Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Декабря 2013 в 21:10, курсовая работа
Впервые в истории отечественной кодификации гражданского законодательства в гл. 34 "Аренда" части второй Гражданского кодекса РФ1 был выделен самостоятельный § 3 "Аренда транспортных средств" с различением двух разновидностей: 1) договор аренды транспортного средства с предоставлением услуг по управлению и технической эксплуатации (с экипажем) и 2) без предоставления таких услуг (без экипажа).
При подготовке действующего ГК РФ не ставилась задача исчерпывающим образом урегулировать в Кодексе все вопросы, связанные с договором аренды транспортных средств.
Содержание
Впервые в истории отечественной кодификации гражданского законодательства в гл. 34 "Аренда" части второй Гражданского кодекса РФ1 был выделен самостоятельный § 3 "Аренда транспортных средств" с различением двух разновидностей: 1) договор аренды транспортного средства с предоставлением услуг по управлению и технической эксплуатации (с экипажем) и 2) без предоставления таких услуг (без экипажа).
При подготовке действующего ГК РФ не
ставилась задача исчерпывающим
образом урегулировать в
Специфика эксплуатации, технического обслуживания отдельных видов транспортных средств должна определять особенности их аренды, поэтому в Кодексе законодатель ограничился лишь установлением общих положений об аренде транспортных средств с экипажем или без него, а дальнейшее регулирование указанных отношений на железнодорожном, автомобильном, внутреннем водном, морском и воздушном видах транспорта предоставил источникам специального (отраслевого) регулирования - транспортным уставам и кодексам (ст. ст. 641 и 649 ГК РФ).
Однако при принятии взамен устаревших документов советского периода новых транспортных уставов и кодексов эти положения не были учтены законодателем.
Только два кодекса - Кодекс торгового мореплавания РФ от 30 апреля 1999 г. N 81-ФЗ2 и Кодекс внутреннего водного транспорта РФ от 7 марта 2001 г. N 24-ФЗ3 - содержат специальные нормы об аренде морских и речных судов. Вместе с тем необходимо учитывать, что все установленные гл. Х и XI КТМ РФ и гл. X КВВТ РФ правила об аренде судов носят диспозитивный характер, т.е. их применение может быть исключено (изменено) соглашением сторон (ст. ст. 199 и 212 КТМ РФ, п. 1 ст. 60 КВВТ РФ).
Воздушный кодекс РФ от 19 марта 1997 г. N 60-ФЗ4 не отграничивает договор фрахтования воздушного судна на время (аренда) от договора чартера (воздушная перевозка) и не устанавливает каких-либо особенностей договора аренды воздушного судна (ст. 104 ВК РФ).
В соответствии с п. 1 ст. 12 Федерального закона от 10 января 2003 г. N 17-ФЗ "О железнодорожном транспорте в Российской Федерации"5 перевозчик может владеть железнодорожным подвижным составом для осуществления перевозок на праве собственности или ином праве. Под "иным правом" в данном случае можно понимать и право аренды по соответствующему договору. Однако, как и ВК РФ, Устав железнодорожного транспорта РФ6 не содержит специальных предписаний относительно договоров аренды железнодорожного подвижного состава.
Устав автомобильного транспорта и городского наземного электрического транспорта от 8 ноября 2007 г. N 259-ФЗ7 не содержит норм об аренде автомобильного транспорта с экипажем или без него.
Отсутствие отраслевой регламентации является существенным недостатком указанных нормативных актов, препятствует должному отражению особенностей аренды отдельных видов транспортных средств. В такой ситуации тем большее значение приобретают немногочисленные общие положения ГК РФ об аренде транспортных средств.
Несмотря на то что § 3 гл. 34 ГК РФ не содержит общих норм о договоре аренды транспортного средства, можно сформулировать признаки, объединяющие договоры аренды транспортного средства без экипажа и с экипажем. Выделение договора аренды транспортного средства в качестве одного из видов договоров аренды продиктовано особенностями его предмета и нетипичными полномочиями арендатора. Предметом данного договора являются технические устройства: 1) предназначенные для перевозки грузов, пассажиров, багажа или буксировки объектов и способные к перемещению в пространстве вместе с ними; 2) использование которых возможно только при квалифицированном управлении ими и при их надлежащей технической эксплуатации профессионально подготовленным экипажем; 3) обладающие свойствами источника повышенной опасности.8
Рассмотрим указанные признаки подробнее, чтобы определить границы применения договора аренды транспортного средства.
Транспортные средства - это технические устройства, предназначенные для перевозки грузов, пассажиров, багажа или буксировки объектов и перемещающиеся в пространстве вместе с грузом или буксируемым объектом.
Средства гужевого транспорта, который предполагает использование в качестве двигателя живой силы, не являются техническими устройствами и не могут быть отнесены к числу транспортных средств. Поэтому аренда повозок, колясок, телег и т.п. может быть либо обычной арендой, либо прокатом (если арендодателем выступит специализированная прокатная организация).
Равным образом не относится к аренде транспортных средств аренда трубопроводного транспорта, поскольку он выполняет свои функции по перемещению грузов, но сам при этом в пространстве не перемещается. Аренда трубопроводного транспорта считается арендой сооружения (недвижимого имущества, связанного с земельным участком).
В настоящее время нельзя включать в круг возможных предметов договора аренды транспортных средств и так называемые космические транспортные средства. Во-первых, действующее гражданское законодательство оперирует лишь категорией "космические объекты", т.е. объекты, находящиеся в космическом пространстве, на Луне или других небесных телах либо предназначенные для их исследования или использования в гражданских целях; причем космические объекты отграничиваются от транспортных средств (ст. 40 Закона РФ от 29 мая 1992 г. N 2872-1 "О залоге"9). Во-вторых, космическая деятельность (в том числе пилотируемые космические полеты) находится в исключительном ведении Российской Федерации и регламентируется специальным законодательством (подп. "и" ст. 71 Конституции РФ от 12 декабря 1993 г.10, ст. ст. 2 и 5 Закона РФ от 20 августа 1993 г. N 5663-1 "О космической деятельности"11). Однако очевидно, что при соответствующем уточнении законодательства и развитии социально-экономических потребностей космические транспортные средства станут предметом договора аренды.
Далее, транспортные средства могут
использоваться по договору аренды только
при квалифицированном
Соответственно, если для управления и эксплуатации транспортного средства не требуется квалифицированный экипаж, то такое транспортное средство (к примеру, велосипед) может быть предметом обычного договора аренды либо договора проката.
В науке и практике не выработан единый подход к возможности аренды легковых автомобилей на основании договора аренды транспортного средства. Ряд авторов полагают, что по правилам § 3 гл. 34 ГК РФ в аренду может быть передано любое транспортное средство, которое может управляться людьми12, а также что управление и эксплуатационно-техническое обслуживание транспортного средства, взятого в аренду без экипажа, могут осуществляться непосредственно самим арендатором13. Если принять такую точку зрения, то легковые автомобили можно было бы отнести к возможному предмету договора аренды транспортного средства, тем более что предпринимательская14 и судебно-арбитражная практика15 это допускает.
Однако подобная позиция теоретиков и практиков не только формально противоречит прямому указанию закона на необходимость экипажа для управления и эксплуатации арендованного транспортного средства (ст. ст. 632, 635, 642 и 645 ГК РФ), но и не верна по социально-экономической сути. Исторически аренда легковых автомобилей всегда относилась к прокату. При прокате легкового автомобиля в современных условиях сама по себе абсурдна идея возложения на арендатора обязанности по техническому обслуживанию прокатного автомобиля. Поэтому не случайны существенные различия в правовой регламентации договора проката и договора аренды транспортного средства (например, распределение обязанностей сторон по содержанию сданного в аренду имущества и устранению его недостатков, возможность арендатора сдавать имущество в субаренду).
Принципы гражданско-правовой ответственности за вред, причиненный взятым в аренду транспортным средством, совпадают с принципами ответственности за вред, причиненный источником повышенной опасности (ст. 1079 ГК РФ), причем понятие источника повышенной опасности распространяется не только на само транспортное средство, но также и на связанные с ним механизмы, устройства и оборудование (погрузочно-разгрузочные механизмы, прицепы, тралы и т.п.). По этой причине аренда транспортных средств, не являющихся источниками повышенной опасности (например, велосипеда), относится к обычной аренде движимой вещи или к прокату.
В ст. ст. 632 и 642 ГК РФ договор аренды транспортного средства сформулирован как реальный договор, т.е. такой договор, который считается заключенным с момента передачи соответствующего имущества (п. 2 ст. 433 ГК РФ). Вместе с тем в морском праве договор фрахтования судна на время (тайм-чартер) и договор фрахтования судна без экипажа (бербоут-чартер) рассматриваются как консенсуальный договор (ст. ст. 198 и 211 КТМ РФ). На внутреннем водном транспорте договор аренды судна обязательно должен содержать срок передачи судна в распоряжение арендатора (п. 6 ст. 60 КВВТ РФ), т.е., по существу, тоже сформулирован как консенсуальный договор. Как представляется, модель консенсуального договора аренды транспортного средства больше соответствует потребностям рыночного оборота.
Положения § 3 гл. 34 ГК РФ в ряде случаев отступают от общих положений о договоре аренды. Так, ст. ст. 632 и 642 ГК РФ содержат указание на неприменимость к договору аренды транспортного средства правила о возобновлении договора аренды на неопределенный срок и о преимущественном праве арендатора на заключение договора на новый срок (ст. 621 ГК РФ). Поэтому после истечения срока аренды повторно взять в аренду то же самое транспортное средство можно только путем заключения нового договора на общих основаниях.
Как императивно предписывают ст. ст. 633 и 643 ГК РФ, договор аренды транспортного средства должен быть заключен в письменной форме. Дополнительные требования, которым должна соответствовать форма договора, законом не предусмотрены, поэтому договор аренды транспортного средства с экипажем может быть оформлен путем составления одного документа, подписанного сторонами, путем обмена документами посредством почтовой, телеграфной, телетайпной, телефонной, электронной или иной связи и т.п. (ст. ст. 160 и 434 ГК РФ16).
Следует подчеркнуть, что обязательная письменная форма договора аренды транспортного средства с экипажем предусмотрена законом независимо от субъектного состава сторон договора, т.е. правило п. 1 ст. 609 ГК РФ об устной форме некоторых сделок между гражданами в данном случае неприменимо.
Несмотря на то что большинство транспортных средств - воздушные и морские суда, суда внутреннего плавания - являются недвижимым имуществом в силу указания закона (абз. 2 п. 1 ст. 130 ГК РФ), к их аренде не применяются правила о государственной регистрации договоров аренды недвижимого имущества. В транспортных уставах и кодексах также отсутствуют прямые предписания об обязательной государственной регистрации договоров аренды транспортных средств с экипажем.
Вместе с тем в специальных правилах ведения реестров различных транспортных средств есть положения о регистрации договоров аренды транспортных средств и соответствующих ограничений (обременений) прав на них.
Поэтому договор аренды транспортного средства, отнесенного к недвижимому имуществу, не подлежит обязательной регистрации и считается заключенным с момента согласования в письменной форме всех его существенных условий. Отсутствие регистрации в соответствующем реестре не влияет на заключенность договора аренды.
Необходимо обратить внимание на различия в правовом регулировании отдельных вопросов аренды в договоре аренды транспортного средства с экипажем и в договоре аренды без экипажа.
В частности, закон возлагает на арендодателя обязанность страховать взятое в аренду с экипажем транспортное средство и (или) ответственность за ущерб, который может быть причинен в связи с его эксплуатацией, когда такое страхование является обязательным в силу закона или договора (ст. 637 ГК РФ). Норма указывает только на два вида имущественного страхования:
1) страхование риска утраты (гибели), недостачи или повреждения определенного имущества - переданного в аренду транспортного средства (ст. 930 ГК РФ);
2) страхование ответственности
за причинение вреда жизни,
здоровью или имуществу
По-иному сформулирована ст. 646 ГК РФ, согласно которой, если иное не предусмотрено договором, арендатор транспортного средства без экипажа несет расходы на страхование транспортного средства, включая страхование своей ответственности. В данном случае, во-первых, нет указания на то, что страхование транспортного средства и ответственности арендатора должно быть обязательным в силу нормы закона или пункта договора. Во-вторых, страхование ответственности не ограничено страхованием внедоговорной ответственности перед третьими лицами (за причинение вреда жизни, здоровью или имуществу).17
Таким образом, круг страховых рисков
в ст. 646 ГК РФ шире, нежели в ст. 637
ГК РФ. Это может быть объяснено
тем, что транспортное средство, взятое
в аренду без экипажа, находится
всецело в фактическом
Вместе с тем отсутствие каких бы то ни было ориентиров, определяющих перечень видов страховых рисков, которые должен застраховать арендатор, нельзя признать правильным. В любом случае, если иное не установлено договором, нельзя возлагать на арендатора несение расходов по страхованию транспортного средства сверх тех, которые закон признает обязательными для данного вида транспорта.
Информация о работе Общие положения о договоре аренды транспортных средств