Правовая сущность договора перевозки грузов

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Февраля 2013 в 20:25, курсовая работа

Краткое описание

Целью курсовой работы является – определение понятия договора перевозки как одного из элементов общей системы гражданско–правовых договоров, применяемых в транспортной сфере, рассмотрение и комплексное исследование основных элементов договора перевозки грузов, их виды, правила заключения и ответственность за нарушения обязательств.
Достижение таковой цели возможно при выполнении следующих задач:
- раскрытие сущности договора перевозки грузов;
- рассмотреть виды договоров перевозки в соответствии с видами транспорта;
- выявить особенности договора перевозки груза;

Содержание

ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………….
ГЛАВА 1. ПОНЯТИЕ, СУЩНОСТЬ, СФЕРА ПРИМЕНЕНИЯ, РЕГУЛИРОВАНИЕ ДОГОВОРА ПЕРЕВОЗКИ ГРУЗА……………
1.1 Понятие и сущность договора перевозки груза……………………………..
1.2 Виды перевозок и грузов………………..………………………………….....
1.3 Регулирование договора перевозки груза…………………………………...
ГЛАВА 2. ПРИЗНАКИ И СОДЕРЖАНИЕ ДОГОВОРА ПЕРЕВОЗКИ ГРУЗОВ…………
ГЛАВА 3. ОСОБЕННОСТИ ДОГОВОРА ПЕРЕВОЗКИ ГРУЗА……………...
3.1Ответственность перевозчика ………………………………………………..
3.2 Обстоятельства, освобождающие перевозчика и грузоотправителя от ответственности…………
3.3 Особенности международного договора перевозки груза……………
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………………
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХИСТОЧНИКОВ………………………........

Вложенные файлы: 1 файл

Правовая сущность договора перевозки грузов.docx

— 76.96 Кб (Скачать файл)

В тех же случаях, когда  подлинность факсовых копий документов не опровергается второй стороной, договор, заключенный по факсу, считается заключенным в надлежащей форме.

Таким образом, всегда довольно важно получить оригиналы договора и связанных с договором документов.

Возможный вариант – это  получение факсовых копий через факсовое бюро, профессиональной организации, которая занимается приемом и регистрацией факсов и совершением стороной, получившей оферту (подписанный с одной стороны договор или заявку, содержащие все условия, необходимые для исполнения договора) действий, направленных на исполнение договора или заявки.

Договор, заключенный любым  из указанных выше способов, будет  признан заключенным в простой  письменной форме.

 

ГЛАВА 3

ОСОБЕННОСТИ ДОГОВОРА ПЕРЕВОЗКИ  ГРУЗА

 

3.1 Ответственность перевозчика

 

Доставкой и выдачей груза, поступившего в адрес грузополучателя, завершается исполнение перевозочного  обязательства. В зависимости от того, исполнено обязательство в  точном соответствии с его условиями  или нет, либо оно прекращается (исполнением), либо изменяется его содержание, возникает обязанность перевозчика возместить ущерб. Не случайно порядок выдачи и принятия груза, поступившего в адрес грузополучателя, приобретает важное юридическое значение и подробно регламентируется в транспортных уставах, кодексах и правилах перевозки грузов на различных видах транспорта.

Ответственность стороны  по сделке определяется в пределах тех обязательств, которые она  берет на себя в соответствии с  заключенным договором. Особенностью этой ответственности является то, что она может наступать не только за нарушение уже заключенного договора перевозки, но и за несовершение действий, связанных с организацией перевозок. Зачастую стороны недооценивают важность содержания договора, который они заключают, а также соблюдения порядка его исполнения. Поиск правых и виноватых в случае разногласий заканчивается в суде, причем далеко не всегда в пользу того, кто считает себя категорически правым [9, с. 221].

В целом по республике наблюдается  увеличение количества поданных в суд  исков по основаниям, возникающим  из договора перевозки. Например, Хозяйственным  судом Гомельской области за 8 месяцев 2005 года рассмотрено 33 дела по спорам, вытекающим из договора перевозки и  транспортной экспедиции. Следует отметить, что за аналогичный период 2004 года таких споров было рассмотрено 21. Таким образом, число рассмотренных дел данной категории существенно увеличилось - на 12 дел или 57%. Существенный рост споров данной категории обусловлен, с одной стороны, многогранностью договорных отношений субъектов хозяйствования и сложностью законодательства, регулирующего правоотношения сторон по перевозке, в особенности норм международного права, с другой стороны - сложным финансовым положением сторон, препятствующим разрешению спорных ситуаций в досудебном порядке. Судебная практика показывает, что основная причина возникновения споров данной категории - низкая платежеспособность субъектов хозяйствования. Как явствует из анализа статистических данных, процент удовлетворяемости исков по данной категории дел высокий и составляет 72,7%. Это свидетельствует о том, что в большинстве случаев субъектами хозяйствования заявляются обоснованные исковые требования, а ответчики неправомерно уклоняются от исполнения возложенных на них обязанностей [15, с. 148].

Согласно п.1 ст. 739 ГК Республики Беларусь по договору перевозки груза  перевозчик обязуется доставить  вверенный ему отправителем груз в пункт назначения и выдать его  уполномоченному на получение груза  лицу (получателю), а отправитель  обязуется уплатить за перевозку  груза установленную плату.

Исходя из определения  договора перевозки груза и содержания ГК в целом, определимся, за что отвечает перевозчик, принявший договор к  исполнению:

• ответственность за своевременную  подачу транспорта,

• ответственность за своевременную  доставку груза,

• ответственность за утрату, недостачу и повреждение (порчу) груза.

При разрешении вопроса о  принятии искового заявления к рассмотрению хозяйственные суды исходят из требований, содержащихся в пункте 1 статьи 751 ГК, в силу которых до предъявления к  перевозчику иска, вытекающего из перевозки груза, обязательно предъявление ему претензии в порядке, предусмотренном  законодательством. В претензии  должны быть указаны краткое описание претензии, сумма ущерба, почтовый адрес  заявителя и его банковские реквизиты, дата составления претензии. Претензия  должна быть подписана ее заявителем. К претензии должны быть приложены товарно-транспортная накладная, акт, расчет ущерба и при необходимости – другие документы, необходимые для ее рассмотрения [13, с. 338].

Иск к перевозчику может  быть предъявлен заказчиком в случае полного или частичного отказа перевозчика  удовлетворить претензию либо неполучения  от перевозчика ответа в тридцатидневный  срок. По всем спорам, возникающим при  международной перевозке грузов, истец может обратиться в суд  страны, в которой ответчик зарегистрирован  как субъект предпринимательской  деятельности или в которой груз был принят к перевозке от грузоотправителя. Обращение в другие суды не допускается.

Поэтому если к материалам искового заявления не приложены  доказательства направления претензии  перевозчику, то исковое заявление  в соответствии со статьей 162 Хозяйственного процессуального кодекса Республики Беларусь (далее – ХПК) оставляется  без движения. Конвенцией о договоре международной перевозки грузов (далее –КДПГ) не предусмотрен обязательный порядок предъявления претензии перевозчику. Такие иски принимаются к рассмотрению без соблюдения досудебного претензионного порядка урегулирования спора.

Согласно статье 6 ХПК право  на обращение в хозяйственный  суд в целях защиты государственных  и общественных интересов имеют  прокурор, государственные органы, органы местного управления и самоуправления и иные органы в случаях, предусмотренных  законодательными актами, без соблюдения досудебного (претензионного) порядка  урегулирования спора.

Следует обратить внимание, что пункт 1 статьи 751 ГК содержит отсылочную норму только к порядку предъявления претензии к перевозчику, предусмотренному законодательством, а не к срокам ее предъявления. Таким образом, предъявление претензии по истечении срока, установленного Уставом или Правилами, не является препятствием к принятию хозяйственным  судом искового заявления к рассмотрению по существу. По договорам международной перевозки грузов порядок предъявления претензий регулируется статьей 30 КДПГ и пунктом 375 Правил автомобильной перевозки грузов, утвержденных постановлением Министерства транспорта и коммуникаций от 01.07.2002 г. № 20 (далее - Правил), в силу которых, если при приемке груза от перевозчика у получателя возникают претензии по поводу явно выраженной порчи, повреждения или недостачи груза, то он должен немедленно сделать об этом соответствующую оговорку в товарно–транспортной накладной. Если недостача, порча или повреждение груза имели незаметные внешне потери или повреждения и были обнаружены грузополучателем после принятия груза от перевозчика, то получатель вправе не позднее 7 дней со дня принятия груза, исключая выходные и праздничные дни, предъявить письменную претензию перевозчику. В таком случае считается, что грузополучатель получил груз не в таком состоянии, в котором он был описан в товарно–транспортной накладной. Относительно же международных перевозок установлено п.376 Правил перевозки грузов, что при просрочке в доставке груза грузополучатель может потребовать уплаты возмещения лишь в том случае, если он направил претензию перевозчику в течение двадцати одного дня со дня получения груза в свое распоряжение [18, с. 29].

При автомобильных перевозках грузов согласно пункту 133 Правил срок исковой давности устанавливается  в один год с момента получения  ответа на предъявленную претензию  либо неполучения от перевозчика  ответа в течение тридцати дней, как это установлено пунктом 132 Правил.

При исчислении срока исковой  давности по требованиям, вытекающим из договоров перевозки, на которые  распространяется действие КДПГ, хозяйственные  суды должны руководствоваться пунктом 1 статьи 32 КДПГ, которым установлен годичный срок исковой давности. Однако в случае умышленных неправомерных  действий или такого ненадлежащего  исполнения обязательств, которое согласно закону, применяемому хозяйственным  судом, рассматривающим дело, приравнивается к умышленным неправомерным действиям, – устанавливается в три года. Течение срока исковой давности начинается:

1. в случае частичной  утраты груза, повреждения его  или просрочки в доставке - со  дня сдачи груза;

2. в случае утраты всего  груза - с тридцатого дня по  истечении согласованного срока  доставки или, если таковой  не был согласован, с шестидесятого  дня после принятия груза перевозчиком  к перевозке;

3. во всех прочих случаях  - по истечении трехмесячного  срока со дня заключения договора  перевозки [1, с. 51].

Наличие или отсутствие умышленных неправомерных действий в таких  случаях устанавливается хозяйственным  судом, рассматривающим конкретное дело.

Обстоятельства, которые  могут служить основанием для  имущественной ответственности  при автомобильных перевозках грузов, устанавливаются записями в товарно-транспортных накладных, а при возникновении  разногласий между сторонами  договора – актами установленной  формы согласно Правилам. Как правило, бланки актов должны быть у водителя. Однако если водитель отказывается выдать заказчику чистый бланк акта, то это не лишает его права составить  акт произвольной формы, но с указанием  необходимых данных, предусмотренных  в утвержденной форме бланка акта.

 

3.2 Обстоятельства, освобождающие  перевозчика и грузоотправителя  от ответственности

 

Обстоятельства, освобождающие  перевозчика и грузоотправителя от ответственности за невыполнение обязательств по заявкам (заказам) на перевозку  грузов могут быть разделены на три  группы:

1) действие непреодолимой  силы и военные действия;

2) прекращение или ограничение  перевозки грузов в определенных  направлениях, установленные в порядке,  предусмотренном соответствующим  транспортным уставом или кодексом;

3) иные случаи, предусмотренные  транспортными уставами и кодексами.

Наличие обстоятельств, названных  в первой группе, свидетельствует  о том, что нарушение выполнения заявки (заказа) на перевозку имело  место при таких условиях, которые  исключают ответственность перевозчика  либо грузоотправителя [4, с. 54].

Обстоятельства второй группы возникают в связи с распоряжением  компетентных органов, обязывающих  или управомочивающих перевозчика не подавать под перевозку в соответствии с заявкой (заказом) перевозочные средства, а грузоотправителя не производить погрузку груза в связи с запрещением или ограничением погрузки грузов в определенных направлениях. При подобных обстоятельствах имеет место не нарушение обязательства перевозчиком или грузоотправителем, а освобождение их от обязанности его исполнения.

Обстоятельства третьей  группы возникают в случаях, предусмотренных  конкретно в каждом уставе, кодексе

Рассмотрим названные  группы.

К обстоятельствам первой группы, освобождающим перевозчика  и грузоотправителя от ответственности  за невыполнение принятой заявки на перевозку  грузов на всех видах транспорта, относятся прежде всего непреодолимая сила и военные действия.

Непреодолимая сила является чрезвычайным и непредотвратимым в  конкретных условиях событием. На практике характер непреодолимой силы чаще всего  носят стихийные явления природы (землетрясения, наводнения, пожары). Стихийные  явления освобождают перевозчика  и грузоотправителя от ответственности  и могут быть отнесены к категории  непреодолимой силы, когда они  являются чрезвычайными и непредотвратимыми  именно в данной ситуации.

Однако самого факта наличия  непреодолимой силы еще недостаточно для того, чтобы перевозчик и грузоотправитель могли быть освобождены от ответственности. Они должны доказать не только наличие  непосредственной причинной связи  между событием и утратой или  повреждением груза, но и то, что  ими и их работниками были приняты  все разумные меры к обеспечению  сохранной перевозки [11, с. 63].

Под военными действиями понимаются действия, осуществляемые государством, находящимся в состоянии войны. Военные действия освобождают перевозчика  и грузоотправителя от ответственности  за невыполнение принятых к исполнению заявок (заказов) лишь при наличии  причинной связи между ними и  невозможности выполнить заявку (заказ).

К обстоятельствам второй группы, освобождающим перевозчика  и грузоотправителя от ответственности, относится прекращение или ограничение  перевозки грузов в определенных направлениях. Прекращение или ограничение  перевозки грузов может производиться  только в исключительных случаях  и ограниченным кругом лиц. Как правило, прекращение или ограничение  перевозок грузов бывает связано  с непреодолимой силой, военными действиями, блокадой, эпидемией или  иными обстоятельствами, которые  препятствуют осуществлению перевозок  грузов.

Исходя из всего вышеизложенного, в интересах обеих сторон согласовать  в рамках договора перевозки свое видение понятий "своевременная  подача транспорта" и "невыполнение заказа по вине перевозчика из–за несвоевременной подачи транспорта". Все–таки удобнее оговорить ответственность перевозчика за несвоевременную подачу транспортного средства на бумаге, чем потом доказывать в суде размер понесенных убытков, если перевозчик не признает своей обязанности по их возмещению.

 

3.3Особенности международного  договора перевозки груза

 

При анализе правовой природы  того или иного договора крайне важно  определить основы его обязательности для участников регулируемого правоотношения. Договор международной перевозки  груза имеет в этом смысле следующие  особенности. С одной стороны, в  силу принципа автономии воли только гражданско-правовой договор, заключенный  между перевозчиком и отправителем (грузовладельцем), обладая регулятивным значением, является единственным основанием возникновения обязательств между  грузовладельцем и перевозчиком. Иначе говоря, лишь собственная свободная  воля субъектов, вступающих в договор  перевозки, порождает их права и  обязанности в этом правоотношении [24, с. 82].

Информация о работе Правовая сущность договора перевозки грузов