Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Февраля 2013 в 07:03, реферат
В настоящее время ситуация на отечественном рынке ВЭД характеризуется большой степенью неопределенности. Практически одновременный запуск нескольких масштабных национальных и наднациональных реинжениринговых проектов, затрагивающих основополагающие процессы отечественной логистики ВЭД, привел к многочисленным системным сбоям в работе федеральных органов исполнительной власти, курирующих ВЭД, и в первую очередь, в работе российской таможенной службы.
На вопросах электронного декларирования и «интернет» декларирования внешнеторговых отправок следует остановиться отдельно. Во первых, такое разделение процесса (а именно так оно звучит в позиции ФТС России) достаточно спорно. Декларирование уже в прошлом веке было электронным. Электронные форматы ГТД были внедрены ГТК России еще в девяностых годах прошлого столетия. Использование в качестве носителя дискеты или иных электронных средств никак не меняет сути самого процесса, особенно, если не отменяет необходимости наличия бумажных носителей, не охватывает всех компонент таможенного оформления и таможенного контроля, и не связано с процессами предварительного информирования и постконтроля (что характерно для сегодняшней ситуации). Именно с учетом и интеграцией всех вышеперечисленных аспектов требуется доработка механизмов электронного взаимодействия в приемлемой для рынка ВЭД идеологии. Это требует инновационных подходов, времени и кропотливой системной работы.
Следует отметить безусловную
перспективность реализованной
в ФТС России процедуры представления
сведений через Интернет, введенной
в 2008 году приказом №52 и дающую возможность
взаимодействия с таможенной службой
из любой точки мира. Также необходимо
отметить, как перспективный момент,
создание в ФТС России автоматизированной
системы внешнего доступа (АСВД) и
электронных форматов документов, необходимых
для таможенного оформления и
таможенного контроля, дающих возможность
практической реализации национальной
информационной среды ВЭД. В качестве
варианта, можно рассмотреть возможность
создания такой среды, включающей библиотеки
национальных информационных стандартов,
процедур и регламентов информационного
взаимодействия, форматов передаваемых
документов и структуру составляющих
их данных на основе, разрабатываемой
в настоящее время под эгидой
Минтранса России автоматизированной
системы управления транспортным комплексом
РФ (АСУ ТК РФ). Эта информационная
среда может лежать в основе перспективной
автоматизированной системы внешней
и взаимной торговли (АСВВТ) стран
Таможенного союза, а также иных
национальных и наднациональных
автоматизированных систем обеспечения
логистики внешнеэкономической
деятельности. В их числе могут
быть и модернизируемая единая автоматизированная
информационная система (ЕАИС) ФТС России
и разрабатываемая
В целях оказания достоверных и качественных информационно-логистических услуг всем без исключения участникам транспортного процесса ВЭД, включая и государственные контролирующие органы, всеми имеющимися и перспективными АСУ сегментов ВЭД, необходимо создать цельную, взаимоувязанную и непротиворечивую модель сведений, необходимых и достаточных для прохождения каждого этапа ВЭД, включая процессы таможенного оформления и таможенного контроля. Эта модель должна также охватывать и все финансовые потоки, сопровождающие внешнеэкономическую сделку и ее транспортно-логистические процессы.
На современном этапе
развития мировой экономики
Развитие интернет-коммерции, появление на ее основе системного аутсорсинга логистики добавленной стоимости, позволяющей снижать общие издержки и повышать качество обслуживания за счет создания единой информационной среды и организации сервисного взаимодействия по принципу «одного окна», выявили новую перспективную тенденцию развития логистических операторов. Это тенденция - появление на внешнеэкономическом рынке информационно-логистических операторов или информационно-логистических операторских центров (далее – операторский центр). Операторский центр, представляет собой сервисную компанию, выполняющую на основе аутсорсинга комплексные услуги по управления интегрированными процессами в цепях поставок ВЭД, без использования физических механизмов управления материальными и иными логистическими потоками. Функционал информационно-логистического оператора предполагает использование «виртуальной коммерции», реализации комплексных услуг по управлению логистическими процессами на основе единого информационно-технологического пространства. Деятельность информационно-логистических операторов на настоящий момент никак не регламентируется. Это в равной мере относится и к отечественному и к мировому логистическому рынку. Современная тенденция глобализации и монополизации транспортно-экспедиторского рынка, по сути, является помехой к быстрому развитию интеграции услуг внешнеторговой логистики. Транснациональные операторы не заинтересованы в разрушении, с таким трудом построенной ими, собственной сервисной сети и развиваются, как правило, не за счет интеграции услуг эффективно работающих логистических субъектов, а на основе использования собственных сервисов и ресурсов, поглощая этих субъектов и монополизируя рынок.
Именно неразвитость отечественных механизмов транспортно-экспедиторских сервисов и отсутствие регламентации деятельности информационно-логистических операторов может дать правильный импульс развитию национальной логистике ВЭД. Имеется уникальная возможность перейти через эволюционный порядок развития логистического аутсорсинга и реализовать на практике механизмы виртуального управления цепочками поставок, управление комплексами транспортно-логистических услуг. Эта реализация должна опираться на инновационные компоненты глобальных информационных технологий и четко прописанные корпоративные стандарты. Именно корпоративные стандарты являются основной компонентой работы информационно-логистического операторского центра.
Первые практические механизмы реализации таких операторских центров появились на рынке ВЭД в целях предоставления услуг субъектам рынка по информационному взаимодействию с таможенными органами и снижения логистических издержек, связанных с процессами таможенного оформления.
Перспективная информационная система таможенной службы должна оперировать с полным объемом данных о товарах и транспортных средствах, находящихся во внешнеторговом обороте. В этом ключе становится понятной необходимость наличия операторских центров. Очевидно, что многие участники ВЭД, задействованные в технологических инновациях по предварительному электронному таможенному оформлению с таможенными органами, не всегда в состоянии нести большие расходы по разработке программно-аппаратных комплексов, в должной мере поддерживающих электронный обмен данными. В этом случае, совершенно логичным становится появление на «околотаможенном» рынке компаний, нейтральных к нему, имеющих соответствующее техническое оснащение, согласованное с таможенными органами программное обеспечение и осуществляющих электронный обмен данными с ними, в интересах и по технологиям своих клиентов – участников ВЭД. Базовые системы таких инфокоммуникационных компаний – «операторов» должны быть построены по идеологии систем коллективного пользования и иметь соответствующие юридические, технологические и технические атрибуты. Именно нейтральность и высокая информационная оснащенность должны быть основными характеристиками оператора. Никогда нельзя допускать ситуации, когда операторской деятельностью будет заниматься компания явно аффилированная с рынком «околотаможенных» услуг и не имеющая соответствующего организационного, технологического и технического обеспечения. На основе корпоративных стандартов операторский центр должен обеспечивать интеграцию всех субъектов логистических цепей ВЭД, организовывать сбор и консолидацию необходимой информации, передачу от их имени и по их поручению этой информации в таможенные органы. Именно в развитии системы национальных информационно-логистических операторов видится главная инновационная стратегия модернизации информационного обеспечения рынка ВЭД.
Несмотря на то, что операторский
центр, как компонента информационного
обмена между участниками ВЭД
и таможенными органами, впервые
появился именно в нормативных документах
российской таможенной службы, последующие
реформы практически уничтожили
его идеологию. Стали появляться
идеи об обязательности ответственности
оператора не за достоверность передачи
информации, полученной от его клиентов,
а за достоверность самой
Безусловно, технологии и организационные компоненты информационно-логистических операторов, реализующих свои услуги на рынке ВЭД, заслуживают самого пристального внимания, изучения и развития. Эти компоненты могут быть не только ядром интеграционных технологий, объединяющих информацию всех субъектов логистических цепочек ВЭД, но и служить основой организации единой информационной среды автоматизированных систем федеральных органов и наднациональных объединений.
Таможенные аспекты в Логистике при транспортировке
1. Основные виды логистики.
Логистику принято разделять, в основном, на закупочную, производственную, распределительную, транспортную и информационную. Иногда выделяют отдельно складскую логистику (логистику складирования), однако ее вполне можно рассматривать как составную часть закупочной, производственной, распределительной и транспортной логистики. Остановимся на кратком описании основных функциональных областей логистики.
Закупочная логистика: назначение закупочной логистики состоит в снабжении, обеспечении компании, предприятия товарами, материалами, сырьем, комплектующими, полуфабрикатами и т.п.; в хранении товаров; в управлении складскими запасами в зависимости от объема продаж, планируемого графика производства товара; в анализе и контроле товарных запасов; организации заказа товаров; определении оптимального размера заказа; поиске и выборе поставщиков и т.д.
Производственная логистика:
производственная логистика обеспечивает
непрерывную загрузку производства
сырьем, материалами, комплектующими и
их хранение; оптимизацию
Транспортная логистика: основной задачей является обеспечение транспортировки товаров; минимизация транспортных затрат; нахождение оптимальных маршрутов по доставке; создание логистических схем, поиск и выбор перевозчиков, экспедиторов; планирование доставки; участие в части логистики в предконтрактной работе и при заключении контрактов купли-продажи; прохождение таможенных формальностей в стране, отправления, назначения и при транзите через третьи страны; обеспечение единой контролируемой схемы доставки при различных перевозчиках и видах транспорта при смешанных (интермодальных) перевозках; консолидация (объединение) грузов в процессе доставки; хранение на транзитных складах и складах временного хранения; согласование отгрузочных инструкций с отправителем и получателем и т.д.
Информационная логистика: целью информационной логистики является управление информационными потоками, взаимосвязанными с материальными и финансовыми потоками; внедрение новейших информационных технологий, интегрированных информационных систем автоматизации в логистические процессы; использование их в закупочной, производственной, распределительной и транспортной логистике; создание систем планирования, учета и управления, систем мониторинга (отслеживания), позволяющих информировать клиентов о текущем статусе доставки, местонахождении товара в режиме реального времени и т.д.
Сравнительные логистические характеристики различных видов транспорта