Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Сентября 2012 в 10:23, дипломная работа
Организации следят за внешней обстановкой с целью выявить и ис-пользовать ее благоприятные возможности для достижения корпоративных целей, избежать при этом угрозы препятствий. Этого добиваются пристальным изучением внешней среды на перспективу, составлением перечня возможностей и угроз, которые в дальнейшем позволят как использовать благоприятные возможности, так и найти действенные ответы на вызовы среды. Данный процесс называется анализом факторов внешней среды.
ВВЕДЕНИЕ 3
1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ ВНЕШНЕЙ МАРКЕТИНГОВОЙ СРЕДЫ ПРЕДПРИЯТИЯ 5
1.1. Общая характеристика понятия внешней среды и особенности ее исследования 5
1.2. Основные методы анализа внешней маркетинговой среды предприятия 8
1.3. Роль анализа внешней среды предприятия в повышении эффективности деятельности предприятия 17
2. АНАЛИЗ ВНЕШНЕЙ МАРКЕТИНГОВОЙ СРЕДЫ ПРЕДПРИЯТИЯ ООО «АВТОКОМПЛЕКТ» 21
2.1. Общая характеристика и основные технико-экономические показатели деятельности ООО «Автокомплект» 21
2.2. Анализ внешней конкурентной среды предприятия ООО «Автокомплект» 26
2.3. Анализ основных факторов внешней среды предприятия 35
3. РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ПОВЫШЕНИЮ КОНКУРЕНТОПОСОБНОСТИ ООО «АВТОКОМПЛЕКТ» 44
3.1. Мероприятия по повышению конкурентных преимуществ ООО «Автокомплект» 44
3.2. Совершенствование стратегических целей предприятия 50
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 53
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ\ 55
ПРИЛОЖЕНИЯ 57
2. Ресурсы. Важнейшими ресурсами являются рабочая сила, земля, сырье и энергоносители.
3. Роль государства. Правительственная политика. Многие структурные изменения, оказывающие влияние на эффективность компаний, — результат действия соответствующих законов, нормативных актов или институциональной практики государства. Кроме того, чрезвычайно важна эффективная работа самих органов государственного управления23.
В рамках данных программ целесообразно рассмотрение ряда вопросов, таких как:
Таким образом, компании работают сегодня и сейчас, и вопросы эффективности волнуют их в текущем и стратегическом режиме, следовательно, руководителям компаний важно разрабатывать и внедрять систему критериев оценки эффективности деятельности. Наличие такой системы позволит компании создавать и контролировать адекватную стратегию развития компании.
Современная внешняя среда предприятий характеризуется чрезвычайно высокой степенью сложности, динамизма и неопределенности. Способность приспосабливаться к изменениям во внешней среде – основное условие в бизнесе и других сферах жизнедеятельности. Более того, во все возрастающем числе случаев – это условие выживания и развития. Организации должны, с одной стороны, постоянно осознавать новый характер изменений в окружающей среде и эффективно на них реагировать. С другой стороны, необходимо иметь в виду, что сами организации генерируют изменения во внешней среде, выпуская новые, например, виды товаров и услуг, используя новые виды сырья, материалов, энергии, оборудования, технологий.
2. Анализ внешней маркетинговой среды предприятия ООО «Автокомплект»
2.1. Общая характеристика и основные технико-экономические показатели деятельности ООО «Автокомплект»
ООО «Автокомплект» является юридическим лицом, имеет расчетный счет, текущий и валютные счета в банке. Общество имеет круглую печать, содержащую его полное фирменное наименование на русском языке и указание на место нахождения общества, имеет штамп и бланки со своим фирменным наименованием, собственную эмблему, а также зарегистрированный в установленном порядке товарный знак и другие средства индивидуализации. Целью создания предприятия является получение прибыли, создание рабочих мест на территории г. Арзамас и Нижегородской области. Цель организации – удовлетворенность клиентов в качественном продукте, отличном сервисе и при этом получение прибыли.
В Приложении 5 представлена организационная структура ООО «Автокомплект». Во главе всей фирмы ООО «Автокомплект» стоит генеральный директор. Он решает самостоятельно все вопросы деятельности предприятия, без особой на то доверенности действует от имени фирмы, представляет её интересы во всех отечественных предприятиях, фирмах и организациях.
Финансовые результаты деятельности предприятия характеризуются суммой полученной прибыли и уровнем рентабельности. Анализ финансовых результатов включает в себя анализ формирования балансовой прибыли и анализ показателей рентабельности. С использованием формы №2 «Отчет о прибылях и убытках» и формы №1 «Баланс предприятия» (Приложения 6, 7, 8, 9) составим таблицу 2.1.
Таблица 2.1.
Анализ финансовых результатов ООО «Автокомплект» за 2008-2010г. (тыс.руб.)
Показатели |
2008г. (т.руб.) |
2009г. (т.руб.) |
2010г. (т.руб.) |
Отклонения 2009г. к 2008г. (т.руб.) |
Отклонения 2010г. к 2009г. (т.руб.) |
Изменения 2010г. к 2008г., в % |
Доходы и расходы по обычным видам деятельности |
||||||
1.Выручка (нетто) от оказания услуг (за минусом обязательных платежей). |
13878 |
12559 |
13189 |
-1319 |
630 |
95,04 |
2.Себестоимость, работ, услуг. |
11679 |
11453 |
12497 |
-226 |
1044 |
107 |
3.Комерческие расходы |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
4.Управленческие расходы |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
5.Прибыль (убыток) от продаж |
2199 |
1106 |
692 |
-1093 |
-414 |
31,47 |
Прочие доходы и расходы |
||||||
6.Проценты к получению |
27 |
20 |
16 |
-7 |
-4 |
59,26 |
7.Прочие доходы |
783 |
0 |
41 |
-783 |
41 |
5,24 |
8.Прочие расходы |
420 |
228 |
206 |
-192 |
-22 |
49,05 |
9. Текущий налог |
222 |
250 |
139 |
-28 |
111 |
62,61 |
10. Прибыль (убыток) до налогообложения |
1979 |
993 |
543 |
-986 |
-450 |
27,44 |
11. Чистая прибыль |
1757 |
744 |
404 |
-1013 |
-414 |
31,47 |
12. Среднесписочная численность персонала, чел. |
69 |
61 |
63 |
-8 |
+ 2 |
91,30 |
Динамика основных показателей деятельности предприятия за 2008-2010гг. видна на рис. 2.1.
Рисунок 2.1. Динамика соотношения основных показателей деятельности ООО «Автокомплект» за 2008-2010гг. (%)
Говоря о динамике
соотношений показателей
Проанализируем состав прочих доходов и расходов ООО «Автокомплект». Сумма прочих расходов предприятия за 2010 год составила 206 тыс.руб. 38% от общей доли расходов составили проценты за заемные средства и 37% - оплата за расчетно-кассовое обслуживание банков. Оборотный капитал значительно превышает основной, поэтому предприятие, испытывая дефицит финансовых средств и, пытаясь в установленные сроки выплатить заработную плату рабочим и служащим, вынуждено брать заемные средства.
Выручка от реализации товаров, продукции, работ и услуг предприятия на протяжении всего анализируемого периода была непостоянной. В 2009г. по сравнению с 2008г. она уменьшилась на 1319 тыс.рублей, а в 2010г. увеличилась по сравнению с 2009г. на 630 тыс. рублей. При этом себестоимость продукции в 2010г. возросла по сравнению с 2009г. на 1044 тыс.рублей, когда произошел спад себестоимости в отличие от 2008г. на 226 тыс.рублей.
Вследствие неустойчивого финансового состояния предприятия, прибыль оно получило в 2010г. на 1013 тыс. руб. меньше, чем в 2009г. и в 2009г. по сравнению с 2008г., и на 414 тыс. руб. еще снизилась в 2010г. Это в основном произошло из-за увеличения себестоимости товаров в 2010г. на 1044 тыс. руб., несмотря на ее снижение в 2009г. по сравнению с 2008г. на 226 тыс.руб.
Прибыль ООО «Автокомплект» уменьшилась в 2009г. по сравнению с 2008г. на 1093 тыс.руб., и еще на 414 тыс. руб. уменьшилась в 2010г. Прочие расходы ООО «Автокомплект» в 2009г. снизились на 192 тыс.рублей по сравнению с 2008г. и еще на 22 тыс.руб. они снизились в 2010г.
Таким образом, финансовое состояние ООО «Автокомплект» характеризируется системой показателей, отражающих состояние капитала в процессе его кругооборота и способность субъекта хозяйствования финансировать свою деятельность на фиксированный момент времени.
В Приложении 10 представлены стадии процесса принятия решений в ООО «Автокомплект». Принятие решений, как и обмен информацией, - составная часть любой управленческой функции. Характеризуя полный цикл управленческой деятельности, состоящий из целепологания, планирования, организации, координации, контроля и корректировки целей, легко заметить, что он, в конечном счете, представлен в виде двух элементов управления: подготовки и осуществления управленческих решений.
Под внешней средой организации понимаются все условия и факторы, возникающие в окружающей среде, независимо от деятельности конкретной фирмы, но оказывающие или могущие оказать воздействие на её функционирование и поэтому требующие принятия управленческих решений. SWOT - анализ является довольно широко признанным подходом, позволяющим провести совместное изучение внешней и внутренней среды. Методология SWOT предполагает сначала выявление сильных и слабых сторон, а также угроз и возможностей.
В табл. 2.2. представлена динамика изменения объёмов продаж предприятия на территории г. Арзамаса и Нижегородской области.
Таблица 2.2.
Динамика изменения объемов продаж на территории области
Наименование продукции |
единица измерения |
2007г. |
2008г. |
2009г. |
Запасные части и комплектующие |
тыс. руб. |
103,9 |
153,1 |
254,8 |
Аксессуары и элементы тюнинга |
тыс. руб. |
78,6 |
87,5 |
132,3 |
В 2005 году руководство предприятия в целях обеспечения определенной независимости от внешних факторов, на фоне неблагоприятных условий, решилось на создание фирменной сети магазинов, контроль деятельности которых осуществляется отделом продаж и тремя торговыми офисами предприятия. Не располагая собственными помещениями и арендуя их у Комитета по имуществу, предприятие в течение 4- х лет наращивало численность магазинов, как на территории города, так и за ее пределами. Анализ состояния фирменных каналов сбыта в динамики показан в табл. 2.3.
Таблица 2.3.
Численность фирменных
магазинов и оптовых баз предпр
Наименование торговых физических единиц |
2007г. |
2008г. |
2009г. |
ФИРМЕННЫЕ МАГАЗИНЫ ВСЕГО : |
11 |
17 |
22 |
Фирменные магазины в городе ВСЕГО: |
9 |
11 |
15 |
Фирменные магазины по районам области ВСЕГО : |
2 |
6 |
7 |
ОПТОВЫЕ ФИРМЕННЫЕ БАЗЫ ВСЕГО: |
9 |
6 |
6 |
Оптовые базы по районам области ВСЕГО: |
5 |
4 |
4 |
Оптовые базы за пределами области ВСЕГО : |
1 |
1 |
1 |
Из таблицы 2.4. можно сделать вывод о том, что происходит рост количества фирменных магазинов как в городе, так и в районах Самарской области, тогда как общее количество оптовых фирменных баз, находящихся в ведении центрального склада и трех вспомогательных складов предприятия снизилось по Тольятти и области, а за пределами области осталось на том же уровне.
2.2. Анализ внешней конкурентной среды предприятия ООО «Автокомплект»
Цель маркетингового исследования внешней среды предприятия – в результате анализа внешней среды предприятия собрать информацию, с помощью которой будут разработаны стратегические рекомендации по повышению его конкурентоспособности.
Прежде всего, для анализа внешней среды проведем анализ уровня реальных доходов населения области.
Увеличение оборота розничной торговли говорит о том, что услуги пользовались и будут пользоваться большим спросом, а реальное увеличение доходов покупателей приводит к тому, что потребитель не отдает предпочтение дешевой продукции, а предпочитает разумное соотношение между ценой и качеством продукции. Причем приоритет отдается более, последнему фактору, т.е. качеству. На рисунке 2.2. представлена динамика реальных доходов населения.
Рисунок 2.2. Динамика реальных доходов населения24
В таблице 2.4. приведена общая характеристика сегментации рынка автозапчастей г. Тольятти, составленная на основе опроса покупателей магазина.
Таблица 2.4.
Сегментация рынка автозапчастей
№ |
Целевой сегмент |
Доля в общем объеме продаж, % |
Характерные требования |
1 |
Покупатели на один раз |
25 |
Единожды приобретают товар в магазине, низкая цена, невысокие требования к качеству. |
2 |
Постоянные покупатели |
48 |
Специальные запросы к продукции, деталировка, обслуживание при покупке, послепродажные системы скидок. |
3 |
Посредники |
26,5 |
Специальные запросы определенных моделей продукции, качество, скидки. |
4 |
Прочие потребители |
0,5 |
Особое качество, особые условия покупки |