Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Сентября 2014 в 23:34, курсовая работа
Таким образом, целью курсовой работы является анализ макро- и микросреды рынка спортивных услуг в целом по России и по Пензенской области, а также принятие решения о перспективах создания фитнес – центра в г. Пенза.
Для достижения поставленной цели, необходимо решить следующие задачи:
В рамках анализа макросреды рынка спортивных услуг исследовать политические, экономические, социально – культурные, технологические факторы, оказывающие влияние на развитие спортивного бизнеса;
В рамках анализа микросреды исследовать потребителей и конкурентов фитнес – центра;
Сделать вывод о привлекательности рынка спортивных услуг.
Введение................................................................................................................... ...3
1. Анализ макросреды рынка спортивных услуг.....................................................5
1.1 Анализ политико-правовой среды................................................................... ...5
1.2 Анализ экономической среды.............................................................................9
1.3 Анализ социально-культурной среды...............................................................14
1.4 Анализ технологической среды ........................................................................18
2. Анализ микросреды рынка спортивных услуг...................................................23
2.1 Анализ потребителей..........................................................................................23
2.2 Анализ конкурентов............................................................................................26
Заключение................................................................................................................28
Библиографический список.....................................................................................30
Рисунок 1 – Динамика основных показателей реальных доходов населения
Индустрия фитнес – центров – это сезонный бизнес. С мая по сентябрь наблюдается значительное снижение посещаемости – из-за того, что люди в данный период предпочитают проводить время на курорте, на даче, на природе. Также резкое снижение посещаемости происходит в декабре и январе – по причине новогодних праздников.
Согласно последним статистическим данным Росстата, инфляция в России за весь 2013 год составила 6,45%. В том числе в декабре индекс потребительских цен вырос на 0,51%. Отмечается, что в 7 субъектах Российской Федерации инфляция в декабре составила 1% и более. Уровень инфляции показан в таблице 1 [31].
Таблица 1- Уровень Инфляции в России, %
Янв |
Фев |
Мар |
Апр |
Май |
Июн |
Июл |
Авг |
Сен |
Ок |
Ноя |
Дек |
Год. | |
2014 |
0,59 |
0,70 |
1,29 | ||||||||||
2013 |
0,97 |
0,56 |
0,34 |
0,51 |
0,66 |
0,42 |
0,82 |
0,14 |
0,21 |
0,57 |
0,56 |
0,51 |
6,45 |
2012 |
0,50 |
0,37 |
0,58 |
0,31 |
0,52 |
0,89 |
1,23 |
0,10 |
0,55 |
0,46 |
0,34 |
0,54 |
6,6 |
Сейчас всё большую остроту приобретает проблема безработицы, хотя известно, что многие просто предпочитают работать неофициально - получать высокую зарплату и пособие, не платя налогов. Экономическая активность населения в возрасте 15-70 лет Пензенской области (по данным выборочных обследований в среднем за ноябрь 2012г.- январь 2013г.) приведена в таблице 3.
Таблица 3 - Экономическая активность населения
Экономически - активное население, тыс. чел |
Занятые |
Безработные |
Уровень экономической активности населения, % |
Уровень занятости, % |
Уровень безработицы, % | |
686,8 |
650,9 |
35,9 |
2012г. |
2013г. |
59,6 |
5,2 |
66,9 |
62,9 |
Уровень занятости населения в 2013г. (отношение численности занятого населения к общей численности населения соответствующего возраста) составил 62,9%, что на 4% меньше прошлого года. Уровень безработицы (отношение численности безработных к численности экономически активного населения) – 5,2% в соответствии с таблицей 3. Немаловажным критерием анализа экономической среды, является соотношение предложения и спроса. В декабре 2013 года составило 3,3 резюме на одну вакансию. Максимальное значение данного показателя пришлось на февраль (4,4 резюме на одну вакансию), минимум был зафиксирован в июне (3,1 резюме на одну вакансию). Динамика соотношения предложения и спроса представлена на рисунке 2 [31].
Российский рынок фитнес – услуг, существенно уступает по объему предложения американскому и европейскому, темпы его роста стремительны. За минувший год он только в Москве увеличился в полтора раза и достиг, по данным агентства маркетинговых и социологических исследований MAGRAM Market Research (MAGRAM MR), 450-500 млн $. Емкость общероссийского рынка оценивается в 500 млн $. В регионах эта цифра значительно меньше, порядка 5-20 млн $. В Пензе этот показатель равен 5-15 млн $. В настоящее время в Москве функционирует около 900 фитнес – центров. Что касается города Пензы, то фитнес - индустрия в нашем регионе еще зарождается, поэтому потенциал развития фитнеса в городе все еще остается огромным [31].
Сегодня объем отечественного рынка фитнес - услуг составляет всего 1% от общемирового. Кроме того, нельзя не отметить тот факт, что большая часть фитнес - клубов сконцентрирована в Москве и Санкт-Петербурге. А в провинции эта ниша практически не занята. По данным маркетинговых исследований больше половины (53%) российского рынка фитнес - услуг сосредоточено в столице. В Санкт-Петербурге расположено 17% клубов. А на долю регионов приходится лишь треть общего количества клубов.
Объем рынка фитнес - услуг Пензы в деньгах сократился на 15% и составил порядка 95 млн. руб. Клиенты стали отдавать предпочтение более дешевым абонементам и сократили траты на дополнительные услуги. Это позволило начинающим фитнес - центрам укрепиться на рынке фитнес - услуг и занять активную позицию [17, С. 204].
Несмотря на кризис, пензенцы не отказались от посещения фитнес -клубов. Сейчас около 17 тыс. жителей города посещают фитнес - центры (этот показатель примерно на уровне 2010 г.). Правда, произошло перераспределение клиентского потока: около 10% клиентов премиальных заведений перешли в средний сегмент. В начале 2012 г. спрос на фитнес - услуги начал расти, но, как признают аналитики, он пока не соответствует предложению. Это произошло из-за того, что в 1990-х годах фитнес, как времяпрепровождение, стал очень популярным, тогда спрос превышал предложение, но это длилось не долго. В скором времени открылось множество фитнес - центров, которые пришли в упадок во время кризиса [17, С. 205].
Доля корпоративных клиентов в общем объеме посетителей фитнес - центров сократилась в два раза. К концу 2012 г. она составляла около 5%. Сейчас, по словам экспертов, она начинает постепенно увеличиваться, но только в фитнес - центрах среднего ценового сегмента. Заключение корпоративных договоров является неотъемлемой частью борьбы за долю рынка, при заключении договора снижается цена абонементы за месяц, но завоевываются «новые» клиенты, которые приходят в данную организацию работать.
Чистая рентабельность в премиум - и мидл - сегментах снизилась на 25–30% относительно 2012 г. Основная причина — бонусы и скидки, которые клубы используют для удержания и привлечения клиентов. Также выросли затраты на коммунально – эксплуатационные расходы, импортные расходные материалы, оборудование.
На данный момент в Пензенской области насчитывается около 35 фитнес – центров. Интерес наших соотечественников к спорту только начал расти, поэтому при анализе фитнес - центра особую роль занимает изучение экономических факторов. Они напрямую воздействует на деятельность самого центра и на материальное состояние клиентов. В ситуации экономической нестабильности финансовое положение фитнес - центра может сильно измениться. Поскольку его посещение не входит в услуги первой необходимости, то и клиенты в условиях экономии могут отказаться от больших затрат. Поэтому сегодня организации, предоставляющие спортивные услуги, делают ставку не на развитие сети и расширение, а на укрепление бренда, расширение линейки услуг, использование инновационных технологий, закупку нового современного оборудования, привлечение различной возрастной группы потребителей [21, С. 256].
Таким образом, в ходе анализа экономической среды, были выявлены следующие возможности:
- Рост доходов населения;
- Снижение уровня инфляции, т. е. снижение процентной ставки;
- Увеличение реальных зарплат;
Угрозы, выявленные в ходе анализа экономической среды:
- Влияние сезонности на рынок фитнес – услуг;
- Снижение уровня занятости населения.
1.3 Анализ социально – культурной среды
Целью анализа социально – культурной среды рынка спортивных услуг является выявление развития потребительских предпочтений в области спорта, определение потенциала рынка и перспективы развития фитнес – центра в данной сфере.
Социальные факторы характеризуются положением отдельных слоёв общества, распределение его по принадлежности к различным классам, уровнем социальной стабильности, характером социальной борьбы и конфликтов, а также различиями в социально-экономическом положении отдельных групп населения. В социально-культурной среде формируются потребительские предпочтения, которые и зависят от всех перечисленных ранее факторов [16, С. 192].
Слово «фитнес» произошло от английского «fitness» - «соответствие», «пригодность», «приспособление». В Россию фитнесс пришел относительно недавно, около 20 лет назад. К тому моменту россияне практически забыли, как нужно следить за собой. До начала исторических изменений в 80-е годы в нашей стране фитнесса не было. Был только спорт и физкультура. Целью занятий спортом в глобальном плане являлось достижение наилучших результатов по сравнению с другими спортсменами. В советское время все связанное со спортом было делом престижа государства, поэтому спортивная индустрия переживала эпоху расцвета, свидетельством того являлось количество медалей, которые наши спортсмены привозили с мировых соревнований любого уровня. С начала 80-х годов физкультура в нашей стране перестала развиваться. С каждым годом наши стадионы и спортивные комплексы морально устаревали, нового оборудования не разрабатывалось, исследовательская работа в области физкультуры и спорта практически не велась. И потому, когда через несколько лет в Москве открылся первый фитнесс - клуб, построенный по стандартам западной физкультурной науки, все восприняли это как абсолютно новое явление. Принципиальное отличие нового фитнеса от физкультуры состоит в том, что теперь люди сами должны оплачивать хорошую физическую форму. И это совершенно нормально для современной жизни. Следовательно, фитнес - это образ жизни, позволяющий укрепить и сохранить здоровье человека, уравновесить эмоциональное состояние, совершенствовать физическую форму, а также помогающий полноценно жить человеку [16, С. 194].
В настоящее время фитнесом в России занимаются чуть более 300 тыс. человек - это лишь 0,2% населения. Для сравнения: в США - мировой лидер в данной области - 14,1% жителей (39,4 млн. человек). Даже если взять менее развитый британский рынок, разница с Россией будет ощутимой - в Британии фитнесом занимаются 6% жителей (3,5 млн. человек). Иными словами, резервы у российского фитнес - рынка определенно есть.
Для изучения потребителей фитнес – центров Пензенской области, необходимо провести анализ населения по возрастным группам. В результате, которого, можно выявить возрастной сегмент посетителей фитнес – центров. В таблице 2 показано распределение населения по возрастным группам.
Годы |
2010 |
2011 |
2012 |
2013 |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
в возрасте: 0-4 |
58,9 |
61,0 |
63,1 |
65,2 |
5-9 |
54,6 |
54,8 |
55,5 |
56,8 |
10-14 |
67,1 |
62,6 |
60,1 |
57,6 |
15-19 |
106,5 |
97,4 |
87,3 |
78,9 |
20-24 |
110,7 |
114,5 |
115,7 |
114,6 |
25-29 |
97,1 |
98,1 |
100,2 |
103,0 |
30-34 |
94,8 |
94,3 |
95,2 |
95,4 |
35-39 |
91,0 |
92,0 |
92,3 |
93,1 |
40-44 |
103,6 |
98,3 |
93,4 |
90,9 |
45-49 |
121,3 |
119,2 |
116,3 |
111,5 |
50-54 |
112,0 |
112,7 |
115,0 |
115,4 |
Продолжение таблицы 2
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
55-59 |
101,6 |
104,3 |
104,2 |
103,9 |
60-64 |
47,2 |
53,7 |
65,1 |
78,6 |
65-69 |
86,7 |
79,1 |
65,7 |
53,0 |
70 и старше |
142,9 |
146,0 |
150,7 |
155,3 |
мужчины и женщины 0-15 |
198,3 |
194,2 |
192,5 |
193,1 |
мужчины 16-59, женщины 16-54 |
863,9 |
856,3 |
846,6 |
834,1 |
мужчины 60 и более, женщины 55 и более |
333,8 |
337,5 |
340,7 |
346,0 |
В настоящее время, численность населения Пензенской области по данным Росстата составляет 1 360 587 чел. (2014г.). В ходе анализа, было выявлено, что основными потребителями фитнес – услуг являются женщины до 30 лет. Мужчины реже посещают фитнес - центры, и в основном - в молодом возрасте (до 35 лет). К 40 годам спортивная активность снижается у всех групп потребителей. Только около 11% мужчин и 9% женщин старше 45 лет посещают фитнес - клубы. Изменения в половом, возрастном составе населения Пензенской области, оказывают влияние на посещение фитнес – центров [31].
Следует рассмотреть показатель насыщенности рынка, который в крупных и развивающихся городах значительно различается. Это в основном обусловлено финансовой обеспеченностью горожан. В Москве в секторе VIP (стоимость услуг превышает $350 в месяц, или стоимость клубной карты превышает 2500 долларов в год) [14, С. 138].
Региональный рынок фитнес - услуг, в частности г. Пензы, можно условно разделить лишь на 2 сегмента: премиум и нижний. Причем в отличие от крупных городов и Москвы, годовая карта в регионах стоимостью 400$ соответствует самому дорогому ценовому сегменту. Что касается нижнего сегмента, здесь представлены местные студии шейпинга, аэробика, тренажерные залы и прочие, где час занятий стоит 500 руб., следует отметить, что на сегодняшний день средний ценовой сегмент еще не сформировался.
Информация о работе Анализ привлекательности рынка спортивных услуг