Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Ноября 2013 в 21:59, курсовая работа
Товарные запасы выступают в качестве необходимого условия оборота товаров. Они создаются на всех стадиях их движения, на складах промышленных предприятий, на заготовительных пунктах, складах оптовых и розничных предприятий. Пожалуй, сейчас мы впервые можем сказать, что на различных предприятиях цель образования товарных запасов и объективные тенденции их развития не имеют принципиальных отличий. Кроме того, что в современном обществе товарные запасы создаются с целью удовлетворения потребностей граждан, в то же время соблюдаются интересы получения максимальной прибыли при реализации товаров.
Получается коэффициент обеспеченности, который показывает, сколько приходится товарных запасов на 1 рубль товарооборота.
Таким образом, коэффициент обеспеченности в 2010 году составил 0,066, в 2011 году 0,0718 и в 2012 году 0,073. Расчет велся следующим образом.
Кобеспеч(2010) = 10377 / 157241 = 0,066 руб.
Кобеспеч(2011) = 13366 / 186074 = 0,071 руб.
Кобеспеч(2012) = 14266 / 197038 = 0,073 руб.,
Это говорит о том, что в 2010 году на 1 рубль товарооборота приходилось 0,066 рублей товарных запасов.
В 2011 году обеспеченность товарооборота выросла на 7,6% по сравнению с прошлым годом и составила 0,071 рублей на рубль товарооборота.
Уровень обеспеченности товарооборота товарными запасами характеризуется также размером товарных запасов в днях оборотах. Этот показатель показывает, на сколько дней торговли хватит товарных запасов. Все товары, реализуемые магазином, разбиты на группы по принципу схожести их составов.
Проанализируем товарооборот магазина по товарным группам (табл. 4).
Таблица 4 - Анализ товарооборота магазина «Свенская Ярмарка» за 2010-2012 гг.
Товарные группы |
Товарооборот, тыс. руб. |
2011 г. в% к 2010 г |
2012 г. в% к 2011 г |
||||||
2010 г. |
2011 |
2012 г. |
|||||||
сумма |
% |
сумма |
% |
сумма |
% |
||||
1. Колбасные изделия, копчености |
23429 |
14,9 |
29586 |
15,90 |
30100 |
15,28 |
126,28 |
101,74 |
|
2. Рыбные товары |
20441 |
13 |
24304 |
13,06 |
25704 |
13,05 |
118,90 |
105,76 |
|
3. Мясные полуфабрикаты (фасованные) |
18869 |
12 |
22771 |
12,24 |
23571 |
11,96 |
120,68 |
103,51 |
|
4. Кондитерские изделия |
6604 |
4,2 |
7945 |
4,27 |
8038 |
4,08 |
120,30 |
101,17 |
|
5. Хлебобулочные изделия |
2516 |
1,6 |
3522 |
1,89 |
3963 |
2,01 |
139,99 |
112,52 |
|
6. Мороженое |
3145 |
2 |
3666 |
1,97 |
3762 |
1,91 |
116,57 |
102,62 |
|
7. Бакалея |
5503 |
3,5 |
5655 |
3,04 |
6990 |
3,55 |
102,75 |
123,61 |
|
8. Жиры пищевые, маргарин, масло |
6132 |
3,9 |
6888 |
3,70 |
6796 |
3,45 |
112,32 |
98,66 |
|
9. Молочные продукты |
3145 |
2 |
2679 |
1,44 |
3098 |
1,57 |
85,19 |
115,64 |
|
10. Сахар, соль |
2988 |
1,9 |
3666 |
1,97 |
4069 |
2,07 |
122,71 |
110,99 |
|
11. Безалкогольные напитки |
7862 |
5 |
9831 |
5,28 |
12773 |
6,48 |
125,04 |
129,93 |
|
12. Слабоалкогольные напитки |
22014 |
14 |
26360 |
14,17 |
27229 |
13,82 |
119,74 |
103,30 |
|
13. Алкогольная продукция |
34593 |
22 |
39201 |
21,07 |
40945 |
20,78 |
113,32 |
104,45 |
|
Всего |
157241 |
100 |
186074 |
100 |
197038 |
100 |
118,34 |
105,89 |
|
Наибольший удельный вес
в структуре товарооборота
Эти группы товаров являются
ассортиментными и в
Для оценки вклада каждой группы товаров в получении доходов магазина «Свенская Ярмарка» проанализируем структуру прибыли от продаж по ассортиментным группам товаров таблица 5.
Из вышеприведенной таблицы 4, было выявлено, что наибольший удельный вес в структуре товарооборота занимает «Алкогольная продукция», «Колбасные изделия, копчености», «Рыбные товары», «Слабоалкогольные напитки», а наименьший удельный вес в структуре товарооборота занимают «Хлебобулочные изделия» и «Молочные продукты».
Анализируя данные за 2012 год, следует, что в абсолютном и относительном значении наибольшую долю в объеме сбыта занимает алкогольная продукция - 20,42% или 97,4 тыс. руб., далее по группам идут колбасные изделия - 15,18% или 75,41 тыс. руб., а также слабоалкогольные напитки - 11,54% или 55,05 тыс. руб. в объеме реализации.
Оставшиеся группы имеют приблизительно равно положение, кроме «сахар и соль», где 1,1% или 5,25 тыс. руб. в общем объеме реализации.
В 2011 г. наблюдается рост прибыли от продаж почти по всем товарным группам, в среднем на 20-23%. Это связано с ростом прибыли от продаж в целом про магазину (23,97%).
В 2012 г. по отношению к 2011 г. этот показатель снижается в целом по магазину на 6,84%, а по товарным группам процент снижения колеблется от 2,42% до 16,32% (Слабоалкогольная продукция).
Можно также отметить, что
резкой динамики в положении групп
за исследуемый период не наблюдается,
а падение уровня показателя прибыли
можно аргументировать
Анализ товарных запасов включает сопоставление фактических их размеров с установленным нормативом (если он рассчитывается) как в объемных, так и в удельных показателях на конкретную дату (по кварталам, месяцам).
Сравнение фактических запасов с нормативом позволяет выявить отклонение размера товарных запасов в ту или иную сторону от норматива и на этой основе изучить степень влияния отдельных товаров на эти отклонения.
Время, необходимое для полного обновления запаса, характеризуется скоростью обращения товаров.
Таблица 6 - Динамика товарных запасов магазина «Свенская Ярмарка» за 2010-2012 гг., тыс. руб.
Товарные группы |
Товарные запасы |
2011 г. в% к 2010 г |
2012 г. в% к 2011 г |
|||
2010 |
2011 |
2012 |
||||
1. Колбасные изделия, копчености |
926 |
1107 |
1200 |
119,59 |
108,37 |
|
2. Рыбные товары |
1309 |
2171 |
2241 |
165,82 |
103,26 |
|
3. Мясные полуфабрикаты (фасованные) |
1208 |
1364 |
1314 |
112,86 |
96,35 |
|
4. Кондитерские изделия |
467 |
523 |
602 |
111,99 |
115,11 |
|
5. Хлебобулочные изделия |
692 |
811 |
875 |
117,29 |
107,79 |
|
6. Мороженое |
154 |
174 |
203 |
113,14 |
116,55 |
|
7. Бакалея |
712 |
754 |
766 |
105,82 |
101,64 |
|
8. Жиры пищевые, маргарин, масло |
421 |
544 |
663 |
129,16 |
121,97 |
|
9. Молочные продукты |
135 |
139 |
147 |
103,18 |
105,43 |
|
10. Сахар, соль |
117 |
140 |
157 |
120,49 |
111,77 |
|
11. Безалкогольные напитки |
486 |
613 |
592 |
126,18 |
96,58 |
|
12. Слабоалкогольные напитки |
1526 |
2092 |
1800 |
137,11 |
86,05 |
|
13. Алкогольная продукция |
2229 |
2936 |
3129 |
131,70 |
106,58 |
|
Всего |
10377 |
13366 |
14266 |
128,75 |
106,73 |
|
Анализируя отклонения товарных запасов 2012 г. от 2010 г., отмечается значительное увеличение товарных запасов по таким группам товаров, как «кондитерские изделия» (15,11%); «жиры пищевые, маргарин, масло» (на 21,97%); «мороженное» (16,55%).
Следует отметить, что такое весомое увеличение запасов могло произойти в результате следующего ряда причин: повышения товарооборота в 2012 г. по сравнению с 2010 г., расширение ассортиментного перечня данных групп продукции.
Проведем анализ товарных запасов от установленного норматива и выявим имеющиеся в наличии отклонения товарных запасов (табл. 7).
Таблица 7 - Анализ состояния товарных запасов магазина «Свенская Ярмарка» за 2010-2012 гг., тыс. руб.
Товарные группы |
Товарные запасы 2010 г |
Товарные запасы 2011 г. |
Товарные запасы 2012 г. |
Товарные запасы рассчитанные по нормативу запасов |
|||||
на период |
однод-невный |
на пер |
однод-невный |
на пер |
однод-невный |
сумма |
дней |
||
1. Колбасные изделия, копчености |
926 |
3,72 |
1107 |
4,45 |
1200 |
4,71 |
1400 |
10 |
|
2. Рыбные товары |
1309 |
5,26 |
2171 |
8,72 |
2241 |
8,79 |
2350 |
5 |
|
3. Мясные полуфабрикаты (фасованные) |
1208 |
4,85 |
1364 |
5,48 |
1314 |
5,15 |
1470 |
7 |
|
4. Кондитерские изделия |
467 |
1,88 |
523 |
2,10 |
602 |
2,36 |
630 |
5 |
|
5. Хлебобулочные изделия |
692 |
2,78 |
811 |
3,26 |
875 |
3,43 |
900 |
1,67 |
|
6. Мороженое |
154 |
0,62 |
174 |
0,70 |
203 |
0,80 |
230 |
7 |
|
7. Бакалея |
712 |
2,86 |
754 |
3,03 |
766 |
3,00 |
800 |
6 |
|
8. Жиры пищевые, маргарин, масло |
421 |
1,69 |
544 |
2,18 |
663 |
2,60 |
660 |
5 |
|
9. Молочные продукты |
135 |
0,54 |
139 |
0,56 |
147 |
0,58 |
150 |
1 |
|
10. Сахар, соль |
117 |
0,47 |
140 |
0,56 |
157 |
0,62 |
150 |
14 |
|
11. Безалкогольные напитки |
486 |
1,95 |
613 |
2,46 |
592 |
2,32 |
650 |
10 |
|
12. Слабоалкогольные напитки |
1526 |
6,13 |
2092 |
8,40 |
1800 |
7,06 |
2200 |
6 |
|
13. Алкогольная продукция |
2229 |
8,95 |
2936 |
11,79 |
3129 |
12,27 |
3400 |
7 |
|
Всего |
10377 |
41,67 |
13366 |
53,68 |
14266 |
55,95 |
14990 |
- |
|
Количество товарных запасов в 2012 году недостаточно для обеспечения торговли без дефицита.
Запасы меньше норматива
на 724 тыс. руб. Магазин будет испытывать
дефицит предложения товаров
в течение 12,9 дней (724/55,96) по некоторым
видам товара до очередной поставки.
Такое состояние может привести
к повышению потребности в
дополнительных денежных средствах, ухудшению
взаимоотношений с
Рассмотрим эффективность использования товарных запасов в магазине «Свенская Ярмарка» в табл. 8.
Таблица 8 - Анализ эффективности товарных запасов магазина «Свенская Ярмарка» за 2010-2012 гг.
Товарные группы |
Средний товарный запас, тыс. руб. |
Скорость товарного обращения, число оборотов |
|||||
2010 |
2011 |
2012 |
2010 |
2011 |
2012 |
||
1. Колбасные изделия, копчености |
926 |
1107 |
1200 |
25,30 |
26,73 |
25,08 |
|
2. Рыбные товары |
1309 |
2171 |
2241 |
15,62 |
11,19 |
11,47 |
|
3. Мясные полуфабрикаты (фасованные) |
1208 |
1364 |
1314 |
15,62 |
16,69 |
17,94 |
|
4. Кондитерские изделия |
467 |
523 |
602 |
14,14 |
15,19 |
13,35 |
|
5. Хлебобулочные изделия |
692 |
811 |
875 |
3,64 |
4,34 |
4,53 |
|
6. Мороженое |
154 |
174 |
203 |
20,42 |
21,07 |
18,53 |
|
7. Бакалея |
712 |
754 |
766 |
7,73 |
7,50 |
9,13 |
|
8. Жиры пищевые, маргарин, масло |
421 |
544 |
663 |
14,57 |
12,66 |
10,25 |
|
9. Молочные продукты |
135 |
139 |
147 |
23,30 |
19,27 |
21,07 |
|
10. Сахар, соль |
117 |
140 |
157 |
25,54 |
26,19 |
25,92 |
|
11. Безалкогольные напитки |
486 |
613 |
592 |
16,18 |
16,04 |
21,58 |
|
12. Слабоалкогольные напитки |
1526 |
2092 |
1800 |
14,43 |
12,60 |
15,13 |
|
13. Алкогольная продукция |
2229 |
2936 |
3129 |
15,52 |
13,35 |
13,09 |
|
Всего |
10377 |
13366 |
14266 |
15,15 |
13,92 |
13,81 |
|
Информация о работе Управление запасами при помощи авс-анализа