Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Сентября 2012 в 10:34, курсовая работа
Электроэнергетика наряду с другими отраслями народного хозяйства рассматривается, как часть единой народно-хозяйственной экономической системы. В настоящее время без электрической энергии наша жизнь немыслима. Электроэнергетика вторглась во все сферы деятельности человека: промышленность и сельское хозяйства, наука и космос
Введение стр.3
1. Рынок электроэнергии и его характеристика
1.1. Специфика электроэнергии как товара стр.4
1.2. Спрос и предложение стр.5
1.3. Ценообразование (тарифы) на электроэнергию стр.7
1.4. Конъюнктура стр.10
2. Развитие рынка электроэнергии и роль государственного
регулирования
2.1.Основные этапы развития рынка электроэнергии стр.11
2.2.Недостатки и достоинства регулирования стр.15
2.3.Основные формы государственного управления
электроэнергетикой стр.17
2.4.Формы конкуренции и структура отрасли стр.19
2.5.Основные проблемы перехода к конкуренции стр.22
3. Оптовый и розничный рынки электроэнергии:
3.1.Структура дерегулируемого рынка электроэнергии стр.25
3.2.Оптовый рынок электроэнергии и мощность стр.27
3.3.Розничный рынок электроэнергии стр.30
3.4.Механизм трансляции цен оптового рынка на
розничный рынок электроэнергии стр.32
4. Правительственные меры по развитию рынка электроэнергии стр.34
5. Основные используемые термины на рынке электроэнергии стр.37
Заключение стр.38
Список используемой литературы стр.39
Группа потребителей | По апрель 2009 г. | С мая 2009 г. (Постановление Правительства РФ от 10 мая 2009 г. № 411) |
Граждане – потребители и приравненные к ним группы потребителей | в объеме всего фактического потребления | |
Покупатели электрической энергии, имеющие энергопринимающие устройства с присоединенной мощностью свыше 750 кВА | пропорционально объему электрической энергии, потребленной в соответствующем расчетном периоде 2007 года | пропорционально объему фактически потребленной за расчетный период электрической энергии |
Прочие покупатели электрической энергии | пропорционально объему фактически потребленной за расчетный период электрической энергии | |
Для покупателей, осуществляющих расчеты за электрическую энергию (мощность) по двухставочным тарифам, доля поставки мощности, поставляемой по регулируемому тарифу: | определяется от договорного объема мощности 2008 года
| определяется от фактического потребления мощности в текущем расчетном периоде
|
Таблица 1 Поставка электроэнергии (мощности) по регулируемым тарифам
4. Правительственные меры по развитию рынка электроэнергии
1.) Формирование современной нормативно – правовой базы энергосбережения и повышение энергоэффективности Российской экономики.
2.) Стратегические задачи внешней энергетической политики:
отражение национальных интересов России в рамках формируемой системы функционирования мировых энергетических рынков, обеспечивающей их предсказуемость и стабильное развитие
диверсификация экспортных энергетических рынков и товарной структуры экспорта
обеспечение стабильных условий на энергетических рынках, включая безопасность спроса и обоснованные цены на основные продукты российского экспорта
обеспечение эффективной, международной кооперации по рисковым и сложным проектам в России (в т.ч. по шельфовым проектам в арктических условиях)
3.) Цель и принципы государственной энергетической политики:
Цель: максимально эффективное использование природных энергетических ресурсов и всего потенциала энергетического сектора для устойчивого роста экономики, повышения качества жизни населения страны и содействия укреплению ее внешнеэкономических позиций
Принципы:
последовательность действий государства по реализации важнейших стратегических ориентиров развития энергетики;
заинтересованность в создании сильных, устойчиво развивающихся и готовых к конструктивному диалогу с государством энергетических компаний
обоснованность и предсказуемость государственного регулирования, направленного на стимулирование частной предпринимательской инициативы в области реализации целей государственной политики, в том числе в инвестиционной сфере
4.) Электроэнергетика: этапы реализации энергетической политики:
Первый этап
Модернизация тепловых электростанций, работающих на газе по паросиловому циклу, и перевод их на парогазовый цикл работы.
Вывод из эксплуатации «старых» мощностей и низкоэффективного морально устаревшего оборудования
Формирование нормативно-правовой базы для привлечения частных инвестиций в развитие всех видов генерации
Реализация государственной программы строительства АЭС и ГЭС, в т.ч. на условиях частно - государственного партнерства
Завершение процесса управляемой либерализации и создания внутреннего конкурентного рынка электроэнергии и мощности
Второй этап
Масштабное обновление основных производственных фондов
Развитие новой электроэнергетической инфраструктуры в Восточной Сибири и на Дальнем Востоке
Ввод в эксплуатацию новых атомных электростанций
Широкое освоение ВИЭ
Третий этап
Расширенное внедрение технологических инноваций в традиционные сегменты отрасли
Активное развитие неуглеводородной энергетики (атомной, ВИЭ и пр.)
Промышленное освоение в тепловой генерации угольных энергоблоков нового технологического поколения, установок газификации угля и энерготехнологических комплексов
Масштабное развитие получит строительство крупных ГЭС на востоке страны, а также малой атомной энергетики (включая плавучие реакторы, а также модульные ядерные реакторы с газовым охлаждением) для обеспечения потребностей прибрежных районов Крайнего Севера и Дальнего Востока.
5.) Осуществляемые меры по государственной поддержке предприятий ТЭК в условиях кризиса:
Рефинансирование ранее привлеченных для реализации инвестиционных программ займов от международных финансовых институтов при условии, что заемщик удовлетворяет требованиям ФЗ «О дополнительных мерах по поддержке финансовой системы Российской Федерации»
Предоставление государственных гарантий Российской Федерации по кредитам, привлекаемым организациями, отобранными в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, на осуществление основной производственной деятельности и капитальные вложения
Субсидирование процентных ставок по кредитам и займам, привлеченным для финансирования инвестиционных программ предприятий электроэнергетики, нефтегазовой и нефтехимической промышленности, при условии одобрения Правительственной комиссией по вопросам развития топливно-энергетического комплекса и воспроизводства минерально-сырьевой базы
Обеспечение финансирования текущей и инвестиционной деятельности предприятий за счет размещения облигаций среди российских банков
Утверждение Правительственной комиссией по повышению устойчивости развития российской экономики перечня системообразующих предприятий – в том числе в сфере ТЭК. Главной задачей при работе с организациями, включенными в указанный перечень, является поддержание их устойчивости с использованием различных финансовых инструментов, в том числе и кредитных.
5. Основные используемые термины на рынке электроэнергии
Покупатели электрической энергии – потребители, гарантирующие поставщики, энергосбытовые организации, исполнители коммунальных услуг и производители электрической энергии, приобретающие электроэнергию на розничном рынке для собственных нужд и в целях перепродажи (оказание коммунальных услуг), а также сетевые организации, приобретающие электрическую энергию для собственных нужд и для компенсации потерь электроэнергии в принадлежащих им на праве собственности или ином законном основании электрических сетях.
Производитель (поставщик) электроэнергии – собственник или иной законный владелец генерирующих объектов, осуществляющих производство электроэнергии (мощности) с целью её продажи, либо другие юридические лица, являющиеся собственниками электроэнергии (мощности), производимой на генерирующих объектах, или обладающие правом осуществлять её продажу.
Субъекты розничных рынков электроэнергии – участники отношений по производству, передаче, купле – продаже и потреблению электроэнергии на розничных рынках, а также по оказанию услуг, неразрывно связанных с процессом снабжения электрической энергии потребителей.
Точка поставки в розничном рынке электроэнергии – место в электрической сети, находящееся на границе балансовой принадлежности энергопринимающих устройств покупателя (продавца) электроэнергии либо лица, в интересах которого он приобретает (продает) электроэнергию, и являющееся местом исполнения обязательства по поставке электроэнергии и оказанию услуг, используемым для определения объёма взаимных обязательств субъектов розничного рынка по договорам купле – продажи (поставки) электроэнергии, энергоснабжения, оказания услуг по передаче электрической энергии услуг, оказание которых является неотъемлемой частью процесса снабжения электрической энергией потребителей.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Для полноценного развития рыночной экономики в России возникла необходимость реформирования электроэнергетики, что привело к образованию рынка электроэнергии. По своей структуре этот рынок во многом схож с остальными рынками товаров, но присущие специфические особенности электроэнергии, как товара, такие как невозможность накопления и длительного хранения больших объёмов электроэнергии, а так- же то, что вся произведённая на оптовом рынке электроэнергия должна быть в то же время потреблена, привело к образованию сложных взаимоотношений между производителями и оптовыми потребителями электрической энергии на рынке электроэнергии.
Рынки электроэнергии подразделяют на оптовый рынок (мощности) и розничный рынок.
Рынок мощности - это молодой, ещё до конца не сформированный рынок электрической энергии, в его развитии заинтересованы и поставщики и потребители электроэнергии, это важно для всей отрасли. С введением рынка производители с высокой степенью точности могут определить вероятную эффективность работы и оценить возможности каждой станции по отношению к конкурентам уже в новых условиях. Данный фактор крайне важен при дальнейшем формировании и корректировке инвестпрограмм по строительству новых генерирующих мощностей.
Ключевой причиной проблем розничного рынка является отсутствие условий для конкуренции сбытовых компаний. Пока у конечного потребителя, который, как известно, в итоге за всё платит, нет реальной возможности выбора между гарантирующим поставщиком и независимыми сбытовыми компаниями. У ГП не будет стимула к снижению затрат и стоимости кВт*ч. для своих клиентов. В лучшем случае он будет выступать в роли пассивного “транслятора” оптовой цены на розницу, не пытаясь влиять на её снижение, а в худшем – вступать в сговор с производителями электроэнергии или с управляющими компаниями, искусственно завышая стоимость электроэнергии.
Таким образом, если либерализация оптового рынка не будет проходить одновременно с либерализацией розничного рынка, который состоит не только в снятии регулирования цен для потребителей, но и в обеспечении конкурентных условий для сбытовых компаний, мы рискуем не получить ожидаемых эффектов реформирования: создание стимулов к снижению затрат и повышения качества обслуживания.
Электроэнергия является ключевым жизнеобеспечивающим товаром для населения, корме того, от бесперебойной работы отрасли напрямую зависит энергобезопасность страны. Два фактора, которые определяют необходимость регулирования электроэнергетики, даже в условиях кризиса.
Информация о работе Рынок электроэнергии и его развитие в Российской Федерации