Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Января 2011 в 11:11, курсовая работа
В период быстрых изменений на рынке, более короткого цикла обращения продукции и услуг, изменчивости потребительского спроса большое значение имеет правильность принятия управленческого решения. Важна фундаментальность базы для принятия стратегических решений и контроль над их выполнением. Проблема выбора поставщика состоит не только в том, что на современном рынке имеется большое количество поставщиков одинаковых материальных ресурсов, когда требуется получить сиюминутную выгоду, но в том, чтобы выбрать поставщика, отвечающего долгосрочным интересам компании и организовать взаимовыгодное долгосрочное сотрудничество.
Введение
Глава1 Проблема выбора поставщика в логистике.
1.1 Процесс подготовки принятия решения
1.2 Выбор поставщика
Глава2 Методы выбора поставщика
1.1 Метод рейтинговых оценок
1.2. Метод оценки затрат
1.3. Метод доминирующих характеристик
1.4. Метод категорий предпочтения.
9.
Кредитоспособность и
10. Репутация и роль в своей отрасли.
11. Имидж.
12. Оформление товара (упаковка).
13. Наличие резервных мощностей у источника поставки. Майклом Р. Линдерсом и Харольдом Е. Фироном предлагается другая шкала критериев (критерии расположены в порядке приоритета).[2]
Указанная шкала критериев используется большинством зарубежных фирм-производителей продукции при выборе (или предварительном отборе) поставщиков материальных ресурсов. Обобщение рассмотренных подходов позволяет выделить главные критерии, на которых рекомендуется строить систему выбора поставщика:
1.
Качество продукции. Относится
к способности поставщика
2.
Надежность поставщика (честность,
отзывчивость, обязательность, заинтересованность
в ведении бизнеса с данной
компанией, финансовая
3.
Цена. В цене должны учитываться
все затраты на закупку
4.
Качество обслуживания. Оценка по
данному критерию требует
5. Условия платежа и возможность внеплановых поставок. Поставщики, предлагающие выгодные условия платежа (например, с возможностью получения отсрочки, кредита) и гарантирующие возможность получения внеплановых поставок, позволяют избежать многих проблем снабжения.
Как
показывает практика, системе установленных
критериев может
Глава2 Методы выбора поставщика.
Процесс закупки представляет собой цепочку взаимосвязанный действий. Начинается он с составления заявок, а заканчивается практическим поступлением требуемых товаров в нужном количестве с соблюдением качества в заданные сроки, а самое главное, что может оказаться лимитирующим фактором, – на приемлемых условиях.
Таким образом, процесс закупки заканчивается выполнением заказа, сделанного на основании имеющихся заявок конкретному поставщику. Поэтому необходимо, чтобы заявки на закупку были своевременно сформулированы, поставщики правильно выбраны, а заказы на поставку и договора с поставщиками правильно и своевременно составлены и оформлены.
Планирование и проведение деятельности по закупке и поставке начинается с выбора соответствующих данной заявке поставщиков. Выявление и изучение источников закупки и поставки не является разовым мероприятием, а должно проводиться систематически, базируясь на различных источниках информации.
Рис. 1. Классификация поставщиков
Таким
образом, разнообразие и большое
число потенциальных
В целом эта проблема может быть подразделена на 3 этапа:
Схематично процесс решения этой проблемы показан на рисунке 2.
Рис.
2. Схема процесса
выбора поставщиков
Как видно из приведенной схемы, завершающим этапом для принятия решения о выборе поставщика является определение их рейтинга и ранжирование. Однако этот процесс является неоднозначным и носит творческий характер.
Во-первых, неоднозначным и субъективным является суждение об удельном весе данного показателя по сравнению с другими показателями, определяющими рейтинг данного поставщика. Например, если все показатели вместе принять за 100%, то сколько из них приходится на качество товара, сколько на возможность внеплановой поставки, сколько на месторасположение поставщика, сколько на значимость поставки именно этого товара для нормального хода производства, сколько на цены, сколько на условия платежа (например, платежи могут осуществляться по факту доставки, либо авансом, либо в рассрочку и т.д.), а сколько – на надежность поставок. Ответы на эти вопросы зависят от конкретных ситуаций и не могут быть общими. Если, например, дефицит этого компонента недопустим по тем или иным причинам (например, по технологическим), то его наличие должно быть обеспечено любой ценой. Следовательно, на первый план выходит надежность поставки, что выражается в отведении на учет этого показателя большой доле из общей величины 100%-й значимости. Наоборот, если можно допустить временное отсутствие этого компонента, то на первый план выходят цены и условия платежа, а значимость надежности поставки снижается.
Таким образом, назначение удельной значимости каждого фактора при расчете рейтинга поставщика для конкретной задачи является творческим и неформализованным актом. Наиболее правильным будет, если эта удельная значимость будет назначена как экспертная оценка в результате проведения независимой экспертизы.
Во-вторых,
сама оценка уровня того или иного
показателя, характерного для данного
поставщика, не может быть рассчитана
формализованным методом и определяется
как экспертная оценка. Обычно для таких
оценок используется балльная шкала.
В формализованном виде рейтинг R поставщика определяется выражением:
R = å Ci Xi,
где N – число показателей оценки рейтинга поставщика;
Xi – удельный вес показателя (выраженный в долях, а не в %);
Ci – балльная оценка величины этого показателя, обеспечиваемая данным поставщиком.
Заметим, что даже при полном доверии к адекватности оценок Ci и Xi ранжирование поставщиков в соответствии с их рейтингами является лишь подсобной информацией для лица или лиц, принимающих решение о выборе поставщиков.
Дело
в том, что по одним показателям
предпочтительнее оказывается один
поставщик, а по другим – другой.
И, хотя относительная значимость этих
показателей первоначально
Традиционные методы поиска, анализа и выбора поставщиков в последнее время дополняется новыми формами и методами.
Коротко
рассмотрим основные методы выбора поставщиков,
наиболее используемые в настоящее время.[4,5]
Этот метод можно считать наиболее распространенным методом выбора поставщика. Выбираются основные критерии выбора поставщика, далее работниками службы закупок или привлеченными экспертами устанавливается их значимость экспертным путем. Например, допустим, что предприятию необходимо закупить товар, причем его дефицит недопустим. Соответственно, на первое место при выборе поставщика будет поставлен критерий надежности поставки. Удельный вес этого критерия будет самым большим.
Критерий выбора |
Удельный вес критерия | Оценка значения критерия по 10-бальной шкале | Произведение
удельного веса критерия на
оценку. |
1. Надежность поставки | 0,30 | 7 | 2,1 |
2. Цена | 0,25 | 6 | 1,5 |
3. Качество товара | 0,15 | 8 | 1,2 |
4. Условия платежа | 0,15 | 4 | 0,6 |
5. Возможность внеплановых поставок | 0,10 | 7 | 0,7 |
6.
Финансовое состояние |
0,05 | 4 | 0,2 |
ИТОГО: | 1 | 6,3 |
Высчитывается
значение рейтинга по каждому критерию
путем произведения удельного веса
критерия на его экспертную балльную оценку
(например, по 10-бальной системе) для данного
поставщика. Далее суммируют полученные
значения рейтинга по всем критериям и
получают итоговый рейтинг для конкретного
поставщика. Сравнивая полученные значения
рейтинга для разных поставщиков, определяют
наилучшего партнера. Если рейтинговая
оценка дает одинаковые результаты для
двух и более поставщиков по основным
критериям, то процедуру повторяют с использованием
дополнительных критериев. Но нужно учитывать,
что при обращении к потенциальным поставщикам
трудно, а иногда практически невозможно,
получить объективные данные, необходимые
для работы экспертов.[4,5]
1.2.
Метод оценки затрат
Этот метод иногда называют затратно-коэффициентным методом или «методом миссий». Он заключается в том, что весь исследуемый процесс снабжения делится на несколько возможных вариантов (миссий), и для каждого тщательно рассчитываются все расходы и доходы. В результате получают данные для сравнения и выбора вариантов решений (миссий). Для каждого поставщика рассчитываются все возможные издержки и доходы (при этом учитываются логистические риски). Затем из набора вариантов (миссий) выбирается наиболее выгодный (по критерию общей прибыли).
По существу это – разновидность метода ранжирования (критериев) по стоимости. Метод интересен с точки зрения стоимостной оценки и позволяет определять «стоимость» выбора поставщика. Недостаток метода состоит в том, что он требует большого объема информации и анализа большого объема информации по каждому поставщику.
В качестве примера можно привести перечень логистических издержек, связанных с закупкой конкретного товара:
Все
эти элементы затрат необходимо учитывать,
оценивагь и контролировать.[4,
1.3.
Метод доминирующих
характеристик
Метод
состоит в сосредоточении на одном
выбранном параметре (критерии). Этот параметр
может быть: наиболее низкой ценой, наилучшим
качеством, графиком поставок, внушающим
наибольшее доверие, и т.п. Преимущество
этого метода – в простоте, а недостаток
– в игнорировании остальных факторов
- критериев отбора. [4,5]
1.4.
Метод категорий
предпочтения
В
этом случае оценка поставщика, в том
числе и выбор способа его
оценки, зависит от информации, стекающейся
из многих подразделений фирмы. Инженерные
службы дают свою оценку способности
поставщика производить
Информация о работе Проблема выбора поставщика в управлении закупками материальных ресурсов