Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Ноября 2013 в 21:59, курсовая работа
Товарные запасы выступают в качестве необходимого условия оборота товаров. Они создаются на всех стадиях их движения, на складах промышленных предприятий, на заготовительных пунктах, складах оптовых и розничных предприятий. Пожалуй, сейчас мы впервые можем сказать, что на различных предприятиях цель образования товарных запасов и объективные тенденции их развития не имеют принципиальных отличий. Кроме того, что в современном обществе товарные запасы создаются с целью удовлетворения потребностей граждан, в то же время соблюдаются интересы получения максимальной прибыли при реализации товаров.
В-шестых, состояние материально-
На оборачиваемость товаров оказывает влияние и ряд других факторов. В частности, насыщенность товарных рынков, звенность товародвижения, объёмы импорта, распределение запасов товаров между оптовыми и розничными звеньями торговли, уровень цен на конкретные товары и товарные группы, организация рекламы и продажи товаров, организация труда, квалификация кадров и уровень руководства торгово-технологическим процессом и т.д.
1.3 Мероприятия по улучшению и
Мероприятия, направленные на улучшение
использования товарных запасов
представляют собой проблему, общую
для предприятий и фирм любого
сектора системы
Управление товарными запасами означает планировать определенный объем и структуру запасов в соответствии с поставленными перед торговой организацией целями и контролировать, чтобы товарные запасы постоянно отвечали установленным критериям.
В практике торгового предприятия величину товарных запасов, которые необходимо иметь, определяют несколькими способами [5]:
- как отношение товарного запаса на определенную дату к объему реализации на ту же дату за некоторый предшествующий период. Обычно это отношение рассчитывают на начало месяца, но некоторые организации предпочитают оперировать этим показателем, рассчитанным на конец месяца;
- как число недель торговли, на которое хватит данного запаса. Исходными данными служит известная или намеченная товарооборачиваемость.
- с учетом пропорциональности колебаний уровня запасов колебаниям объема реализации. Это так называемый метод пропорционального отклонения. В основу этого подхода положен принцип, по которому отклонения фактического запаса от среднего всегда должны быть вдвое меньшими (составлять 50%), чем отклонения объема реализации от среднемесячного;
- по базовому (минимальному) товарному запасу. Этот способ применим для предприятий, где оборачиваемость товарных запасов составляет 6 раз в год или менее. Товарные запасы, которые необходимо иметь на начало месяца, определяют путем сложения объема реализации, намечаемого на этот месяц и разницы между средней величиной товарных запасов и среднемесячным объемом реализации.
Ни один из этих методов не является безупречным, все они разработаны на основе длительного опыта и поэтому являются чисто эмпирическими. Торговой организации следует оценить различные методы и выбрать тот, который больше всего подходит именно для нее. Наилучшим, естественно, следует считать такой метод, при котором [8]:
- потребители будут удовлетворены работой предприятия;
- не окажется случаев отсутствия товаров, спрашиваемых покупателями;
- уровень товарных запасов оптимален;
- товарооборачиваемость приемлемая.
Чтобы управлять товарными запасами, необходимо в любой момент времени точно знать величину текущих товарных запасов в стоимостном выражении. Следует подчеркнуть, что стоимостный учет чрезвычайно важен, и он ни в коей мере не может быть заменен учетом в физическом выражении. Данные вида учета дают возможность:
- выявить, какие именно наименования товара, товарные группы и целые категории товара пользуются наибольшим спросом;
- оптимизировать вложения капитала в товарные запасы. Следствием слишком большого размера запасов является уменьшение товарооборачиваемости, оборачиваемости капитала и, стало быть, уменьшение прибыли;
- повысить обоснованность принимаемых решений относительно закупки товаров. Определив, какими товарами предприятие располагает в данное время, и, располагая информацией о темпах реализации различных видов и разновидностей товаров, о спросе на них, можно обосновать свои решения относительно оптимизации ассортимента.
В принципе контроль над физическим товародвижением построен на тех же основах, что и над товародвижением в стоимостном выражении. Он предусматривает наличие списка или перечня всех товаров, входящих в ассортимент. В списке (а это, не что иное, как документационная модель ассортимента) приводятся необходимые объемы запасов по каждой позиции и товарной группе, пороговый уровень (при уменьшении запаса до этого уровня необходимо заказывать товар для пополнения запаса), сроки поставки, темпы реализации и другие сведения. Делая заявку на товар, необходимо поддерживать баланс между спросом и предложением, так как излишество или недостаток товара всегда сопровождается издержками. В торговом предприятии запасы - это деньги, а деньги, как известно, любят счёт. Поэтому управление запасами играет не маловажную роль для нормального функционирования предприятия [6].
В развитых странах управление товарными запасами базируется на использовании мощных информационных технологий, которые разрешают практически каждый день наблюдать их состояние и динамику, автоматически осуществлять размещения заказов через компьютерную сеть и пополнять запасы к оптимальному уровню.
Наиболее распространенные системы
управления запасами, которые основанные
на использовании модели EQQ, средства
красной линии, двухсекторного средства.
В последнее время получил
распространение метод
При этом полнота и достоверность
информационной базы обеспечивается за
счет автоматизации учета и
Общий принцип, на котором основаны все системы управления запасами - это взаимосвязь входных и исходных параметров, которые указаны на рисунке.
Такие системы создаются для наиболее эффективного решения следующих проблем:
- реальной оценки текущего состояния запасов;
- установления необходимых сроков размещения заказов;
- определения целесообразного объема партии товаров, который заказывается;
- определения необходимого объема страховых запасов;
- оценки затрат управления запасами и средств их минимизации.
Первая проблема решается путем
использования систем контроля уровня
запасов, которые обеспечивают управленческие
потребности в оперативной
Рассмотрим 3 основные системы управления запасами.
1. Система с фиксированным
2. Система с фиксированным
В системе фиксированным
Определить интервал времени между
заказами можно с учетом оптимального
размера заказа. Оптимальный размер
заказа позволяет минимизировать совокупные
затраты на хранение запаса и повторение
заказа, а также достичь наилучшего
сочетания взаимодействующих
3. Система с установленной
В отличие от основной системы она ориентирована на работу при значительных колебаниях потребления. Чтобы предотвратить завышение объема запасов, содержащихся на складе, или их дефицит, заказы производятся не только в установленные моменты времени, но и при достижении запасом порогового уровня.
Распределение товарных запасов на группы по признаку назначения актуально потому, что традиционно большинство методов анализа и управления применяется к товарным запасам текущего хранения, в то время как другими группами товарных запасов управляют на основании данных прошедшего периода.
Принцип классификации запасов на группы по их важности для предприятия приведен в таблице 1.
Таблица 1 - Классификация запасов (АВС анализ), %.
Группы запасов |
Доля в объеме товарооборота в денежном измерении |
Доля в объеме запасов в натуральном измерении |
Следует ли использовать сложные количественные методы управления |
|
Группа А |
70 |
10 |
Да. |
|
Группа В |
20 |
20 |
В некоторых случаях. |
|
Группа С |
10 |
70 |
Не следует. |
|
К группе «А» относятся товары, доля в структуре товарооборота которых, составляет 70%. Как правило, это наиболее дорогие товары, и их удельный вес в объеме запасов в натуральном выражении не превышает 10%. Запасы этого вида требуют особого внимания менеджеров и использования количественных средств и моделей для оптимизации принятия решений.
К группе «В» относят запасы среднего уровня важности, которые обеспечивают 20% объема реализации предприятия. Их удельный вес в натуральном выражении, как правило, составляет около 20%. Выбор средств управления запасами группы «В» должен быть основан на сопоставлении затрат на управление и экономического эффекта от их использования.
Товарные запасы, реализация которых вносит незначительный вклад в товарооборот (порядка 10%), относят к группе «С». Достаточно часто, они составляют значительную часть в объеме запасов в натуральном выражении - около 70%. К управлению запасами группы «С» нецелесообразно применять сложные количественные методы управления, так как затраты на управление могут быть больше экономического эффекта от их использования.
Выводы по теоретической главе. Товарные запасы - это часть товарного обеспечения, представляющая собой совокупность товарной массы в процессе движения её из сферы производства в сферу потребления. Создаваемые на предприятиях торговли товарные запасы оцениваются рядом показателей - суммой запасов в стоимостном выражении; количеством запасов в натуральном выражении; размером товарных запасов в днях оборота.
С логистической позиции товарные
запасы - это материальные потоки, которые
вышли из сферы производства, но
еще не поступили в сферу потребления.
Любой товар относится к
Абсолютная величина товарных запасов всё время изменяется в зависимости от поступления и реализации товаров. Поэтому товарные запасы соизмеряются с товарооборотом. Скорость обращения товаров или время, в течение которого реализуются товарные запасы, называется товарооборачиваемостью.
Управление запасами представляет
собой проблему, оно всегда имеет
целью их оптимизацию, то есть обеспечение
торговой организации товарами в
таком ассортименте и в таких
количествах, которые максимально
соответствуют предвидимому спросу.
Основными системами управления
запасами являются система с фиксированным
размером заказа, система с фиксированным
интервалом времени между заказами,
система с установленной
Общество с ограниченной ответственностью «Евролот Запад» учреждено на основании решения двух участников от 5 октября 2004 года в соответствии с Федеральным законом «Об обществах с ограниченной ответственностью». Фирменное наименование полное - общество с ограниченной ответственностью «Евролот Запад», сокращенное - ООО «Евролот Запад».
Общество имеет сеть магазинов в каждом районе г. Брянска под фирменным названием «Свенская Ярмарка».
«Свенская ярмарка» - это брянская торговая сеть, открывшая в 2006 году свой первый супермаркет в Фокинском районе.
На сегодняшний день сеть «Свенская ярмарка» состоит из пяти крупных супермаркетов, которые представлены в Фокинском, Володарском и Советском районах г. Брянска и в г. Дятьково, Брянской области:
Информация о работе Управление запасами при помощи авс-анализа