Операционная система в управлении производством

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Мая 2013 в 17:09, курсовая работа

Краткое описание

Цель курсового проекта – проанализировать создание и функционирование операционной системы в управлении производством. Для достижения поставленной цели предстоит решить следующие задачи:
 рассмотреть теоретические аспекты функционирования операционной системы в управлении производством;
 привести проектирование операционной системы функционирования на примере создания мастерской по ремонту пылесосов.
Объектом исследования выступает мастерская по ремонту пылесосов.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ 3
1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ ОПЕРАЦИОННОЙ СИСТЕМЫ В УПРАВЛЕНИИ ПРОИЗВОДСТВОМ 4
1.1. Сущность операционной системы 4
1.2. Жизненный цикл продукта и жизненный цикл процесса 6
1.3 Современный уровень развития производственных систем 7
1.4 Производственные мощности, месторасположение, проектные решения 9
1.5 Оперативное управление производством 14
1.6 Управление запасами 15
2. ПРОЕКТИРОВАНИЕ ОПЕРАЦИОННОЙ СИСТЕМЫ ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ НА ПРИМЕРЕ СОЗДАНИЯ МАСТЕРСКОЙ ПО РЕМОНТУ ПЫЛЕСОСОВ 20
2.1. Исходные данные для расчета 20
2.2. Расчет типа производства 21
2.3. Расчет количества рабочих мест и определение их загрузки 22
2.4. Расчет численности основных рабочих 24
2.5. Расчет заделов 25
3. ПРЕДЛОЖЕНИЯ ПО ПОВЫШЕНИЮ ЭФФЕКТИВНОСТИ ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ ОПЕРАЦИОННОЙ СИСТЕМЫ 30
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 34
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ 36
ПРИЛОЖЕНИЯ 38

Вложенные файлы: 1 файл

Операционная система в управлении производством.doc

— 406.50 Кб (Скачать файл)

СОДЕРЖАНИЕ

 

 

 

 

ВВЕДЕНИЕ

С переходом к рыночной экономике требования к организации  и планированию производства изменились. Главной целью становится удовлетворение покупательского спроса в полном объеме и в установленные сроки. В то же время страны с рыночной экономикой накопили огромные знания в области управления производством. Интенсивность накопленных знаний особенно возросло с развитием информационной науки и технических средств использования ее результатов, что нашло отражение в научной дисциплине, как производственный менеджмент.

Производственный менеджмент – наука, изучающая управление процессом  производства продукции или предоставлением  услуг в широком межотраслевом  разрезе.

Объектом производственного  менеджмента являются производство и оперирующие производственные системы, которые обеспечивают достижение стоящей перед организацией цели: удовлетворение потребительских запросов в условиях осуществления рентабельного, самоокупаемого производства.

Цель курсового проекта  – проанализировать создание и функционирование операционной системы в управлении производством.

Для достижения поставленной цели предстоит решить следующие  задачи:

  • рассмотреть теоретические аспекты функционирования операционной системы в управлении производством;
  • привести  проектирование операционной системы функционирования на примере создания мастерской по ремонту пылесосов. 

Объектом исследования выступает мастерская по ремонту  пылесосов.

Предмет исследования –  операционные системы в управлении производством.

 

 

1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ  ОСНОВЫ ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ ОПЕРАЦИОННОЙ  СИСТЕМЫ В УПРАВЛЕНИИ ПРОИЗВОДСТВОМ

1.1. Сущность операционной системы

Оперирующая (операционная) система является ядром любой  бизнес-организации (объединения людей  с целю ведения бизнеса), обеспечивающим достижение стоящих перед ней целей. Оперирующие системы имеют дело с целенаправленным преобразованием в готовые изделия и оказываемые услуги поступающих на вход системы физических ресурсов, таких, как сырье, материалы, комплектующие изделия (предметов труда), с использованием зданий, сооружений, оборудования, транспортных средств и т.д. (средств производства) и труда людей, имеющих определенные знания, умения и опыт [9, с.245].

Оперирующую систему  можно также определить как форму  соединения ресурсов организации для  выпуска продукции и оказания услуг, удовлетворяющих потребительский спрос на рынке. Реализация продукции и услуг на рынке должна способствовать достижению целей создания бизнес-организации, выполнению ее миссии, а оперирующая система должна рассматриваться при этом как средство достижения этих целей.

В организации могут  одновременно функционировать несколько  оперирующих систем, причем существенно  отличающихся друг от друга. Так, авиакомпания кроме перевозки пассажиров и  грузов должна осуществлять и соответственно организовывать оперирующие системы технического обслуживания летательных аппаратов, маркетинга и реализации билетов, питания пассажиров в полете, обеспечения их безопасности и др. Очевидно, что состав оперирующих систем организации тесно связан с перечнем выполняемых ею функций, а значит, и целей., которые она перед собой поставила, или со стратегической миссией организации. С понятием «оперирующая система» тесно связана одна важнейшая категория – «операционный менеджмент». Операционный менеджмент в широком смысле – способ создания и обеспечения функционирования оперирующих систем. Оперирующие системы весьма разнообразны. Основным фактором их разделения является различие результатов функционирования. Они подразделяются на производственные, результатом которых являются готовые изделия или продукция, и сервисные, результатом для которых является оказание услуг, т.е. удовлетворение каких-то потребностей без предоставления покупателю материального товара. Новый автомобиль является примером продукции, а ремонт разбитого автомобиля – услуги [9, с.247].

Разделение оперирующих  систем на две группы приводит к  соответствующей классификации  менеджмента. Так, производственный менеджмент имеет дело с производственными  системами.

1. Полная система производственной деятельности организации называется оперирующей (операционной) производственной системой и состоит из трех подсистем.

2. Перерабатывающая подсистема осуществляет деятельность, непосредственно связанную с превращением исходных ресурсов в продукцию, поставляемую во внешнюю среду.

Подсистема обеспечения  не связана напрямую с производством  продукции (предоставлением услуг) для внешней среды, но выполняет  необходимые функции обеспечения  перерабатывающей подсистемы. Подсистема обеспечения также превращает исходные ресурсы в продукцию (услуги), которые используют в перерабатывающей подсистеме.

Функция, считающаяся  частью подсистемы обеспечения в  одной организации, может быть составной  частью перерабатывающей подсистемы в  другой.

3. Подсистема планирования и контроля получает информацию из следующих источников:

  • от перерабатывающей подсистемы - о состоянии системы и незавершенном производстве;
  • из внутренней среды организации – о целях, стратегии, политике и т.п.;
  • из внешней среды – о спросе на продукцию, стоимости ресурсов, тенденциях развития технологии, нормативных актах и т.п.

Подсистема планирования и контроля перерабатывает весь этот объем информации и выдает решение, как именно должна работать перерабатывающая подсистема [12, с.141].

1.2. Жизненный цикл продукта и  жизненный цикл процесса

По мере прохождения  изделия по циклу своей жизни процесс, посредством которого произведено данное изделие, тоже должен развиваться вполне предсказуемым образом. Если жизненный цикл процесса будет развиваться не в ногу с жизненным циклом изделия, конкурентоспособность организации может быть серьезно подорвана.

На начальной стадии жизненного цикла изделия объемы его продаж низки. Конструкция изделия  может быть еще не вполне стабильной, а конкурентоспособность основываться на его отличительных признаках, а не на цене. На этой стадии процесс производства должен быть достаточно гибким, чтобы его можно было быстро изменить в соответствии с изменениями в конструкции изделия. Способность производить в больших количествах и с высокой экономической эффективностью не очень важна. Процесс в это время может быть трудоемким, мелкосерийным и неавтоматизированным.

В процессе усовершенствования продукта его конструкция будет  стандартизироваться все в большей  мере, объемы сбыта возрастут. Основным фактором конкурентоспособности при этом, видимо, станет цена. Вопросы экономической эффективности и стабильности выпуска продукции приобретут важнейшее значение. Процесс производства при этом станет капиталоемким, высокоавтоматизированным, нацеленным на массовый выпуск продукции.

Замечательный пример этой концепции жизненного ЦИКЛА ИЗДЕЛИЕ + ПРОЦЕСС в последние годы продемонстрировала промышленность по выпуску персональных компьютеров. По мере становления изделия возросли объемы продаж и цены на персональные ЭВМ сильно упали. Чтобы сохранить конкурентоспособность «Ай Би Эм», «Эппл» и другие изготовители персональных компьютеров заменили трудоемкое производство высокоавтоматизированными заводами [8].

1.3 Современный уровень развития производственных систем

Прогресс в повышении быстродействия компьютеров и в их применении привел к революции в проектировании производственных систем. В этом разделе мы коснемся рада технологий, основанных на использовании компьютеров, применяемых в производствах, ориентированных на выпуск товаров.

Система автоматизированного  проектирования (САПР) позволяет разработчику технических изделий работать с терминалом компьютера и создавать необходимую документацию, которую раньше приходилось выполнять вручную. Ее можно хранить в памяти компьютера, легко извлекать оттуда и вносить необходимые изменения. Когда нужно, компьютер может перенести чертежи на бумажный носитель. Он позволяет резко ускорить дело разработки и вычерчивания проекта и дает большие возможности для проработки различных вариантов. Кроме того, по мере разработки проекта компьютер может вести проверку на отсутствие некоторых видов ошибок.

Автоматизированная система  управления производством (АСУП). Под нею понимается целый ряд технологий, позволяющих управлять и контролировать работу производственного оборудования при помощи компьютера. Эта технология идет дальше обычной автоматизации в основном за счет обеспечения гибкости производственного процесса. Компьютер может передать на управляемую им единицу оборудования новый набор команд и изменить выполняемую оборудованием задачу.

Роботы представляют собой программируемые устройства, манипулирующие материалами и рабочими инструментами, что раньше приходилось делать силами рабочих. Применение роботов особенно эффективно на монотонных, часто повторяющихся операциях, утомительных и изнурительных для рабочих; для выполнения операций, где требуется высокая степень стабильности, а также работ, опасных или неудобных для человека. Отличительным свойством роботов является также то, что их можно перепрограммировать и при необходимости «научить» новой работе.

Системы, автоматического  складирования и выдачи товаров (САС) или «автоматизированные склады» предусматривают использование управляемых компьютером подъемно-транспортных устройств, которые закладывают изделия в склад и извлекают их оттуда по команде. Компьютер также следит за тем, где именно находится каждое изделие. Эти системы не только исключают ручной труд, но и позволяют экономить складские площади, ускорять складские операции и улучшать контроль за материально-техническими запасами [8, с.612].

Общей чертой новых технологий является то, что они повышают гибкость производства. Производственные процессы, в которых объединены все эти технологии, называются гибкими производственными системами (ГПС). Их достоинством является высокая степень автоматизации без потери гибкости. ГПС позволяют сократить затраты на переналадку оборудования что обеспечивает экономичность производства небольших партий изделий. Технические возможности и конкурентные достоинства ГПС первыми признали японцы. Производители США все еще пытаются сравняться с ними в реализации и эффективном применении этих технологий.

Сочетание названных  выше технологий в системе, работающей под управлением интегрированной  информационной управляющей системы, называется интегрированной автоматизированной системой управления производством (ИАСУП). И хотя такая система пока в основном еще видится лишь на уровне концептуальной проработки, необходимые составляющие ее технологии уже реально существуют. Проблема заключается в том, чтобы осуществить интеграцию и реализовать управление всеми этими технологиями в единой системе. Многие прогрессивные промышленные компании с энтузиазмом работают над созданием «завода будущего».

1.4 Производственные мощности, месторасположение, проектные решения

Следующий шаг в создании операционной системы предусматривает  принятие решений по размеру производственных мощностей, их месторасположению и проектированию материально-технических объектов, предприятий. Материально-технические объекты (facilitus) - это весьма широкий термин, который включает заводы, фабрики, склады, магазины, учреждения и т.д.

На этой стадии разработки операционной системы возникают  два взаимосвязанных вопроса: (1) Сколько объектов и какой мощности требуется создать (другими словами, создавать ли несколько крупных предприятий или большое количество более мелких предприятий)? (2) Где расположить каждый из объектов?

Решения о количестве и производительности материально-технических  объектов обычно определяются факторами эффективности и маркетинга. Некоторые вполне определенные факторы говорят в пользу создания крупных централизованных предприятий, другие факторы - о предпочтительности небольших, рассеянных предприятий [2, с.79].

Фактором, доказывающим пользу крупных централизованных предприятий, наиболее часто является большая капиталоемкость перерабатывающей подсистемы. В качестве примеров можно назвать электростанции и госпитали, где требуется дорогое специальное оборудование. Крупные предприятия предпочтительны и в тех случаях, когда требуется организованно собрать в одно место много людей или различных изделий. Примерами тут служат автосборочные предприятия, аэропорты, региональные склады сети универсальных магазинов.

Наиболее частая ситуация, говорящая в пользу большого количества мелких предприятий, это когда клиенты сильно рассредоточены и требуется обеспечить для них удобный доступ к предприятию. В качестве примера назовем банки, бистро, пожарные станции.

В некоторых операционных системах принят комбинированный подход, где используются и крупные, и мелкие предприятия. Типичными примерами могут служить фабрики химической чистки и лаборатории по обработке фотоматериалов. В этих случаях обычно имеется большое количество маленьких рассредоточенных предприятий, осуществляющих непосредственный контакт с клиентурой, и централизованные капиталоемкие производственные центры, производящие обработку материалов.

Месторасположение предприятий

Решения о месторасположении  предприятий обычно идут от общего к частному. Предположим, что изготовитель бытовой электронной аппаратуры решает вопрос о размещении завода по производству проигрывателей компакт-дисков. При принятии решения будут последовательно рассмотрены следующие вопросы: на каком континенте строить завод, в какой стране, в каком штате или в какой провинции, в каком городе, на какой площадке или в каком существующем здании. Конечно, не во всех случаях нужно рассматривать все эти уровни. Транспортной полиции шт. Джорджия, естественно, нет никакой необходимости рассматривать возможность расположения своего офиса за пределами своего штата.

Информация о работе Операционная система в управлении производством