Понятие логистики. Определение логистики

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Октября 2013 в 15:24, реферат

Краткое описание

Существует несколько подходов к определению понятия логистики. Большинство из них связывают это понятие с материальным потоком и потоком информации. Всю совокупность определений логистики можно объединить в две группы. Первая группа определений трактует логистику как направление хозяйственной деятельности, которое заключается в управлении материальными и информационными потоками в сферах производства и обращения.

Вложенные файлы: 1 файл

otvety_po_logistike_1.doc

— 164.50 Кб (Скачать файл)

12. Механизм  функционирования закупочной логистики.

Закупочная  логистика есть процесс обеспечения  предприятий материальными ресурсами, размещения ресурсов на складах предприятия, их хранения и выдачи в производство.

Целью логистики закупок является удовлетворение потребностей производства в материалах с максимально возможной экономической  эффективностью. При этом решаются задачи: выдерживание обоснованных сроков закупки сырья, материалов и комплектующих изделий; обеспечение точного соответствия количества поставок потребностям в них; соблюдение требований производства по качеству сырья, материалов и комплектующих изделий. Процесс приобретения материалов включает в себя ряд логически взаимосвязанных видов работ. Выделяются следующие стадии процесса приобретения материалов: составление заявок; анализ заявок; выбор поставщиков; размещение заказов; контроль за выполнением заказов; завершение процесса приобретения.

В настоящее  время различают традиционную и  оперативную систему снабжения. Традиционная основана на принципе хранения запасов. В этом случае требуется  оформление документа на материал из собственного склада; если требуемый  материал отсутствует, то делается запрос в орган закупки. Такая система сопровождается большим количеством документов, что занимает много времени и ведет к возможным ошибкам и тратам. Гл.недостаток – потребность в комплексе складов. Оперативная система снабжения – усиливаются плановые начала, учитываются темпы инфляции, возможность девальвации валют, концентрирование капиталов на рынке поставок, технологическое развитие производства, появление новых материалов.

Основные  критерии, определяющие политику фирмы: для финансового менеджмента - минимальные затраты на закупки, минимальные потребности в финансовых инвестициях, миним финанс риски, максим скорость оборота капитала; для операционного - полное удовлетворение плановых заявок, синхронизация сроков поставок с производственным расписанием, качество материальных ресурсов, отсутствие сбоев в поставках; для логистики – координация требований всех видов менеджмента в разрезе логистической стратегии фирмы: минимизация общих издержек управления, уменьшение логистических рисков, оптимальный выбор поставщика.

13. Планирование закупок.

Для эффективного функционирования закупочной логистики  предприятию необходимо иметь информацию о том, какие именно материальные ресурсы необходимы для производства продукции.

Такая информация содержится в плане закупок, главной целью которого является обеспечение согласованности действий всех внутрифирменных подразделений и должностных лиц предприятия по решению таких задач снабжения, как определение потребности и расчет количества заказываемых материальных ресурсов; определение метода закупок и заключение договоров на поставку материальных ресурсов; организация контроля за количеством, качеством, сроками поставок и организация размещения материальных ресурсов на складе и т. п.

Процессу планирования закупок предшествует исследование рынка закупок (сырья и материалов).

Реальный процесс  планирования начинается с информации, полученной из ежегодного плана продаж, плана производства и общего экономического плана. Планирование продаж определяет потребности в сырье, продукции и услугах, которые будут приобретены отделом закупок компании; производственное планирование предоставит информацию об источнике, где будут приобретаться сырье, продукция и услуги; экономическое планирование обеспечит информацию, полезную при оценке общих тенденций цены, заработной платы и других расходов.

Расчет расхода  сырья производится помесячно и  поквартально. Расход проверяется в  соответствии с контрольными данными  о запасе материальных ресурсов. Эти  расчеты соотносятся с тенденцией цены и прогнозами наличия сырья, которое планируется закупить, после чего разрабатывается план покупки. Если по прогнозам предполагается большая поставка сырья и возможное уменьшение цен, то, скорее всего, политика в области закупок будет заключаться в снижении запаса до самого низкого уровня. С другой стороны, если по прогнозам планируется небольшой объем поставок и имеется тенденция к росту цены, политика в области осуществления закупок будет обеспечивать адекватный объем имеющегося запаса в соответствии с контрактом.

14. Выбор поставщика.

При выборе поставщиков  основными критериями являются: надежность поставщика, способность поставлять необходимые ресурсы должного качества и в нужные сроки, поставка материальных ресурсов по возможно минимальным ценам, удаленность поставщика от потребителя, наличие у поставщика свободных мощностей и т.д.

Основными источниками  сведений о поставщиках и материалах являются личные контакты с «продавцами», объявления в рекламных изданиях, описания товаров, которые даются в  каталогах и проспектах, посещение предприятий и изучение практики поставки продукции, информация, получаемая от банков, торговых ассоциаций, государственных учреждений и т.д.

Из списка поставщиков, имеющих прочную репутацию, выбираются те, кто предлагает наиболее выгодные условия с точки зрения цены и сроков поставки. Крупные заказы целесообразно распределять между двумя и большим количеством поставщиков с тем, чтобы проверить конкурентоспособность основного поставщика и оградить себя от возможных неожиданностей.

Наиболее распространенные методы выбора поставщика:

1)письменные  переговоры между поставщиком  и потребителем: *инициатива вступления  в переговоры исходит от продавца  товаров, рассылает своим потенциальным  покупателям свои предложения  - оферты. Твердая оферта – направляется только одному покупателю с указанием срока, в течении которого действует эта оферта. Свободная – не включает в себя никаких обязательств продавца по отношению к покупателю и может высылаться неограниченному числу потребителей. *инициатива исходит от покупателя. Он рассылает запрос, целью которого является получение оферты.

2) конкурсные  торги/ тендеры - открытые либо закрытые торги, которые проводятся на неконкурентной основе, а также такая форма заказа, которая размещена на основе конкурса.

15. Конкурсные торги (тендеры).

- это особая форма выдачи заказов на поставку товаров или подрядов на выполнение работ, которая предполагает привлечение предложений от нескольких поставщиков или подрядчиков в целях обеспечения наиболее выгодных коммерческих и других условий сделки для организаторов таких торгов.

Сущность конкурсных торгов состоит в том, что:

  • покупатель (заказчик) объявляет конкурс для продавцов (поставщиков) на товар или услуги с заранее определенными характеристиками;
  • сравнивает полученные предложения;
  • после сравнения подписывает договор (контракт) с тем продавцом или подрядчиком, который предложил наиболее выгодные для покупателя (заказчика) условия.

В зависимости  от способа проведения различают торги:

  • открытые (публичные) — привлекаются все желающие фирмы и организации. Обычно на таких торгах размещают заказы на стандартное и универсальное оборудование. Информация о таких торгах представляется в официальных органах печати за один или полтора месяца до дня проведения торгов;
  • закрытые (ограниченные или негласные) — участвуют лишь определенные фирмы, которым высылается приглашение. На таких торгах размещают уникальное, сложное и специальное оборудование. Извещения о предстоящих торгах получают л ишь отдельные фирмы, которые хорошо известны в данной отрасли производства.

Этапы проведения тендера: организация и проведение рекламной кампании; разработка тендерной документации; публикация тендерной документации; приемка и оценка тендерных предложений; подтверждение квалификации участников торгов; рассмотрение предложений и присуждение контракта.

16. Сущность  и задачи производственной логистики.

Производственная логистика - это обеспечение качественного, своевременного и комплексного производства продукции в соответствии с хозяйственными договорами, сокращение производственного цикла и оптимизация затрат на производство. Она ограничена рамками предприятия.

Производственный  цикл - это период времени между  моментами начала и окончания  производственного процесса, применительно  к конкретному виду продукции. Длительность производственного цикла во многом зависит от движения материальных потоков, которые бывают последовательными, параллельными и параллельно-промышленными. Самой главной чертой, оказывающей влияние на производственный цикл является тип производства: позаказное производство - характеризуется универсальным оборудованием и высококвалифицированным персоналом; серийное производство (мелкосерийное, среднесерийное, крупносерийное) Серия - есть партия, чем выше серийность тем ниже универсальность оборудования и ужу специализация работников; массовое производство - необходимое специализированное оборудование, конвейеры, поточные линии. Малое число видов продукции при большом объеме.

Логистическая концепция организации производства основана на следующих правилах: отказ  от избыточных заказов, отказ от завышенного  времени на выполнение основных и  транспортно-складских операций, отказ от изготовления серий изделий, на которые нет заказа покупателей, устранение простоев оборудования, обязательное устранение брака, устранение нерациональных внутрипроизводственных перевозок, превращение поставщиков из противоположной стороны в доброжелательных партнеров

Задачи: планирование и диспетчеризация производства, на основе прогноза потребностей в  готовой продукции и заказов  потребителей; разработка планов-графиков производства; разработка графика выпуска  продукции, согласованного со службами снабжения (закупок) и сбыта; установление нормативов незавершенного производства и контроля за их соблюдением; - оперативное управление производством; контроль за количеством и качеством продукции.

 

 

17. Управление  материальными потоками в “толкающих” системах. МРП-система. ДРП-система.

Материальный поток — это находящиеся в состоянии движения материальные ресурсы, незавершенное производство и готовая продукция, к которым применяются логистические операции, связанные с их физическим перемещением в пространстве: погрузка, разгрузка, затаривание, перевозка, сортировка, консолидация, разукрупнение, и т.п.

Толкающие системы  в производственной логистике подразумевают, что предметы труда, поступающие  на производственный участок, непосредственно  этим участком у предыдущего не заказываются. Материальный поток «выталкивается»  покупателю по команде из центрального звена управления. Толкающие модели управления характерны для традиционной системы производства (в случае с массовым или серийным производством). Возможность внедрения логистики в таких системах появилась в связи развитием информационных технологий.

Планирование потребности в материалах (MRP) – это автоматизированная система планирования потребностей производства в необходимых материальных ресурсах. MRP позволяет осуществлять приоритетное планирование выполнения заказов в реальном масштабе времени с учетом возникающих отклонений от плановых заданий, а также текущее регулирование и контроль производственных запасов. Основными целями MRP являются: гарантийное удовлетворение потребности в материальных ресурсах, поддержание минимально возможного уровня запасов; повышение точности планирования производства, поставок и закупок материалов.

Планирование  распределения ресурсов (DRP) может быть охарактеризовано как автоматизированная система управления исходящими товарами. Она является зеркальным отражением MRP, использует ту же логику, средства и методы. К числу основных функций системы относятся: планирование поставок и запасов на различных уровнях цепи распределения (центральный – периферийные склады), информационное обеспечение распределения продукции, а также планирование транспортных перевозок. Основной график производства формируется в соответствии с данными независимого спроса (прогноза спроса). Таким образом, DRP позволяет увязать функции производства и сбыта продукции, а также оптимизировать логистические издержки за счет сокращения транспортных расходов и затрат товародвижения.

18. Управление  материальными потоками в “тянущих”  системах. Система Канбан. ОПТ-система

Тянущая система – подача деталей и материалов с предшествующей операции на последующую осуществляется по мере необходимости, последующий участок заказывает изделия и вытягивает их с предыдущего участка строго в соответствии с нормой потребления

Система информационного  обеспечения оперативного управления материальными потоками по принципу «точно вовремя» (KANBAN). Карта-заявка «KANBAN» содержит всю необходимую информацию о запросах потребителя. Как правило, такая информация включает: наименование и шифр детали; спецификацию емкостей с указанием их типа и количества укладываемых в них деталей; наименование участка-производителя и участка-потребителя продукции; время доставки, определяемое с учетом продолжительности изготовления детали. Каждый предыдущий по технологической цепочке участок работает в соответствии с поступившим заказом, указанным в карте «KANBAN». Контроль за ходом производства осуществляется путем регистрации карт, находящихся в обращении.

Система оптимизированной технологии производства (OPT) относится к классу «вытягивающих» микрологистических систем, интегрирующих процессы снабжения и производства. Основным принципом работы этой системы является выявление в производственном процессе узких мест или критических ресурсов По существу, ОРТ является компьютеризованной версией KANBAN с той разницей, что система ОРТ препятствует возникновению узких мест в логистической сети «снабжение – производство», а система KANBAN позволяет эффективно устранять уже возникшие узкие места. Эффективность системы ОРТ с логистических позиций заключается в увеличении выпуска продукции, снижении производственных и транспортных издержек, уменьшении запасов незавершенного производства.

19. Сравнение  тянущей и толкающей систем

Характеристика

Тянущая

Толкающая

Закупочная стратегия

Ориентирована на небольшое  число поставщиков; частые, небольшие  партии строго по графику

Значительное число  поставщиков; поставки нерегулярные; крупные  партии

Производственная стратегия

Ориентация производства на изменение спроса

На максимальную загрузку производственных мощностей; реализация концепции непрерывного производства

Планирование производства

Начинается со стадии сборки и распределения

Планирование под производственные мощности

Оперативное управление

Децентрализовано, производственные графики составляются только для  стадии сборки, за выполнением графиков других стадий наблюдает рук-во цеха

Для всех цехов; контроль осуществляется специальными отделами

Стратегия управления запасами

Запасы в виде незадейственных  мощностей

В виде излишков материальных ресурсов

Управление запасами на рабочих местах

Операционный задел  минимален за счет синхронизации производства

Не всегда минимален  из- за не синхронизации смежных  операций

Управление запасами ГП

Практически отсутствуют  из- за быстрой отправки заказчику

М.б. большие из –за  несвоевременного изготовления продукции, несвоевременной отправки ГП, размер ГП не ориентирован на спрос

Используемое оборудование

Универсальное оборудование размещено по кольцевому или линейному  принципу

Специализированное оборудование размещено по участкам

кадры

Высококвалифицированные рабочие - многостаночники

узкоспециализированные

Контроль качества

Поставка качественных материалов, сплошной контроль осуществляет поставщик

Сплошной или выборочный контроль на всех стадиях производства

Распределительная стратегия

Размер партии ГП= размеру  заказа, ориентация на конкретного потребителя, изготовление с учетом специфических требований

Размер партии соответствует  плановому выпуску, ориентация на усредненного потребителя

Информация о работе Понятие логистики. Определение логистики