Оценка выбора поставщиков

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Октября 2013 в 09:14, курсовая работа

Краткое описание

Целью работы является определение путей совершенствования выбора поставщика.
Достижению цели способствовала постановка и решение следующих задач:
-изучение принципов управления закупками на основе концепции логистики; -рассмотрение критериев выбора поставщиков;
- характеристика методов -выбора поставщиков;
-оценка выбора поставщиков на конкретном предприятии; разработка путей совершенствования выбора поставщиков на предприятии.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ 2
Глава 1. ХАРАКТЕРИСТИКА ОЦЕНКИ ПОСТАЩИКОВ 5
1.1 Роль поставщика в процессе производства. 5
1.2 Определение характеристик поставщика по разным категориям. 7
1.3 Методика оценки систем качества поставщиков. 10
1.4 Факторы влияющие на выбор поставщика 11
Глава 2. ОЦЕНКА ВЫБОРА ПОСТАВЩИКОВ НА ФИЛИАЛЕ ОАО «БелАЗ»
2.1 Организационно-экономическая характеристика предприятия 22
2.2 Характеристика системы управления закупками предприятия 23
2.3 Анализ структуры, динамики и эффективности управления запасами 26
2.4 Алгоритм выбора поставщиков на Филиале ОАО «БелАЗ» 30
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 35
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК 38

Вложенные файлы: 1 файл

курсовая.docx

— 75.54 Кб (Скачать файл)

При выборе поставщика необходима следующая информация о6:

1. компании:

а) Сколько лет компания существует на рынке? б) Сколько единиц оборудования уже продано и установлено  на данный момент? в) Есть ли филиалы, склады и в каких городах? г) В каких  выставках участвует компания?

2.информация о сервисе:

а) Как оперативно инженер  приезжает к клиенту (в течении  дня, двух дней, через неделю, через  месяц, оборудование ремонтируется  на базе сервисного центра поставщика)?

б) Какой срок поставки запасных частей со склада поставщика, до города клиента?

в) Что входит в пуско-наладочные работы (обучение, отработка технологических  процессов, инсталляция оборудования)?

поставщик качество отбор

Наиболее распространенным методом  выбора поставщика можно считать  метод рейтинговых оценок, который, в свою очередь, является разновидностью метода категорий предпочтения . После  отбора критериев выбора поставщика их значимость обычно устанавливается  экспертным путем работниками службы снабжения/закупок или привлеченными  экспертами.

Итоговое значение рейтинга определяется путем суммирования произведений значений (удельного веса) критерия на его  экспертную балльную оценку (например, по 10-балльной системе) для данного  поставщика (подробнее в таблице).

Сравнивая полученные значения рейтинга для разных поставщиков, определяют наилучшего партнера. Если рейтинговая  оценка дает одинаковые результаты для  двух и более поставщиков по основным критериям, то процедуру повторяют с использованием дополнительных критериев оценки (см. алгоритм на рисунке). При обращении к потенциальным поставщикам трудно (а иногда практически невозможно) получить объективные данные, необходимые для работы экспертов. Окончательная оценка производится в соответствии с алгоритмом. Он позволяет выделить любой аспект, наиболее интересующий покупателя. В работе Линдерса и Фирона предложена разновидность рейтинговой/ балльной системы оценки поставщика. Принцип расчета рейтинга поставщика аналогичен рассмотренному выше, за одним исключением. На начальной стадии выставления баллов каждый критерий рассматривается с нескольких позиций, причем у каждой позиции — своя балльная шкала. В результате итоговая оценка получается более «объемной», и у каждого критерия есть несколько пояснений. Такой метод рейтинговой оценки является трудоемким, однако при решении спорных вопросов он более эффективен.

Из других методов выбора поставщиков можно отметить методы оценки затрат, доминирующих характеристик  и определения категорий предпочтения.

Метод оценки затрат

Этот метод иногда называют затратно-коэффициентным методом или «методом миссий»7. Он заключается в том, что весь исследуемый процесс снабжения делится на несколько возможных вариантов (миссий) и для каждого тщательно рассчитываются все расходы и доходы. В результате получаются данные для сравнения и выбора вариантов решений (миссий). Для каждого поставщика рассчитываются все возможные издержки и доходы/выигрыши (при этом учитываются логистические риски). Затем из набора вариантов (миссий) выбирается наиболее выгодный (по критерию общей прибыли).

По существу это — разновидность метода ранжирования (критериев) по стоимости. Метод интересен с точки зрения факторов и их стоимостной оценки и позволяет определять «стоимость» выбора поставщика. Недостаток метода состоит в том, что он требует большого объема информации и анализа большого объема информации по каждому поставщику.

Метод доминирующих характеристик

Метод состоит в сосредоточении на одном выбранном параметре (критерии). Этот параметр может быть: наиболее низкой ценой, наилучшим качеством, графиком поставок, внушающим наибольшее доверие, и т.п. Преимущество этого  метода — в простоте, а недостаток — в игнорировании остальных  факторов — критериев отбора.

Метод категорий предпочтения

В этом случае оценка поставщика, в том числе и выбор способа  его оценки, зависит от информации, стекающейся из многих подразделений  фирмы. Инженерные службы дают свою оценку способности поставщика производить  высокотехнологичную продукцию  и могут компетентно судить о  ее качестве, диспетчерская докладывает  о сроках доставки закупаемых МР, производственные отделы — о простоте и удобстве пользования МР в производственном процессе. Такой метод подразумевает  наличие обширной и разнообразной  информации из множества источников, которая позволяет рассматривать  каждый фактор наравне с остальными, в то время как для фирмы, возможно, какой-то фактор является ключевым, например, простота использования продукции  в производственном процессе.

Майкл Р. Линдере и Харольд  Е. Фирон8 уделяют особое внимание неформальной оценке поставщика работниками компании покупателя, которая включает оценку личных контактов между поставщиком и работниками отделов компании покупателя, информацию, полученную из разговоров на профессиональных встречах, конференциях и в средствах массовой информации. «Как идут дела с поставщиком X?» — типичный вопрос, который могут и должны задавать представители отдела снабжения при встречах с представителями других отделов своей компании. Осведомленный работник владеет подобной информацией о поставщиках и всегда замечает, как новая информация может повлиять на общую оценку поставщика. Сегодня в небольших компаниях почти вся оценка имеющихся источников снабжения осуществляется неформальным образом. Когда потребители и отдел закупок ежедневно находятся в личном контакте и существует быстрая обратная связь с оценкой деятельности поставщика, такой «неформальный» подход вполне обоснован и целесообразен.

В соответствии с общим алгоритмом выбора поставщика первоначально необходимо проанализировать возможные источники  информации о поставщиках.

Длительная практика анализа рынка  поставщиков, применяемая различными компаниями, позволяет выделить следующие  основные источники информации:

• Каталоги и прайс-листы.

• Торговые журналы.

• Интернет-сайты.

• Рекламные материалы: фирменных  каталогов, объявлений в СМИ.

• Местные источники.

• Конкурсы.

• Банки и финансовые институты  официальных органов.

• Выставки и ярмарки (Экспо-центр, ВВЦ, отраслевые и фирменные выставки и др.).

• Торги и аукционы.

• Торговые директории («Желтые страницы», «Оптовик», «Товары и цены» и  т.д.).

• Торговые представительства.

• Собственное исследование.

• Переписка и личные контакты с возможными поставщиками.

• Конкуренты потенциального поставщика.

• Торговые ассоциации, например, Торгово-промышленная палата РФ.

• Специализированные информационные агентства и исследовательские  организации.

• Государственные ведомства, регистрационные  палаты, налоговая инспекция, лицензионные службы и пр., обладающие открытой для  ознакомления информацией.

Большинство источников не требует  дополнительного комментария, но, например, такой источник, как «Собственное исследование», является достаточно емким  и может включать:

• неформальные личные контакты с  коллегами, знакомыми, конкурентами;

• неформальные личные контакты и  переписка с возможными поставщиками;

• общение с конкурентами потенциального поставщика и т.д.

Собственное исследование включает все  методы и источники, не являющиеся формальными  и не требующие официальных документальных запросов9.

За рубежом основными источниками  информации о поставщиках являются общедоступные и информационные справочники — каталоги, торговые журналы, прайс-листы и т.д. Особое внимание уделяется Интернету. Интернет — это огромный «информационный  банк» с еще не до конца изученными возможностями. В последние годы Интернет и в России активно используется для поиска партнеров по бизнесу, в том числе для снабжения. Сегодня редко можно найти  фирму, эффективно функционирующую  в бизнесе, которая бы не пользовалась услугами Интернета.

 

 

 

 

 

 

Глава 2. Оценка выбора поставщиков на Филиале ОАО «БелАЗ»

2.1 Организационно-экономическая  характеристика предприятия

Филиал республиканского унитарного промышленного предприятия  «БелАЗ» основан в соответствии с Указом Президента РБ от 28.02.2006 г. № 129 УРП «МоАЗ им. С. М. Кирова» на основе Могилевского автомобильного завода имени С.М. Кирова в г. Могилеве в  результате присоединения к РУПП «БелАЗ» в качестве филиала. Основным видом деятельности является машиностроение.

Филиал ОАО «БелАЗ»  в городе Могилеве является одним  из старейших машиностроительных предприятий  Республики Беларусь и крупнейшим предприятием в СНГ и ближнего зарубежья  по выпуску автомобильной техники, предназначенной для строительства  дорог, плотин, карьерных работ, подземных  разработок рудных материалов и строительства  туннелей и мостов. Основными видами выпускаемой продукции заводом  являются: самоходные скреперы, автомобили-самосвалы, фронтальные автопогрузчики, автобульдозеры, автобетоносмесители, полуприцепные  автобетоносмесители, подземные автопоезда, самосвальные автопоезда, шахтные самосвалы, автобетоносмесители подземные, катки  самоходные, мусоровозы и электрокары.

Филиал выпускает товары народного потребления, в том  числе скобяные и замочные изделия, инструментальные товары, запасные части  для легковых автомобилей, матрацы, медицинское оборудование и прочие ТНП.

Завод в своем составе  имеет литейное, заготовительное, сварочное, инструментальное, механообрабатывающее и сборочное производства.

Завод занимается не только производством, но и имеет социально - культурный комплекс. Главной целью  политики предприятия является высокое  качество выпускаемой продукции, её конкурентоспособность на внутреннем и внешнем рынках как основа устойчивого  динамичного развития, повышения  жизненного уровня, сохранения занятости.

Таким образом, можно сделать  вывод, что на сегодняшний день филиал ОАО «БелАЗ» является убыточным  предприятием и требует вложения новых инвестиций в основной капитал  и внедрения новых технологий.

 

2.2 Характеристика  системы управления закупками  предприятия

Управлением закупками на Филиале ОАО «БелАЗ» занимается отдел материально-технического снабжения (ОМТС), который является самостоятельным  структурным подразделением Филиала  и подчиняется непосредственно  заместителю директора филиала  по коммерческим вопросам.

В своей практической деятельности отдел материально-технического снабжения  руководствуется действующим законодательством  Республики Беларусь, Уставом предприятия, Политикой предприятия в области  качества, действующей на предприятии; требованиями стандарта СТБ ИСО 9001-2001, стандартами предприятия.

Руководство и организацию  деятельности отдела материально-технического снабжения осуществляет начальник  ОМТС. В состав ОМТС входят:

- группа проката и цветных  металлов;

- группа листового проката;

- группа труб;

- бюро вспомогательных  материалов;

- группа резинотехнических  изделий и электрооборудования;

- группа полуфабрикатов, подшипников и нормалей;

- бюро межзаводской кооперации;

- складское хозяйство.

Основными задачами отдела материально-технического снабжения  являются10:

1) Организация обеспечения  филиала всеми необходимыми для  его производственной деятельности  материальными ресурсами требуемого  качества и их рациональное  использование с целью сокращения  издержек производства и получения  максимальной прибыли.

2) Разработка проектов  перспективных и текущих планов, балансов материально-технического  обеспечения производственной программы,  ремонтно-эксплутационных нужд филиала  и его подразделений, а также  создания необходимых производственных  запасов на основе определения  потребностей в материальных  ресурсах (сырье, материалах, полуфабрикатах, топливе, энергии и др.) с использованием  прогрессивных норм расхода.

3) Разработка и внедрение  мероприятий по повышению эффективности  использования материальных ресурсов, снижению затрат, связанных с  их транспортировкой и хранением,  использованию вторичных ресурсов  и отходов производства, совершенствованию  системы контроля за их расходованием,  использованием местных ресурсов, выявлению и реализации излишнего  сырья, материалов, комплектующих  изделий и других видов материальных  ресурсов.

4) Начальник ОМТС возглавляет  работу: по ресурсосбережению, технико-экономическому  анализу в области материально-технического  снабжения; по организации планирования  и реализации процесса закупок  работниками ОМТС, осуществляет  контроль за их внедрением  и функционированием.

5) Обеспечение доставки  материальных ресурсов в соответствии  с предусмотренными в договорах  сроками, контроль за соответствием  их количества, качества и комплектности  и хранением на складах филиала.

6) Подготовка материалов  для предъявления претензий к  поставщикам при нарушении ими  договорных обязательств, составление  расчетов по этим претензиям.

Информация о работе Оценка выбора поставщиков