Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Октября 2012 в 10:51, курсовая работа
Цель данной работы - рассмотрение истории развития маркетинга в России, как науки.
Задачи:
2. Разобрать эры развития маркетинга.
3. Рассмотреть историю возникновения и развития маркетинга в России.
При написании данной работы использовалась учебная и методическая литература.
Введение…………………………………………………………………………2-3
Глава I. Теоретические основы маркетинга
1.1 Сущность маркетинга…………………………………………………...….4-8
1.2. Формы маркетинга в современной рыночной экономике…………..….8-10
1.3. Эры развития маркетинга………………………………………….……10-15
1.4. Эра взаимоотношений………………………………………………..…15-16
Глава II. Анализ развития маркетинга в России
2.1. Основные этапы развития маркетинга…………………………………17-23
2.2. О специфике Российского маркетинга…………………………………23-25
Заключение…………………………………………………………………...26-27
Список литературы……………………………………………………………....
Трудности со сбытом заставили фирму заняться исследованием рынка, маркетингом своей продукции.
Большинство исследовательских
фирм, предоставляющих экономическую
информацию, не выходили в своей
деятельности за рамки областей, в
которых реально работали их организаторы.
Имевшиеся социологические
Для сбора необходимой
информации пришлось проводить довольно
дорогостоящее полевое
В целом можно было констатировать
наличие большого дефицита маркетинговой
информации, как в области рынка,
так и рынка потребительских
товаров. Так мало было информации о
характеристиках
Несколько более отрадную
картину в конце 80-х годов представляла
собой реклама. Именно в этот период
она начала бурно развиваться
и на внутреннем рынке. Реклама проникла
на центральное и местное
На описании состояния других элементов маркетинга в этот период авторы не считают необходимым останавливаться, поскольку существенных сдвигов в них не было. Организационно в ряде фирм оформились отделы маркетинга, но по сути это были небольшие рекламные подразделения.
На рубеже 1992 - 1993 годов в экономике России произошли изменения, которые позволяют говорить о начале нового этапа в развитии Российского маркетинга. С одной стороны, макроэкономические показатели России продолжали ухудшаться. Но с другой стороны, реформы, начатые правительством Е. Гайдара, привели к качественно иному характеру экономических отношений в Российской экономике, и к положению, когда маркетинг становится необходимым большинству фирм. Конечно, сдвиги видны были, прежде всего, в крупных городах, таких как, Москва, Санкт-Петербург, Екатеринбург, Нижний Новгород. [1 стр. 42]
Два основных фактора способствовали развитию маркетинга - это приватизация и падение платежеспособного спроса. Либерализация цен, начатая в январе 1992 года (исключая цены на энергоносители), привела к тому, что обесценились денежные сбережения большинства населения. Сводный индекс потребительских цен за 1992 год вырос в 26 раз. Около 40 % населения оказались ниже уровня бедности (оп потребительской корзине, включающей товары длительного пользования) и примерно 20 % - ниже уровня физиологического минимума. За счет этого даже при снижении объемов производства каналы сбыта были насыщены товарами.
Фактором, способствующим насыщению
рынка, явилась либерализация внешней
торговли. Из-за рубежа завозится значительное
количество товаров, которые составляют
конкуренцию отечественной
Все эти факторы плюс более реальная угроза банкротства (вышел указ президентства о банкротствах) заставляли прибегать предприятия к маркетингу. Прежде всего, это касалось предприятий, производящих средства производства (инвестиционная активность резко снизилась из-за галопирующей инфляции) и товары длительного пользования. В Санкт-Петербурге большое количество предприятий вынуждено было устанавливать неполную рабочую неделю из-за того, что товары не находят спроса. Имело место также закрытие и перепрофилирование ряда торговых предприятий, реализующих товары длительного пользования (начали реализовывать пищевые продукты, находящиеся в более выгодном положении в плане спроса на них).
В России на сегодняшний
день маркетинговую деятельность в
том или ином виде осуществляют производственные
предприятия и предприятия
Направления развития маркетинга
отличаются от общепринятых вследствие
объективных факторов переходной экономики:
сокращения объемов товарного
Анализ маркетинговой
деятельности в России показывает,
что вкладываемые в маркетинг
средства используются не эффективно,
контроль деятельности не осуществляется,
а потребитель, вследствие этого, несет
дополнительные затраты. Маркетинговая
деятельность в большинстве случаев
осуществляется бессистемно и эпизодически
в виде решения отдельных
2.2. О специфике Российского маркетинга
Главным сейчас для российских
предприятий, фирм, банков является их
способность дать потребителю товар
(продукт) более высокого качества или
обладающий какими-то новыми свойствами,
причем за умеренную цену. Во все
большей степени начинает работать
основное требование современного рынка
– выпуск необходимой потребителю
продукции. Естественно, возможности
производителя и состояние
С этих позиций можно выделить четыре основных типа предприятий.
Первый не занимается маркетингом, а порой и не представляет, что это такое. Руководители таких предприятий ведут работу по примитивной схеме – они пытаются продать продукцию, полагая, что ее наличие у предприятия уже есть гарантия повышенного интереса к этой продукции со стороны покупателей.
Однако в развитых странах принято, что поставщик сам ищет покупателя. Зарубежный опыт показывает, что найти покупателя – одна из самых ответственных операций для любой фирмы. Существует даже профессия "файндера" – человека поиска, основной задачей которого является нахождение рынка сбыта для определенной продукции, помощь в выборе покупки по оптимальной цене и др.
Во втором случае на предприятии реализуются лишь отдельные элементы маркетинга (например, реклама или сервис). Изучение рынка, конкурентов просто игнорируется.
Наглядным примером в этом отношении может быть ситуация, сложившаяся на рынке чая. Закупки этой продукции в Шри-Ланке за последние годы достигли уровня, характерного для конца 80-х годов. Тогда СССР был одним из основных импортеров цейлонского чая. Однако в настоящее время российские фирмы предпочитают заключать контракты на покупку низких сортов этого чая. По мнению экспертов, поставки низкосортного чая в Россию могут в конечном счете вызвать отрицательную реакцию российских потребителей, и в долгосрочной перспективе цейлонский чай просто потеряет репутацию одного из лучших сортов.
Третий вариант предполагает использование группы взаимосвязанных элементов маркетинга (например, изучение рынка и производство продукции под потребности покупателя).
Примером в этом отношении может служить работа АО "Люберецкие ковры". С началом рыночных преобразований комбинат благодаря динамичному руководству одним из первых вписался в рынок. Был обновлен ассортимент продукции, увеличился объем производства. Однако внутренний рынок ковровых изделий перехватили иностранцы. Пользуясь неразвитостью потребностей россиян, они наводнили рынок дешевыми синтетическими коврами. Из-за неравных условий конкуренции Люберецкий комбинат вынужден был сократить производство и в итоге увяз в долгах.
Однако и в этой ситуации
руководство предприятия нашло
выход из, казалось бы, безвыходного
положения. Выручил маркетинг. Если
раньше предприятие выпускало
Четвертый тип предприятия осуществляет производственно-хозяйственную деятельность, целиком переориентированную на принципы маркетинга как концепцию управления рынком. Другими словами, маркетинг управляет всем комплексом производства и реализации продукции.
Характерный пример в этом отношении – деятельность российской компании "ЛВС корпорейшн", которая занимается новой областью компьютерного бизнеса – системной интеграцией. "Для нас клиент перестает быть просто покупателем, он становится партнером, – говорит вице-президент компании. – Наши отношения с ним предполагают долгосрочное сотрудничество". Фирма не только продает, но и осуществляет модернизацию оборудования, оказывает техническое содействие клиентам, в числе которых Центральный банк России и Государственная Дума.
Заключение.
Термин “маркетинг” возник в США на рубеже ХIХ--ХХ веков, а как ведущая функция управления маркетинг стал рассматриваться с 50-х годов.
В результате исследования
истории становления
Первый этап: 1860-1930г соответствует
концепции совершенствования
Второй этап - 1930-1950гг. - концепция
совершенствования товара. Суть: потребитель
будет благосклонен к тем товарам,
которые имеют наилучшие
Третий этап: 1950-1960 гг. связан
с развитием концепции
Четвертый этап - 1960-1980 гг. В
это время развивается