Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Октября 2013 в 21:26, курсовая работа
Цель исследования – изучить логистику как фактор оптимизации затрат предприятия.
Поставленная цель обусловила необходимость решения следующих основных задач:
- рассмотреть теоретические аспекты логистики;
- дать характеристику логистическим затратам и определить пути их снижения;
- предложить пути оптимизации логистических затрат на примере торговой сети «ГИППО»;
- по результатам исследования сделать выводы.
ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………… 3
1ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ЛОГИСТИКИ……………………………. 5
1.1Сущность и понятие логистики…………………………………………….. 5
1.2Логистические центры: особенности и развитие…………………………... 8
2ЛОГИСТИЧЕСКИЕ ЗАТРАТЫ И ИХ ОПТИМИЗАЦИЯ………………….. 13
2.1Сущность и характеристика логистических затрат……………………….. 13
2.2Пути снижения логистических затрат……………………………………... 16
3ОПТИМИЗАЦИЯ ЛОГИСТИЧЕСКИХ ЗАТРАТ НА ПРИМЕРЕ ТОГОВОЙ СЕТИ «ГИППО»……………………………………………………
21
3.1 Характеристика торговой сети «ГИППО»…………………………………. 21
3.2 Пути оптимизации логистических затрат в торговой сети «ГИППО»…... 23
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………….. 28
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ…………………………… 31
– изготовление упаковки из вторсырья (возвратная упаковка);
– введение инновационных технологий в производство упаковки;
– выбрать наиболее экономически выгодный вид транспорта, его условия транспортировки;
– снижение затрат на топливо путём выбора оптимальных мест заправки с учётом стоимости топлива в различных странах, а также разрешенного объёма ввоза топлива в страну или вывоза из страны;
– снижение затрат на «суточные» и «квартирные» путём нормирования времени выполнения рейса;
– снижение расходов на дорожные сборы за счёт выбора оптимального маршрута, а также применение смешанных автомобильно-морских, автомобильно-железнодорожных сообщений;
– повышение производительности труда;
– определение местоположения складов, обеспечивающего минимальные общие издержки;
– нахождение рационального распределения мест поставки;
– выбор оптимального вида отгрузки продукции (ручная, механизированная);
– рациональный выбор вида рекламы;
– рациональное размещение рекламы (изучив занятость населения в каких-либо отраслях, в дни их отдыха осуществлять вещание рекламы по телевидению; размещение рекламы там, где большее скопление людей, чтоб как можно большее количество людей увидело рекламу);
– выбрать наиболее выгодные условия рекламы (в рекламных агентствах скидки и бонусы на размещение, оформление рекламы на более длительный период или как постоянному клиенту и другие условия) и другие [15].
Таким образом, предложенные способы снижения издержек действительно являются результативными в повышении эффективности деятельности предприятия и на многих предприятиях применяются очень успешно. Благодаря анализу логистических издержек руководство предприятия может стратегически планировать производство и распределение продукции, что позволит избежать нежелательных затрат производства и максимально получать прибыль.
3 ОПТИМИЗАЦИЯ ЛОГИСТИЧЕСКИХ ЗАТРАТ НА ПРИМЕРЕ ТОГОВОЙ СЕТИ «ГИППО»
3.1 Характеристика торговой сети «ГИППО»
Развитие розничной сети «ГИППО» началось 28 мая 2005 года с открытия первого гипермаркета по адресу проспект Рокоссовского, 2. С тех пор сеть «ГИППО» растет и расширяется, постоянно открываются новые магазины, как в Минске, так и в регионах.
На данный момент торговая сеть «ГИППО»- это девять современных магазинов. Среди них гипермаркеты с широким ассортиментом и супермаркеты, уютные магазины рядом с домом.
Использование современных
методов торговли, наряду с правильной
организацией труда, облегчает совершение
покупок и делает посещение магазина
приятным. Широкий ассортимент
Сеть магазинов «ГИППО» это:
- лидер на рынке по количеству гипермаркетов в Республике Беларусь;
- более 5 000 сотрудников, которые своим трудом обеспечивают покупателям возможность приобретения качественных товаров повседневного спроса по доступным ценам;
- новейшие методы и технологии в области товародвижения, продаж, финансов и кадровой политики, позволяющие эффективно управлять компанией и снижать цену товара для конечного потребителя;
- более 60 наименований товаров под частной маркой.
Стратегическое направление – открытие магазинов в городах с населением менее 300 тыс. человек – где проживает 53% городского населения Республики Беларусь.
Целевая аудитория «магазина у дома» - покупатели со средним уровнем дохода, что дает возможность сети «ГИППО» проникать в небольшие города и населенные пункты.
Центральный офис: Адрес: 220024 Республика Беларусь г. Минск, пер. Асаналиева, 3.
Ключевые операционные и финансовые показатели торговой сети «ГИППО» за 2010-2012 годы представлены в таблице 3.1.
Таблица 3.1 - Ключевые операционные и финансовые показатели торговой сети «ГИППО» за 2010-2012 годы
Показатели |
2010 год, % |
2011 год, % |
2012 год, % |
Количество открытых магазинов, NET |
2 |
3 |
2 |
Общее количество магазинов |
4 |
7 |
9 |
Торговая площадь, кв.м. |
12 916 |
14 860 |
17 600 |
Количество покупателей, млн. |
1,1 |
1,7 |
2,1 |
Чистая выручка, млн. руб. |
1560 |
2250 |
9860 |
Валовый доход, млн. руб. |
265,2 |
382,9 |
1676,2 |
Валовая маржа, % |
18,3 |
19,9 |
21,7 |
Чистая прибыль, млн. руб. |
31,82 |
46,18 |
201,14 |
Чистая маржа, % |
2,3 |
2,6 |
3,5 |
Количество чеков |
2,8 |
0,78 |
0,17 |
Средний чек (без НДС), руб. |
97 070 |
102 400 |
188 900 |
Примечание – Источник: собственная разработка на основе данных торговой сети «ГИППО».
Чистая выручка торговой сети «ГИППО» за анализируемый период выросла на 8 300 млн руб., что связано в основном с девальвацией белорусского рубля. Рост чистой выручки основан также на увеличении торговых площадей и росте сопоставимых продаж.
Валовая маржа торговой сети «ГИППО» увеличилась с 18,3% в 2010 году до 21,7% в 2012 году, в основном, благодаря улучшению закупочных условий и успехам в части совершенствования логистической составляющей бизнеса.
Чистая прибыль торговой сети «ГИППО» за анализируемый период 169,32 млн. руб. и составила 632,12% к началу периода.
Целевая аудитория торговой сети «ГИППО» представлена на рис. 3.1, 3.2.
Рисунок 3.1 – Распределение покупателей по возрасту
Рисунок 3.2 – Распределение покупателей в возрасте 20-30 лет
Система распределения торговой сети «ГИППО» представлена в табл.3.2.
Таблица 3.2 – Система распределения торговой сети «ГИППО»
Город |
Количество магазинов, шт. |
Удельный вес, % |
Торговая площадь магазинов, кв. м. |
Минск |
8 |
80 |
15490 |
Гомель |
1 |
10 |
980 |
Могилёв |
1 |
10 |
1130 |
Брест |
0 |
0 |
- |
Гродно |
0 |
0 |
- |
Витебск |
0 |
0 |
- |
Итого |
10 |
100 |
17 600 |
Примечание – Источник: собственная разработка на основе данных торговой сети «ГИППО».
По Минску действует собственный распределительный центр. Общая площадь склада составляет 6 200 кв. м., его помещение находится в собственности кампании. Эксплуатация распределительного центра повышает качество сервиса. Вся логистика торговой сети «ГИППО» проводится в головной организации. На местах лишь принимают товар и реализуют.
3.2 Пути оптимизации
логистических затрат в
Транспортные затраты
Для оптимизации затрат по доставке товара от поставщика на склад организации, между складами организации, покупателям экспедиторскими и транспортно - экспедиционными компаниями предложено:
- увеличение коэффициента полезного использования грузоподъемности и объема транспортного средства. Методы: формирование грузовых мест поставки по категориям товара, увеличение высоты и веса паллет. Комбинированное использование различных видов паллет (европаллеты, паллеты американского образца, финские паллеты, паллеты для длинномерного товара, специальные паллеты для транспортировки специфических видов товара - например, лакокрасочные материалы). Разработка стандартов по упаковке товаров внутри грузовых мест, создание и использование типовых схем загрузки автотранспортного средства в зависимости от характера груза. Как следствие снижение относительной стоимости поставки и цены, за доставку 1 кг продукции. Снижение себестоимости продукции;
- заказ товара, пользующего стабильным спросом, партиями (контейнер, машино- партия, грузовое место. Доставка товара парными транспортными средствами. например, при заказе сборных грузов 2*40 футовыми контейнерами, за счет эффекта «масштаба», загружается больше товара). Недостаток - увеличение периода оборачиваемости товарного запаса;
- проведение электронных тендеров и аукционов. Эффект - возможность формирования средней по рынку цены перевозки;
- сокращение поставок товара малыми партиями;
- установление фиксированных цен на транспортировку товара вне зависимости от веса, как правило, выбор минимальной цены с предоставлением контрагенту гарантированных месячных, квартальных, годовых объемов перевозки;
- разработка с транспортными компаниями дополнительных соглашений по требованиям, предъявляемым к упаковке и укладке товара в транспортных средствах, времени постановки транспортного средства под загрузку и разгрузку, как следствие исключение брака при транспортировке товара, своевременность и качество предоставления услуг;
- разработка и внедрение электронных форм подачи заявок на транспортное средство;
- осуществление «Зимних завозов товара в условиях Зимы». Как следствие сокращение затрат на транспортировку грузов в транспортных средствах со специальными температурными режимами;
- сокращение сроков поставки товара без изменения стоимости поставки. Например, завоз товара в периоды наименьшей загруженности железной дороги (1,4 квартал года);
- своевременное принятие транспортных средств под разгрузку, как следствие отсутствие штрафных санкций за простой транспортного средства;
- использование автомобилей большей грузоподъемности, как следствие сокращение затрат на доставку 1 кг продукции;
- осуществление срочных поставок клиентам за счет самих клиентов;
- на сегодняшний день на рынке транспортных услуг при заказе автомобиля используются фиксированные дневные или почасовые ставки, что в итоге получается дороже, чем использование собственного автотранспорта. Решение: переход на оплату ТК за количество развезенных клиентов или точек;
- введение контроллинга за показателями эффективного использования наемного автотранспорта;
- унификация и стандартизация упаковочного материала. Возврат тары;
- автоматизация погрузочно - разгрузочных работ, сокращение времени на погрузку и выгрузку товар.
Для оптимизации затрат по доставке товара покупателям с использованием собственного автотранспорта предложено:
A. Затраты на доставку товара покупателям:
- маршрутизация перевозок, введение графиков доставки;
- использование GPS и GPRS - навигаторов;
- увеличение доли доставки товара в общем обороте по компании с сохранением текущего автопарка предприятия;
- своевременный учет расходов на доставку товара;
- внедрение мероприятий описанных выше.
B. Затраты на содержание собственного автотранспорта:
- проведение аукционов и тендеров на ремонт и техническое обслуживание автомобилей;
- проведение аукционов и тендеров на закупку ГСМ;
- оптимизация фонда оплаты труда, за счет исключения сверхурочной работы водителей – экспедиторов;
- проведение мелкого ремонта и текущего обслуживания автомобилей силами водителей, без привлечения автосервисных компаний;
- организация своевременной сдачи и учета путевых листов.
Расходы на хранение и складскую переработку товара
Для оптимизации расходов на аренду складских помещений предложено:
- снижение складских остатков и как следствие увеличение оборачиваемости товарного запаса, как следствие аренда складских площадей меньшей площади и объема, сдача освободившихся складских площадей в субаренду;
- увеличение загруженности стеллажного оборудования, как следствие освобождение складских площадей для увеличения товарного запаса в целях увеличения продаж, проведение тендеров на аутсортинг складских услуг.