Исследования логистических процессов,
проводившиеся в научных центрах
развитых стран, свидетельствуют о
том, что главные направления
развития логистических систем в
ближайшие годы будут тесно связаны
с компьютерными технологиями. Рассмотрим
основные направления развития информационных
технологий.
Интернет-технологии: поисковые
системы (Rambler, Yahoo), информационные серверы
(Web-cepвep ИКС МИР), интерактивные магазины,
браузеры (browseгs) – программы, позволяющие
находить и просматривать гипертекстовые
документы, помещенные в Сети, на компьютере
пользователя (Мicrosоft Internet Explorer, Opera), почтовые
программы (MS Outlook, The Bat), программы для
общения (ICQ, IPhone) и др.
- Технология электронного обмена данными (EDI – Electronic Data Interchange) позволяет автоматизировать создание, отправку, получение и обработку любых электронных документов и интегрировать их с действующими бизнес-приложениями. Технология EDI появилась для того, чтобы преодолеть недостатки, присущие процессу традиционного обмена документами в логистике, который, к сожалению, для российской экономики пока еще является весьма распространенным. К ним можно отнести: долгий цикл получения/подтверждения заказа, слабо формализованный и неподдерживаемый процесс согласования изменений в заказе; высокую стоимость за счет необходимости постоянных телефонных перегoворов и уточнений, длительное выставление счета.
- Электронная цифровая подпись (ЭЦП) – реквизит электрон-ного документа, предназначенный для защиты данного электронного документа от подделки, позволяющий идентифицировать владельца сертификата ключа подписи и установить отсутствие искажения информации в электронном документе. Электронный документ, заверенный ЭЦП, допускается в арбитражный процесс в качестве письменного доказательства и имеет правовой статус документа.
- Маркировка – нанесение знаков, надписей и рисунков на товар или тару для их опознания и указания способов перевозки, обработки и хранения для повышения эффективности товародвижения продукции, обеспечения ее безопасности, качества, соответствия стандартам и международным нормам, а также более эффективного контроля состояния на всех стадиях логистической цепи. Носители маркировки подразделяются на этикетки, ярлыки, вкладыши, бирки, кольеретки, контрольные ленты, клейма, штампы и др. По своей структуре маркировка обычно включает три элемента: краткий текст, рисунок, условные обозначения товара или информационные знаки. Текст маркировки несет в себе информацию по использованию, качеству, сроку годности, дате изготовления с идентификацией продукта по стране, фирме-производителю. Рисунок не является обязательным элементом маркировки, его нанесение преследует, как правило, выполнение мотивационной и эмоциональной функций и значительно реже идентификационных и информационных. Цель условных обозначений – идентифицировать товар конкретной фирмы, выделить его из массы аналогичных товаров. Они включают в себя: товарные знаки, знаки наименования и происхождения товара манипуляционные знаки, экологические знаки, предупредительные знаки, знаки опасности, штриховое кодирование, идентифицирующие и информационные знаки, размерные знаки, эксплуатационные знаки, компонентные знаки.
Компонентные знаки формируют
достаточно обширный перечень условных
обозначений маркировок, предназначенных
для информации: о применяемых пищевых
добавках – «индекс Е», химическом составе
товара – краски, лаки, металлы, шпатлевки
и пр.
Размерные знаки введены для обозначения конкретных
физических величин, определяющих количественные
параметры товара: массу, вес, объем, длину
и пр.
Эксплуатационные маркированные
знаки предназначены для информации потребителя
о правилах эксплуатации, монтажа, наладки
и ухода за потребительскими товарами.
Предупредительные знаки
маркировки предназначены для обеспечения безопасности
потребителя, товаров и сохранения окружающей
среды при перевозке, хранении и использовании
потенциально опасных товаров путем предупреждения
об опасности или указания на выполнение
обязательных действий по предупреждению
опасности.
Экологические маркированные
знаки (экомаркировка) – комплекс знаков, предназначенных для
информации потребителей об экологической
чистоте потребительских товаров или
экологически безопасных способах их
применения, эксплуатации или утилизации.
Манипуляционные знаки формируют
комплекс условных обозначений, предназначенных
для информации о способах обращения (хранения,
складирования, перевозки, погрузки-выгрузки
и др.) с грузами (тарой) и товарами. Манипуляционные
знаки (предупредительные надписи), указывающие
на способы обращения с грузом, наносят
на каждое грузовое место в левом верхнем
углу на двух соседних стенках тары.
- Технологии бесконтактной идентификации – технические средства, организационные мероприятия, последовательность действий, обеспечивающие распознавание и регистрация объектов и прав, ввод этой информации в компьютер без использования клавиатуры в режиме реального времени. В настоящее время известен ряд технологий бесконтактной идентификации, среди них:
- карточные технологии –
на основе магнитной полосы, смарт-карты
(с интегральной микросхемой для хранения
информации), оптической карты;
- биометрические
технологии, например, распознавание
подписи, доступ к персональным компьютерам
и сетям;
- технологии штрихового
кодирования – для эффективного учета
движения материальный ценностей каждому
товару присваивают уникальный код и обеспечивают
его быстрое считывание при минимальных
ошибках.
Штриховой код (ШК) – это символ, состоящий из рисунка
полос (штрихов) и пространства между ними
(пробелов), отображающий машинный код
букв и чисел в двоичной системе. Технология
сканирования ШК обеспечивает преобразование
изображения кода в компьютерные данные.
Сегодня на отечественном рынке торгового
оборудования предлагается более 100 моделей
и модификаций разнообразных устройств
считывания ШК разных производителей:
- простейшие сканеры контактного
действия, которыми надо дoтронуться
или провести по ШК;
- мобильные ручные терминалы
сбора данных, которые, как правило,
имеют встроенный лазерный сканер, способный
считывать ШК на расстоянии;
- настольные устройства
(или встраиваемые в стол);
Технологии радиочастотной
идентификации (RFIDтехнологии, Radio Frequency ldentification) –
микросхема RFID передает информацию в радиодиапазоне
на устройство считывания или сканер.
Традиционные печатные ШК обычно считываются
лазерным сканером, которому для определения
и извлечения информации требуется прямая
видимость. При использовании технологии
RFID сканер может считать закодированную
информацию, даже когда бирка с ней скрыта,
например, встроена в корпус изделия или
вшита в одежду. RFID-технологии обеспечивают
электронный контроль доступа и перемещений
персонала на территории предприятий
и складов; выдачу и перемещение товаров
и материальных ценностей, контроль, защиту
дорогих изделий на складах и в магазинах;
защиту и сигнализацию на транспортных
средствах и мн. др;
- Международная система автоматической идентификации EAN UCC применяется для идентификации единиц учета уникальным глобальным идентификационным номером товара GTIN (Global Trade Item Number). Номер GTIN отображается на упаковке товаров в виде штрихового кода международной системы кодирования EAN/UCC–13. Основными составляющими системы EAN UCC наряду с GTIN являются код SSCC-18 и глобальный идентификационный номер EAN/UCC GLN. Код SSCC-18 применяется в логистических операциях и является уникальным идентификатором на всех этапах контроля передвижения грузовой отправки. Он используется всеми сторонами, участвующими в транспортировке, в качестве уникальной ссылки на подробную информацию о грузе, хранимую в перевозочном документе (компьютерном файле). Глобальный идентификационный номер EAN/UCC GLN (Global Location Number) представляет собой 13-разрядный цифровой код (номер) предназначенный для идентификации предприятий, функциональных подразделений, физических местоположений. Он не несет в себе содержательной информации, а представляет собой ссылку на данные, хранящиеся в компьютерной базе данных. По номеру EAN/UCC
GLN в базе данных при необходимости можно быстро отыскать более подробную информацию о предприятии (организации) или подразделении, например, юридический и почтовый адрес, финансовые реквизиты, фамилии директора и управляющих, xapaктеристики складских помещений и т.д. Глобальный идентификационный номер GLN используется в системах электронного обмена данными EDI, где требуется точное обозначение адресатов сообщений, участников коммерческих транзакций и их местоположения. Использование кодовых обозначений вместо полных наименований является ключевым условием работы системы EDI;
- Сеть EPCglobal Network предположительно должна стать основой глобальной цепи управления поставок будущего. Сегодня EPCglobal – это совместное некоммерческое предприятие, которое основали международная ассоциация товарной нумерации, EAN Intemational и американский совет по унифицированному коду, UCC. Задача EPCglobal состоит в разработке и продвижении стандартов для всех составляющих сети EPCglobal Network, к которым относятся: система нумерации ЕРС; радиочастотные метки, считывающие устройства, протоколы взаимодействия; управление событиями в реальном времени, архитектура сети и др. Цель проводимой EPCglobal стандартизации состоит в разработке технических спецификаций и стандартов, с помощью которых пользователи, представляющие широкий круг отраслей промышленности, смогут повысить эффективность своих операций в цепях поставок. Цель создания сети EPCglobal Network заключается в том, чтобы обеспечить немедленную, автоматическую идентификацию товаров и обмен информацией о них в цепи поставок;
Спутниковые технологии –
спутниковые системы связи (ССС), спутниковые
радионавигационные системы (СРНС) и диспетчерские
системы коммерческого управления транспортом
(ДСКУТ). Многие логистические компании
оснащают свои транспортные средства
приемниками спутниковых радионавига-ционных
систем GРS (Global Positioning System) или ГЛОНАСС (Глобальная Навигационная
Спутниковая Система), благодаря которым
они сами, будучи за тысячи километров,
могут контролировать перемещение гpузов
их клиентов по земному шару и предоставлять
клиентам такую возможность, например,
на Wеb-сайте в режиме реального времени.
Эти технологии используются в системах
обеспечения безопасности движения воздушного
и водного транспорта, мониторинг и управление
дальними транспортными и грузовыми перевозки,
связь и навигация на железнодорожном
транспорте, обеспечение деятельности
различных служб в чрезвычайных ситуациях
и др. Спутниковая система ДСКУТ для автомобильногo
транспорта Euteltracs обеспечивает высоконадежную
и удобную двустороннюю текстовую связь
диспетчера со всеми своими водителями
в любой точке европейского континента
в любое время суток, а также постоянное
наблюдение за их движением по карте автодорог
на экране компьютера и телеметрический
контроль состояния гpуза.
- ИТ-аутсорсинг (IT outsourcing) – это передача предприятием части функций по управлению и поддержке собственных информационных ресурсов внешней фирме:
- внутренний аутсорсинг – оказание услуг на территории пос-тавщика,
с использованием eгo инфраструктуры и
персонала. Иногда клиенту требуется расширить
бизнес в регионах, а управление удаленными
офисами задача с точки зрения ИТ довольно
трудоемкая: это и подбор кадров, и контроль
за ними. Крупная компания-провайдер, имеющая
либо широкую филиальную сеть, либо сеть
субподрядчиков, имеет возможность решать
эти вопросы клиента путем внутреннего
аутсорсинга. Это обслуживание практически
любого компьютерного оборудования и
предоставление ИТ-персонала;
- внешний аутсорсинг –
это оказание заказчику трех типов услуг
на eгo территории:
1) аренда приложений, размещаемых
на площадке IT компании, например, офисные
приложения или системы типа ERP, CRM. Этот
вид услуг пользуется сегодня спросом
в основном у средних компаний с высокой
степенью востребованности информационных
ресурсов и технологий, например, у торговых
фирм с развитой филиальной сетью;
2) предоставление в аренду инфраструктуры
с высокой степенью защиты, с мощными каналами
связи, обеспечивающими бесперебойную
работу системы. На сегодняшний день это
один из наиболее популярных видов ayтсорсинга,
востребованный компаниями, имеющими
крупные Интернет-проекты, являющиеся
инструментом бизнеса (например, платежные
системы, он-лайновые магазины);
3) корпоративный ayтcopсинг,
связанный с размещением в dаtа-центре
всей информационной системы заказчика
целиком либо значительных ее частей.
Провайдер размещает у себя систему, обеспечивает
ее безопасность, резервирование данных
(возможно, и резервирование всей системы
целиком), у клиента же расположены только
рабочие места. Этой услугой интересуются
в основном финансовые компании и компании,
сильно разветвленные географически.
- Использование WMS (Warehouse Management System) для управления складом – аппаратно-программный комплекс, позволяю-щий эффективно управлять размещением и перемещениями товаров на складе. Кардинальное различие между WMS и складскими учетными системами в том, что WMS помимо чисто учетной функции выполняет и активную управленческую роль, анализируя все задачи, стоящие в очереди на выполнение, оптимизируя маршруты движения погpузочно-транспортного оборудования, и выдавая сигнал складскому персоналу о необходимости выполнить наиболее приоритетную задачу. Решения, предлагаемые такими фирмами, как Microsoft, Oгac1e и SAP, являются привлекательными для автоматизации «с нуля», поскольку это не просто WMS, а WMS, интегpированные в ЕRР-системы.
- MRP (Materials Requirement Planning – планирование потребностей в материалах), MRP II (Manufacturing Resource Planning – управление производственными ресурсами), ERP (Enterprise Resource Planning – управление ресурсами предприятия) – технологии планирования и управления ресурсами предприятия различного уровня охвата (задачи планирования и управления производством, материально-техническим снабжением, финансовыми ресурсами и др.) (см. §7.5 в [1]).
- CALS (Continuous Acqusition and Life cусlе Support – непрерывные развитие и поддержка жизненного цикла продукции) – это интегрированная информационная система, поддер-живающая весь жизненный цикл изделия, который включает следующие стадии: маркетинг; проектирование и разработка продукции; планирование и разработка процессов; закупки материалов и комплектующих; производство или предоставление услуг; упаковка и хранение; реализация; монтаж и ввод в эксплуатацию; техническая помощь и сервисное обслуживание; послепродажная деятельность или эксплуатация; утилизация и переработка в конце полезного срока службы. Эта технология развивает ERP путем обеспечения взаимодействия с заказчиками, с поставщиками, послепродажного сопровождения изделия, непрерывного совершенствования бизнес-процессов (Business Processes Reengineering), управления проектами и заданиями (Project Management/ Workflow Management), управления качеством (Quality Management), интегрированной логистической поддержки (Integrated Logistic) и т.д. Сегодня концепция CALS превратилась в глобальную стратегию повышения эффективности бизнес-процессов за счет информационной интеграции и совместного использования информации на всех этапах жизненного цикла продукции.
- Компьютерное моделирование различных проектов для предупреждения неэффективного привлечения капиталов (например, в сферу запасов), неудачного размещения складов либо выбора их структуры с позиций потенциала, интенсивности использования.