Управление запасами при помощи авс-анализа

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Ноября 2013 в 21:59, курсовая работа

Краткое описание

Товарные запасы выступают в качестве необходимого условия оборота товаров. Они создаются на всех стадиях их движения, на складах промышленных предприятий, на заготовительных пунктах, складах оптовых и розничных предприятий. Пожалуй, сейчас мы впервые можем сказать, что на различных предприятиях цель образования товарных запасов и объективные тенденции их развития не имеют принципиальных отличий. Кроме того, что в современном обществе товарные запасы создаются с целью удовлетворения потребностей граждан, в то же время соблюдаются интересы получения максимальной прибыли при реализации товаров.

Вложенные файлы: 1 файл

УО.docx

— 102.53 Кб (Скачать файл)

Получается коэффициент  обеспеченности, который показывает, сколько приходится товарных запасов  на 1 рубль товарооборота.

Таким образом, коэффициент  обеспеченности в 2010 году составил 0,066, в 2011 году 0,0718 и в 2012 году 0,073. Расчет велся следующим образом.

Кобеспеч(2010) = 10377 / 157241 = 0,066 руб.

Кобеспеч(2011) = 13366 / 186074 = 0,071 руб.

Кобеспеч(2012) = 14266 / 197038 = 0,073 руб.,

Это говорит о том, что  в 2010 году на 1 рубль товарооборота  приходилось 0,066 рублей товарных запасов.

В 2011 году обеспеченность товарооборота  выросла на 7,6% по сравнению с прошлым  годом и составила 0,071 рублей на рубль  товарооборота.

Уровень обеспеченности товарооборота  товарными запасами характеризуется  также размером товарных запасов  в днях оборотах. Этот показатель показывает, на сколько дней торговли хватит товарных запасов. Все товары, реализуемые  магазином, разбиты на группы по принципу схожести их составов.

Проанализируем товарооборот магазина по товарным группам (табл. 4).

Таблица 4 - Анализ товарооборота  магазина «Свенская Ярмарка» за 2010-2012 гг.

 

Товарные группы

Товарооборот, тыс. руб.

2011 г. в% к 2010 г

2012 г. в% к 2011 г

 
 

2010 г.

2011

2012 г.

     
 

сумма

%

сумма

%

сумма

%

     

1. Колбасные изделия, копчености

23429

14,9

29586

15,90

30100

15,28

126,28

101,74

 

2. Рыбные товары

20441

13

24304

13,06

25704

13,05

118,90

105,76

 

3. Мясные полуфабрикаты  (фасованные)

18869

12

22771

12,24

23571

11,96

120,68

103,51

 

4. Кондитерские изделия

6604

4,2

7945

4,27

8038

4,08

120,30

101,17

 

5. Хлебобулочные изделия

2516

1,6

3522

1,89

3963

2,01

139,99

112,52

 

6. Мороженое

3145

2

3666

1,97

3762

1,91

116,57

102,62

 

7. Бакалея

5503

3,5

5655

3,04

6990

3,55

102,75

123,61

 

8. Жиры пищевые, маргарин, масло

6132

3,9

6888

3,70

6796

3,45

112,32

98,66

 

9. Молочные продукты

3145

2

2679

1,44

3098

1,57

85,19

115,64

 

10. Сахар, соль

2988

1,9

3666

1,97

4069

2,07

122,71

110,99

 

11. Безалкогольные напитки

7862

5

9831

5,28

12773

6,48

125,04

129,93

 

12. Слабоалкогольные напитки

22014

14

26360

14,17

27229

13,82

119,74

103,30

 

13. Алкогольная продукция

34593

22

39201

21,07

40945

20,78

113,32

104,45

 

Всего

157241

100

186074

100

197038

100

118,34

105,89

 
                   

Наибольший удельный вес  в структуре товарооборота занимает «Алкогольная продукция», в 2012 г. ее вес составил 20,78%, на втором месте в структуре товарооборота составляет «Колбасные изделия, копчености» - 15,28%, «Рыбные товары» и «Слабоалкогольные напитки» составляют -13% в общей структуре товарооборота. Наименьший удельный вес в структуре товарооборота занимают «Хлебобулочные изделия» и «Молочные продукты» от 1,57% до 1,91%.

Эти группы товаров являются ассортиментными и в совокупности представляют товарную номенклатуру магазина «Свенская Ярмарка».

Для оценки вклада каждой группы товаров в получении доходов  магазина «Свенская Ярмарка» проанализируем структуру прибыли от продаж по ассортиментным группам товаров таблица 5.

Из вышеприведенной таблицы 4, было выявлено, что наибольший удельный вес в структуре товарооборота  занимает «Алкогольная продукция», «Колбасные изделия, копчености», «Рыбные товары», «Слабоалкогольные напитки», а наименьший удельный вес в структуре товарооборота  занимают «Хлебобулочные изделия» и  «Молочные продукты».

Анализируя данные за 2012 год, следует, что в абсолютном и  относительном значении наибольшую долю в объеме сбыта занимает алкогольная продукция - 20,42% или 97,4 тыс. руб., далее по группам идут колбасные изделия - 15,18% или 75,41 тыс. руб., а также слабоалкогольные напитки - 11,54% или 55,05 тыс. руб. в объеме реализации.

Оставшиеся группы имеют  приблизительно равно положение, кроме «сахар и соль», где 1,1% или 5,25 тыс. руб. в общем объеме реализации.

В 2011 г. наблюдается рост прибыли от продаж почти по всем товарным группам, в среднем на 20-23%. Это связано с ростом прибыли от продаж в целом про магазину (23,97%).

В 2012 г. по отношению к 2011 г. этот показатель снижается в целом по магазину на 6,84%, а по товарным группам процент снижения колеблется от 2,42% до 16,32% (Слабоалкогольная продукция).

Можно также отметить, что  резкой динамики в положении групп  за исследуемый период не наблюдается, а падение уровня показателя прибыли  можно аргументировать увеличение закупочных цен и резким ростом инфляции за последний период с сохранением  относительно прежнего объема продаж.

Анализ товарных запасов  включает сопоставление фактических  их размеров с установленным нормативом (если он рассчитывается) как в объемных, так и в удельных показателях  на конкретную дату (по кварталам, месяцам).

Сравнение фактических запасов  с нормативом позволяет выявить  отклонение размера товарных запасов  в ту или иную сторону от норматива  и на этой основе изучить степень  влияния отдельных товаров на эти отклонения.

Время, необходимое для  полного обновления запаса, характеризуется  скоростью обращения товаров.

Таблица 6 - Динамика товарных запасов магазина «Свенская Ярмарка» за 2010-2012 гг., тыс. руб.

 

Товарные группы

Товарные запасы

2011 г. в% к 2010 г

2012 г. в% к 2011 г

 
 

2010

2011

2012

     

1. Колбасные изделия, копчености

926

1107

1200

119,59

108,37

 

2. Рыбные товары

1309

2171

2241

165,82

103,26

 

3. Мясные полуфабрикаты  (фасованные)

1208

1364

1314

112,86

96,35

 

4. Кондитерские изделия

467

523

602

111,99

115,11

 

5. Хлебобулочные изделия

692

811

875

117,29

107,79

 

6. Мороженое

154

174

203

113,14

116,55

 

7. Бакалея

712

754

766

105,82

101,64

 

8. Жиры пищевые, маргарин, масло

421

544

663

129,16

121,97

 

9. Молочные продукты

135

139

147

103,18

105,43

 

10. Сахар, соль

117

140

157

120,49

111,77

 

11. Безалкогольные напитки

486

613

592

126,18

96,58

 

12. Слабоалкогольные напитки

1526

2092

1800

137,11

86,05

 

13. Алкогольная продукция

2229

2936

3129

131,70

106,58

 

Всего

10377

13366

14266

128,75

106,73

 
             

Анализируя отклонения товарных запасов 2012 г. от 2010 г., отмечается значительное увеличение товарных запасов по таким группам товаров, как «кондитерские изделия» (15,11%); «жиры пищевые, маргарин, масло» (на 21,97%); «мороженное» (16,55%).

Следует отметить, что такое  весомое увеличение запасов могло  произойти в результате следующего ряда причин: повышения товарооборота  в 2012 г. по сравнению с 2010 г., расширение ассортиментного перечня данных групп продукции.

Проведем анализ товарных запасов от установленного норматива  и выявим имеющиеся в наличии  отклонения товарных запасов (табл. 7).

Таблица 7 - Анализ состояния  товарных запасов магазина «Свенская Ярмарка» за 2010-2012 гг., тыс. руб.

 

Товарные группы

Товарные запасы 2010 г

Товарные запасы 2011 г.

Товарные запасы 2012 г.

Товарные запасы рассчитанные по нормативу запасов

 
 

на период

однод-невный

на пер

однод-невный

на пер

однод-невный

сумма

дней

 

1. Колбасные изделия, копчености

926

3,72

1107

4,45

1200

4,71

1400

10

 

2. Рыбные товары

1309

5,26

2171

8,72

2241

8,79

2350

5

 

3. Мясные полуфабрикаты  (фасованные)

1208

4,85

1364

5,48

1314

5,15

1470

7

 

4. Кондитерские изделия

467

1,88

523

2,10

602

2,36

630

5

 

5. Хлебобулочные изделия

692

2,78

811

3,26

875

3,43

900

1,67

 

6. Мороженое

154

0,62

174

0,70

203

0,80

230

7

 

7. Бакалея

712

2,86

754

3,03

766

3,00

800

6

 

8. Жиры пищевые, маргарин, масло

421

1,69

544

2,18

663

2,60

660

5

 

9. Молочные продукты

135

0,54

139

0,56

147

0,58

150

1

 

10. Сахар, соль

117

0,47

140

0,56

157

0,62

150

14

 

11. Безалкогольные напитки

486

1,95

613

2,46

592

2,32

650

10

 

12. Слабоалкогольные напитки

1526

6,13

2092

8,40

1800

7,06

2200

6

 

13. Алкогольная продукция

2229

8,95

2936

11,79

3129

12,27

3400

7

 

Всего

10377

41,67

13366

53,68

14266

55,95

14990

-

 
                   

Количество товарных запасов  в 2012 году недостаточно для обеспечения  торговли без дефицита.

Запасы меньше норматива  на 724 тыс. руб. Магазин будет испытывать дефицит предложения товаров  в течение 12,9 дней (724/55,96) по некоторым  видам товара до очередной поставки. Такое состояние может привести к повышению потребности в  дополнительных денежных средствах, ухудшению  взаимоотношений с контрагентами, не полное удовлетворение спроса покупателей, а следовательно, к потере прибыли.

Рассмотрим эффективность  использования товарных запасов  в магазине «Свенская Ярмарка» в табл. 8.

Таблица 8 - Анализ эффективности  товарных запасов магазина «Свенская Ярмарка» за 2010-2012 гг.

 

Товарные группы

Средний товарный запас, тыс. руб.

Скорость товарного обращения, число оборотов

 
       
 

2010

2011

2012

2010

2011

2012

 

1. Колбасные изделия, копчености

926

1107

1200

25,30

26,73

25,08

 

2. Рыбные товары

1309

2171

2241

15,62

11,19

11,47

 

3. Мясные полуфабрикаты  (фасованные)

1208

1364

1314

15,62

16,69

17,94

 

4. Кондитерские изделия

467

523

602

14,14

15,19

13,35

 

5. Хлебобулочные изделия

692

811

875

3,64

4,34

4,53

 

6. Мороженое

154

174

203

20,42

21,07

18,53

 

7. Бакалея

712

754

766

7,73

7,50

9,13

 

8. Жиры пищевые, маргарин, масло

421

544

663

14,57

12,66

10,25

 

9. Молочные продукты

135

139

147

23,30

19,27

21,07

 

10. Сахар, соль

117

140

157

25,54

26,19

25,92

 

11. Безалкогольные напитки

486

613

592

16,18

16,04

21,58

 

12. Слабоалкогольные напитки

1526

2092

1800

14,43

12,60

15,13

 

13. Алкогольная продукция

2229

2936

3129

15,52

13,35

13,09

 

Всего

10377

13366

14266

15,15

13,92

13,81

 
               

Информация о работе Управление запасами при помощи авс-анализа