Анализ маркетинговых исследований на предприятии

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Февраля 2014 в 13:23, курсовая работа

Краткое описание

Современная экономика характерна взаимодействием трех основных ее субъектов: производителя, потребителя и государства. Каждый из этих участников хозяйственных процессов имеет конкретные цели, в соответствие с которыми и строит свою деятельность. В условиях рыночного хозяйства для успешной работы его субъектов особое значение приобретают глубокие знания рынка и способность умело применять инструменты воздействия на складывающуюся на нем ситуацию. Совокупность таких знаний и инструментов и составляют основу маркетинга.

Содержание

Введение
1 Основные понятия и опыт проведения маркетинговых исследований
1.1 Сущность и основные направления маркетинговых исследований
1.2 Процесс и методика проведения маркетинговых исследований
1.3 Цели, задачи и назначение маркетинговых исследований
2 Анализ маркетинговых исследований ОАО «Этанол»
2.1 Технико - экономическая деятельность ОАО «Этанол»
2.2 Маркетинговая информационная система ОАО «Этанол»
2.3 Исследование маркетинговой деятельности ОАО «Этанол»
3 Предложения по совершенствованию проведения маркетинговых исследований на ОАО «Этанол»
3.1 Подходы к изучению рынка на основе маркетинговых исследований
3.2 Рекомендации по совершенствованию маркетинговой деятельности ОАО «Этанол»
Заключение

Вложенные файлы: 1 файл

пример по маркетингу.docx

— 150.48 Кб (Скачать файл)

После 1917г. завод  был национализирован и перешел  в руки государства.

Первую послевоенную продукцию завод дал в 1949году. Уже в первый год после восстановления на предприятии производилось 1000 декалитров спирта в сутки.

К началу 90-х годов  завод ежегодно вырабатывал около  миллиона декалитров спирта, более 2,5 тысяч  тонн хлебопекарных дрожжей, около 1 тысячи тонн двуокиси углерода, более 1 тысячи тонн сброженного яблочного сока.

19 ноября 1992года  произошла реорганизация государственного  спирт завода в акционерное  общество открытого типа "Этанол". В этот же период была присоединена  сеть торговых точек. Создание  сети фирменной торговли подтолкнуло  предприятие к освоению нового  вида производства - ликеро-водочного, что позволило увеличить выпуск товарной продукции на 187%.

Для увеличения ассортимента продукции: вин, винных напитков и ликероводочных изделий, в 2000г. в ОАО "Этанол" появилось  новое структурное подразделение - сельскохозяйственный комплекс, был  присоединен совхоз "Моногаровский".

Виды деятельности.

1. Основными видами  деятельности Общества являются  производство, хранение, поставка и  реализация:

-  спирта этилового ректификованного;

-  спирта этилового, в том числе денатурата;

-  масла сивушного;

-  углекислоты;

-  дрожжей хлебопекарных;

-  сока яблочного натурального;

-  вин плодово-ягодных;

-  напитков винных;

-  водки и ликероводочных изделий;

-  виноматериалов плодово-ягодных сброженно-спиртованных;

-  спиртосодержащей не пищевой продукции, а также другие виды производственной деятельности, при осуществлении которых в качестве сырья или вспомогательного материала используется этиловый спирт.

2. Не основными  видами деятельности Общества  являются:

-  торгово-закупочная деятельность (оптовая и розничная торговля), в том числе на комиссионных началах;

-  общественное питание;

-  производство, переработка и реализация сельскохозяйственной продукции;

-  коммерческая и посредническая деятельность;

-  внешнеэкономическая деятельность;

-  производство строительных, ремонтных и реставрационных работ;

-  осуществление грузопассажирских перевозок;

-  бытовые услуги.

Сеть фирменных  торговых предприятий состоит из 8торговых точек, включая ресторан, кафе. Для реализации ликероводочной продукции организован акцизный, оптовый склад. Сельско - хозяйственный комплекс имеет площадь сельхозугодий -1824га, в том числе наличие пашня составляет -1049га.

Среднегодовая мощность производства:

- спиртового:908,9 тыс.  дал.

- дрожжи хлебопекарные:3,04 тыс. тонн

- углекислота жидкая:1140 тонн

- напитки винные, вино плодовое 

ликероводочные  изделия: 242 тыс. дал.

-  водка: 245,2 тыс. дал.

Основные виды продукции.  

ОАО «Этанол» производит выпуск спирта в ассортименте:

- Спирт высшей  очистки;

- Спирт «Экстра»;

- Спирт «Люкс». Ликероводочной  продукции:

- Винные напитки  - 4 наименования;

- Вина - 5 наименований;

- Настойки  - 3 наименования;

- Водки - 21 наименование;

- Дрожжей  - 1 наименование.

Ликероводочная  продукция выпускается в бутылках емкостью 0,25л., 0,5л. Сувенирная продукция  выпускается в оригинальной упаковке емкостью от 0,45л. до 4,8л. Дрожжи в расфасовке по 100г и 1000г.

Помимо основных видов продукции общество является производителем и прочей продукции. В состав которой входит молоко, мясо КРС и свинины, зерно, яблоки нескольких сортов, 41 наименование кондитерских изделий( торты, пирожные), 17 наименований продукции цеха полуфабрикатов (пельмени, зразы, голубцы, манты, салаты в ассортименте).

За 2002-2007гг значимых изменений по основным составляющим рынка производства и продажи  спирта и алкогольной продукции  не произошло. В 2006-2007 в связи с  введением системы ЕГАИС и  перелицензированием Покупателей продукции эмитента объем  производства и сбыта уменьшился. В 2007 году рынок производства и сбыта спирта и алкогольной продукции постепенно стабилизируется.

Основной хозяйственной  деятельностью предприятия является производство, хранение и реализация спирта этилового ректификованного (пищевого), винно-водочных изделий, хлебопекарных  и спиртованных дрожжей.[Приложение А]

Таблица 2 -  Основная хозяйственная деятельность предприятия

Виды основной хозяйственной  деятельности

Доля выручки в общей  сумме полученных доходов за отчетный квартал

Спирт

26,4

Винно-водочные изделия

39,5

Дрожжи хлебопекарные

16,4

Итого от основной деятельности

82,3


Анализ технико-экономических  показателей ОАО «Этанол» включает расчет многих показателей, первым из которых является товарная продукция. Данные за базовый и отчетный год  говорят об уменьшении данного показателя на 26919 тыс.руб.

Следующим рассматриваемым  показателем выступают материальные затраты на выпуск товарной продукции. На ОАО «Этанол» данный показатель увеличился в 2007 году до уровня 141745 тыс.руб., что говорит об увеличении материальных затрат на 20485 тыс.руб. (или на 16,8%).

Размер чистой прибыли  на ОАО «Этанол» уменьшился до 44521 тыс. руб., что на 4659 тыс.руб. меньше, чем в 2006году.

Рассматривая себестоимость  товаров, продукции, работ, услуг нельзя не заметить также уменьшения на 10371 тыс.руб.

Фонд оплаты труда  на «ОАО «Этанол» уменьшился на 2363,5 тыс. руб. по сравнению с 2006 годом и  составил 43448,4 тыс. руб. в 2007 г. Такой  показатель как среднемесячная зарплата одного работника она увеличилась  на 731,4руб.

Ряд следующих показателей  отражает такое понятие как прибыль  –чистый доход, созданный в сфере материального производства. В 2006 г. – 11288 тыс. руб., в 2007 г. уже 5386 тыс. руб. Наблюдается уменьшение  на 5902 тыс. руб.

Среднегодовая стоимость  основных средств (многократно участвующие  в производственном процессе, но сохраняющие  свою натуральную форму до полного  изнашивания; свою стоимость переносят  на стоимость вновь созданной  продукции по частям в виде амортизационных  отчислений). Данный показатель определяется как среднее между стоимостью основных фондов на начало и на конец  года. В 2006 г. данная стоимость составила 66558,5 тыс. руб., в 2007 г. – 64958,5 тыс. руб. наблюдается  уменьшение.

Таким образом, ОАО  «Этанол» в период с 2006 по 2007 годы является платежеспособным, но необходимо уделить  внимание полученным финансовым результатам, так как постоянное снижение чистой прибыли и рентабельности продаж свидетельствует о колебаниях в  финансовом состоянии.

 

2.2 Маркетинговая  информационная система ОАО «Этанол»

Известно, что в  настоящее время большинство  организационных вопросов изучается  с точки зрения системного подхода. В организации маркетинговых  исследований огромную роль играет маркетинговая  информационная система (МИС).

Маркетинговая информационная система – это взаимосвязанная, непрерывно действующая структура, содержащая людей, технику и методы сбора, обработки и выдачи адекватной, своевременной и достоверной  информации для использования при  принятии решения в рамках маркетинговой  программы фирмы.

Концептуальная  модель маркетинговой информационной системы ОАО «Этанол» включает четыре сравнительно обобщенные подсистемы: внутреннюю информацию, маркетинговые исследования, текущую внешнюю информацию, обработку и анализ информации.

Маркетинговая информационная система включает в себя целый  набор методов сбора информации.

Любая маркетинговая  деятельность начинается с поиска информации и  в первую очередь опубликованной, т.е. с поиска литературы.

Методы поиска литературы охватывают  следующие способы отыскания нужной информации:

-обращение к  энциклопедическим, техническим  и другим словарям;

-использование  библиотечных каталогов и указателей;

-консультации с  библиографами или сотрудниками  патентной службы;

-обращение к  реферативным журналам;

-использование  единой системы и технической  информации (типа “телемаркет”) и т.д.

В процессе маркетинговых  исследований наиболее часто используются методы интервьюирования и анкетного  опроса.

Метод интервьюирования потребителей имеет целью собрать  информацию, известной только потребителям данного изделия или услуги. Это, как правило, ограниченный круг лиц, хорошо знающих товар и проблемы рынка. Интервьюирование проводится по заранее составленному вопроснику. Вопросы и ответы регистрируются либо в виде протокольной  записи, либо в виде магнитофонной записи, либо с помощью телеаппаратуры. Одно из главных требований интервьюирования состоит в том, что берущий интервью глубоко вникает в суть проблемы и может из ответов потребителей извлечь нужную информацию. Интервьюирование – самый быстрый и дешевый способ получения информации.

Метод анкетного  опроса ставит своей целью собрать  полезную информацию среди большой  группы населения. Этот вид исследования требует тщательной предварительной  подготовки, которая включает:

-составление анкеты, включающей вопросы, необходимые  для  изучения, и исследования одной или нескольких проблем, или конкретной ситуации;

-определение категории  лиц, располагающих необходимыми  видами информации;

-определение размера  и характера выборки;

-распространение  анкеты;

-сбор ответов;

-прочтение и  анализ ответов, и извлечение  необходимой информации.

Кроме методов интервьюирования и анкетного опроса, в процессе маркетинговых исследований используются следующие методы.

Методы исследования поведений потребителей имеет целью:

-исследование модели  поведения потребителей нового  изделия и предсказания их  предельных характеристик;

-изучения путем  наблюдения или моделирования  особенно важных аспектов поведения  как малоискушенных. так и опытных потребителей данного товара;

-зафиксирования предельных значений качественных характеристик товара, превышение которых приводит к возникновению неудобств в эксплуатации, поломок, ошибок и т.д.;

-зафиксирование отзывов потребителей о качественных характеристиках товара с целью дальнейшей его доработки и т. д.

Метод мозговой атаки  имеет целью стимулировать группу  лиц (разработчиков товара) к быстрому генерированию большого количества идей. Организация мозговой атаки:

-отбирается группа  специалистов-разработчиков товара, способных мыслить неординарно;

-вводится правило,  запрещающее критиковать любую  идею, какой бы она ни казалась;

-высказывается  много идей, затем участники должны  скомбинировать идеи и путем  отбора оставить две три наиболее  оптимальные;

-отобранные идеи  фиксируются, и каждой из них  дается оценка в короткое время  (например, за 10минут). Быстрота –  важнейший фактор мозговой атаки;

-на основе идеи, получившей лучшую оценку, формулируется  окончательное решение проблемы.

Утверждают, что  «мозговая атака» повышает качество решения во много раз. При этом одновременно могут быть разрешены и сопутствующие главной проблеме подпроблемы. Практика применения этого метода показывает, что шесть человек могут за полчаса выдвинуть 150 идей и еще через полчаса решить проблему. Бригаде же проектировщиков могут на ту же работу понадобиться недели или месяцы.

Метод синектики используют, чтобы направить спонтанную активность мозга и нервной системы на исследование и преобразование проектной проблемы. Тщательно подбирается группа специалистов в самостоятельный «отдел разработок»; группе передаются сложные проблемы, которые не может решить основное подразделение (например, ОГК), и предоставляются достаточное время и ресурсы. В группу синектиков включаются, как правило, два – три приглашенных специалиста со стороны и работники различных отделов предприятия. Критериями отбора специалистов служат: гибкость мышления, диапазон знаний, практический опыт, возраст (от 25 до 40 лет) и контрастность психологических типов (сангвиники, меланхолики и т.д.). Группе предоставляется отдельное помещение, выделяются средства, оснащаются лаборатории, испытательные стенды и т.д. Группа создает несколько прототипов будущего изделия(аналог0, из которых затем выбирается оптимальный.

Последовательность  решения проблемы следующая:

-формулировка проблемы, данная руководством предприятия;

-дискуссия, в  ходе которой члены группы  выясняют свои взгляды на очевидные  решения, которые едва ли дадут  нечто большее, чем простое  сочетание существующих решений  (например, мозговая атака);

-поиск аналогий, позволяющих выразить проблему  в терминах, хорошо знакомых специалистам  группы по опыту  их работы;

-определение главных  трудностей, противоречий, препятствующих  решению проблемы;

-формировка решения  каждым из участников, использующих  один из типов аналогии.

При слишком абстрактной  проблеме идеи развиваются до того момента, когда члены группы могут  изготовить и испробовать прототипы  изделия (несколько вариантов). Привычное  постепенно превращается в необычное  исполнение (создается принципиально  новое изделие, продукт, технология и т.д.). С помощью этого метода найден, например, более простой  принцип устройства приводов с постоянной скоростью вращения вала, создаются  новые модели автомобилей и другой техники.

Информация о работе Анализ маркетинговых исследований на предприятии