Анализ текущего состояния рынка фитнес-услуг г. Москвы

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Ноября 2011 в 20:48, курсовая работа

Краткое описание

Целью курсового проекта было получение ответов на следующие вопросы:
В каком состоянии находится рынок фитнес-услуг в настоящий момент?
Как развивается данный рынок?
Кто является производителем фитнес-услуг на московском рынке?
Кто является потребителем?

Содержание

Вступление 3
1. Текущее состояние и динамика рынка фитнес-услуг 5
1.1 Описание продукта 5
1.2. Анализ структуры и динамики российского рынка фитнес-услуг 5
1.3. Классификация фитнес- центров 8
1.4. Особенности фитнес-центров 11
2. Анализ конкурентов на рынке фитнес-услуг 13
2.1. Краткая характеристика основных участников рынка 13
2.2. Анализ конкурентной среды 15
2.3. Тенденции в направлении конкуренции между основными игроками рынка 18
3. Анализ поведения потребителей 19
3.1 Процесс принятия решения 19
3.3 Анализ потребительских сегментов 20
4. Аналитическое резюме 25
Список использованной литературы

Вложенные файлы: 1 файл

Курсач.фитнес.doc

— 1.06 Мб (Скачать файл)

     3. Анализ поведения потребителей

3.1 Процесс принятия  решения

      Структура процесса принятия решения  потребителей фитнес-услуг проиллюстрирована на рисунке 3.

 

     Рис. 3. Процесс принятия решения 

     3.2. Модель персонального влияния 

     На  рисунке 4 представлена модель персонального  влияния «мультистадийное взаимодействие», которая изображает взаимодействие между искателями информации, влиятелями и непосредственно источниками информации. 
 
 
 

       
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     Рис. 4 Модель персонального влияния «мультистадийное взаимодействие» 

     Наиболее  важным фактором, способствующим развитию рынка, является популярность здорового образа жизни. Результаты исследования, проведенного холдингом Ромир, показали, что 81% жителей России стремятся быть здоровыми. Каждый третий житель России для поддержания здорового образа жизни готов принимать витамины, придерживаться диеты и заниматься спортом. Каждый второй готов регулярно совершать прогулки на свежем воздухе (43%), а каждый пятый хотел бы иметь личного/семейного консультанта по здоровому образу жизни. Интересно, что среди товаров для здоровья респонденты в первую очередь называют витамины (68%) и биологически активные добавки (33%), а также тренажеры/спортивный инвентарь (32%). С услугами для здорового образа жизни россияне ассоциируют, прежде всего, массаж (54%) и фитнес (37%).

3.3 Анализ потребительских  сегментов

 

     Основными и постоянными потребителями  рынка фитнес-услуг являются состоятельные жители крупных городов. Более того, по данным "РБК.Исследования рынков", потенциальными клиентами фитнес-центров являются не просто все люди, физически способные заниматься фитнесом, а обладающие еще и соответствующим доходом. Так, лица со среднедушевыми доходами ниже 14 тыс. руб. месяц не могут позволить себе услуги фитнес-центров, а лица с доходами свыше 600 тыс. руб. в месяц в связи с отсутствием свободного времени для регулярных занятий. 

     С целью выявления портрета потребителя  фитнес-услуг был проведен опрос среди мужчин и женщин в возрасте от 18 до 55 лет, которые ведут здоровый образ жизни и посещают спортзал или групповые занятия в фитнес-центрах города Москвы. В исследовании приняли участие 44 респондента. Анализ полученных результатов представлен ниже.  

     Образец опросного листа представлен  в приложении 1. 

     В результате опроса было выявлено, что в основном фитнес услугами пользуются женщины (73%). Спрос на фитнес со стороны женщин превосходит мужской спрос почти в три раза. Наиболее активной частью клиентов фитнеса является возрастная группа в 21-30 лет. На долю же клиентов старше 45 лет по данным опроса пришлось только 4%. Наглядно данные представлены на рисунке 5.

       
 
 
 
 
 
 
 

Рис. 5 Востребованность фитнес-услуг в зависимости от возрастной категории

      Большинство из опрошенных респондентов, для которых фитнес-центры являются способом снятия стресса или напряжения, посещают их несколько реже, чем те, кто стремится улучшить внешний вид путем снижения веса или увеличения мышечной массы. Так, посетители, ориентированные на расслабление и снятие стресса, посещают фитнес-центры раз в неделю и реже, в то время как клиенты, заинтересованные в поддержании здорового образа жизни, увеличении мышечной массы или снижении веса занимаются спортом два-три раза в неделю.  
 
 
 

     Рис. 6 Частота посещений фитнес-центров  в Москве

      По данным опроса компании РосБизнесКонсалтинг, проведенного среди жителей Москвы и Санкт-Петербурга, в Москве 49% посетителей  спортивных заведений занимаются спортом 2-3 раза в неделю, порядка 25% - 1 раз в неделю. В Санкт-Петербурге - около 55% респондентов посещают спортивные заведения 2-3 раза в неделю, 20% - 1 раз в неделю (рисунок 7).  
 
 
 
 

     Рисунок 7. Частота посещений фитнес-клубов в Москве и Санкт-Петербурге

     Исходя  из результатов проведенного исследования, можно выделить наиболее популярные виды фитнес-услуг. К ним относятся:

  • Йога / пилатес
  • Аэробика, шейпинг
  • Тренажерный зал
  • Танец живота
  • Бассейн

     Основными критериями выбора фитнес-клуба являются (в порядке убывания значимости):

  • Близость к дому
  • Цена
  • Приветливый и профессиональный штат сотрудников
  • Качественное оборудование
  • Набор программ
  • Удобные и просторные помещения
  • Наличие бассейна
  • Наличие фитнес-бара
 

     Эти данные весьма показательны, поскольку  определяют направления развития фитнес-индустрии, а именно, рост количества клубов среднего ценового сегмента, расположение фитнес-центров в спальных районах, разнообразие программ и прочие.

     По  данным администраций клубов, большинство  новых клиентов приходят в фитнес-центры по рекомендациям знакомых и друзей, поэтому менеджеры по продажам все чаще говорят о соблюдении жесткого стандарта качества. Так, например, в каждом клубе сети World Class Fitness работают пять менеджеров по продажам. В их ежедневные задачи входит прозвон 50 потенциальных клиентов, проведение 15 презентаций для пришедших в первый раз посетителей и просьба о рекомендации их еще пятерым потенциальным клиентам. Из рекомендаций формируется база потенциальных клиентов, которая впоследствии обзванивается. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     4. Аналитическое резюме

  • Массовая  пропаганда здорового образа жизни, новые требования бизнеса к внешнему виду сотрудников и рост благосостояния населения привели к существенному  росту популярности фитнес-услуг. В  последние годы российский рынок  фитнес-индустрии стремительно развивался. По итогам 2010 года рынок вырос примерно на 20% и в денежном выражении составил $1,625 млрд., из которых  $857,9 млн.  приходится на долю московского рынка.
 
  • Общая доля московского рынка фитнес-услуг  за последние 15 лет достигла 63%.
 
  • Количество  клубов на начало 2010 года составило 2000, увеличившись по сравнению с 2009 г. на 6,7%. В Москве в настоящий  момент действует 575 клубов.
 
  • В первую очередь на рынке фитнес-услуг  была сформирована ниша «премиум». Однако рост количества посетителей фитнес-центров в 2010 г. произошел во многом за счет фитнес-центров среднего класса и составил 8,8%. В Москве количество людей, регулярно занимающихся фитнесом, насчитывает 464 тыс. чел.
 
  • Исследования  подтверждают, что женщины пользуются фитнес-услугами чаще, чем мужчины. Спрос на фитнес со стороны женщин превосходит мужской спрос почти в три раза.
 
  • Степень наполнения рынка в сегментах премиум-класса и люкс оценивается экспертами в 89-90%, в то время как категория  клубов среднего класса заполнена только на 40%.
 
  • Рентабельность фитнес-центров  в премиум-сегменте – 20–25%, в отличие от 15–20%, которые зарабатывают клубы демократичного класса. 
 
  • На рынке  присутствуют как самостоятельные  клубы, на чью долю приходится около 60% рынка, так и сетевые игроки с долей в 40%.
 
  • Главными игроками российского рынка фитнес-услуг считаются Russian Fitness Group (сети World Class, «Физкульт» и MaxiSport), «Планета Фитнес», «Страта Партнерс» (сети Orange Fitness и CityFitness) с долями в 18%, 15% и 7% соответственно в общем объеме рынка.
 
  • Классический  фитнес-центр зарабатывает на продаже клубного членства. Это 75 - 85% дохода. Оставшиеся 15−25% − это продажа услуг, прежде всего персонального тренинга.
 
  • Для большинства  потребителей фитнес-услуг первоочередное значение при выборе фитнес-клуба имеет цена и его местоположение.

 
 
 
 
 
 

     Список  использованной литературы

 
  1. Токарев Б.Е. «Маркетинговые Исследования» М.: Экономистъ, 2005
  2. Алешина И.В. «Поведение потребителей», М.: Фаир-Пресс, 2000
  3. Деккер Я. «РИМА-А. Маркетинг: Теория и Практика»
  4. http://market.og-irk.ru
  5. http://www.altapress.ru
  6. http://marketing.rbc.ru
  7. http://www.officemart.ru
  8. http://www.marketcenter.ru
  9. http://www.worldclass.ru/
  10. http://www.fitness.ru/

Приложение 1

Опрос

     Уважаемые господа, просим Вас уделить несколько минут для заполнения анкеты.

Обязательно 
 

1. Укажите Ваш  возраст *  
 

до 20 лет

21 - 30  

    31-45

    старше 45 лет 

2. Пол *  
 

М 

    Ж 

3. Пользуетесь ли Вы услугами фитнес-центров? *  
 

Да 

    Нет 

4. Как часто  Вы посещаете фитнес-центры? *  
 

Несколько раз в месяц

Раз в неделю 

    Два раза в неделю

    Три раза в неделю и чаще 
     
     
     
     
     
     
     
     
     

5. Какие факторы  для Вас являются наиболее  значимыми при выборе фитнес-центра? *

не более 3-х  
 
 

    Близость к дому

    Цена

    Качественное оборудование

    Приветливый и профессиональный штат сотрудников

    Набор программ

    Наличие бассейна

    Удобные и просторные помещения

    Наличие фитнес-бара

    Другое:  
     

    6. Какими видами  фитнес-услуг Вы пользуетесь в настоящее время *  
     

    Услуги тренажерного зала

    Йога / Пилатес

    Калланетик

    Аэробика 
     

    Шейпинг

    Степ

    Восточные единоборства

    Танец живота

    Другое:  

    7. Укажите  причины посещения фитнес-центров  * 

     Снятие стресса

    Снижение веса

    Увеличение мышечной массы

    Поддержание здорового образа жизни

    Другое:

Информация о работе Анализ текущего состояния рынка фитнес-услуг г. Москвы