Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Мая 2012 в 22:43, курсовая работа
Цель курсовой работы - выявление на основе анализа основных этапов жизненного цикла товара и определение политики маркетинга на этих этапах.
Введение…………………………………………………………………………...4
Раздел 1. Теоретические аспекты проблемы жизненного цикла товара…………………………………………………………………………….6
1.1. Понятие жизненного цикла товара и основные этапы жизненного цикла товара………………………………………………………………………………6
1.2. Основные маркетинговые стратегии, применяемые на различных этапах жизненного цикла товара……………………………………………………..…11
1.3. Маркетинговые инструменты, применяемы на различных этапах жизненного цикла товара………………………………………………………16
Раздел 2. Анализ основных этапов жизненного цикла товара компании «Проктер энд Гембел» на российском рынке стиральных порошков………………………………………………………………….……19
2.1. Краткая характеристика компании «Проктер энд Гембел»…………....19
2.2. Анализ основных этапов жизненного цикла товара на примере компании «Проктер энд Гембел»………………………………………………….………21
2.3. Проект рекомендаций по разработке маркетинговых стратегий для продления жизненного цикла товара компании «Проктер энд Гембел»……………………………………………………………..………...…27
Заключение………………………………………………………………………36
- расширить действующие каналы сбыта и найти новые;
- в рекламе перейти
от осведомления к
- снизить цены, чтобы привлечь потребителей, для которых их уровень является доминирующим фактором приобретения товара.
Маркетинговая стратегия на этапе зрелости и насыщения рынка
Продавцам необходимо постоянно искать новые пути в использовании неисчерпаемых возможностей модификации рынка и модификации товара.
Модификация рынка. Компания может увеличить число покупателей «зрелых» марок товаров, оперируя двумя составляющими, которые определяют объём продаж:
Объём продаж = число потребителей марки∙ интенсивность потребления одного потребителя
Выделяют три способа увеличения числа потребителей марки:
1. Завоевание доверия потребителей, не пользующихся товаром.
2. Выйти на новые сегменты
рынка. Фирма выходит на новые
сегменты рынка, выделенные по
географическому,
1. Переманить на свою
сторону клиентов компаний - конкурентов.
Компания призывает оценить её
товар с точки зрения
Модификация товара. Стратегия повышения качества направлена на совершенствование функциональных характеристик товара - его долговечности, надёжности, вкуса.
Эта стратегия эффективна:
- пока существует возможность улучшить качество;
- пока покупатели верят
утверждениям о повышении
- пока достаточно много потребителей готовы заплатить за более высокое качество.
Стратегия улучшения свойств направлена на придание товару новых свойств (например, размер, добавки, аксессуары), делающих его более универсальным, безопасным или удобным. Периодически модернизируя товар, фирма приобретает имидж компании - новатора и завоёвывает приверженность тех сегментов рынка, которые ценят именно эти свойства. Основной недостаток заключается в том, что новые свойства легко копируются конкурентами, и если фирма не будет постоянно стремиться к лидерству, свойства перестанут приносить прибыль.
Стратегия улучшения внешнего оформления заключается в том, что она способствует выделения товара, придания ему черт уникальности и завоеванию приверженности потребителей.
4. Маркетинговая стратегия на этапе спада.
Успешное управление «стареющими» товарами требует от компании решения ряда задач.
Выявление «стареющих» товаров. Задача - разработка системы выявления товаров, вступивших в стадию спада.
Существуют 5 стратегий, которые используют фирмы на данном этапе:
1) Увеличение инвестиций с целью захватить лидерство или укрепить позиции на рынке.
2) Сохранение определённых
уровней капиталовложений, пока
не прояснится ситуация в
3) Сокращение инвестиций,
отказ обслуживать группы
4) Отказ от инвестиций в целях быстрого пополнения денежных средств.
5) Отказ от производства
товара и продажа
Решение об исключении товара из номенклатуры. Если компания принимает решение об исключении товара из номенклатуры продукции, ей необходимо продумать, как это произвести с наибольшей выгодой. Если товар реализуется через каналы сбыта и имеет хорошую репутацию, его можно продать другой фирме. Если производитель не в состоянии найти покупателей на свой товар, ему приходится решать, насколько быстро необходимо изымать его из ассортимента, в каких объёмах сохранять товарно-материальные запасы и на каком уровне поддерживать обслуживание бывших потребителей [14, с.205-208].
1.3.Маркетинговые
инструменты, применяемые на
На этапе внедрения
товара цель - создать рынок для
нового товара. Темп роста продаж зависит
от новизны продукции и от того,
насколько ее желает потребитель. В
зависимости от товара и выбора потребительского
рынка предприятие может
Следовательно, на этом этапе
применяют следующие
- к товару стремятся
привлечь внимание
- на рынок выходят только одну или две базовых модели товара;
- реклама носит информационный характер и дается один раз в целях минимизации издержек;
- реализация товара
- применяется твердая, обоснованная цена.
Цель применения этих маркетинговых
инструментов - сократить продолжительность
стадии внедрения и ускорить начало
стадии роста спроса на товар. Темп
роста спроса на товар и общий
уровень сбыта новой продукции
сильно зависят от двух связанных
процессов в поведении
На этапе роста спроса на товар применяются следующие маркетинговые инструменты:
- привлекают к потреблению
товара массовый рынок
- выводят на рынок всю ассортиментную группу товаров;
- расширяют торговую сеть;
- устанавливают широкий диапазон цен, рассчитанный на различные рыночные сегменты;
- увеличивают затраты на рекламу, которая должна носить убеждающий характер.
Цель применения этих маркетинговых инструментов - ускорить рост спроса на товар и достичь максимальной прибыли.
На этапе зрелости товара
предприятия пытаются сохранить
отличительные преимущества (например,
более низкая цена, качества товара
и гарантии) как можно дольше.
Конкуренция достигает
На этапе зрелости товара
применяется следующие
- привлекают к потреблению товара массового потребителя;
- сохраняют на рынке
всю ассортиментную группу
- используют для реализации товара широкую торговую сеть;
- применяют полную ценовую линию на товары;
- придают рекламе конкурентный характер.
Цель применения этих маркетинговых инструментов - удлинить продолжительность этого этапа жизненного цикла товара, так как объем сбыта и прибыль максимальны.
На этапе спада спроса на товар у предприятий есть три альтернативных направления действий. Во-первых, можно сократить маркетинговые программы, снижая тем самым количество производимого товара; уменьшить число торговых точек, через которые осуществляется продажа и продвижение товара. Во-вторых, оживить товар, изменив его положение на рынке, упаковку или стратегию сбыта. В-третьих, можно прекратить выпуск товара. На этом этапе сокращается сбыт в отрасли, и многие предприятия уходят с рынка, поскольку сокращается число потребителей или они располагают меньшими доходами. Торговый ассортимент концентрируется на наиболее хорошо продаваемых моделях, а в рекламе в информационном стиле подчеркиваются доступность и выгодность цены.
На этапе спада спроса
на товар, ухода товары с рынка
применяются следующие
- подключают к потреблению товара потребителей-консерваторов;
- оставляют на рынке только те товары, которые пользуются максимальным спросом;
- сокращают число торговых точек;
- применяют скрытое и открытое понижение цен;
- переходят к «мягкой» рекламе только информационного и напоминающего характера [3, с.22-24].
Таким образом, цель применения этих маркетинговых инструментов
- сократить продолжительность этого этапа, так как прибыль снижается, а издержки растут.
Раздел 2. Анализ основных этапов жизненного цикла товара компании «Проктер энд Гембел» на российском рынке стиральных порошков
2.1. Краткая характеристика компани
История «Проктер энд Гембел» началась в далеком 1837 году в Цинциннати (США). Тогда Вильям Проктер и Джеймс Гембел собственными руками варили мыло и изготавливали свечи. Перспективный подход к бизнесу позволил скромному бизнесу не только пережить гражданскую войну, суровые финансовые, экономические и политические бури в США, но и развиться к концу столетия в одну из самых передовых американских компаний.
Продукты, разработанные в лабораториях «Проктер энд Гембел» и впервые внедренные компанией, сделали в свое время революцию на потребительском рынке. К наиболее известным товарам в настоящее время относятся:
- первый серийный синтетический стиральный порошок «Тайд», выпущенный в 1946 году;
- далее последовали популярные во всем мире «Ариэль» и «Миф»;
- популярная в России зубная паста «Blend-a-Med»;
- в 1961 году «Проктер энд Гембел», начинает заниматься средствами гигиены, и выпускает знаменитые Pampers.
В 1980-90 гг. «Проктер энд Гембел»
выступила как крупный
В настоящее время компания «Проктер энд Гембел», главный офис которой по-прежнему находится в Цинциннати (штат Огайо, США), производит свыше сорока групп изделий, в ассортимент ее продукции входит более трехсот наименований.
Помимо прямой рекламы, стимулируют
свои продажи с помощью рекламных
акций. Например, с 1998 года «Проктер энд
Гембел» совместно с
В России «Проктер энд Гембел» является признанным лидером на рынке стиральных порошков, моющих средств, шампуней и зубной пасты [1, с.10-11].
2.2. Анализ основных
этапов жизненного цикла
Необходимо изучение жизненного цикла как существующих товаров, так и новых, находящихся еще на этапе разработки.
Для руководства предприятия или фирмы, уже производящих или реализующих конкретный продукт в отдельном регионе сбыта, при позиционировании изделий или услуг надо знать:
1. На каком этапе жизненного цикла он находится.
2. Через какие этапы ему предстоит пройти.
3. На какой общий объем реализации и на какой период времени можно рассчитывать.
4. Каковы тенденции в
динамике продаж (можно ли рассчитывать
на рост сбыта в будущем,
когда необходимо снять
5. Какие изменения в
конструкции, упаковке, дизайне продукта,
в его рекламе или построении
сбытовой сети и когда их
нужно осуществить, чтобы
При анализе нового продукта
предприятию следует четко
- какая неудовлетворенная потребность есть на рынке и в чем она конкретно выражается;
- какова вероятная
Как показывает опыт американской
компании по производству потребительских
товаров «Проктер энд Гембел», для
большинства наименований выпускаемой
про-дукции установлен жизненный цикл
продолжительностью в три года. После
трех лет, как считают специалисты,
на рынок целесо-образно
Располагая данными о
приблизительной структуре