Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Октября 2013 в 21:26, курсовая работа
Цель исследования – изучить логистику как фактор оптимизации затрат предприятия.
Поставленная цель обусловила необходимость решения следующих основных задач:
- рассмотреть теоретические аспекты логистики;
- дать характеристику логистическим затратам и определить пути их снижения;
- предложить пути оптимизации логистических затрат на примере торговой сети «ГИППО»;
- по результатам исследования сделать выводы.
ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………… 3
1ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ЛОГИСТИКИ……………………………. 5
1.1Сущность и понятие логистики…………………………………………….. 5
1.2Логистические центры: особенности и развитие…………………………... 8
2ЛОГИСТИЧЕСКИЕ ЗАТРАТЫ И ИХ ОПТИМИЗАЦИЯ………………….. 13
2.1Сущность и характеристика логистических затрат……………………….. 13
2.2Пути снижения логистических затрат……………………………………... 16
3ОПТИМИЗАЦИЯ ЛОГИСТИЧЕСКИХ ЗАТРАТ НА ПРИМЕРЕ ТОГОВОЙ СЕТИ «ГИППО»……………………………………………………
21
3.1 Характеристика торговой сети «ГИППО»…………………………………. 21
3.2 Пути оптимизации логистических затрат в торговой сети «ГИППО»…... 23
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………….. 28
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ…………………………… 31
Все сложнее с каждым годом становится зарабатывать исключительно за счет развития производственной базы и маркетинга. Современная эффективная логистика дает возможность снизить издержки и себестоимость компании, что в свою очередь приводит к повышению рентабельности бизнеса.
2.2 Логистические центры: особенности и развитие
Логистические центры делятся на две основные группы: по принадлежности и по назначению.
По принадлежности логистические центры подразделяются на:
- фирменные, создаваемые
отдельными предприятиями для
обеспечения собственной
- отраслевые, которые организуются
группой предприятий одной
- региональные, предназначенные
для обеспечения коммерческой
деятельности предприятий,
В зависимости от назначения логистические центры могут быть:
- закупочными;
- распределительными;
- закупочно-распределительными [1, с. 74].
Самыми многочисленными являются фирменные логистические центры. Их открытие обусловлено коммерческими интересами предприятий, имеющих устойчивое положение на рынке и стремящихся развить свой успех.
При значительных объемах реализации собственной продукции на внутреннем рынке такие центры целесообразно создавать даже в каждом областном центре, обслуживая потребителей, расположенных на территории данной области.
Особую роль фирменные
логистические центры играют при
осуществлении международных
Они становятся информационно-аналитическим центром предприятия за рубежом, располагаются вблизи иностранных потребителей и осуществляют все логистические операции, связанные с исследованиями рынка, заключением контрактов, подготовкой продукции к реализации и непосредственно реализацией продукции, а также обеспечением своевременной оплаты.
Структура таких логистических центров разнообразна и зависит от размера предприятия. На небольших предприятиях с численностью работающих до 600 человек это может быть небольшая группа специалистов-логистиков из 2-3 человек. Но они должны иметь соответствующую квалификацию. На крупных производственных предприятиях, где работает более 600 человек, это подразделение может иметь штат в 5-6 человек, с персональными компьютерами на каждом рабочем месте, объединенными в локальную сеть через Интернет.
Главное преимущество фирменных
логистических центров - они сравнительно
дешевы. Кроме того, защищают интересы
своего предприятия и не несут
опасности нарушения
Основная трудность при создании такого логистического центра- острейший дефицит кадров высшей квалификации. Здесь недостаточно просто профильного высшего образования. Необходимы теоретические и практические знания во многих смежных областях, опыт в бизнесе [18, с. 127].
Фирменный логистический центр кроме финансовых потоков отслеживает и качественные характеристики продукции, проходящей через его зону. Это связано с тем, что на него часто возлагают функции послепродажного сервиса.
При открытии фирменного логистического
центра на самом предприятии могут
быть ликвидированы коммерческие службы.
Они полностью переносятся в
логистический центр, обладающий статусом
юридического лица. Такой логистический
центр целесообразно
В этом случае предприятие занимается только производством. Логистический центр закупает сырье, передает его предприятию на переработку в давальческом режиме, забирает готовую продукцию и занимается ее реализацией.
Со временем фирменный центр укомплектовывается высококвалифицированными кадрами, налаживает торговые связи, полностью осваивает свою зону действия, и его работники начинают осознавать необходимость и возможность расширения бизнеса. Но емкость рынка такова, что его можно наполнять товарами своего производства только до определенного предела.
Для устранения этого недостатка
возможно постепенное преобразование
фирменного логистического центра в
отраслевой, который будет представлять
коммерческие интересы не одного предприятия,
а группы предприятий, выпускающих
сходную продукцию. Для этого
у них должны сложиться общие
коммерческие интересы, потому что
такая продукция будет с
Отраслевой логистический центр - более крупное предприятие и, как правило, является закупочно-распределительным. При значительных объемах закупок и реализации продукции на внутреннем и внешнем рынках такие центры целесообразно открывать как в республике так и за рубежом.
Важную роль отраслевые логистические центры играют при осуществлении международных торговых операций. В этом случае они являются информационно-аналитическим центром группы предприятий за рубежом, располагаются недалеко от крупных центров потребителей и осуществляют все логистические операции, связанные с исследованиями рынка, заключением контрактов, подготовкой продукции к реализации и непосредственно ее реализацией, а также обеспечением своевременной оплаты.
Структура таких логистических центров, как правило, рациональна и зависит не от размера предприятий, а только от уровня развития отрасли.
Главное преимущество отраслевых логистических центров - низкая стоимость содержания и высокая отдача. Они защищают интересы не одного предприятия, а сразу нескольких.
В этом случае нет серьезных трудностей при подборе кадров высшей квалификации. Здесь удается собрать специалистов профильного высшего образования с необходимыми теоретическими и практическими знаниями во многих смежных областях и имеющими хороший опыт в бизнесе.
Когда специалистами различных отраслей экономики накоплен достаточный опыт организации и работы фирменных и отраслевых логистических центров и возникает потребность действовать на рынке сообща, возможно создание более крупных предприятий - региональных логистических центров. Они представляют коммерческие интересы обширной группы предприятий, имеющих общую территориальную принадлежность.
Это крупные, хорошо оснащенные логистические центры, предназначены для оказания логистических услуг предприятиям региона на коммерческой основе. Спектр их услуг обычно широк, поэтому региональные логистические центры имеют большое число различных подразделений. Они специализируются на массовой переработке грузов по заказам различных предприятий и оказания сопутствующих услуг. За счет этого себестоимость у них невысокая, а, следовательно, и тарифы могут быть вполне приемлемыми [5, с. 34].
Региональные логистические
центры выгодно размещать в странах
с перспективным рынком, в местах
пересечения транспортных путей
и недалеко от крупных потребителей
продукции, так как это позволяет
существенно уменьшить
В развитых странах почти
весь оборот внешней торговли и большая
часть внутреннего
Региональные логистические центры более перспективны, чем фирменные и отраслевые. Через них проходит больший объем информации, управляя и оптимизируя которую, получают значительный экономический эффект.
Современные методы защиты
почти гарантируют от утечки конфиденциальной
информации, даже размещенной в едином
информационно-аналитическом
Основной источник финансирования деятельности регионального логистического центра - плата за оказываемые услуги. Для привлечения клиентов устанавливаются низкие тарифы. Но за счет оборота их эксплуатация является высокодоходным бизнесом. Вторая статья доходов - средства от сдачи в аренду помещений, земельных участков, интернет-сайта, от рекламы [4, с. 172].
Управление всеми
Таким образом, большинство предприятий передают логистические операции на аутсорсинг. Связать это можно с постоянно усложняющимися условиями для ведения бизнеса. Отметим также, что для производственных и торговых организаций логистика не является ключевой компетенцией. Благодаря аутсорсингу появляется возможность сосредоточить усилия на развитии основных видов деятельности. В свою очередь логистические компании направляют все свои усилия в сторону усовершенствования и повышения качества транспортировки, хранения и других операций с грузами.
2 ЛОГИСТИЧЕСКИЕ ЗАТРАТЫ И ИХ ОПТИМИЗАЦИЯ
2.1 Сущность и характеристика логистических затрат
Логистические затраты представляют собой затраты трудовых, материальных, финансовых и информационных ресурсов, обусловленные выполнением предприятиями своих функций по выполнению заказов потребителей. Затраты предприятий, включаемые в состав логистических затрат, весьма разнообразны и подразделяются по элементам затрат, функциональным областям и центрам ответственности [8, с. 213].
Укрупненный анализ логистических затрат осуществляется по следующим группам расходов: на закупку, производство и сбыт продукции.
Затраты на закупку продукции включают расходы по приобретению сырья и материалов, т.е. их стоимость, расходы по оформлению заказа, транспортные расходы, расходы на хранение производственных запасов, издержки на вложенный капитал.
Затраты на производство продукции включают расходы на приемку сырья и материалов, оформление заказа на производство продукции, внутрипроизводственную транспортировку, продукции, хранение продукции незавершенного производства, а также издержки от замораживания финансовых средств [17, с. 304].
Затраты на сбыт продукции включают расходы на хранение запасов готовой продукции, оформление заказа (упаковку, сортировку, маркировку и другие операции), продажу, транспортировку готовой продукции, а также издержки на вложенный капитал [14, с. 254].
Последующий анализ затрат по отдельным статьям позволяет дифференцировать оперативную и финансовую ответственность сотрудников подразделений предприятий.
Транспортные расходы
предприятий представляют собой
оплату работ, выполненных транспортными
и транспортно-экспедиционными
Комплекс операций, составляющих содержание процесса хранения, включает в себя приемку продукции по количеству и качеству, погрузочно-разгрузочные работы, перемещение продукции внутри складов и укладка ее на места хранения, наблюдение за состоянием хранящейся продукции, проведение профилактических мероприятий, предупреждающих порчу продукции, обслуживание и обеспечение работы складского оборудования, комплектацию и подготовку продукции к реализации.
Затраты на переработку и хранение продукции, а также на оказание различных форм услуг, сопутствующих складской реализации продукции, включают все расходы предприятий, связанные с получением, хранением, подготовкой и отправкой продукции, а также общескладские расходы и расходы, связанные с недостачей продукции при хранении, потерями продукции в пути, естественной убылью продукции. Они группируются по этапам складской деятельности путем их прямого отнесения на соответствующие статьи. Разделение логистических затрат по основным процессам (операциям) осуществляется на основе технологических схем переработки продукции, нормирования отдельных операций [].