Совокупность технических средств и технологических процессов

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Декабря 2012 в 13:29, реферат

Краткое описание

НХЦ – это совокупность технических средств и технологических процессов, обеспечивающих подготовку, хранение и транспортировку скоропортящихся грузов от момента и места их производства до момента и места их потребления.
НХЦ состоит из трех основных групп: стационарных холодильников, транспортных средств и вспомогательных объектов.

Содержание

1. Непрерывная холодильная цепь (НХЦ). Понятие, виды…………….3
2. Современное состояние и пути развития непрерывной холодильной цепи в России……………………………………………………………...6
3. Список литературы……………………………………………………22

Вложенные файлы: 1 файл

Реферат НХЦ.doc

— 109.00 Кб (Скачать файл)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Оглавление

 

1. Непрерывная холодильная цепь (НХЦ). Понятие, виды…………….3

2. Современное состояние и пути развития непрерывной холодильной цепи в России……………………………………………………………...6

3. Список литературы……………………………………………………22

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1. Непрерывная  холодильная цепь (НХЦ). Понятие,  виды.

НХЦ – это совокупность технических средств и технологических  процессов, обеспечивающих подготовку, хранение и транспортировку скоропортящихся  грузов от момента и места их производства до момента и места их потребления.

НХЦ состоит из трех основных групп: стационарных холодильников, транспортных средств и вспомогательных объектов.

Стационарные холодильники бывают:

· производственные –  в них производится холодильная  продукция и начинается НХЦ;

· заготовительные –  в них производится заготовка  и концентрация СПГ и также  может начинаться НХЦ;

· перегрузочные –  производится перегрузка СПГ с одного вида транспорта на другой;

· распределительные  – используются для распределения  грузопотоков;

· реализационные (холодильники магазинов, столовых и др.) – предназначены для передачи потребителю, в них заканчивается НХЦ.

Многие холодильники одновременно выполняют несколько  функций – производственные и  перегрузочные или распределительные  и перегрузочные и др.

Транспортные средства в НХЦ включают в себя различные  виды хладотранспорта – железнодорожный, автомобильный, морской, речной.

К вспомогательным объектам НХЦ относятся объекты, которые  непосредственно не участвуют в  процессе хранения и транспортировки, но без них функционирование НХЦ не осуществляется. Это дезопромывочные станции, пункты экипировки, рефрижераторные депо и др.

Обязательным условием четкого функционирования НХЦ является:

– технологическая и  эксплуатационная непрерывность и  стабильность условий перевозок и хранения грузов;

– объединение районов  производства и потребления скоропортящихся  грузов с целью создания устойчивых грузопотоков;

– обеспечение всего  грузопотока стационарными и  транспортными холодильными емкостями;

– соблюдение сроков доставки скоропортящихся грузов к пунктам назначения и оптимизация затрат на доставку скоропортящихся грузов.

НХЦ представляет собой  совокупность средств холодильной  техники и технологий, а также  организационных мероприятий, обеспечивающих необходимые режимы холодильной обработки и хранения сельхозсырья и продуктов на всем пути их следования от производителя до потребителя. НХЦ включает в себя холодильные системы в местах заготовки сырья, холодильные мощности перерабатывающих предприятий, транспортные рефрижераторы, распределительные охлаждаемые терминалы, торговые холодильники, бытовые холодильные приборы.

Основой построения НХЦ  являются:

- технологические процессы  холодильной обработки, хранения, транспортировки и реализации, отраженные  в единых нормативных документах;

- технические средства, обеспечивающие реализацию технологических  требований и контроль параметров;

- наличие достаточного  количества холодильных ёмкостей  и холодильного транспорта;

- юридические аспекты,  определяющие взаимодействие сторон.

Для НХЦ важным является сбалансированность всех звеньев цепи, устойчивость их функционирования, непрерывность, особенно в местах способность.

В Российской Федерации  температурные режимы холодильной  обработки, хранения и транспортировки  скоропортящихся продуктов регламентируются большим числом документов: ГОСТы, технологические инструкции, правила перевозок. В результате ведомственной разобщённости, приведенные в различных документах параметры для одного вида товара отличаются друг от друга, например: 1) замороженное мясо хранится при температуре, как правило -18 °С, а автомобильным и железнодорожным транспортом перевозится при температуре -12 °С; 2) при перевозке яблок морским транспортом - 0,5-0 °С, железнодорожным и автотранспортом - до +5 °С.

Мировой тенденцией является понижение температуры хранения замороженного мяса до -20-25 °С, что сокращает риск потерь его качества при колебаниях температуры.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2. Современное состояние и пути развития непрерывной холодильной цепи в России

Итак, естественным и искусственным холодом человечество пользуется с древнейших времен для увеличения срока сохранения пищевых продуктов. Источниками его являлись снег, лед, холодная вода. Искусственными холодильными устройствами служили примитивные хранилища в виде ям, погребов, пещер, ледников Над созданием холодильных машин ученые начали работать еще в 17 в. Известны, например, опыты Ломоносова М.В. по охлаждению воды. Но первые холодильные машины появились только в 18 веке. Действие первых холодильников было основано на сжатии парообразных тел, их конденсации и последующем кипении в жидком состоянии. В качестве первых реагентов использовались эфир, спирты, а в 1872 г. была построена первая аммиачная машина.

Это были первые попытки создать  холодильное оборудование. Вместе с тем, с развитием промышленности, торговли и ростом городов все нужнее становились приспособления для хранения скоропортящихся продуктов. С вопросом о хранении скоропортящихся продуктов тесно связан вопрос о скорой их перевозке, причем в транспортных средствах, обеспечивающих исключение порчи этих продуктов. Благодаря искусственному охлаждению при перевозке скоропортящихся продуктов, большие расстояния, игравшие такую решающую роль в их сбыте, как бы исчезли, так как продукты доставлялись свежими через целые континенты и океаны. И Россия, вследствие обширности территории, остро нуждалась в решении сложнейшей проблемы перевозки скоропортящихся продуктов на большие расстояния. Особенно остро этот вопрос встал после окончания в 1898 году строительства Великой сибирской дороги - Транссибирской железнодорожной магистрали - и возросшего потока экспортных поставок сибирского масла. Российской науке и инженерной мысли необходимо было искать способы перевозки скоропортящихся продуктов с сохранением их высокого качества по железной дороге, с наименьшими транспортными издержками и экономически оправданными потерями. В тот период были осуществлены первые попытки использовать холод при транспортировке пищевых продуктов. Так, в 1881 году на стальных магистралях появились два вагона-ледника, переоборудованных в мастерских Московско-Казанской железной дороги из обычных товарных вагонов. А к окончанию строительства Транссибирской магистрали в 1898 году по железным дорогам курсировало уже 50 вагонов-ледников.

Опытные перевозки дали блестящие результаты. Процент порчи различных по своему составу продуктов был, по тем временам, весьма малым. Полученный опыт дал толчок к развитию холодильного дела в нашей стране. Вагоны-ледники строились в различных мастерских при железных дорогах и на заводах в Петербурге, Сормово, Мытищах и других городах.

Холодильники начали строить не только в местах производства сельхозпродуктов и рыболовства, но и в местах их потребления (Санкт-Петербург, Рига, Москва и др.). Значительно расширилось строительство холодильников в рамках реализации столыпинской реформы - в период с 1898 по 1914 годы. В это время были построены холодильники Московско-Казанской железной дороги в Москве емкостью около 1000 тонн единовременного хранения, в Воронеже (емкостью около 1300 тонн) на городских бойнях в Тифлисе (около 2000 тонн) и акционерным обществом "Товарные склады в Санкт-Петербурге". Последний холодильник имел емкость 8000 тонн и был по тем временам самым крупным в Европе. Тем не менее, темпы строительства холодильников в России были значительно менее интенсивными, чем в Европе. Особенно было заметно отставание России в деле создания машин для выработки искусственного холода.

В 1908 году в Париже состоялся 1-й  Международный конгресс по холодильному делу, который следует считать событием первостепенного значения в истории развития холодильного дела (кстати, 1908 год считается и годом создания Международного института холода). В 1908 г. в России был создан комитет по холодильному делу, который являлся полуправительственной, полуобщественной организацией. В сферу деятельности комитетов входило всемерное содействие развитию холодильного дела, изучение и пропаганда знаний в этой области. Он сыграл важную роль в развитии холодильного дела в России тех лет, его достижения признали даже на Западе.

Однако к началу 1917 года, несмотря на усилия ученых, талант инженеров, заметное участие предпринимателей, решить проблему перевозки скоропортящихся продуктов  на большие расстояния в полном объеме России не удалось. По железным дорогам империи при огромных пространствах и товародвижении к этому времени курсировало только 6500 вагонов-ледников. Автомобильного, морского и речного рефрижераторного транспорта Россия в то время не имела. А затем первая мировая война и последовавшие за ней революционные события внесли негативные коррективы в развитие холодильного дела, в исследовательские и практические работы по перевозкам, в разработку усовершенствованного подвижного состава. Многое из уже достигнутого было утеряно.

О полезных свойствах холода и устройствах, его создающих, в СССР вспомнили лишь в 1932 году, когда на фоне голода на Украине и в южных районах страны решили создать стратегические запасы продовольствия, включая замороженную рыбу и мясо. Первые промышленные советские холодильники создавались по подобию дореволюционных, а также брались за основу американские разработки. Однако технический уровень холодильников, как и широта применения находились на низком уровне. Что касается бытовых холодильников (производство на Западе которых уже было вовсю развернуто), их выпуск был запрещен Сталиным И.В. как «буржуазное излишество», тем более промышленность в те годы работала на военные заказы. Да и продуктов у советских граждан было вовсе не так много, что бы их нужно хранить в холодильниках.

Речь об их производстве зашла только после ВОВ. Было решено организовать производство на Московском автомобильном  заводе ЗИС - заводе имени Сталина, на Саратовском авиационном заводе и Муромском заводе Горьковской  области. Конечно, все было далеко не так просто. Производство холодильников в 1949 году поручили сонму министерств и ведомств, каждое из которых решило производить собственную модель. На все модели устанавливались совершенно одинаковые компрессоры, так что даже у маленьких аппаратов объемом 70 л был громоздкий компрессор. Для большинства ведомств холодильники были побочной продукцией, поэтому об интересах покупателей и о внедрении новшеств, мягко говоря, не заботились. Скопировав раз зарубежный образец и существенно упростив его, заводы выпускали модель годами, несмотря ни на что. Так, например, половина выпускавшихся в 1950-е годы американских холодильников имела систему no frost, тогда как у советских не было даже элементарной автоматики.

Но даже упрощенчество не помогало догнать и перегнать не только Америку, но и относительно слаборазвитые страны, как, например, Италию. Если в 1962 году в США холодильники имело 98,3% семей, а в Италии - 20%, то в СССР - 5,3%. Десять лет спустя советские показатели улучшились, но не намного: США - 99,9%, Италия - 85%, СССР - 34,5%. О качестве говорить и вовсе не приходилось. Так, например, отечественные холодильники на 10-20% тяжелее однотипных иностранных образцов; теплопроводность шкафа лучших зарубежных моделей на 25-30% ниже, чем отечественных; коэффициент использования объема шкафа колеблется у отечественных холодильников в пределах 0,35-0,42, а у зарубежных - 0,5-0,6.

В использовании промышленных холодильных  установок ситуация была несколько  другая. Конечно, по своим технико-экономическим  показателям, отечественное оборудование уступало западным аналогам (особенно это стало заметно в 1980-е гг), но сама система советских хладокомбинатов была нацелена на концентрированных местах хранение продуктов госрезерва. И, надо отметить, данная система работала успешно, и продолжает работать, особенно в плане снабжения территорий Крайнего Севера.

С приходом рынка многое изменилось. Кратко рассмотрим современное состояние  отечественного рынка холодильного оборудования, выявим его проблемы и перспективы.

Итак, холод, являющийся эффективным консервирующим средством, препятствующим развитию микроорганизмов, в настоящее время широко используют во всех отраслях пищевой промышленности. В мясной, птицеперерабатывающей, рыбной и плодоовощной промышленности охлаждают, замораживают и хранят продукты при низких температурах; в молочной промышленности холод используют при охлаждении и хранении молока, масла и молочных продуктов, а также при созревании сыра и его хранении, в кондитерском производстве охлаждают сырье и готовую продукцию. Холод применяют также при ведении технологических процессов в пивоварении и виноделии. Чтобы сохранить качество продуктов на пути от производства к потребителю во всех странах, в том числе и в России, создана и действует непрерывная холодильная цепь. Непрерывной она должна быть потому, что даже при одноразовом и кратковременном повышении температуры скоропортящегося продукта происходит снижение качества настолько, что в дальнейшем его восстановление становится невозможным.

Непрерывная холодильная цепь — это совокупность средств холодильной техники и технологии, обеспечивающих необходимый охлаждающий режим на всем пути движения скоропортящихся продуктов. Отдельными звеньями холодильной цепи могут являться в различном сочетании и последовательности стационарные холодильники, холодильный транспорт, торговое холодильное оборудование и бытовые холодильники. В непрерывной холодильной цепи важная роль принадлежит стационарным холодильникам, представляющим собой специальные капитальные сооружения, на которых осуществляется охлаждение, замораживание, хранение, холодильная обработка и отпуск пищевых продуктов. Согласно прогнозам Международного института Холода, в будущем крупнотоннажное холодильное консервирование скоропортящихся продуктов не имеет альтернативы.

В последние годы в России наметились позитивные сдвиги в развитии холодильной  промышленности. Созданы новые производства холодильного оборудования для предприятий  торговли и общественного питания, техники быстрого замораживания, сборочные  цеха холодильных машин, производства отдельных комплектующих изделий, наметился существенный прирост выпуска быстрозамороженной продукции.

Вместе с тем, на большинстве  хладокомбинатов используется морально и физически устаревшее оборудование с большим содержанием аммиака, не отвечающее современным требованиям промышленной безопасности. Неудовлетворительными темпами идет реконструкция устаревших холодильных систем и внедрение новых скороморозильных отечественных установок.

Большое количество техники на российских хладокомбинатах нуждается в замене. Другим важным моментом является то, что техника должна быть современной. Особого внимания заслуживает тот факт, что иностранные фирмы, сумевшие вовремя обосноваться на российском рынке, в какой-то мере повлияли на всплеск активности со стороны отечественных специалистов, многие из которых предпочитают импортное оборудование российскому. Актуальность этой проблемы будет возрастать вместе с ростом производства, усилением конкуренции.

Ведь 90% ныне действующих на территории России хладокомбинатов, построены 30-50 лет назад, и не соответствует современным требованиям. Износ оборудования составляет от 50% до 70%. Построенные с целью долгосрочного хранения продукции многоэтажные хладокомбинаты советских времен не имеют возможности оперативно размещать груз. Большая трудоемкость подъема товара на этажи с помощью лифтов, недостаточное количество погрузочных эстакад и отсутствие наклонных платформ усложняет проведение погрузочно-разгрузочных работ, возникает простой транспорта в ожидании выгрузки товара.

Информация о работе Совокупность технических средств и технологических процессов