Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Сентября 2012 в 10:34, курсовая работа
Электроэнергетика наряду с другими отраслями народного хозяйства рассматривается, как часть единой народно-хозяйственной экономической системы. В настоящее время без электрической энергии наша жизнь немыслима. Электроэнергетика вторглась во все сферы деятельности человека: промышленность и сельское хозяйства, наука и космос
Введение стр.3
1. Рынок электроэнергии и его характеристика
1.1. Специфика электроэнергии как товара стр.4
1.2. Спрос и предложение стр.5
1.3. Ценообразование (тарифы) на электроэнергию стр.7
1.4. Конъюнктура стр.10
2. Развитие рынка электроэнергии и роль государственного
регулирования
2.1.Основные этапы развития рынка электроэнергии стр.11
2.2.Недостатки и достоинства регулирования стр.15
2.3.Основные формы государственного управления
электроэнергетикой стр.17
2.4.Формы конкуренции и структура отрасли стр.19
2.5.Основные проблемы перехода к конкуренции стр.22
3. Оптовый и розничный рынки электроэнергии:
3.1.Структура дерегулируемого рынка электроэнергии стр.25
3.2.Оптовый рынок электроэнергии и мощность стр.27
3.3.Розничный рынок электроэнергии стр.30
3.4.Механизм трансляции цен оптового рынка на
розничный рынок электроэнергии стр.32
4. Правительственные меры по развитию рынка электроэнергии стр.34
5. Основные используемые термины на рынке электроэнергии стр.37
Заключение стр.38
Список используемой литературы стр.39
установление общеобязательных правил, связанных с производством, передачей, распределением и потреблением электрической и тепловой энергии, а также надежностью и безопасностью строительства электроэнергетических установок и их эксплуатации.
Структура государственного управления электроэнергетикой в разных странах отличается большим разнообразием входящих в нее органов управления. Однако в случае дерегулирования, ввиду важных экономических и социальных последствий реформ в электроэнергетике, необходим, представляется иметь в их составе независимый орган, ответственный за проведение реформ и нормальное функционирование рынка.
Неслучайно в большинстве стран, осуществивших дерегулирование электроэнергетики, было признано необходимым, руководство реформами и надзор за функционированием рынка поручить независимым агентствам. Сфера деятельности этих агентств и их функции в разных странах определены по-разному, но их объединяет то, что они независимы настолько, насколько может быть независимым орган государственного управления.
Независимость создает условия для принятия агентствами решений, направленных, прежде всего, на повышение зффективности и развитие рынка, исходя не из интересов отдельных участников или их групп, а их интересов отрасли и экономики в целом.
2.4 Формы конкуренции и структура отрасли
Любая энергосистема, независимо от того, работает она в условиях монопольного или либерализованного рынка, имеет технологическую структуру, показанную на рис.4
Рис.4 Технологическая структура энергосистемы и границы оптового и розничного рынков
На рис.4. также показаны технологические границы оптового и розничного рынков электроэнергии, которые соответствуют следующему их пониманию:
• на оптовом рынке крупные электростанции и импортеры продают электроэнергию оптовым покупателям - энергоснабжающим организациям (розничным поставщикам) и крупным конечным потребителям, а поставка им электроэнергии осуществляется преимущественно по электрическим сетям высокого напряжения (передающим сетям);
• на розничном рынке энергоснабжающие организации и региональные электростанции продают электроэнергию розничным покупателям (средним и мелким конечным потребителям), а поставка им электроэнергии осуществляется по сетям среднего и низкого напряжения (распределительным сетям).
Переход от монопольного рынка, когда одна вертикально - интегрированная компания (ВИК) монопольно осуществляет производство, передачу, распределение и поставку электроэнергии, к конкурентному рынку, может быть осуществлен различными путями и в различных вариантах. При этом напомним, что конкуренцию на рынке электроэнергии можно организовать в сферах производства и поставки электроэнергии, а сферы ее передачи и распределения в любом случае должны оставаться монопольными и регулироваться государством.
Кроме того, переход к конкуренции возможно осуществить поэтапно –в начале на оптовом рынке, а затем и на розничном.
С учетом сказанного, конкуренция на рынке электроэнергии в пределах электрических сетей какой-либо ВИК может быть организована в следующих основных формах, приведенных в порядке возрастания уровня конкуренции:
1) конкуренция между независимыми производителями электроэнергии (НПЭ) за право ее продажи существующей монопольной вертикально интегрированной компании (ВИК);
2) конкуренция между НПЭ (или любыми третьими лицами) и ВИК за право поставки электроэнергии энергоснабжающим компаниям и крупным потребителям. НПЭ (любые третьи лица) имеют свободный (или открытый) доступ к передающим сетям ВИК;
3)все электростанции ВИК становятся независимыми производителями электроэнергии и конкурируют с другими НПЭ за право продажи электроэнергии единому покупателю - специальному закупочному агентству (СЗА). Доступ к передающим сетям свободный.
4) конкурентный оптовый рынок;
5) конкурентные оптовый и розничный рынки.
В случаях 1) и 2) реструктуризация отрасли не требуется - она продолжает оставаться вертикально - интегрированной. В случае 3) необходима реструктуризация отрасли путем вывода производителей электроэнергии из состава ВИК. Во всех этих трех случаях рынок работает в условиях неполной (или ограниченной) конкуренции.
В двух остальных случаях, предусматривающих полную конкуренцию, необходима полная реструктуризация отрасли путем дезинтеграции монополиста на отдельные компании по производству, передаче и распределению электроэнергии.
В связи со сказанным, в электроэнергетике возможны 4 основные модели структуризации отрасли:
• Модель 1 - отрасль представляет собой вертикально - интегрированную структуру (ВИК), которая, при необходимости, закупает электроэнергию у НПЭ или (и) конкурирует с ними за право поставки электроэнергии.
Разновидностью этой модели является такая структура отрасли, при которой одна компания монопольно осуществляет производство электроэнергии и ее передачу по высоковольтным электрическим сетям, а другие компании, которым принадлежат сети среднего и низкого напряжения, монопольно поставляют ее всем потребителям на обслуживаемой ими территории. При этом эти распределительные компании могут покупать электроэнергию только у единственной компании по производству и передаче электроэнергии.
• Модель 2 - все электростанции отрасли являются независимыми производителями и конкурируют между собой и другими НПЭ за право продажи электроэнергии единому покупателю - специальному закупочному агентству. Единый покупатель является монополистом по покупке и поставке электроэнергии всем потребителям.
• Модель 3 - все электростанции отрасли являются независимыми производителями и конкурируют между собой и другими НПЭ за право продажи электроэнергии оптовым покупателям - энергоснабжающим компаниям и крупным потребителям.
Энергоснабжающие компании являются монополистами по поставке электроэнергии «своим» розничным потребителям - у последних нет права выбора другого поставщика.
Эта модель предполагает свободный доступ к передающим сетям, конкуренцию на оптовом рынке и отсутствие ее на розничном рынке.
• Модель 4 - все электростанции отрасли являются независимыми производителями и конкурируют между собой и другими НПЭ за право продажи электроэнергии любым покупателям, как на оптовом рынке, так и на розничном рынках. Другими словами, всем потребителям предоставляется свобода выбора своих поставщиков и наоборот.
Эта модель предполагает свободный доступ как к передающим, так и к распределительным сетям и конкуренцию на оптовом и розничном уровнях.
2.5. Основные проблемы перехода к конкуренции
При переходе от регулирования к конкуренции возникает ряд проблем, рассматриваемых ниже.
Во-первых, в вертикально-интегрированной энергосистеме, монопольно осуществляющей производство, передачу, распределение и поставку электроэнергии, режимы нагрузок электростанций в объеме, необходимом для удовлетворения спроса, рассчитываются и задаются централизованной диспетчерской службой с учетом допустимой пропускной способности линии электропередач и обеспечения необходимых резервов мощности. Такой централизованный подход позволяет относительно просто обеспечивать требуемые устойчивость энергосистемы и качество электроэнергии, а также оптимизировать режимы электростанций путем, например, наивыгоднейшего распределения нагрузки.
Дерегулирование рынка электроэнергии предпологает, что режимы поставки и потребления определяются рынком, а не диспетчером, и что любой поставщик должен иметь свободный и недискриминационный доступ к передающим сетям. При этом, очевидно, могут возникать ситуации, когда исполнение этих режимов поставки и потребление привело бы к перегрузке отдельных линий электропередач и соответственно, к снижению надежности и качества электроснабжения и/или даже потере устойчивости энергосистемы.
В связи с этим возникают следующие вопросы, связанные с реализацией права участников на свободный и недискриминационный доступ к передающим сетям, с одной стороны, и с недопущением перегрузки линий электропередач, с другой, а именно:
- необходимость адаптации существующего порядка планирования и контроля поставок электроэнергии к рыночным условиям. Для этого требуется организовать своевременный сбор информации о планируемых участниками рынка поставках электроэнергии и проверка возможных этих поставок с точки зрения допустимой пропускной способности электрических сетей и сбалансированности режимов поставки/потребления в целом по энергосистеме.
Возможные по условиям пропускной способности и сбалансированности планируемые поставки участников рынка должна быть включены в суточный участниками рынка (далее – суточный график). Суточный график направляется участникам рынка для исполнения и используется для контроля соблюдения предусмотренных в нем режимов:
- разработка рыночных методов управления возможными перегрузками в электрических сетях. В случае необходимости ограничения каких-либо поставок по соображениям возможной перегрузки отдельных линий электропередач их пропускная способность должна быть распределена на справедливой основе между заинтересованными участниками рынка. Наиболее эффективно это можно сделать, создав в том или ином виде рынок прав на пропускную способность линий электропередачи, подверженных перегрузкам.
Во-вторых, в условиях вертикально-интегрированной отрасли поддержание (регулирование) баланса активной мощности осуществляется за счет соответствующего регулирования мощности входящих в состав компании электростанций и ввода, при необходимости, оперативных резервов мощности.
В условиях либерализованного рынка, когда электростанции, как правило, юридически и хозяйственно самостоятельны, участие производителей в таком регулировании, сопряженном с изменением выработки электроэнергии, возможно только при их финансовой заинтересованности в этом. Другими словами, должен быть организован специальный рынок, на котором производители могли бы предлагать Системному оператору свои резервы мощности для централизованного их использования в целях регулирования баланса активной мощности в энергосистеме.
С другой стороны, в целях уменьшения величин возможных дисбалансов и объема необходимых оперативных резервов мощности должны быть созданы стимулы для соблюдения участниками рынка предусмотренных суточным графиком режимов. Для этого должны быть организованы централизованное выявление и коммерческое урегулирование дисбалансов на принципах, содержавших необходимые экономические стимулы. Но поскольку спрос и предложения на электроэнергию и, соответственно, ее рыночная цена могут меняться от часа к часу, то для выявления и урегулирования дисбалансов требуется почасовой учет объемов.
В связи с вышесказанным возникает необходимость в балансирующем механизме, состоящем из регулирующего рынка и системы выявления и урегулирования почасовых дисбалансов, основанные на рыночных подходах.
В-третьих, электроэнергия, поставляемая и потребляемая участниками рынка, является обезличенной и ее невозможно идентифицировать. В связи с этим возникает вопрос организации централизованной системы учета и взаиморасчетов за электроэнергию.
В-четвертых, такие необходимые для устойчивого функционирования энергосистемы услуги, как регулирования частоты и напряжения и резервирования мощности электростанций, могут предоставляться только отдельными участниками рынка. Эти вспомогательные услуги отдельных участников рынка должны централизованно закупаться для оказания всем участникам рынка системных услуг по обеспечению устойчивости энергосистемы. Поэтому возникает вопрос организации рынков вспомогательных и системных услуг.
В-пятых, необходимо организовать обеспечение участников рынка своевременной и объективной рыночной информацией, необходимой им для принятия адекватных и своевременных решений.
В-шестых, при любом из рассматриваемых выше вариантов перехода к конкуренции на оптовом рынке электроэнергии появляются независимые участники рынка, и возникает необходимость установления правил, определяющих их права и обязанности. Прежде всего, такие правила нужны в связи с такими особенностями рынка электроэнергии, как:
- необходимость предоставления участникам рынка равного и недискриминационного доступа к электрическим сетям для передачи проданной и/или купленной ими электроэнергии;
- неизбежность отклонения фактических режимов поставки и потребления электроэнергии от их контрактных величин, в связи, с чем необходимые меры по поддержанию баланса в энергосистеме, а также выявлению и урегулированию дисбалансов.
Другими словами, для того, чтобы осуществлять торговлю на либерализованном рынке электроэнергии, нужно установить ряд правил, которые, в свою очередь, можно разбить на правила доступа на рынок и правила проведения на рынке.
Информация о работе Рынок электроэнергии и его развитие в Российской Федерации