Анализ текущего состояния рынка фитнес-услуг г. Москвы

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Ноября 2011 в 20:48, курсовая работа

Краткое описание

Целью курсового проекта было получение ответов на следующие вопросы:
В каком состоянии находится рынок фитнес-услуг в настоящий момент?
Как развивается данный рынок?
Кто является производителем фитнес-услуг на московском рынке?
Кто является потребителем?

Содержание

Вступление 3
1. Текущее состояние и динамика рынка фитнес-услуг 5
1.1 Описание продукта 5
1.2. Анализ структуры и динамики российского рынка фитнес-услуг 5
1.3. Классификация фитнес- центров 8
1.4. Особенности фитнес-центров 11
2. Анализ конкурентов на рынке фитнес-услуг 13
2.1. Краткая характеристика основных участников рынка 13
2.2. Анализ конкурентной среды 15
2.3. Тенденции в направлении конкуренции между основными игроками рынка 18
3. Анализ поведения потребителей 19
3.1 Процесс принятия решения 19
3.3 Анализ потребительских сегментов 20
4. Аналитическое резюме 25
Список использованной литературы

Вложенные файлы: 1 файл

Курсач.фитнес.doc

— 1.06 Мб (Скачать файл)
 

Министерство  образования и науки РФ

Государственное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

     «ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ УПРАВЛЕНИЯ» 

     Институт маркетинга

     Кафедра маркетинга 
 
 

     Курсовой  проект

     по  модулю «Маркетинговая аналитика» 
 

на  тему: «Анализ текущего состояния рынка фитнес-услуг г. Москвы» 
 

Студент     Колесникова М.В.   ____________   ____маркетинг 3-1___

                                          (Ф.И.О.)                            (подпись)                       (специальность, курс, группа) 
 

Дата сдачи  законченной работы   «____» _________ 2010 г.

Дата проверки  «____» _________ 2010 г. 

«Допустить  к защите» ________________________       __________

                                                        (  ФИО., уч.звание, уч. степень руководителя)              (подпись) 
 

Оценка ______________________________              _____________

                           (Ф.И.О., уч.звание, уч. степень руководителя)                                  (подпись) 
 
 
 
 
 
 

     Москва - 2010 г. 

     Содержание

Вступление

 

     Российская  фитнес-индустрия очень молода. Еще  десять лет назад в России никто  не употреблял это “западное” слово  и, тем более, не рассматривал управление спортивно-оздоровительными учреждениями как выгодные инвестиционные проекты. 

     Сейчас  управлять фитнес-центром не только модно и престижно, но также и выгодно. Подтверждением этого является стремительное увеличение количества фитнес-центров и рост их доходов. 

     На  данный момент фитнесом в Москве занимаются более 4% населения, и этот процент будет расти в связи с увеличением  количества людей, приобщающихся к ведению здорового образа жизни.  

     По  оценкам специалистов, фитнес-индустрия в нашей стране является второй по динамике развития после индустрии высоких технологий. 

     Ввиду возрастающего интереса к данному  рынку, был выполнен курсовой проект, в котором были рассмотрены главные вопросы, касающиеся московского рынка фитнес-услуг.  

     Целью курсового проекта было получение  ответов на следующие вопросы: 

  • В каком  состоянии находится рынок фитнес-услуг  в настоящий момент?
  • Как развивается данный рынок?
  • Кто является производителем фитнес-услуг на московском рынке?
  • Кто является потребителем?
 

           Для решения данных вопросов были определены следующие задачи: 

  • Описать текущее состояние и динамику российского рынка фитнес-услуг
  • Провести анализ  деятельности конкурентов
  • Установить целевую аудиторию московского рынка фитнес-услуг
  • Выявить особенности потребительского поведения
 

     Предметом данного проекта послужил московский рынок фитнес-услуг, его текущее состояние, конкурентная среда и поведение потребителей. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     1. Текущее состояние  и динамика рынка  фитнес-услуг

1.1 Описание продукта

 

     В узком смысле фитнес - это оздоровительная  методика, которая включает в себя физические тренировки в сочетании с правильно подобранной диетой. И упражнения, и диета в фитнесе подбираются индивидуально - в зависимости от противопоказаний, возраста, состояния здоровья, строения и особенностей фигуры.

      

     Фитнес-центр - это объект спортивно-оздоровительного назначения, предоставляющий комплекс фитнес-услуг (тренажерный зал, групповые занятия, танцевальные программы и другие). В фитнес-центре работают инструкторы, которые могут составить индивидуальную программу оздоровления и укрепления организма. Многие фитнес-центры также предоставляют услуги массажа, салона красоты, бани и сауны. 

     Особенностью  работы фитнес-центра является использование системы клубных абонементов - так называемых карт членов клуба. Клубный абонемент, или членская карта, дает возможность неограниченного времени пребывания в клубе в часы его работы и неограниченного количества посещений в период действия клубного абонемента.

1.2. Анализ структуры и динамики российского рынка фитнес-услуг

     Фитнес-индустрия  сегодня во всем мире переживает бум. По оценке экспертов, по темпам развития фитнес-индустрия занимает второе место  в мире после высоких технологий. Вложения в здоровье и красоту  являются сегодня самыми серьезными и окупаемыми. В 2005 году доход мировой фитнес-индустрии достиг 39,1 млрд. долларов, а число приверженцев здорового образа жизни -85 млн. человек. Наиболее активными спортсменами являются американцы, канадцы и норвежцы, в России уровень спортивной активности жителей пока довольно низок.

     Однако экономический рост, а также постепенное улучшение уровня жизни в России приводит к тому, что количество сторонников активного образа жизни в нашей стране с каждым годом увеличивается, а это в свою очередь способствует росту российского рынка фитнес-услуг. В последние два года эта отрасль развивалась стремительными темпами.

     В 2007 году фитнесом в Москве занимались более 350 тыс. человек. В 2010 году суммарное количество человек, купивших абонементы на посещение фитнес-центров и клубов достигло уже 464 тыс. чел.. По оценкам аналитиков, объем московского рынка фитнес-услуг за 2010 г. составил 857,9 млн. долл..

     В таблице 1, представлены основные показатели российского рынка фитнес-услуг, (по данным «Экспресс-Обзор») такие как: количество клубов, степень проникновения, количество человек, регулярно пользующихся фитнес-услугами и объем рынка.  Все показатели даны по двум крупнейшим городам (Москва и Санкт-Петербург), регионам и по России в целом за период 2005-2010 гг. 

      Таблица 1. Основные  показатели российского рынка фитнес-услуг  за период   2005-2010 гг.

        

     По  данным, предоставленным в таблице 1 видно, что количество клубов на начало 2010 года составило 2000,  увеличившись по сравнению с 2009 г. на 6,7%. Количество посетителей фитнес-центров, по данным «Экспресс-Обзор»,  увеличилось на 8,8% и составило 125,3 тыс. человек. Однако рост произошел во многом за счет фитнес-центров эконом-класса.

      В последние годы российский рынок  фитнес-индустрии стремительно развивался. Как показало исследование маркетинговой компании «Амико», по итогам 2010 года рынок вырос примерно на 20%. Аналитики компании оценивают его примерно в 1,63 млрд. долларов. Можно сделать прогноз, что российский рынок сохранит высокие темпы роста еще как минимум 5 лет, поскольку в большинстве городов даже к 2010 году рынок не будет насыщен по количеству клубов.

     По  данным аналитиков, в структуре российского  рынка около двух третей приходится на Московский рынок, его доля составляет 63%, доля Петербурга занимает 18%, на остальные регионы приходится 19% от общего объема российского рынка фитнес-услуг (рисунок 1).  
 
 
 
 
 
 
 
 

     Рисунок 1. Структура российского рынка  фитнес - услуг по территориальному принципу 
 

     По  мнению экспертов, наибольшее положительное влияние на рынок оказывает уровень доходов и, соответственно, уровень жизни населения. Среди отрицательных моментов эксперты называют отсутствие должного уровня конкуренции среди фитнес-центров (главным образом в регионах), что приводит к возможности игроков держать высокую ценовую планку на услуги. Малое количество подходящих помещений и высокий темп роста арендных ставок на коммерческую недвижимость приводят к тому, что предложение не успевает за ростом спроса. В свою очередь, растет срок окупаемости вложений, следовательно, снижается уровень инвестиционной привлекательности.

1.3. Классификация фитнес- центров

     В настоящее время в России не существует четкой классификации фитнес-центров, но в соответствии с различными критериями можно выделить определенные категории:

     1. По принадлежности к сети:

      
• одиночные клубы 

• сетевые  игроки (Крупнейшими компаниями в данной области в настоящее время являются: Russian Fitness Group (сети World Class и «Физкульт»), Планета Фитнес (сеть «Планета Фитнес»), Страта Партнерс (сети Orange Fitness и CityFitness)).

     2. По стоимости (по данным RBC):

      
• премиум-класс – от 80 тыс. руб./год  и выше

      
• бизнес-класс (люкс) – от 50 до 75 тыс. руб./год

      
• средний класс – от 30 до 50 тыс. руб./год

      
• демократичный сегмент (эконом) - до 30 тыс. руб./год

     Эксперты  отмечают, что рынок фитнес-услуг  развивается «сверху вниз». Сначала  открываются клубы премиум-класса, затем демократичные и низкоценовые заведения. Это обуславливает то, что на сегодняшний день в регионах с низкой конкурентной средой открываются клубы премиум-класса или класса выше среднего. А на территориях с высокой конкурентной средой (в первую очередь, в Москве) развитие получили малобюджетные сети.

     По  мнению специалистов, степень наполнения рынка следующая:

  • Категория VIP-клубов заполнена на 89-90%
  • Категория клубов среднего класса - на 40%

     В этой связи наиболее перспективный формат в столице - недорогие клубы, поскольку в этом сегменте рынок еще далек от насыщения.

     Кроме того, рентабельность фитнес-центров  в премиум-сегменте – 20–25%, в отличие от 15–20%, которые зарабатывают клубы демократичного класса. Поэтому исторически сложилось так, что основной доход фитнес-центры получали с клиентов, имеющих доход выше среднего.

     На  клубы высшей категории приходится 72% оборота Московского рынка  фитнеса, и именно в этой нише работают фитнес-сети.

     3. По количеству оказываемых услуг:

      
• наличие бассейна

      
• наличие тренажерного зала с силовыми тренажерами 

      
• наличие залов для занятий боксом, восточными единоборствами

      
• наличие зала с кардио тренажерами 

      
• наличие залов для проведения групповых программ

      
• наличие детской комнаты и  специализированных занятий для  детей

      
• наличие сауны, бани, хамама

      
• наличие салона красоты, SPA-центра

      
• наличие фитнес-бара
 

     Наиболее  востребованной группой услуг на московском рынке фитнеса являются услуги, связанные с общим поддержанием физической формы. Как правило, потребители, ориентированные на рассматриваемый  сегмент, кроме какой-либо основной услуги, например, занятия в тренажёрном зале или аэробика подразумевают наличие дополнительных видов услуг - бассейн, массаж, сауна и т.д.

Информация о работе Анализ текущего состояния рынка фитнес-услуг г. Москвы