для чего существует логистическая система. Каждая логистическая  система состоит из элементов. Микроуровень исследования предполагает изучение внутренней структуры системы, то есть составляющих ее элементов, их свойств, связей между  ними. Важным принципом системного подхода является принцип взаимосвязанности  элементов логистической системы, связи между элементами могут  быть сильными или слабыми, но в любом  случае, изменение в поведении  одних элементов порождает изменения  деятельности других. следовательно, необходимо учитывать эти последствия [4].

Таким образом, с точки  зрения системного подхода к организации  транспортной логистики, логистическая  система будет представлять собой  относительно устойчивую совокупность звеньев, структурных/ функциональных подразделений компании, а также  поставщиков, потребителей и логистических  посредников, взаимосвязанных и  объединенных единым управлением корпоративной  стратегии организации бизнеса [2].

Элемент логистической системы  является неделимой в рамках поставленной задачи управления частью логистической  системы. Выделение элемента определяется низшим уровнем декомпозиции логистической  системы и вызвано необходимостью обособления операции или их совокупности с целью оптимизации ресурсов, построения модели предприятия или  его структурных подразделений, моделирования бизнес-процессов, закрепления  за операцией конкретного исполнителя  или технического устройства, например, автоматизированного рабочего места; формирования системы учета, контроля и мониторинга логистического плана [7].

Звенья логистической  системы, будучи упорядоченными определенным образом, составляют логистическую  цепочку или цепочку поставок. В зарубежных терминологических  словарях ANNEX и APICS цепочка поставок определяется как взаимосвязанная  последовательность пар звеньев (подразделений  компании и/или ее логистических  партнеров) – «поставщик-потребитель», по которой товар или услуга доставляется конечному потребителю, организованная с тем, чтобы достичь планируемую  цель. При этом не накладывается  никаких обязательств на линейную упорядоченность  звеньев логистической цепочки. В свою очередь, А.Н.Родников в своем  терминологическом словаре подчеркивает именно линейную упорядоченность цепочки  поставок, а именно: логистическая  цепочка представляет собой линейно-упорядоченное  множество физических и/или юридических  лиц (поставщиков, посредников, перевозчиков и других), непосредственно участвовавших  в доведении конкретно партии до потребителя [7]. Существуют и другие определения цепочки поставок, например: логистическая цепочка – это  множество звеньев логистической  системы, упорядоченное по основному  и/или сопутствующему потоку в соответствии с параметрами заказа конечного  потребителя внутри функциональной области логистики или логистического канала. Таким образом, цепочку поставок, как правило, проектируют внутри самостоятельной функциональной области  логистики. Исходным параметром формирования логистической цепочки является заказ потребителя. Формирование цепочки  поставок может осуществляться целенаправленно  посредством юридического слияния  и поглощения фирм, а также путем  добровольного сотрудничества различных  служб, подразделений и фирм с  соответствующим юридическим и  организационным оформлением. Цепочка  поставок может осуществляться на основании  модульного принципа в управлении, при этом учитываются два взаимоисключающих  друг друга принципа: корпорации и  сотрудничества – с одной стороны, а с другой – конкуренции. Такое  формирование цепочки поставок позволяет  использовать свободные ресурсы  участников логистической цепочки  с тем, чтобы сглаживать колебания  внешней среды. Гибкость такой цепочки  посредством специальных разовых  поставок через созданную при  этом сеть каналов распределения  и транспортировки дает возможность  выровнять пики потребления, при  этом неизбежные риски заметно снижаются. Связи между отдельными элементами логистической цепочки сегодня  реализуются с помощью новейших информационных технологий. Построение и исследование цепочек, сформированных по информационным и финансовым потокам, обладает чрезвычайно важным практическим значением, поскольку движение материальных ресурсов и готовой продукции  не совпадает с соотносящимися с  ними информационными и денежными  потоками. Проблемы, возникающие в  связи с асинхронностью потоков, значительно осложняют принятие эффективных управленческих решений [7].

Таким образом, цепочка поставок представляет собой множество звеньев  логистической системы, упорядоченное  по основному и/или сопутствующему потоку в соответствии с параметрами  заказа конечного потребителя внутри функциональной области логистики  или логистического канала.

 

1.2 Транспорт в цепочке  поставок

 

Транспорт является отраслью материального производства, осуществляющей перевозки людей и грузов, относящейся  к сфере материальных услуг в  структуре общественного производства [11].

«Транспорт, - считает В.В. Никифоров, - это средство удовлетворения потребностей посредством перевозки грузов и пассажиров» [7]. Транспортировка является одной из ключевых логистических функций, связанной с перемещением продукции транспортным средством по определенной технологии в цепочке поставок и состоящей из логистических операций и функций, включая экспедирование, грузообработку, упаковку, передачу прав и собственности, страхование рисков, таможенные процедуры и тому подобное [3].

С экономической точки  зрения, транспорт представляет собой  один из определяющих элементов производственно-коммерческого  процесса. Однако, при производстве и использовании товара или услуги существуют два сдерживающих фактора, а именно: фактор времени и фактор пространства. Фактор времени состоит  в том, что товар или услуга, произведенные сегодня, могут быть востребованы через какой-то промежуток времени. В этом случае прибегают  к складированию, со всеми вытекающими  последствиями, характерными для технологии складирования: необходимой техникой, оборудованием и определенными  технологиями хранения. Пространственный фактор обусловлен тем обстоятельством, что производители и потребители  товара редко находятся в одном  месте, а на некотором расстоянии друг от друга, связывая производство и потребителя, транспорт позволяет  расширить границы производства. Транспорт уже сам по себе постепенно обусловил возникновение пространственного  фактора, поскольку развитие транспорта и транспортных технологий позволили  выстраивать производство на значительном расстоянии от мест потребления товаров  и услуг. В рыночных условиях транспорт  всегда оказывается прибыльной отраслью материального производства. Благодаря  транспорту, логистический процесс  товародвижения (от поставщиков сырье  и материалы, охватывая различного рода посредников, и заканчивая потребителями  готовой продукции, трансформируется в одну технологическую цепочку, превращая транспорт в часть  единого транспортно-производственного  процесса. В этой цепочке основные функции транспорта составляют перемещение  грузов и хранение перемещаемых товаров. Перемещение грузов заключается в изменении их местонахождения при соблюдении принципа экономичности (сокращение стоимостных и временных затрат). Перемещение грузов должно быть экономически оправданным поскольку этот процесс связан с расходами денег, времени и экологических ресурсов. Значимость фактора времени возрастает благодаря появлению логистических концепции, требующих сокращения запасов, в том числе и запасов, находящихся в пути, что существенно ограничивает использование материальных и товарных ресурсов, то есть объединяет капитал. Транспортировка товара требует финансовых затрат как в форме внутренних расходов на перевозку грузов собственным подвижным составом, так и в форме внешних расходов для использования для перевозки коммерческого или общественного транспорта. Таким образом перемещение грузов является функцией транспортировки и определяет ее цель, которая может быть сформулирована как доставка товаров в место назначения с минимальными затратами времени, денежных, материальных и экологических ресурсов. Необходимо также минимизировать потери и порчу транспортируемых грузов при одновременном выполнении требований заказчиков относительно своевременности доставки и предъявления информации о грузах в пути. Другой функцией транспортировки является хранение грузов, обусловленное целесообразностью экономии средств на повторных перегрузке и выгрузке (когда расходы на эти операции превышают потери от простоя загруженного подвижного состава), а также необходимостью изменения маршрутов следования грузов. При этом увеличивается время нахождения груза в пути, что вполне допустимо с точки зрения общих издержек, если перевалка груза более накладна [7].

Выделению транспорта в самостоятельную  область логистики способствовали следующие факторы:

- способность транспорта  реализовать основную идею логистики  – создавать надежную, устойчивую  и оптимально функционирующую  систему: снабжение – производство  – распределение – потребление»;

- неизбежность решения  целого ряда сложных транспортных  проблем при выборе каналов  распределения сырьевых ресурсов, полуфабрикатов и готовой продукции  в рамках логистической системы;

- высокая доля транспортных  издержек, максимальная доля которых  может достигать 50% всех логистических  расходов на продвижение товара  от сырьевого источника до  конечного потребителя готовой  продукции;

- высокая доля транспортных  издержек во внешнеторговой цене  товаров, особенно для стран  с большим расстоянием перевозок;

- наличие большого числа  транспортно-экспедиционных предприятий,  играющих большую роль в организации  оптимизации доставки товаров  как на внутреннем рынке, так  и на международных [7].

Транспорт представляет собой  систему, состоящую из двух подсистем: (1) транспорт общего пользования  и (2) транспорт не общего пользования.

Транспорт общего пользования  – железнодорожный, автомобильный, водный (морской и речной), воздушный  транспорт и транспорт трубопроводный, обслуживающий сферу обращения  и население.

Транспорт не общего пользования  – это внутрипроизводственный транспорт, а также транспортные средства всех видов, принадлежащие нетранспортным предприятиям, которые являются, как  правило, составной частью каких-либо производственных систем [11].

Транспортная логистика  решает задачи согласования действий непосредственно участников транспортного  процесса посредством обеспечения  технической и технологической  сопряженности участников транспортного  процесса; согласование их экономических  интересов, использование единых систем планирования. Техническая сопряженность в транспортном комплексе означает согласованность параметров транспортных средств как внутри отдельных видов, так и в межвидовом разрезе. Эта согласованность позволяет применять модальные перевозки, работать с контейнерами и грузовыми пакетами. Технологическая сопряженность связана с применением единой технологии транспортировки, прямые перегрузы, бесперегрузочное сообщение. Экономическая сопряженность – это общая методология исследования конъюнктуры рынка и построения тарифной системы, а также совместное планирование, приводящее к выработке и применению единых планов-графиков.

Информация о работе Логистическая цепочка