Актуальность применения концепции социального маркетинга в системе здравоохранения

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Октября 2013 в 20:54, реферат

Краткое описание

Некоммерческий маркетинг - маркетинг, осуществляемый организациями и отдельными лицами, которые действуют в общественных интересах или выступают за какую-либо идею и не стремятся к получению финансовой прибыли. Некоммерческий маркетинг осуществляется такими организациями, как агентства по оказанию социальной помощи или благотворительные группы, а также участвующими в выборах политиками. При некоммерческом маркетинге может осуществляться пропаганда идей (например, прав человека), товаров и услуг, но чаще всего он проводится в рамках таких социальных программ, как безопасность на дорогах, охрана окружающей среды, ограничение продажи оружия, экономия энергии. Из-за не вызывающего сомнения успеха коммерческого маркетинга в отраслях, приносящих доход, родилась идея перенести маркетинговую концепцию на некоммерческие организации. В литературе об этом много писал Ф. Котлер.

Содержание

1. Что такое некоммерческий маркетинг
2. Маркетинг в некоммерческой сфере: теоретический аспект
3. Зачем нужен некоммерческий маркетинг
4. Идея трехсекторной модели экономики на примере России
5. Эволюция понятия "маркетинг" в современных рыночных условиях
6. Актуальность применения концепции социального маркетинга в системе здравоохранения
Список литературы

Вложенные файлы: 1 файл

МАВКЕТ.docx

— 47.90 Кб (Скачать файл)

      Косвенные  расходы, включая труд преподавателей  биологии, которые предоставили  время для лекций, проведя плановую  учебную работу в другое время  - У руб. Итого мы получаем N+М+Х+У= стоимость услуги без учета заработной платы. Единственное, что мы можем снизить в этих затратах - транспортные расходы, если возьмемся посещать школы пешком. Но тогда нам придется включить амортизацию подошв.

     Даже если  в сумме эта услуга стоит  не более 30 рублей, все равно  кто-то должен за нее заплатить.  Кто-то должен Купить эту услугу. И этот самый Покупатель является для нас клиентом не менее важным, чем Потребитель услуги.

    Кто же платит  за «бесплатные» услуги:

- Активисты НКО за счет  собственных средств

- Члены НКО, за счет  членских взносов

- Государственный бюджет, за счет специальных статей

- Благотворительные фонды  в виде грантов

- Общественность в виде  пожертвований

- Коммерческие организации  в виде благотворительной помощи

- Состоятельные клиенты,  которые одновременно выступают  Потребителем и Покупателем услуги, причем в стоимость услуги, предоставляемой  этой группе клиентов, закладывается  стоимость «бесплатной» услуги.

     Список можно  продолжить. Любой человек или  организация, поддерживающий деятельность  НКО или платящий за ее услуги  является Покупателем этой услуги, а значит - Клиентом.

    Таким образом практически любая некоммерческая организация обладает двумя клиентскими группами: Потребители и Покупатели.

    Потребители- это те люди, ради которых вы и создали организацию.

    Покупатели - это  люди, которых вы должны убедить  оплатить все ваши расходы  в помощь Получателям.

 

 

 

 

 

 

 

5. Эволюция понятия  "маркетинг" в современных  рыночных условиях

    Согласно классической  экономической теории человеческая  деятельность делится на коммерческую и некоммерческую. Традиционно коммерческой деятельностью занимались коммерческие организации и физические лица с целью получения прибыли. Некоммерческую деятельность осуществляли бюджетные организации и физические лица с целью достижения определенного социального эффекта (не связанного с прибылью).

    Первоначально  понятие маркетинг применялось  только в рамках деятельности  коммерческих организаций (коммерческой  деятельности). Инструменты маркетинга  воспринимались как средство  продвижения товаров и услуг  с единственной целью - получение  прибыли (коммерческий маркетинг). Основные виды коммерческой маркетинговой  деятельности - установление измеримых  целей продаж, изучение конъюнктуры  рынка, разработка продуктов и  услуг на основе существующих  потребностей, их продвижение, реализация  стратегии ценообразования.

    Идея адаптировать  методы коммерческого маркетинга  к специфике некоммерческого  сектора появилась в США в  70-е годы XX века как следствие  роста числа некоммерческих организаций  и резкого обострения конкуренции  между ними. В новых условиях  от некоммерческих организаций  потребовались такие навыки как  умение четко определять позицию  организации на рынке и понимать  потребности клиентов; способность  распространять свои убеждения,  находить сторонников и т.д. 

    Концепция, согласно  которой принципы классического  маркетинга (маркетинга продажи  товаров и услуг) могут быть  использованы некоммерческими организациями  для продажи идей, отношений и  поведения получила название  социальный маркетинг (некоммерческий  маркетинг; маркетинг некоммерческих  организаций, бюджетный маркетинг).

    В современных  условиях рыночной экономики  классическая теория "коммерческая  организация - коммерческая деятельность - коммерческий маркетинг" и  "некоммерческая организация  - некоммерческая деятельность - некоммерческий  маркетинг" становится неприемлемой.

    Происходят изменения  концепции рыночных отношений  в деятельности коммерческих  субъектов. Если несколько десятилетий  назад основной целью организации  было совершить продажу (краткосрочные  отношения), то сегодня главная  цель - создание лояльных потребителей (долгосрочные отношения). Основной  целью деятельности коммерческих  организаций остается прибыль  (экономический эффект). Одновременно, социальный эффект становится  средством формирования позитивного  имиджа фирмы у общественности. Расширяется сфера деятельности  некоммерческих организаций. По  существующему законодательству  многих стран некоммерческие  организации могут осуществлять  коммерческую деятельность с  целью получения прибыли. Вместе  с тем, социальный эффект выступает  в роли главного результата  деятельности некоммерческих субъектов,  от величины и значимости которого  зависит уровень финансирования. Экономический эффект играет  в значительной мере роль "вспомогательную"  роль - коммерческая деятельность  некоммерческих организаций делает  возможным развитие основного  направления - некоммерческой деятельности. В современных условиях организации любого типа (коммерческие и некоммерческие) гибко используют как коммерческую, так и некоммерческую деятельность, направляя ее одновременно на достижение экономического и социального эффектов. В этой связи, целесообразно выделить коммерческую и некоммерческую составляющие маркетинговой деятельности организаций. Сегодня социальная составляющая коммерческого маркетинга выходит на первый план в деятельности организаций различных форм собственности и направлений деятельности.

    Социальный маркетинг  - это видоизмененный и обогащенный  термин традиционного коммерческого  маркетинга товаров и услуг.  Социальный маркетинг выражает  социальную направленность классического  коммерческого маркетинга любого  типа организаций и ориентирован  на интересы, нужды и потребности  всего общества.

    Современная маркетинговая  концепция - это философия бизнеса,  согласно которой удовлетворение  нужд и запросов потребителя  является результатом симбиоза  коммерческой и некоммерческой  маркетинговой деятельности . В зависимости от типа организации превалирует одна из двух составляющих. Обычно коммерческие субъекты основной целью ставят получение прибыли, тогда как некоммерческие организации в первую очередь нацелены на достижение социального эффекта.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

6. Актуальность  применения концепции социального  маркетинга в системе здравоохранения

    В зарубежных  и отечественных источниках концепция  социального маркетинга часто  используется в контексте системы  здравоохранения, так как именно  здравоохранение обеспечивает качественное  улучшение здоровья как общества  в целом, так и каждого отдельного  человека. Для осуществления эффективного  предоставления медицинских услуг  (спектр, качество, стоимость и т.д.) необходимо использование социального  маркетинга в здравоохранении.  Теория социального маркетинга  широко применяется в большинстве  стран мира в программах здравоохранения  по продвижению "здорового  образа жизни" с целью изменения  отношения населения к здоровью. Например, практически все медицинские  учреждения Канады имеют Отдел  Медицинской просветительной работы (Education Services), где пациентам предоставляют  различную информацию о заболеваниях - предлагают литературу и видеофильмы,  проводят лекции, объясняют симптомы  заболеваний, необходимое лечение  и его перспективы. По словам  сотрудников Отдела Просветительной  работы в Palliser Health Authority (Альберта, Канада), пациенты значительно лучше  контролируют ход болезни, если  они участвовали в соответствующей  образовательной программе. Подобные  структуры функционируют в учреждениях  здравоохранения во многих экономически  развитых странах. 

    Здоровье населения  зависит не только от своевременного  оказания профессиональной медицинской  помощи, поскольку система здравоохранения  не в состоянии сделать все  общество здоровым. По оценкам  экспертов здоровье населения  на 25% зависит от существующей  системы здравоохранения. Оставшиеся 75% приходятся на иные, не зависящие  от медицинских работников, факторы  здоровья (экономические и социальные; физические; биологические и генетические  факторы). Очевидно, что изменение  образа жизни к "здоровому"  невозможно без содействия всех  субъектов системы здравоохранения. Ситуация в Российском здравоохранении несколько отличается от зарубежных стран. Неверно утверждение, что в стране отсутствуют социальные программы. В настоящее время в России принят ряд федеральных и региональных целевых программ, цель которых - стабилизация и улучшение эпидемиологической ситуации по социально значимым заболеваниям ("Вакцинопрофилактика", "Онкология", "Сахарный диабет" и т.д.).

    К сожалению,  подобные социальные программы  здравоохранения не выполняются  в полной мере. Основные причины  неэффективной реализации:

     - недостаточное  финансирование отрасли, а также  отсутствие необходимых знаний  и навыков ведения социальных  программ. Решение социальных задач,  поставленных на ближайшие годы  перед Российском здравоохранением, зависит не только от объемов инвестирования программ, но и от настойчивости и профессионализма в работе по их реализации. Следовательно, остро встает необходимость использования имеющегося мирового опыта, применения методов социального маркетинга в отечественной системе здравоохранения.

      В условиях  недостаточного бюджетного финансирования  подавляющее большинство российских  учреждений здравоохранения используют  предоставляемое законодательством  право вести коммерческую деятельность. Следовательно, маркетинг медицинских  организаций, следовательно, можно  рассматривать с точки зрения  коммерческой и некоммерческой  составляющих.

     Коммерческая  составляющая маркетинга медицинских  организаций - концепция бизнеса,  нацеленная на достижение максимальной  прибыли в существующих условиях  внешней и внутренней среды  учреждения здравоохранения. Аналогично, целью некоммерческого маркетинга  в здравоохранении является максимизация  социального эффекта при рациональном использовании необходимых ресурсов, что способствует созданию позитивного образа медицинской организации не только в глазах потребителя, но и инвесторов.

     В Российской  системе здравоохранения в условиях  дефицита бюджетных средств учреждения  здравоохранения стремятся к  увеличению дохода от предпринимательства  с тем, чтобы использовать его  на развитие и совершенствование  некоммерческой деятельности. Коммерческий  маркетинг, таким образом, способствует  расширению материальной и финансовой  базы некоммерческой деятельности - у медицинских организаций появляется  возможность приобретать новое  медицинское оборудование, повышать  заработную плату персоналу. Подобный  симбиоз коммерческой и некоммерческой  составляющих маркетинга здравоохранения  может обеспечить поддержание  и повышение уровня здоровья  населения.

     Современные  мировые тенденции в области  маркетинга здравоохранения - смена  парадигмы от лечения болезни  к поддержанию и повышению  уровня здоровья нации. Ведется  пропаганда не просто отказа  от вредных привычек, но своевременной  диагностики и профилактики заболеваний.

     Как показывает  практика развитых стран, инвестиции  в здоровье, несмотря на значительные  финансовые затраты как со  стороны государства, так и  некоммерческих организаций, экономически  выгодны и окупаются сторицей. Не требуется доказательств тому, что более эффективно, а значит  более рентабельно, не лечить  заболевание на последних стадиях,  а предупреждать его развитие  на ранних этапах. В первую  очередь, это экономически обоснованно  для индивидуального потребителя  медицинских услуг, так как  при своевременной диагностике  заболеваний у человека отсутствует  необходимость тратить значительные  финансовые средства на оперативное  вмешательство, лекарственные средства  и т.д.  В еще большей степени  инвестиции в социальные программы  здравоохранения в долгосрочной  перспективе экономически выгодны  для государства.

    Снижение затрат  на содержание амбулаторно-поликлинических  и стационарных учреждений высвобождает  финансовые ресурсы для реинвестирования  в здравоохранение.  Мировая и  отечественная практика применения  концепции социального маркетинга  для реализации программ здравоохранения  доказала возможность одновременного  достижения социального и экономического  эффектов. Задача органов власти  ускорить процесс её внедрения.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


Информация о работе Актуальность применения концепции социального маркетинга в системе здравоохранения