Планирование, учет и анализ логистических издержек промышленного предприятия

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Октября 2015 в 00:41, курсовая работа

Краткое описание

Актуальность темы данной работы обусловлена тем, что развитие экономики России на рыночных принципах, обуславливает необходимость управления конкурентоспособностью предприятия. Среди механизмов обеспечения конкурентоспособности на первое место выходит ныне управления предприятием на основе логистики.
Несмотря на то, что применение логистики в экономике России обусловлено современными реалиями, управления предприятиями на основе логистических подходов уделяется пока недостаточно внимания по сравнению с развитыми странами.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА 1 . ОЦЕНКА ЭФФЕКТИВНОСТИ ТРАНСПОРТНО-ЛОГИСТИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПРЕДПРИЯТИЯ
1.1 Краткая характеристика ОАО «ФПК»
1.2 Показатели деятельности ОАО «ФПК» в грузобагажных перевозках
1.3 Оценка транспортно-логистической деятельности компании
1.4 Производственно-экономическая деятельность ОАО «ФПК» в сфере грузобагажных перевозок
2.5 Организационная структура, структура управления ОАО «ФПК» в области перевозок грузобагажа и персонал
ГЛАВА 2. РАЗРАБОТКА МЕРОПРИЯТИЙ ПО СОВЕРШЕНСТВОВАНИЮ ТРАНСПОРТНО-ЛОГИСТИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОАО «ФПК»
2.1 Пути совершенствования транспортно-логистической деятельности ОАО «ФПК»
2.2 Оценка эффективности предлагаемых мероприятий
2.3 Расчет экономической, коммерческой и бюджетной эффективности проекта
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

Вложенные файлы: 1 файл

Планирование, учет и анализ логистических издержек промышленного предприятия.doc

— 622.50 Кб (Скачать файл)

Портфель услуг

ОАО «ФПК» предоставляет услугу по перевозке грузобагажа на условиях «от станции до станции». При этом не всякая железнодорожная станция открыта для операций с грузобагажом.

В состав «основной» услуги ОАО «ФПК» по перевозке багажа и грузобагажа входят:

  • прием упакованного груза клиента в багажном отделении (взвешивание груза и определение его габаритов, пересчет груза по количеству мест, определение ценности груза, расчет провозной платы за перевозку грузобагажа, документарное оформление);
  • погрузка груза в вагон в пункте отправления;
  • перевозка грузобагажа в багажных вагонах ОАО «ФПК» (весом от 75 кг до 165 кг на одном место);
  • контроль сохранности груза в пути следования;
  • выгрузка груза в пункте назначения;
  • выдача груза в пункте назначения.

Указанные выше услуги включаются в плату за перевозку грузобагажа.

В состав «дополнительных» услуг ОАО «ФПК», предоставляемых клиентам за отдельную плату, входят:

  • предоставление справки о стоимости и условиях перевозки грузобагажа;
  • предоставление бланка-заявки на оформление грузобагажа;
  • хранение груза в пункте отправления;
  • предоставление бирки, нанесение отправительской маркировки, упаковка багажа и грузобагажа;
  • предоставление грузовой тележки в пункте отправления/назначения;
  • предоставление услуг грузчика по требованию получателя/отправителя;
  • прием багажа/грузобагажа на дому, доставка на дом, выдача на дому;
  • взвешивание грузобагажа по просьбе клиента;
  • информирование получателя о прибытии груза на станцию назначения;
  • хранение на складе багажного отделения на станции назначения более 2-х суток с даты выгрузки грузобагажа.

В состав «основной» услуги коммерческого оператора дополнительно к аналогичной услуге ОАО «ФПК» входят:

  • перевозка грузобагажа в собственных или арендованных почтовых и багажных вагонах оператора (грузы весом от 1 кг);
  • определение стоимости перевозки в зависимости от веса, объема и срочности доставки груза;
  • хранение груза в пункте отправления;
  • информирование о местоположении груза (он-лайн);
  • уведомление о доставке груза (он-лайн);
  • оформление погрузочного талона (заявки) (он-лайн);
  • расчет стоимости доставки груза (он-лайн);
  • заявка на автодоставку груза (он-лайн);
  • хранение груза на складе в пункте назначения на срок до 3-х дней.

Все указанные выше услуги входят в состав платы за доставку груза.

Кроме того, в качестве отдельных «основных» услуг коммерческие операторы грузобагажных перевозок дополнительно предоставляют:

  • автомобильные перевозки грузов;
  • экспедирование грузов «от двери до двери».

В состав «дополнительных» услуг коммерческих операторов входят:

  • экспедирование груза «от двери до двери»;
  • автодоставка от дома/к дому;
  • экспресс доставка груза;
  • упаковка и дополнительная упаковка груза в мешки или ящики (обрешетка) с опломбированием;
  • получение и отправка груза без участия клиента;
  • смена станции назначения в пути следования груза;
  • смена получателя груза/плательщика;
  • перевозки с заданным температурным режимом;
  • страхование груза;
  • разработка индивидуальных транспортно-логистических решений по запросу клиента.

Таким образом, портфель услуг грузоотправителям ОАО «ФПК» и коммерческих операторов отличаются заметно как с точки зрения состава предлагаемых услуг, так и с позиции того, что включается в плату за «основные» услуги. Состав услуг и регулируемые тарифы ОАО «ФПК» в грузобагажной деятельности являются конкурентным недостатком ОАО «ФПК».

Маршрутная сеть

ОАО «ФПК» осуществляет перевозку багажа между всеми 302-мя багажными отделениями, расположенными по всей России.

В 2014 г. ОАО «ФПК» осуществила перевозки на 132 направлениях. Однако на большей части этих направлений грузопоток мал. Только 12 направлений имеют интенсивные грузопотоки. К направлениям с интенсивным грузопотоком относятся ЗАПАД-ВОСТОК (МСК, ОКТ-КРС, ЗСБ, ВСБ, ДВС). Большой грузопоток также направлен на Север (МСК-СЕВ).

Диаграмма 2. Интенсивность грузопотоков по направлениям

Источник: ОАО «ФПК», КГ «Прогрессор»

Анализ географии перевозок показывает, что ОАО «ФПК» имела всего 7 направлений перевозок с загрузкой вагона более 7т. На 25 направлениях вагоны ездили практически порожними, т.к. загрузка в них составляла менее 1 т.

Диаграмма 3. Средняя загрузка вагонов по направлениям

Источник: ОАО «ФПК», КГ «Прогрессор»

Рисунок 4. Технологический процесс работы ОАО «ФПК» по перевозке грузобагажа клиентов («как есть»)

Порядок приема и оплаты грузобагажа. Документооборот

По мнению экспертов ОАО «ФПК», процесс приема и оплаты грузобагажа в багажных отделениях очень длительный и неудобный, связан с оформлением большого количества документов. До начала 2-го квартала 2010 г. организацию перевозок грузобагажа осуществляло ОАО «РЖД». После создания ОАО «ФПК» документооборот и правила работы с клиентами не изменились. Оформление перевозочных документов для физических лиц происходит у багажных кассиров багажных отделений, а для юридических лиц – у багажных кассиров через ДЦФТО с оформлением справки ТЕХПД.

В отличие от ОАО «ФПК» коммерческие операторы используют минимальный набор документов для приемки, транспортировки, выдачи и оплаты грузобагажа:

  • заявка клиента на перевозку грузобагажа;
  • накладная о приемке оператором груза;
  • товаросопроводительная накладная;
  • договор, акт и счет.

Указанные документы могут заполняться клиентом в электронной форме. Набор документов одинаков как для физического лица, так и для юридического лица.

Технология перевозок

Анализ назначения вагонов ОАО «ФПК» в 2014 г. по видам поездов показал, что компания осуществляет перевозки грузобагажа в составе скорых и пассажирских поездов – их доля в общем объеме отправок составила 81%. Перевозки в почтово-багажных и грузопассажирских поездах играли вспомогательную роль (диаграмма 7).

Диаграмма 3. Доля отправок вагонов ОАО «ФПК» по видам поездов

Источник: ОАО «ФПК»

На сегодняшний день такая технология представляется неоптимальной. Это связано с тем, что вагоны, следующие в составе скорых и пассажирских поездов, должны сопровождаться двумя приемосдатчиками багажа на 1 вагон. В то время как в почтово-багажных и грузопассажирских поездах, в случае отправления компанией больше одного вагона в составе поезда, допускается наличие 1 приемосдатчика на 1 вагон, что приводит к снижению затрат на выполнение перевозки.

Анализ отправок вагонов коммерческих операторов за 2014 г. показал, что 52% вагоноотправок компании выполняют в составе почтово-багажных и грузопассажирских поездов (диаграмма 8). Это позволяет компаниям снижать затраты на выполнение рейсов.

Диаграмма 4. Сравнительная стоимость пробега в поездах разного вида для груженых вагонов

Источник: ОАО «ФПК», КГ «Прогрессор»

Таким образом, самая низкая стоимость пробега вагонов - в составе багажных поездов.

Деятельность багажных отделений

ОАО «ФПК» осуществляет перевозки багажа и грузобагажа между 302 багажными отделениями на всей территории России. При этом в собственности у ОАО «ФПК» находятся 145 имущественных комплексов, 157 имущественных комплексов используется по договору с ОАО «РЖД» (договор на оказание услуг по использованию инфраструктуры). Распределение багажных отделений по сети не соответствует распределению грузопотоков, следствием чего является низкая загрузка большинства багажных отделений.

Диаграмма 5. Распределение багажных отделений в зависимости от загрузки

Источник: ОАО «ФПК», КГ «Прогрессор»

Из данной диаграммы видно, что 46 крупных багажных отделения обработали около 80% всего грузопотока. На остальные 256 багажных отделения пришлось менее 20% грузопотока.

Диспропорция между численностью персонала и объемом обработанных грузов указывает на низкую производительность труда персонала на средних и мелких станциях (таблица 7).

Производительность труда персонала багажных отделений - лидеров более чем в 3 раза выше, чем производительность труда в багажных отделениях со средним объемом переработки и в 10 раз выше производительности труда малодеятельных багажных отделений.

Вагонный парк

ОАО «ФПК» имеет наиболее «молодой» парк вагонов, что с учетом стоимости новых вагонов дает Компании стратегическое преимущество перед конкурентами.

На текущий момент в отрасли распространена практика продления срока службы почтово-багажных вагонов. С учетом того, что средний срок продления эксплуатации вагона находится в пределах 5-7 лет, можно ожидать, что подавляющая часть вагонов с возрастом свыше 28 лет в 2015 г. выйдет из эксплуатации.

Коммерческие операторы приобретали в среднем 18 вагонов в год. Можно предполагать, что при сохранении высоких цен на вагоны, сложившихся на текущий момент, операторы будут по-прежнему приобретать небольшое количество вагонов. При выбытии вагонов более 100 ед. в год это неизбежно приведет к сокращению парка вагонов, годных к эксплуатации.

 «Узкими» местами в производственно-технологической деятельности ОАО «ФПК» по осуществлению грузобагажных перевозок в вагонах компании являются:

  • слабая степень координации по вертикали (центральный аппарат - филиалы) при проведении аналитической и маркетинговой работы по прогнозу грузопотоков и привлечению клиентов;
  • слабая степень координации при планировании сети маршрутов, расписания поездов и их составности с учетом использования парка багажных вагонов ОАО «ФПК»;
  • отсутствие в «линейке продуктов» услуг, необходимых клиенту и освоенных конкурентами: автодоставка грузов, слежение за грузом, интернет- взаимодействие с клиентом, электронный документооборот с клиентом, экспедирование грузов клиента при доставке транспортом других собственников, организация автоперевозок грузов клиента на расстояниях до 2000 км и др.

 

 

1.4 Производственно-экономическая деятельность ОАО «ФПК» в сфере грузобагажных перевозок

ОАО «ФПК» является наследником ОАО «РЖД» в организации и выполнении грузобагажных перевозок. В качестве перевозчика ОАО «ФПК» предоставляет услугу коммерческим операторам и ФГУП «Почта России» по организации перевозок собственными вагонами в составах поездов формирования ОАО «ФПК». Указанная услуга измеряется в ваг-км и тарифицируется по ставке руб/ваг-км. В качестве оператора подвижного состава, предоставляющего услугу грузоотправителям по перевозке грузобагажа в багажных вагонах ОАО «ФПК», компания измеряет свою деятельность в тоннах (объем перевозок) и т-км (грузооборот) и тарифицирует свою деятельность по ставке руб/т-км.

Доходная база

Доходы от перевозки багажа и грузобагажа в период с 2011 г. по 1 квартал 2014 г. формировались на уровне ОАО «РЖД». В состав доходов от грузобагажных перевозок ОАО «РЖД»/ОАО «ФПК» (со 2-го квартала 2014 г.) входят:

Информация о работе Планирование, учет и анализ логистических издержек промышленного предприятия