Рынок электроэнергии и его развитие в Российской Федерации

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Сентября 2012 в 10:34, курсовая работа

Краткое описание

Электроэнергетика наряду с другими отраслями народного хозяйства рассматривается, как часть единой народно-хозяйственной экономической системы. В настоящее время без электрической энергии наша жизнь немыслима. Электроэнергетика вторглась во все сферы деятельности человека: промышленность и сельское хозяйства, наука и космос

Содержание

Введение стр.3
1. Рынок электроэнергии и его характеристика
1.1. Специфика электроэнергии как товара стр.4
1.2. Спрос и предложение стр.5
1.3. Ценообразование (тарифы) на электроэнергию стр.7
1.4. Конъюнктура стр.10
2. Развитие рынка электроэнергии и роль государственного
регулирования
2.1.Основные этапы развития рынка электроэнергии стр.11
2.2.Недостатки и достоинства регулирования стр.15
2.3.Основные формы государственного управления
электроэнергетикой стр.17
2.4.Формы конкуренции и структура отрасли стр.19
2.5.Основные проблемы перехода к конкуренции стр.22
3. Оптовый и розничный рынки электроэнергии:
3.1.Структура дерегулируемого рынка электроэнергии стр.25
3.2.Оптовый рынок электроэнергии и мощность стр.27
3.3.Розничный рынок электроэнергии стр.30
3.4.Механизм трансляции цен оптового рынка на
розничный рынок электроэнергии стр.32
4. Правительственные меры по развитию рынка электроэнергии стр.34
5. Основные используемые термины на рынке электроэнергии стр.37
Заключение стр.38
Список используемой литературы стр.39

Вложенные файлы: 1 файл

Курсовая 1.doc

— 440.50 Кб (Скачать файл)

       Правила доступа на рынок определяют условия получения права работать на этом рынке. К ним, прежде всего, относятся такие условия, как:

       - лицензирование тех или иных видов деятельности;

       - условия физического подключения к электрическим сетям;

       - условия оплаты услуг энергопередающих организаций по передаче электроэнергии.

       Правила поведения на рынке регулируют повседневную деятельность участников рынка, которая имеет два аспекта – техническую (операционную) и торговую. В связи, с чем эти правила должны состоять из двух частей:

       - операционных правил;

       - правил торговли, включая вопросы регулирования отношений, как между участниками рынка, так и между ними и органом (органами) управления рынком.

       В совокупности, правила доступа на рынок и правила поведения определяют форму (модель) организации торговли электроэнергией.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

3.  Оптовый и розничный рынки электроэнергии

 

3. 1. Структура дерегулируемого рынка электроэнергии

 

       При вертикально – интегрированной структуре отрасли одна компания монопольно осуществляет производство, передачу, распределение и поставку электроэнергии, обеспечивает надёжность энергосистемы, управление перегрузками, а также необходимое качество электроэнергии. Но, несмотря на разнообразный характер деятельности ВИК, конечным продуктом её деятельности, подлежащим продаже, является только электроэнергия, доставленная потребителю, а все другие продукты её деятельности потребляются внутри компании.

       При переходе к дерегулированному рынку, предусматривающему конкуренцию в сферах производства и поставки электроэнергии, возникает новая картина. Дезинтеграция прежде единой компании означает появление достаточно большого числа независимых рыночны х игроков, торгующих электроэнергией на оптовом и розничном рынках, а также означает необходимость организации ряда субрынков и решения проблем перехода от монопольного рынка к конкурентному.

       Из анализа этих проблем вытекает, что на конкурентном рынке электроэнергии предмет купли – продажи являются:

       - электроэнергия;

       - права на передачу электроэнергии по ЛЭП (или маршрутам передачи), подверженным перегрузкам;

       - центролизованные услуги Системного оператора всем участникам рынка по балансированию энергосистемы и обеспечению безопасности и надежности её функционирования (системные услуги);

       - услуги отдельных участников рынка Системному оператору, необходимых ему для выполнения своих функций (вспомогательные услуги);

       - информационные и другие услуги.

       Рынок электроэнергии состоит из двух уровней – оптового  и розничного

рынков. Наиболее важным из них является оптовый рынок, т. к. на нем в основном формируется конкурентная цена на электроэнергию, и только на нем централизованно осуществляются балансирование энергосистемы, управление перегрузками и оказание системных и вспомогательных услуг.

       Оптовый рынок является более сложным и с точки зрения его организации, т. к. возможные методы и формы оптовой торговли электроэнергией и управления рынком являются более разнообразными, что, в свою очередь, предопределяет и более сложную его структуру.

       Таким образом, переход от монополии к конкурентному рынку электроэнергии означает более сложную структуру рынка и более сложные отношения между его участниками. Такой переход требует организации вместо единого монопольного рынка целого ряда новых рынков по торговле электроэнергией, а также новых подходов в вопросах взаиморасчетов, тарифов на передачу, управления перегрузками, балансирования энергосистемы и обеспечения качества электроэнергии и надёжности энергосистемы.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

3.2. Оптовый рынок электроэнергии и мощности

 

 

                            

Рис.5 Развитие рынка электроэнергии и мощности

 

      Вехой в реформировании и развитии электроэнергетики стало вступление в силу Постановления Правительства РФ N 529 от 31. 08. 2006г. ” О совершенствовании порядка функционирования оптового  рынка электрической энергии (мощности)”, который коренным образом изменило работу электроэнергетики всей страны (Рис 5).

       Новые правила оптового рынка предусматривают постепенный переход от государственного регулирования тарифов на электроэнергию к рыночным ценам, определяемым на основе баланса спроса и предложения на электроэнергию.

       Электроэнергия, приобретаемая на оптовом рынке, реализуется в дальнейшем потребителями розничного рынка, где также вводится разделение объёмов потребления электроэнергии (кроме потребления населением) на объёмы, продаваемые по регулированным тарифам и по рыночным ценам. Тарифы для населения по–прежнему останутся под контролем государства.

       Динамика либерализации оптового рынка электроэнергии должна соответствовать динамике либерализации розничных рынков электроэнергии. В соответствии с постановлением Правительства РФ от 7.04.2007.дважды в год с 1 января и с 1 июля – предусматривается поэтапное увеличение доли электроэнергии, реализуемой по свободной цене:

-         5% - c 1. 01.  2007г.

-         10% - с 1. 07.2007г.

-         15% - c 1. 01.2008г.

-         25% - с 1.07. 2008г.

-         30% - с 1. 01.2009г.

-         50% - с 1. 07.2009г.

-         60% - с 1.01.2010г.

-         80% - c 1.07.2010г.

-         100%- с 1.01.2011г.

 

       В настоящее время торговля электроэнергией на оптовом рынке ведется в трех секторах:

       - по регулируемым двусторонним договорам;

       - на рынке “на сутки вперёд”;

       - на балансирующем рынке.

       При торговле по регулируемым договорам цены на электроэнергию устанавливаются Федеральной службой по тарифам. В секторе рынка “на сутки вперёд” действует механизм конкурентного ценообразования на электроэнергию – аукцион ценовых заявок покупателей и продавцов электроэнергии, который проводится ежедневно за сутки до реального времени поставки и одновременно на каждый час суток. По результатам аукциона формируются сбалансированные плановые почасовые объёмы потребления и производства, определяются равновесные цены на каждый час суток с учетом системных ограничений и потерь электроэнергии при передаче. А в секторе балансирующего рынка осуществляется покупка – продажа отклонений фактического потребления электроэнергии от планового. По сути, балансирующий рынок – это рынок “реального времени” и площадка, где приходится оплачивать повышенную цену за некачественное планирование энергопотребления и невыполнение планов производства.

       С 1 июля 2008 года постановлением Правительства РФ N 476 “О внесении изменений в некоторые постановления Правительства РФ по вопросам организации конкурентной торговли генерирующей мощностью на оптовом рынке электрической энергии (мощности)” в России был запущен рынок мощности.  Рынок мощности – единственный механизм, позволяющий окупить затраты инвесторов на строительство энергообъектов, а также на поддержку оборудования в состоянии готовности.                                                                                                                                             

       Мощность торгуется в секторе “регулируемых договоров” и на отдельном рынке мощности. Новые правила предусматривают торговлю мощностью по рыночным ценам. Дальнейшее увеличение доли поставок мощности по нерегулируемой цене будет проходить постепенно, и соответствовать темпам либерализации оптового рынка электрической энергии, которые установлены Правительством РФ.

       Конкурентная торговля мощностью обеспечивает наличие необходимой генерирующей мощности с соответствующими параметрами надежности и качества, для покрытия в любое время всего потребления электрической энергии в единой энергетической системе России. Использование механизма торговли мощностью стимулирует генерирующие компании к вводу новых мощностей, позволяет избежать дефицита мощностей в системе, снизить вероятность резких ценовых всплесков на рынке и риски инвесторов в электроэнергетику.

       К настоящему моменту оптовый рынок электроэнергии в России сформирован. Правда, конкурентную среду здесь нельзя назвать полноценной, но основные его элементы присутствуют. Независимые генераторы конкурируют друг с другом за то, чтобы продать больший объём электроэнергии.

      

          

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

3. 3 Розничный рынок электроэнергии

             

 

     

Рис.6 Розничные рынки электроэнергии

 

       1 сентября 2006 года вступило в силу Постановление Правительства РФ от 31. 08. 2006года N 530 ’’Об утверждении Правил функционирования розничных рынков электроэнергии в переходный период реформирования электроэнергетики ’’, которое определило основы функционирования розничного рынка электроэнергии и внесло кардинальные изменения в структуру отношений участников рынка (Рис 6).                                                                                             

       На розничном рынке электроэнергии сегодня наблюдается несколько другая ситуация чем на оптовом рынке электроэнергии. Идет борьба лишь за крупных потребителей, тогда как за мелких, составляющих основную массу участников розничного рынка, сбытовые компании между собой не конкурируют. Причина в том, что фактически различным потребителям очень сложно сменить сбытовую компанию – поставщик. Для крупных промышленных предприятий есть выход – самим стать субъектами оптового рынка и покупать электроэнергию напрямую у генерирующих компаний, без посредников. Однако это сопряжено со значительными расходами, которые не может позволить себе большинство розничных потребителей.

       Отсутствие конкуренции на розничном рынке приводит к тому, что сбытовые компании, приобретая электроэнергию на ОРЭ, не увеличивают интересы конечных потребителей, а потому не слишком заинтересованы в снижении цен. Купив электроэнергию на опте по высокой цене, сбытовики просто транслируют её стоимость потребителю.

       Субъектами розничных рынков являются:

       - Потребитель электроэнергии;

       - Гарантирующий поставщик;

       - Энергосбытовые организации;

       - Энергоснабжающие организации, осуществляющие продажу потреби -телям произведённой или купленной электрической энергии и совмещающие эту деятельность с деятельностью по передаче электрической энергии;

       - Исполнители коммунальных услуг, приобретающие электрическую энергию в целях оказания гражданам коммунальных услуг;

       - Сетевые организации и иные владельцы объектов электросетевого хозяйства;

       - Производители (поставщики) электрической энергии, продажа которой не осуществляется на оптовом рынке;

       - Системный оператор и иные субъекты оперативно – диспетчерского управления в технологически изолированных территориальных электроэнергетических систем.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

3. 4. Механизм трансляции цен оптового рынка на розничный рынок электроэнергии

 

       Принцип трансляции цен является ключевым элементом новой модели функционирования розничных рынков электроэнергии. Он подразумевает, что объём  электроэнергии, купленный поставщиком по нерегулируемым ценам, равен объёму электроэнергии, реализованному по свободным ценам потребителю. Последний узнаёт цену, по которой он приобрёл электроэнергию, по факту своего потребления. Существенно влиять на объёмы собственного энергопотребления он не может, но с точки зрения финансового планирования самое разумное – знать цену заранее, и она не должна изменяться при наступлении срока оплаты.

       Согласно утверждённому Правительством России плану в середине текущего года доля либерализации рынка электроэнергии достигнет 50%. Это означает, что 50% электроэнергии сбытовые компании начнут покупать по нерегулируемым государством и не установленным заранее ценам. Если ничего не поменять, то в 2011 году, когда произойдёт 100% либерализация, цену на оптовом рынке потребители станут узнавать постфактум. Поэтому уже, сегодня следует активизировать строительство конкурентного розничного рынка – когда наступит 2011 год, будет уже поздно что – то предпринимать.

Информация о работе Рынок электроэнергии и его развитие в Российской Федерации