Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Декабря 2012 в 13:29, реферат
НХЦ – это совокупность технических средств и технологических процессов, обеспечивающих подготовку, хранение и транспортировку скоропортящихся грузов от момента и места их производства до момента и места их потребления.
НХЦ состоит из трех основных групп: стационарных холодильников, транспортных средств и вспомогательных объектов.
1. Непрерывная холодильная цепь (НХЦ). Понятие, виды…………….3
2. Современное состояние и пути развития непрерывной холодильной цепи в России……………………………………………………………...6
3. Список литературы……………………………………………………22
Холодильные и морозильные камеры старого образца, хладообразующим элементом которых служит аммиак, не позволяют поддерживать стабильный температурный режим, что приводит к потере качества продукции.
Кроме того, большим недостатком действующих хладокомбинатов является отсутствие офисных помещений. Стремление арендаторов складских помещений иметь свой офис на территории складского комплекса обусловлено необходимостью присутствия своего представителя в момент поступления и отгрузки товара, а также оперативного управления бизнесом.
По оценкам специалистов, современный хладокомбинат, отвечающий основным перечисленным ниже параметрам, может считаться комплексом класса "А":
1. Здание, построенное с применением новых строительных материалов, отвечающее всем международным стандартам.
2. Удобный подъезд и близость к транспортным развязкам и основным магистралям.
3. Одноэтажное здание.
4. Шаг колонн более 12 м.
5. Качество холодильного
оборудования должно отвечать
требованиям, поддерживающим ст
6. Выровненный пол с непылящим покрытием.
7. Наличие для арендаторов склада офисных помещений.
8. Максимальная площадь, занимаемая зданием, должна составлять не более 60% от общей площади земельного участка.
9. Круглосуточная работа.
10. Круглосуточная охрана, система видеонаблюдения.
11. Наличие универсальных погрузочных эстакад.
12. Функционирующая система спринклерного пожаротушения.
13. Регулируемый режим влажности и температуры.
14. Выделенные телефонные линии.
15. Наличие достаточного количества парковочных мест для грузового и легкового транспорта.
16. Наличие таможенного поста.
17. Договора аренды, прошедшие государственную регистрацию.
Помимо основных услуг, на хладокомбинате желательно ввести и дополнительные услуги: сертификация товара; оформление ветеринарных разрешений; формирование групп товаров в паллеты, стопы, поддоны; проведение дефростации товара (контроль качества); предоставление услуг для стоянки и мелкого ремонта автотранспорта; таможенное оформление груза; услуги складов временного хранения.
Рассмотрим состояние транспортной инфраструктуры на российском продовольственном рынке. Сегодня особенно высока конкуренция среди поставщиков продукции глубокой заморозки, к которой относится мясная продукция. Так, например, ключевыми факторами успешной реализации продукции животноводства являются ее качество и максимальное приближение к местам розничной реализации. При этом очень важно чтобы при транспортировке продукции сохранились ее первоначальные потребительские свойства. В современных условиях автоперевозок достижение требуемого результата возможно только при помощи специально оборудованного транспорта - авторефрижератора.
Сейчас рефрижераторный транспорт, используемый в России, поставляется главным образом иностранными производителями, но в последнее время появились и российские разработки. Сегодня более ста отечественных компаний специализируется в этом бизнесе (например, "Волжскпродмаш", "Волговятфургонцентр", "Мытищинский приборостроительный завод" и др.).
Наиболее перспективным направлением в развитии специальных средств транспортировки мясной продукции является создание новых видов тары. Такой, которая позволит производить укладку продуктов непосредственно в холодильные емкости на предприятии-изготовителе и обеспечит поддержание необходимого температурного режима в процессе транспортирования. Вместе с грузом она выгружается потребителю. Разновидностями такой тары являются изотермические, рефрижераторные и обогреваемые контейнеры.
Рынок холодильного оборудования подразделяется на 2 сегмента: рынок выносного холода, который за последнее время очень резко вырос на волне спроса, и рынок встроенного холода, на котором начался процесс обновления купленного ранее оборудования.
Можно сказать, что бурное развитие торговли, в особенности крупных торговых сетей, провоцирует ежегодный рост объемов продаж торгово-холодильного оборудования в России примерно на 25% в год. Основным потребителем торгово-холодильного оборудования является розничная торговля – один из самых доходных и стремительно растущих сегментов рынка. В России представлены практически все имеющиеся в мире форматы розничной торговли – гипермаркеты, супермаркеты, дискаунтеры, специализированные магазины, небольшие магазинчики «шаговой доступности».
Поставщиков торгово-холодильного оборудования можно разделить на 2 группы – производителей и дилеров. Группу производителей, в свою очередь, образуют предприятия, использующие в своем производстве отечественные компоненты, и предприятия, собирающие холодильные агрегаты и прочее торговое оборудование из импортных компонентов. К числу крупнейших российских предприятий, использующих в своем производстве отечественные комплектующие, относятся "Холодмаш", Черкесский завод холодильного машиностроения, и др.
Следует отметить тенденцию роста доли продукции российской сборки на рынке торгово-холодильного оборудования России. Если в конце 1990-х годов на российском рынке торгового оборудования зарубежные производители занимали не менее 90 %, то за прошедшие 6 лет отечественные предприятия сумели нарастить мощности, покрывающие до 40 % потребностей торговли.
За последний год конкуренция на рынке холодильного оборудования (ХО), несомненно, стала жестче. В сегменте встроенного холода доминируют несколько российских производителей. Сильно утратили свои позиции польские производители. Ряд российских производителей ХО уже сегодня готовятся к выходу на европейский рынок. Речь пока не идет о полномасштабной экспансии отечественного ТХО, но такие планы уже есть и скоро они будут объявлены.
Российские предприятия
в основном являются дилерами, покупающими
оборудование по специальным ценам
у производителей для поставки клиентам.
Эти предприятия имеют
Но наряду с лидерами
российского рынка торгово-
Среди иностранных компаний,
продукция которых
В настоящее время главными направлениями развития холодильной отрасли являются:
- создание и внедрение
технологий, обеспечивающих условия
для высокого качества
- повышение эффективности
технологических процессов
- применение в холодильных системах экологически безопасных холодильных агентов и, в первую, очередь природных рабочих веществ - аммиака, воды, воздуха, углеводородов и диоксида углерода;
- повышение промышленной
безопасности холодильных
Спрос на низкотемпературные склады ежегодно растет на 15-30% и, по прогнозам специалистов, далее будет увеличиваться, поскольку действующие хладокомбинаты не в состоянии обеспечить нарастающую потребность импортеров, производителей и операторов оптовой торговли.
Например, только в Московском регионе дефицит площадей низкотемпературных складов составляет от 190 до 230 тыс. тонн единовременного хранения. Потенциальный спрос на холодильные склады по России в примерно два раза больше, чем объем строительства в настоящее время. Помимо потребности в площадях, возросли требования к их качеству и комплексу предоставляемых услуг. Рассмотрим таблицу 1.
Таблица 1.
Оценка нехватки холодильных емкостей, тыс. тонн
Наименование федерального округа |
Потребление |
Холодильная емкость |
Оборот хладокомбинатов |
Недостающие мощности |
Россия, всего |
6 240 |
717 |
4 302 |
1 938 |
Центральный ФО |
1 685 |
216 |
1 296 |
389 |
Северо-Западный ФО |
811 |
103 |
618 |
193 |
Южный ФО |
749 |
62 |
372 |
377 |
Приволжский ФО |
874 |
110 |
660 |
214 |
Уральский ФО |
624 |
60 |
360 |
264 |
Сибирский ФО |
1 061 |
138 |
828 |
233 |
Дальневосточный ФО |
437 |
48 |
288 |
149 |
Как видим из приведенных данных дефицит холодильных мощностей примерно в 3 раза превышает имеющиеся мощности. Причем большая часть холодильный мощностей приходится на европейскую часть России, что является вполне логичным явлением по следующим причинам: в европейской части сосредоточено наибольшее количество народонаселения России; европейская часть является наиболее развивающейся областью России; существующие климатические условия заставляют считать хранение скоропортящихся пищевых продуктов насущной необходимостью. Второе место за Дальним Востоком и в большей степени за Приморским краем, находящемся на одной широте с югом европейской части России.
Сегодня крупные торговые
и складские комплексы
Росту рынка торгово-холодильного оборудования способствует и развитие пищеперерабатывающей отрасли, в частности, производства мороженного и замороженных продуктов питания. Активное развитие смежных отраслей промышленности и торговли значительно увеличивают потребность в промышленном холоде.
Рассмотрим основные проблемы развития отечественной холодильной промышленности.
Во-первых, для производителей
торгово-холодильного оборудования из
отечественных комплектующих
Во-вторых, рост стоимости используемых в производстве торгово-холодильного оборудования материалов. В частности, стоимость металла возросла с начало года на 60%. В условиях интенсивной конкуренции падает валовая рентабельность продаж.
В-третьих, рост производства сдерживается неразвитой инфраструктурой промышленности, отсутствием специализированных отечественных производств качественных комплектующих.
В-четвертых, сильно сдерживает производства холодильного оборудования (ХО) внутри России - это большой объем "серого" (когда занижается таможенная стоимость) и "черного" (когда ХО везут как металл) импорта. Российские надзорные органы пока не нашли действенного способа борьбы с этим явлением, хотя пошлины являются далеко не заградительными, а вполне приемлемыми.
В-пятых, непродуманная ценовая политика некоторых производителей ХО, выраженная в губительном для отрасли демпинге, что негативно сказывается на инвестиционной привлекательности отрасли. В конечном счете, демпинг способствует резкому падению уровня качества выпускаемой продукции и разрушению сложившейся структуры рынка.
Кроме того, важным фактором
является общее состояние российской
экономики, в частности - плачевное
состояние машиностроения, недостаток
высококвалифицированных
Вместе с тем российский рынок холодильного оборудования достаточно перспективен. Его годовая емкость составляет около 300-400 млн. евро, причем ежегодный рост составляет от 10 до 25%, и по прогнозам специалистов данная тенденция сохранится в будущем. Можно точно сказать, что рынок пока не насыщен и в ближайшее время насыщен не будет.
Кроме того, российская экономика
все больше интегрируется в мировую,
уже в недалеком будущем
Информация о работе Совокупность технических средств и технологических процессов