Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Января 2013 в 17:55, курсовая работа
Целью данной курсовой работы является раскрытие вопроса совершенствования складского хозяйства на предприятии в теоретическом и практическом аспектах.
Объектом исследования выступает ЗАО ПСК «Теплый Дом» - производственно-строительная организации г. Астрахани.
Для этого поставлены следующие задачи:
- рассмотреть теоретические основы организации складского хозяйства;
- рассмотреть структуру складского хозяйства и виды складов;
- провести анализ организации складского хозяйства в ЗАО ПСК «Теплый Дом»;
- разработать рекомендации по совершенствованию складского хозяйства в ЗАО ПСК «Теплый Дом».
Интегральная оценка эффективности объекта будет складываться из оценок:
- потребительских качеств объекта (расположение, обеспеченность помещениями, наличие оборудования и обеспеченность механизмами и тому подобное);
- стоимостных показателей (единичные накладные расходы и издержки);
- спектра предоставляемых услуг, их стоимости и качества [2].
1.5.2. Расчет основных параметров склада
Далее приведем основные параметры складов и правила их расчета. Общая площадь склада включает:
- полезную площадь, т.е. площадь, предназначенную для хранения (включая площадь под стеллажами и т.п.) - Sпол;
- площадь приемочных и отгрузочных площадок, включая площадь погрузо-разгрузочных рамп - Sпр;
- служебную площадь, занятую конторскими и другими помещениями, Sсл;
- вспомогательную площадь, занятую проездами и проходами, - Sвсп и определяется по формуле:
Sобщ = Sпол + Sпр + Sсл + Sвсп.
Потребность в общей складской площади при проектировании складских объектов рассчитывается с применением разных методик. К их числу относятся наиболее известные способы:
Sпол = Q/σ,
где Q - количество продукции, которое необходимо разместить на складе, т,
σ - нагрузка на 1 кв. м площади, т/кв. м.
Vпол = Vоб * γ * b ,
где Vоб - геометрический объем продукции, м3;
γ - удельный вес, т 1м3;
b - коэффициент заполнения объема.
Зная габаритные размеры единицы принятой продукции или стеллажей и их количество, можно определить полезную площадь склада для хранения:
Sпол = I*b*n = Sоб*n,
где I, b - геометрические размеры;
n - количество единиц продукции (стеллажей).
Sпол = Qcp * N*k,
где Qcp - средний товарный запас (в условных вагонах, автомобилях и т.п.);
N - норма площади хранения условной единицы;
K=1,2 - коэффициент перевода среднего товарного запаса в максимальный.
Рассчитав, таким образом, полезную площадь для хранения отдельных видов или групп материалов и изделий и суммируя ее, получаем общую полезную площадь склада.
При приближенных расчетах общая площадь складов может определяться в зависимости от полезной площади через коэффициент использования а.
Sпр = Q*kн*t/360*σ,
где Q - годовое поступление материала, т;
σ - нагрузка на 1кв. м площади, т;
kн - коэффициент неравномерности поступления материала на склад (1,2-1,5);
t - количество дней нахождения материала на приемочной площадке (до 2 дней).
А = 2*В + 3*Q,
где А- ширина проезда, см;
В - ширина транспортного средства;
С- ширина зазоров между транспортными средствами и между ними и стеллажами по обе стороны проезда (принимается 15-20 см).
На практике ширина главных проездов, как правило, принимается от 1,5 до 4,5 м. Ширина боковых проездов (проходов) - от 0,7 до 1,5 м.
Для сыпучих грузов важно определить объем штабеля, для жидких продуктов - объем резервуара. Данные для расчетов, которые характеризуют эти продукты, можно взять из справочников.
Определение параметров мест погрузки-разгрузки осуществляется по следующей методике. Минимальная ширина пандуса (рампы), используемого для погрузки и разгрузки транспорта, должна быть не меньше радиуса поворота работающего на ней погрузчика плюс еще приблизительно 1 м. Большинство современных складов ют ширину разгрузочных рамп до 6 м.
Высота пандуса должна быть согласована с высотой кузова обслуживаемого транспорта. У грузового автомобильного, транспорта высота кузова от уровня дороги колеблется в зависимости от типа от 550 до 1450 мм. Кроме того, высота кузов зависит от загрузки автомобиля. Кузов полностью груженого автомобиля может быть на 30 см ниже незагруженного. Плат формы автомобилей-рефрижераторов обычно выше, чем у автомобилей, не оборудованных холодильной камерой. В связи этим рампы необходимо оснащать устройствами для приема автомобилей с разной погрузочной высотой. Такими устройствами могут быть стационарные или передвижные грузоподъемные площадки или выравнивающие платформы.
При проектировании автомобильных рамп следует учитывать общую тенденцию снижения погрузочной высоты автомобилей. На железнодорожном транспорте также существует тенденция к увеличению габаритов вагонов, как рефрижераторных, так и обычных: дверные проемы становятся шире, длина вагонов увеличивается. Появилось множество специализированных вагонов. Участок разгрузки необходимо проектировать таким образом, чтобы принимать любы вагоны [5].
Одной из характерных тенденций последних лет является строительство крупных распределительных центров, т. е. автоматизированных складов с компьютеризированной обработкой заказов и перемещением грузов. Для эффективного использования складов и распределительных центров нужна действенная система управления запасами. Такая система призвана определять количество заказываемого товара для поддержания оптимального уровня запаса и маго оптимальной частоты заказов.
Легче всего рассчитать указанные величины для товаров, спрос на которые является устойчивым на протяжении всего года. Сложнее регулировались заказы сезонной продукции. Компании предпочитают производить их круглый год, чтобы равномерно списывать постоянные расходы и обеспечить устойчивую загрузку производственного персонала. В результате в межсезонье на складах скапливаются значительные запасы готовой продукции.
Поэтому при круглогодичном выпуске таких товаров необходимо сопоставлять более низкие производственные издержки в период межсезонья с более высокими издержками хранения запаса. Кроме того, в периоды снижения спроса по этим товарам следует также шире использовать инструменты стимулирования сбыта: скидки, распродажи и так далее. Наибольшую трудность определения оптимального размера заказа и его частоты представляют товары «беспорядочного» спроса.
Проблема должна решаться, во-первых, путем постоянного и тщательного слежения за состоянием потребительского рынка данных товаров, во-вторых, путем минимизации складских запасов на основе поставок «точно вовремя». На рис. 7 показаны три вида издержек, необходимых для поддержания размера запаса на должном уровне.
Текущие затраты - это издержки связывания капитала в запасах, а также ряд дополнительных затрат типа налогов, страхования запасов и так далее. Эти издержки могут быть весьма значительными и составлять до 25 % стоимости самого запаса. Чем дольше товар находится на складе, тем выше текущие затраты.
Издержки исчерпывания запаса - это сумма потерь от снижения продаж в связи с отсутствием товара. Сумма таких потерь тем значительнее, чем выше спрос на товар.
Издержки пополнения запаса - это затраты, связанные с получением новых партий, включающие транспортировку, оформление и так далее. Оптимальный размер запаса зависит от всех перечисленных элементов затрат. При возрастании уровня запаса потери от отсутствия запаса сокращаются, поскольку выше вероятность того, что товар будет в наличии.
Снижаются и издержки пополнения запаса, поскольку заказы оформляются реже, однако текущие издержки при этом возрастают.
Задачей определения оптимального размера запаса является минимизация всех вышеперечисленных издержек на графике этот размер отображается точкой Q.
Другим важным параметром является частота заказа. Она зависит от оптимального размера заказа и уровня спроса и определяется как:
n = Д / Q,
где n - частота заказа;
Д - уровень спроса;
Q - оптимальный размер заказа.
Можно выделить следующие системы управления запасами: с фиксированным размером запаса, с фиксированным интервалом времени между заказами, времени между запасами. Остальные системы представляют собой разновидности этих двух систем. Использование той или иной системы зависит от следующих обстоятельств:
- если издержки
управления запасами
- если издержки
управления запасами
- при заказе
товаров поставщик налагает
- если имеются
ограничения по
- система с
постоянным уровнем запасов
- система с
постоянным уровнем и система
с двумя уровнями часто использ
Если спрос
равномерен, это будет означать подачу
заказов по графику через определенные
периоды времени. При Случайном
сезонном или беспорядочном спросе
большинство заказов будет
Альтернативой поддержания запаса на высоком уровне является система поставки «точно в срок», позволяющая минимизировать уровень запаса, а значит, и издержки товародвижения. Поставки «точно в срок» означают выпуск продукции в строгом соответствии с рыночным спросом, и в момент, когда ее требуется доставить покупателю, они наиболее реальные в случае равномерного и предсказуемого спроса.
Система «точно в срок» предполагает наличие четырех условий:
- быстрая обратная связь от покупателей относительно их потребностей;
- наличие эффективной компьютерной системы;
- быстрая и эффективная транспортировка;
- наличие центров комплектования, то есть перевалочных пунктов, куда продукция поступает с различных мест с целью комплектования заказов.
Важнейшим фактором является контроль и оценка эффективности осуществления операций. Контроль предполагает сопоставление результатов с намеченными целями. Показателями эффективности могут быть:
- время обработки одного заказа (мин, час, сут.);
- время выполнения одного заказа (мин, час, сут.);
- время нахождения товара в запасе (час, сут., мес.);
- издержки товародвижения в % к продажам (%);
- доля грузов,
получивших повреждение при
- доля случаев несвоевременной доставки грузов.
Неспособность
достичь целей с учетом названных
критериев может
Организация
складского процесса – это система
мер, предусматривающих качественное
выполнение складских работ в
установленные сроки при