Оценка выбора поставщиков

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Октября 2013 в 09:14, курсовая работа

Краткое описание

Целью работы является определение путей совершенствования выбора поставщика.
Достижению цели способствовала постановка и решение следующих задач:
-изучение принципов управления закупками на основе концепции логистики; -рассмотрение критериев выбора поставщиков;
- характеристика методов -выбора поставщиков;
-оценка выбора поставщиков на конкретном предприятии; разработка путей совершенствования выбора поставщиков на предприятии.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ 2
Глава 1. ХАРАКТЕРИСТИКА ОЦЕНКИ ПОСТАЩИКОВ 5
1.1 Роль поставщика в процессе производства. 5
1.2 Определение характеристик поставщика по разным категориям. 7
1.3 Методика оценки систем качества поставщиков. 10
1.4 Факторы влияющие на выбор поставщика 11
Глава 2. ОЦЕНКА ВЫБОРА ПОСТАВЩИКОВ НА ФИЛИАЛЕ ОАО «БелАЗ»
2.1 Организационно-экономическая характеристика предприятия 22
2.2 Характеристика системы управления закупками предприятия 23
2.3 Анализ структуры, динамики и эффективности управления запасами 26
2.4 Алгоритм выбора поставщиков на Филиале ОАО «БелАЗ» 30
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 35
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК 38

Вложенные файлы: 1 файл

курсовая.docx

— 75.54 Кб (Скачать файл)

1. Готовность проводить  совместные программы по оптимизации  поставок: менять нормы отгрузки, качество упаковки, частоту поставок, заботиться о повышении сохранности  продукции, безопасности транспортировки,  хранения, обработки.

2. Совместное фокусирование  на создании стоимости, в том  числе способность и готовность  поставщика взять часть процесса  обработки на свое производство, а также проводить обучение  рабочих и операторов грамотной  работе с сырьем, оказывать технологическое  консультирование и поддержку.

3. Близость поставщика. Для  удаленных поставщиков -- наличие  каналов распределения или региональных  складов, близких к нашему производству; или предоставление такого срока  кредита, пусть и в несколько  траншей, который будет погашаться, как минимум, в момент обработки  закупленного сырья.

4. Долгосрочные договоры.

Стратегический поставщик.

Стратегические материалы - это те материалы, доля участия  которых в создании стоимости  достаточно высока сейчас и в будущих  ключевых, высокорентабельных продуктах; они имеют определенную долю затрат в общих издержках, высокое участие  в создании прибыли. Требования предъявляемые  к стратегическому поставщику:

1. Готовность к системной  интеграции и согласованной предпринимательской  политике на основе уже имеющейся  на предприятии технологии

2. Оптимальная организация  собственного производства благодаря  наличию хорошего взаимодействия  со своими субпоставщиками

3. Наличие достаточных  средств для осуществления научно-исследовательских  и конструкторских работ, нацеленность  на инновации

4. Готовность принять  на свою ответственность рыночные  риски.

 

1.3 Методика оценки систем качества поставщиков.

Целостная система поставщиков  поддерживается циклом управления, создает  базис для совместной работы с  успешными поставщиками для возможности  достижения конкурентоспособности  в будущем.

Критерии оценки качества

Качество не может иметь  абсолютной оценки. Поэтому выбор  критериев оценки определяет ценность результатов исследования. В зависимости  от поставленных целей в основу критериев  оценки качества могут быть положены:

-Соответствие требованиям  стандарта (стандартов) или требованиям  установленным Организацией (потребителем)

-Разрыв между показателями  проверяемых поставщиков (сравнение  качества поставщиков)

- Разрыв между показателями  отдельных аспектов качества ("перекосы")

-Разрыв между показателями  по результатам нескольких периодических  проверок (временная динамика качества)

- Рейтинговая система  (количество баллов по отношению  к максимуму)

- Оценка затрат на качество  и т.п.

В предлагаемой методике используется рейтинговая система. При правильном нормировании рейтинговые оценки удобно применять для решения таких задач как: сопоставление поставщиков, оценка динамики улучшения качества, выявление и анализ проблем качества и т.д.

Под нормированием рейтинговой  системы подразумевается ее привязка к реальной ситуации, достижимым на практике абсолютным значениям измеряемых показателей.

Таким образом, можно сказать, что  в ходе нормирования необходимо определить:

- какое значение рейтинга поставщика может считаться удовлетворительным, хорошим, отличным, и неудовлетворительным?

- а также какие весовые значения следует сопоставить разным аспектам качества, так чтобы отразить их значимость с точки зрения организации.

 

1.4. Факторы влияющие на выбор поставщика

Многие предприниматели  недовольны системой снабжения своих  предприятий: их не устраивают высокие  закупочные цены, длительные сроки  поставок, низкое качество закупаемых оборудования и запчастей. Западные специалисты считают, что партнерские  отношения целесообразно иметь  с поставщиками дорогостоящей и  критичной для производства номенклатуры, число поставщиков которой относительно невелико.

Возможны два направления  выбора поставщика:

1. Выбор поставщика из  числа компаний, которые уже были  вашими поставщиками (или являются  ими) и с которыми уже установлены  деловые отношения. Это облегчает  выбор, так как отдел закупок  компании располагает точными  данными о деятельности этих  компаний.

2. Выбор нового поставщика  в результате поиска и анализа  требуемого рынка: рынка, с  которым компания уже работает, или совершенно нового рынка  (в случае принятия решения  о диверсификации деятельности). Для проверки потенциального  поставщика часто необходимо  много времени и ресурсов, поэтому  ее следует осуществлять только  в отношении тех поставщиков  из небольшого списка, которые  действительно имеют серьезный шанс получить большой заказ. От потенциального поставщика, конкурирующего с существующими, ожидается более высокая эффективность.

Для повышения объективности  оценки потенциального поставщика предприятия  могут прибегнуть к услугам специализированных агентств, одной из функций которых  является подготовка информации о поставщиках. Такой информацией, в частности, может быть оценка финансового положения  поставщика по таким показателям, как  ликвидность, чистая прибыль, оборачиваемость  и др.

Кроме того, если снабженец  получает заявку на приобретение новой  номенклатурной позиции, он также может  воспользоваться базой и получить информацию о нужных поставщиках. Это  позволит сократить сроки на поиск  нового поставщика, а также снизить  риски некачественной поставки.

Оценка поставщиков должна осуществляться по трем направлениям: общая информация, характеризующая  деятельность поставщика, данные по результатам  выполнения договоров и оценка использования  продукции в производственном процессе. Общая информация может содержать  данные о финансовом состоянии поставщика, опыте работы на рынке, выполнении требований техники безопасности, экологии, внешней  безопасности предприятия и т.д.

Главные критерии, на которых  рекомендуется строить систему  выбора поставщика:

- Надежность доставки.

- Гарантии качества.

- Производственные мощности.

- Цены.

- Местоположение.

- Технический потенциал.

- Финансовое положение.

- Возможность компромиссов.

- Наличие информационной  системы связи и обработки  заказов.

- Послепродажный сервис.

- Репутация и роль в  своей отрасли.

- Деловая инициативность.

- Управление и организация.

- Контроль процессов.

- Отношение к покупателю.

- Имидж.

- Оформление товара (упаковка).

- Трудовые отношения.

- Деловой опыт и история  взаимоотношений.

- Вспомогательная литература  и инструкции.

- Взаимность выгод и  интересов4.

Заслуживает внимания шкала  критериев выбора поставщика, предлагаемая Майклом Р. Линдерсом и Харольдом  Е. Фироном (критерии расположены в  порядке приоритета):

- качество продукции;

- своевременность доставки (авторы предлагают строить рейтинг  поставщиков на основе фактов  соблюдения или несоблюдения  ими сроков поставок);

- цена (сравнение реальной  цены с желаемой или с минимальной  у других поставщиков);

- обслуживание (качество  технической помощи, отношение поставщика  и время ответа на просьбы  о помощи, квалификация обслуживающего  персонала и т.д.);

- повторные предложения  по разработке продукции или  услуги, по снижению цены; техническая,  инженерная и производственная  мощность;

- оценка дистрибьюторских  возможностей (если поставщик выполняет  функцию дистрибьютора);

- детальная оценка финансов  и управления.

Указанная шкала критериев  используется большинством зарубежных фирм - производителей продукции при  выборе (или предварительном отборе) поставщиков.

На основании изложенных соображений можно сформулировать следующие главные критерии, на которых  рекомендуется строить систему  выбора поставщиков:

1. В современных условиях  в качестве основного критерия  выбора следует выдвигать качество  продукции. Качество относится  к способности поставщика обеспечить  товары и услуги в соответствии  со спецификациями. Качество может  относиться также и к тому, удовлетворяет ли продукция требованиям  потребителя, независимо от того, соответствует ли она спецификации. Если с данными поставщиками  уже были установлены отношения,  то желательно проанализировать  статистику поставки бракованных  материалов.

2. Надежность поставщика -достаточно емкий критерий, включающий  следующие параметры: честность,  отзывчивость, обязательность, заинтересованность  в ведении бизнеса с вашей  фирмой, финансовая стабильность, репутация  в своей сфере, соблюдение ранее  установленных объемов поставки  и т.д. Оценка своевременности  доставки упрощается, если ведется  четкий учет запланированных  и реально выполненных доставок. При осуществлении доставки, невыполнение  сроков так же недопустимо,  как и неудовлетворительное качество5.

3. Цена. В цене должны  учитываться все затраты на  закупку конкретного товара, которые  включают транспортировку, административные  расходы, риск изменения курсов  валют, таможенные пошлины и  так далее. В аналитическом поле логистического менеджера всегда должен находиться комплекс затрат.

В качестве примера можно  привести перечень логистических издержек, связанных с закупкой конкретного  товара:

- маркетинговые затраты,  связанные с изучением конъюнктуры  цен на рынке данного товара;

- издержки, связанные с  поиском возможных поставщиков  и установление с ними деловых  контактов (командировки, телефонные  переговоры, обработка данных и  т.п.);

- издержки, связанные с  поиском и получением информации  о себестоимости производства  аналогичных товаров у разных  поставщиков (изготовителей);

- затраты, связанные с  анализом качественных показателей  товара у различных поставщиков  (рекламации, затраты на отбраковку, потеря товарного вида, возможности  ремонта или восстановления качественных  показателей товара у заказчика,  ущерб от утраты качества товара  в связи с задержкой его  доставки или сокращением срока  реализации, расходы по гарантийным  обязательствам);

- затраты не грузопереработку, складирование и хранение товаров;

- транспортные расходы  поставщика и покупателя, оплата  таможенных, экспедиторских, страховых  услуг по пути доставки товара;

- расходы на потребительскую  упаковку, транспортную тару, маркировку  и кодирование товаров;

- издержки на финансовый  учет товаров;

- непредвиденные расходы,  ущербы и затраты на страхование  логистических рисков.

Все эти элементы затрат необходимо учитывать, оценивать и  контролировать в реальном масштабе времени.

4. Качество обслуживания. Оценка по данному критерию  требует сбора информации у  достаточно широкого круга лиц  из различных подразделений компании  и сторонних источников. Необходимо  собирать мнения о качестве  технической помощи, об отношении поставщика к скорости реакции на изменяющиеся требования и условия поставок, к просьбам о технической помощи, о квалификации обслуживающего персонала и т.д.

5. Условия платежа и  возможность внеплановых поставок. Как уже упоминалось выше, нехватка  оборотных средств существенно  ограничивает возможности выбора  поставщиков. В бизнесе случаются  внештатные ситуации, требующие  внеплановых поставок или отсрочки  платежа. Это ситуации особенно  характерны для российской действительности. Поэтому поставщики, предлагающие  выгодные условие платежа (например, с возможностью получения отсрочки, кредита) и гарантирующие возможность  получения внеплановых поставок, позволяют избегать многих проблем  снабжения.

Оценка поставщика осуществляется по большому числу параметров: качество продукции/услуг, управление проектом, документация, своевременность поставок, монтаж оборудования, техника безопасности, экология, компетенции и обучение, инновации.

Некоторыми наиболее важными  характеристиками поставщика, свидетельствующими о его способности соответствовать  заявленным требованиям покупателя, являются предыдущая история компании, развитость инфраструктуры, финансовое положение, организация и управление, репутация, местонахождение, своевременность  поставок, монтаж оборудования, техника  безопасности, экология, компетенции  и обучение, инновации. С точки  зрения управления отношениями с  поставщиками ценность - это окончательная (в долгосрочной перспективе) полезность приобретенного потребителем товара или  услуги. Это не обязательно самая  низкая цена покупки, минимальные инвестиции в запасы, самое быстрое время  доставки, или самый быстрый жизненный  цикл, или самое высокое качество; это оптимальное сочетание всего  перечисленного.

Информация о работе Оценка выбора поставщиков