Анализ рынка банковских платёжных карт в Республике Беларусь

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Ноября 2014 в 18:37, контрольная работа

Краткое описание

В настоящее время маркетинг выступает системой организации всей деятельности фирмы по разработке, производству и сбыту товаров на основе комплексного изучения рынка и реальных запросов покупателей с целью получения высокой прибыли. Другими словами, современная система маркетинга ставит производство в зависимость от запросов потребителей.
Маркетинговая стратегия предприятия определяет, на каких рынках работать компании, с какими сегментами, потребителями, а также какую продукцию необходимо производить, какие ценности заложить в бренд, какой тип ценообразования выбрать, какие каналы сбыта и канала товародвижения лучше использовать, как организовать коммуникации и продвижение.

Содержание

Введение…………………………………………………………………………...
4
1. Анализ рынка банковских платёжных карт в Республике Беларусь

2. Сегментация и анализ поведения потребителей на банковском рынке Республики Беларусь……...

3. Позиционирование ЗАО "Платежная система БЕЛКАРТ" и стратегия компании на белорусском рынке

Заключение………………………………………………………………………..

Список использованных источников……………………………………………

Вложенные файлы: 1 файл

Промышленный маркетинг.doc

— 712.50 Кб (Скачать файл)

 Следует отметить, что  граждане большинства высокоразвитых  государств уже давно ощутили  преимущества банковской пластиковой  карточки и пользуются ею при  расчетах за товары и услуги. Не только получают наличные в банкоматах, но и оплачивают авиабилеты и счета за проживание в гостинице с помощью электронных платежей. Банковская пластиковая карточка является не только удобным платежным инструментом, но и безопасным средством совершения электронного платежа, получения наличных денег.

 

2. СЕГМЕНТАЦИЯ И АНАЛИЗ ПОВЕДЕНИЯ ПОТРЕБИТЕЛЕЙ НА БАНКОВСКОМ РЫНКЕ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ.

 

Безналичные расчеты посредством банковских карточек в Беларуси  с каждым годом набирают популярность.  Кроме того, все больше предприятий и организаций перечисляет зарплату своим сотрудникам на пластиковые карты.  Рано или поздно большинству белорусов приходится обратиться в банк за карточкой. И у некоторых в этом случае встает вопрос – какой платежной системе отдать предпочтение?

 На сегодняшний день  банки Беларуси эмитируют карточки  платежных систем Visa и MasterCard, а также  национальной системы БелКарт. Карточки Maestro относятся к международной  платежной системе MasterCard Worldwide, к  ним применимы те же правила, что и по карточкам MasterCard. Зачастую Maestro оформляется в качестве зарплатной карты. Однако поскольку Maestro – наиболее дешевые карточки системы, по ним действует больше ограничений.

 По сути, для держателя обычной стандартной карты, например,  Visa Classic или MasterCard Standard,  никакой разницы практически нет. Есть лишь внутренняя градация – по типам карточки, однако сейчас речь идёт об отличиях именно платежных систем.

 Так, оплачивая товары  и услуги с использованием  карточек Maestro и БелКарт-М, необходимо подтверждать операцию вводом ПИН-кода. При использовании карточки Visa Electron  обязательного ввода ПИН-кода не требуется, операция подтверждается лишь проставлением подписи на карт-чеке.

 Кроме того, за открытие  и обслуживание карточки Visa, MasterCard, Maestro разные банки взимают в зависимости от типа карточки определенную плату. Карты 'БелКарт' открываются бесплатно.

 Итак, если сравнивать  международные платежные системы, то в плане  совершения операций  на территории Беларуси большой разницы между ними нет. Однако традиционно карточки Maestro обходятся дешевле, чем Visa, часто банки даже не взимают плату за их обслуживание. Кроме того, в отличие от многих карточек Visa, при открытии Maestro не требуется каких-либо обязательных первоначальных взносов или неснижаемых остатков.

 Вместе с тем, карты  Маestro  менее распространены, чем Visa, поэтому по ним могут быть  установлены некоторые ограничения. К примеру, далеко не все банки  эмитируют Маestro для расчетов  в Интернете и далеко не на всех сайтах к оплате принимаются карточки Маestro. Visa, как правило, - более универсальный инструмент, который принимается по всему миру.

В основе всех финансовых операций, которые осуществляются посредством Visa, лежит доллар, для операций же в системе MasterCard основной валютой является евро. Таким образом, во избежание дополнительных комиссий за конверсию, в Европе выгоднее расплачиваться MasterCard, а в США –  Visa.

 Что касается пластиковых  карточек национальной системы 'БелКарт', то основной особенностью внутренней платежной системы является ее локальный характер, что не позволяет воспользоваться карточкой за рубежом. С одной стороны, это ограничивает возможности держателя карточки, с другой – это более безопасно с точки зрения ее повседневного использования.

По статистике Национального Банка Республики Беларусь, каждый второй белорус владеет картой БЕЛКАРТ.

Белстат гласит: пять с половиной миллионов карт национальной платежной системы сейчас на руках. Это 43,3 % от общего числа. Почти также на отечественном рынке популярна международная Visa – 40%. Систему MasterCard предпочитает 16% белорусов.

 

 

Рис. 1. Количество банковских платежных карточек, находящихся в обращении по состоянию на 1 июля 2014 года

В сумме карт международных платежных систем всё же больше – 56%. Но, для сравнения – в соседней России доля локальных платежных систем не превышает 10%, а в Казахстане – 9%. Так что непопулярной карточки платежной системы БЕЛКАРТ точно не назовешь.

 

 

 

Рис. 2. Доля выпущенных платежных карточек локальных и международных систем в странах СНГ

Почти две трети из этого числа активно обслуживается терминалами. Это более трех миллионов карт. По частоте использования БЕЛКАРТ и Visa идут плечо к плечу: 3,3 млн и 3,4 млн человек соответственно.

При этом динамика в данном направлении положительная- всё большее количество держателей карт не откладывают их на полку, а активно используют для совершения разнообразных платежей.

 

Рис.3. Доля активных карт в разрезе платежных систем РБ

Но до сих пор есть предприятия, где выплачивают зарплату наличными. До сих пор есть турфирмы, гостиницы, музеи и другие объекты торговли и сервиса, которые обделены терминалами для безналичных расчетов. Или их не хватает. По статистике, на две организации торговли (сервиса) приходятся 3 терминала. Но прирост по сравнению с прошлым годом внушительный: 14,3% по банкоматам, 13,3% по инфокиоскам и 42,7% по терминалам на кассах.

 

 

 

Рис. 4. Характеристика эквайринговой инфраструктуры РБ

Так, вместо ещё пару лет назад популярного вопроса "Можно ли у вас расплатиться карточкой?" в обиход входит прочное, причем звучащее уже из уст продавца: "У вас наличные? Или карта?".

Рассмотрев статистические данные текущего периода, а также проанализировав состояние карточного рынка страны в целом, далее представлено использование SWOT-анализа для комплексной оценки рыночного положения и перспектив деятельности ЗАО "Платежная система БЕЛКАРТ".  Кратко представлены сильные, слабые стороны платежной системы, возможности и угрозы развития компании.

 

 

 

Сильные стороны деятельности:

Слабые стороны деятельности:

-полная работоспособность карт в любом месте обслуживания на территории РБ;

-дифференциация стоимости  обслуживания по уровню карт;

-современные технологии  подключения;

-известность бренда;

-эффективные рекламные кампании для привлечения новых держателей карт;

-обширные  внутренние ресурсы;

-активная работа с  социальными сетями;

- отсутствие  поддержки интернет- платежей всеми  банками-эмитентами;

- отказ от  чипа и переход на магнитную  полосу (для не-кобрендинговых карт)

-долгое соединение  с call-центром;

-слабое послепродажное  обслуживание;

Возможности:

Угрозы:

-разнообразие уровней  карт и, как следствие, возможность  выхода в премиум и платинум- сегменты;

-увеличение зоны эквайринга в регионах;

-выход на международный рынок;

-ослабление регулирования  отрасли со стороны государства;

-рост покупательской  способности населения, и, как следствие, рост оборотов безнальных платежей;

-отток действующих клиентов;

-появление быстроразвивающегося  игрока на рынке МПС;

-изменения законодательства;

-ухудшение экономической  ситуации в стране (падение покупательской  способности граждан);


 

.

Таблица 2. – SWOT-анализ деятельности ЗАО "Платежная система БЕЛКАРТ"  
3. ПОЗИЦИОНИРОВАНИЕ ЗАО "ПЛАТЕЖНАЯ СИСТЕМА БЕЛКАРТ" И СТРАТЕГИЯ КОМПАНИИ НА БЕЛОРУССКОМ РЫНКЕ

 

Платежная система БЕЛКАРТ – это совокупность юридических лиц, в том числе банков, а также правил и процедур, обеспечивающих осуществление эмиссии, эквайринга, процессинга, использование банковских платежных карточек БЕЛКАРТ и проведение расчетов по операциям с использованием карточек БЕЛКАРТ.

Миссия компании: «Будучи платежной системой, созданной в нашей стране, мы защищаем финансовые интересы Республики Беларусь и способствуем росту ее благосостояния. Тем самым мы заботимся о благополучии белорусов».

Цели и задачи ЗАО "Платежная система БЕЛКАРТ".:

- обеспечение реализации государственных программ, предусматривающих повышение доли безналичных расчетов посредством использования банковских платежных карточек и сокращение наличного денежного оборота;

- обеспечение массового использования карточек БЕЛКАРТ для проведения безналичных расчетов, получения наличных денежных средств, предоставления различных информационных и иных услуг на территории Республики Беларусь;

- организация расчетов между участниками платежной системы БЕЛКАРТ;

- взаимодействие с другими платежными системами, построенными на основе банковских платежных карточек и/или электронных денег.

Локальная платежная система — это государственный инструмент, который, в первую очередь, должен обеспечивать экономическую безопасность страны. Если говорить о целях любой внутренней платежной системы, то это обеспечение реализации государственных программ, предусматривающих повышение доли безналичных расчетов посредством использования банковских платежных карточек и сокращение наличного денежного оборота.

ЗАО "Платежная система БЕЛКАРТ", как владелец товарного знака БЕЛКАРТ, осуществляет общее и текущее управление платежной системой БЕЛКАРТ, обеспечивает развитие организационной, нормативной и технологической базы платежной системы БЕЛКАРТ, разработку и проведение рекламных и маркетинговых мероприятий, направленных на продвижение платежной системы БЕЛКАРТ.

История ЗАО "Платежная система БЕЛКАРТ":

Март 1994 г. – принято решение о начале работ по созданию системы «БелКарт»

30 декабря 1994 г. - получено свидетельство  о регистрации товарного знака  «БелКарт»

26 сентября 1995 г. – выполнена первая  операция по карточке «БелКарт»  с микропроцессором

Апрель 2001 г. – начало межбанковских расчетов на основе многостороннего клиринга

Январь 2002 г. – внедрена оплата услуг в устройствах самообслуживания

30 июня 2004 г. – учреждено ЗАО  «Платежная система «БелКарт»

Февраль 2007 г. внедрена услуга интернет-банкинга

21 сентября 2007 г. ЗАО «Платежная система «БелКарт» присоединено к ОАО «Банковский процессинговый центр»

Август 2008 г. – начало массовой эмиссии карточек «БелКарт-М»

Октябрь 2009 г. – выпущена 1 000 000 карточка «БелКарт-М»

Июль 2012 г. - на территории Белоруссии обращении находится 4 630 000 карточек платежной системы "БелКарт". Сеть обслуживания карточек "БелКарт" включает не менее 3107 банкоматов, 3126 инфокиосков и 7175 терминалов. Не менее 30921 организаций торговли и сервиса принимают карточки "БелКарт". Платежной системой покрыто более 90% объектов эквайринговой инфраструктуры страны. На 01.07.2012 доля банков в объеме выпуска карт "БелКарт-М" выглядела следующим образом: Беларусбанк - 63,5 %; Белагропромбанк - 15,7 %; БПС-Сбербанк - 12,8 %; Другие банки - 8 %.

Ноябрь 2012 г. - не менее чем в 34 тыс. организаций установлено свыше 52 тыс. платежных терминалов для безналичных расчетов с использованием карточек "БелКарт", функционирует 4143 инфокиоска для безналичной оплаты услуг и 3528 банкоматов.

3 декабря 2012 г. - ЗАО "Трастбанк" выпущена первая в системе "БелКарт" неперсонализированная карта. Выпущена первая неперсонализированная карта "БелКарт"

01 апреля 2013 г. - проведен рестайлинг  платежной системы БЕЛКАРТ. Изменению  подверглось наименование платежной  системы (вместо "БелКарт" - БЕЛКАРТ), принят новый товарный знак (символическое изображение цветка василька, с синими лепестками-карточками). С 01.01.2014 новый логотип наносится на все выпускаемые в обращение карточки платежной системы.

16 августа 2013 г. - подписание договора о создании ЗАО "БЕЛКАРТ". Учредителями выступили ОАО "Банковский процессинговый центр", ОАО "АСБ Беларусбанк", ОАО "Белагропромбанк" и ОАО "Белинвестбанк".

1 октября 2013г. - Минским городским  исполнительным комитетом зарегистрировано  самостоятельное юридическое лицо ЗАО "Платежная система БЕЛКАРТ"

Заключено ко-брендинговое соглашение с международной платежной системой MasterCard по выпуску ко-брендинговых карточек.

Достигнут 100% охват торговой инфраструктуры по приему к оплате карточек БЕЛКАРТ.

Карточки БЕЛКАРТ принимаются к оплате в Интернет-магазинах доменной зоны by.

С целью повышения имиджевого потенциала платежной системы, проведен рестайлинг БЕЛКАРТ.

Разработан и утвержден новый товарный знак платежной системы БЕЛКАРТ.

Проведена диверсификация карточных продуктов. Выделены следующие типы карт:

БЕЛКАРТ-СТАНДАРТ;

БЕЛКАРТ-ПРЕМИУМ;

БЕЛКАРТ-КОРПОРАТИВНАЯ;

БЕЛКАРТ-ПРЕДОПЛАЧЕННАЯ;

БЕЛКАРТ-ИНТЕРНЕТ;

БЕЛКАРТ-ДЕТСКАЯ.

Информация о работе Анализ рынка банковских платёжных карт в Республике Беларусь