Обзор состояния транспортной логистики в Узбекистане

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Июня 2013 в 23:22, реферат

Краткое описание

Страны Центрально-Азиатского Региона объединены не только географически, у них общая культурная, политическая и экономическая история, и сегодня перед ними стоят общие задачи трансформирования системы государственного управления и государственных предприятий в более эффективные структуры. Это требует решения очень многих проблем, одной из которых является преодоление значительного «экономического расстояния», отделяющего их от мировых рынков товаров и услуг. Так как «экономическое расстояние» это сумма всех временных и материальных затрат, понесенных в процессе доставки груза на внешние рынки, вопросы оптимизации и снижения издержек на пути движения товаров, а также построение грамотной логистической цепочки поставок, для всех стран региона, являются определяющим фактором в их экономическом развитии.

Вложенные файлы: 1 файл

Обзор состояния транспортной логистики в Узбекистане.doc

— 118.00 Кб (Скачать файл)

В настоящее время экономика  Узбекистана испытывает большую  потребность в подготовке квалифицированных  кадров в сфере логистических  услуг. Сейчас специалисты по логистики востребованы не только в сфере транспорта, но практически во всех отраслях экономики.

На сегодняшний день, в системе  высшего и среднего специального образования Республики Узбекистан, отсутствуют учебные программы  и  курсы по подготовке бакалавров и  магистров  для работы в сфере логистических услуг по различным отраслям экономики (торговля, транспорт, промышленность и т.д.). Предприниматели испытывают трудности с поиском  квалифицированных специалистов в области логистики.

Проведённый опрос среди различных  компаний Узбекистана,  показал актуальность вопроса обучения и потребность  в специалистах по промышленной, транспортной,  торговой, информационной и складской  логистики. В настоящее время, национальные компании  начинают понимать, что  транспортная логистическая стратегия должна быть таким же естественным элементом стратегического планирования бизнеса, как маркетинговая, финансовая, производственная и другие виды стратегий.

 Складывающаяся ситуация  диктует необходимость осуществления специализированной подготовки профессиональных специалистов в области  материально технического обеспечения и управления цепочкой поставок. В настоящее время в высших учебных заведениях республики стали открываться кафедры по логистике (Ташкентский автодорожный институт, Ташкентский Государственный Экономический Университет),  которые нуждаются в подготовке учебных программ и квалифицированных преподавателей.  Сегодня необходимо разработать учебные планы и учебные пособия для глубокого изучения и преподавания студентам, пригласить для этих целей зарубежных специалистов и преподавателей из ведущих институтов и университетов зарубежных стран.

  Исследования, проведенные  международными экспертами в  2006 году по проекту АБР (ТС4659-УЗБ)  «Стратегия развития транспортного сектора Узбекистана», также показали огромную потребность в обучении по транспортной логистике. В своих рекомендациях, международные эксперты указали на необходимость организации обучающих курсов по подготовке и переподготовке национальных кадров в области транспортных логистических услуг.

Ежегодно возрастающая потребность в обучении и повышении  квалификации специалистов в области  логистики связана с тем, что  в Узбекистане получает всё большее  развитие сеть международных транспортных коридоров и транспортных логистических центров и, в связи с этим, в стране растёт потребность в специалистах по транспортной логистике и требования к их квалификации. Одним из путей ускорить и повысить уровень подготовки таких специалистов видится в сотрудничестве с развитыми странами мира, имеющими большой опыт в этой области.

Участие международных  организаций в развитии транспортной  логистики Узбекистана

Стремительное развитие экономик стран Юго-Восточной Азии и Китайской Народной Республики соответственно увеличение грузопотоков в направлении Азия–Европа-Азия стало основным фактором активизации международных организаций направленных на упрощение торговли и транспортных перевозок  в странах Центрально-азиатского региона и   создание транснациональных коридоров.

Через Специальную программу  для экономики Центральной Азии (SPEСA) и программу действий по развитию доступа к мировым рынкам стран  не имеющих выхода к морю и стран  транзита, а также через свои региональные комиссии ЕЭК и ЭСКАТО, на протяжении последних лет ООН предпринимает значительные усилия по развитию Евроазиатских транспортных коридоров.

Организация по безопасности в Европе  (ОБСЕ) направила свои усилия на распространение опыта  управления процессом пересечения  границ и борьбу с коррупцией. ОБСЕ оказывает содействие обеспечению надлежащего управления при пересечении границ, повышению безопасности наземного транспорта и облегчения международных перевозок в регионе стран ОБСЕ. На протяжении последних лет в Узбекистане ОБСЕ реализует проект «Содействие в развитии транспортного сектора Узбекистана».

Европейский Союз с 1993 года активно поддерживает программу  развития транспортного коридора для  перевозки грузов в направлении  Европа-Кавказ-Азия  ТРАСЕКА.

Азиатский Банк Развития (АБР) реализует программу Центрально-азиатского регионального экономического сотрудничества – ЦАРЭС, в рамках которой осуществляется проект по мониторингу международных коридоров стран ЦАРЭС.

Международный Союз Автомобильного Транспорта  (IRU), начиная с 2008 года, приступил к реализации Новой Евроазиатской автотранспортной инициативы (NELTI), целью которой является запуск регулярных коммерческих автомобильных перевозок грузов между Европой и Китаем.

Обществом по международному сотрудничеству (GIZ–Германия), начиная  с 2010 года, через программу «Региональное экономическое развитие в Центральной Азии» осуществляется обучение и повышение квалификации специалистов Узбекистана в области транспорта и логистики.

Германский Фонд экономического развития и профессионального обучения (SEQUA GmbH) – через проект по повышению квалификации специалистов транспортных и логистических компаний  - «LogTrain – Logistics Training in Uzbekistan».

 

1.3. Сущность  и задачи транспортной логистики

 

Изменение местонахождения  товарно-материальных ценностей с помощью транспортных средств называется транспортировкой грузов. Транспортировка является частью логистического процесса и относится к сфере производства материальных услуг. Управление материальным потоком в процессе транспортировки и организация транспортирования грузов является сферой транспортной логистики.

Транспортная логистика  решает следующие задачи:

    • создание транспортных систем;
    • совместное планирование транспортных процессов на различных видах транспорта (в случае смешанных перевозок);
    • обеспечение технологического единства транспортно-складского процесса;
    • выбор способа транспортировки и транспортного средства;
    • определение рациональных маршрутов доставки.

По назначению различают  внешнюю (в логистических каналах  снабжения – сбыта) и внутреннюю (внутрипроизводственную) транспортировку. Оба вида транспортировки взаимосвязаны между собой и образуют транспортную систему предприятия.

Ключевая роль транспортировки  в логистике объясняется большим  удельным весом транспортных расходов в логистических издержках, которые составляют до 50% суммы общих затрат на логистику.

Выбор вида транспорта

Задача выбора вида транспорта решается во взаимной связи с другими  задачами логистики, такими, как создание и поддержание оптимального уровня запасов, выбор вида упаковки и др. Основой выбора вида транспорта, оптимального для конкретной перевозки, служит информация о характерных особенностях различных видов транспорта.

Существуют следующие  виды транспорта:

    • железнодорожный;
    • морской;
    • внутренний водный (речной);
    • автомобильный;
    • воздушный;
    • трубопроводный.

Сравнительные логистические  характеристики основных видов транспорта представлены в табл. 1

Таблица 1

Сравнительная характеристика основных видов транспорта

Вид  
транспорта

Достоинства

Недостатки

Железно- 
дорожный

Высокая провозная и  пропускная способности.

Высокая регулярность перевозок.

Относительно низкие тарифы.

Значительные скидки для транзитных отправок.

Высокая скорость доставки грузов на большие расстояния

Ограниченное число  перевозчиков.

Большие капитальные вложения в производственно-техническую базу.

Высокая материалоемкость и энергоемкость перевозок.

Низкая доступность  к конечным точкам продаж.

Недостаточно высокая  сохранность грузов

Автомо-бильный

Высокая доступность.

Возможность доставки груза «от двери до двери».

Высокая маневренность.

Высокая скорость доставки.

Возможность использования  различных маршрутов и схем доставки.

Возможность отправки груза  малыми партиями

Низкая производительность.

Зависимость от погодных и дорожных условий.

Относительно высокая  себестоимость перевозок на большие  расстояния.

Недостаточная экологическая  чистота

Воздушный

Наивысшая скорость доставки грузов.

Высокая сохранность  груза.

Наиболее короткие маршруты перевозок

Высокая себестоимость  перевозок.

Высокая капиталоемкость.

Зависимость от погодных условий.

Недостаточная географическая доступность


 

Выделяют шесть факторов, влияющих на выбор вида транспорта:

    • время доставки,
    • частота отправлений груза,
    • надежность соблюдения графика доставки,
    • способность перевозить разные грузы,
    • способность доставить груз в любую точку территории,
    • стоимость перевозки.

Экспертная оценка значимости этих факторов показывает, что при  выборе транспортного средства в  первую очередь принимают во внимание: надежность соблюдения графика доставки; время доставки; стоимость перевозки. Правильность сделанного выбора должна быть подтверждена технико-экономическими расчетами.

Формы организации внутренних перевозок зависят от мощности грузопотоков и объема грузооборота. Под грузопотоком понимается объем перевозок грузов в определенном направлении или через данный пункт за определенный отрезок времени. Грузопотоки разделяются на внешние и внутренние. Внешние грузопотоки характеризуют объем прибывающих на предприятие грузов (грузовые потоки прибытия) и объем отправляемых грузов (грузовые потоки отправления). Внутренние грузопотоки – это количество грузов, перемещаемых между подразделениями предприятия. Мощность грузопотоков на внутризаводском транспорте измеряется в тоннах (иногда в тонно-километрах) в единицу времени.

Грузооборот – основной экономический показатель продукции  транспорта, характеризующий суммарный  вес грузов, перевезенных на предприятии  за расчетный период. Расчет грузооборота оформляется в виде шахматной  ведомости (таб. 2).

Таблица 2

Шахматная ведомость  грузооборота, т (условный пример)

Пункт отправления груза

Пункт назначения

Всего отправлено  
груза, тыс.т

А

Б

В

Г

А (с направление М)

-

10

12

8

30

Б (ПП № 1)

11

-

2

13

26

В (ПП № 2)

4

7

-

-

11

Г (грузовой двор)

5

-

12

-

17

Всего прибыло груза, тыс.т

20

17

26

31

84


 

Планово-экономический  расчет во внутризаводском планировании транспортировок производится на базе наибольшего суточного грузооборота Qсут с учетом неравномерности  поступления и отправления грузов по формуле

 

где Qг – годовой  грузооборот (из шахматной ведомости), т;

Д – число рабочих  дней в году;

Kн – коэффициент  неравномерности перевозок (Kн = 1,1÷3,0).

Грузопотоки оформляются  в виде эпюр и схем. Эпюры характеризуют  общее перемещение грузов на предприятии, напряженность грузопотоков, их направление. Они также помогают выявить нерациональные встречные перевозки, т.е. перевозки одинакового груза во встречных направлениях. Построение эпюры, как это показано на рис 1 начинается с грузопотока, следующего в наиболее удаленный от отправителя пункт (в нашем случае вначале откладывается количество груза, следующего из А в Г, затем из Б в Г и т.д.).

 
Рис. 1. Построение эпюры

 

Расчет количества транспортных средств

Количество транспортных средств Kтс определяется исходя из объема перевозок и часовой производительности транспортного средства по формуле

(2.5.2)


где Q – грузооборот  за расчетный период, т;

qч – часовая производительность  транспортного средства в течение  расчетного периода, ч; 

ТТ – время работы транспортного средства в течение  планового периода.

Часовая производительность транспортного средства определяется по формуле 

 

где qн – номинальная  грузоподъемность транспортного средства, т;

Kгр – коэффициент  использования грузоподъемности  транспортного средства;

Ттр – транспортный цикл, характеризующий затраты времени на погрузку, разгрузку, пробег транспортного средства по маршруту (туда и обратно), мин.

 

1.4. Классификация транспортных услуг при организации грузов.

 

К транспортным услугам относятся:

1. Операции  и услуги по переработке и хранению грузов:

—     погрузочно-разгрузочные работы;

—     упаковка (распаковка) грузов;

—     маркировка грузов;

—     пломбирование  грузов;

Информация о работе Обзор состояния транспортной логистики в Узбекистане