Антиинфляционная политика

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Октября 2013 в 05:27, курсовая работа

Краткое описание

Цель работы: исследовать основные причины и виды инфляции, а также инфляционные процессы в Республике Беларусь.
Методы исследования: классификация, описание, систематизация, аналитический метод, графический, метод сбора фактов, статистический.
Исследования и разработки: проведен анализ причин возникновения инфляции, в результате которых выделены основные социально-экономические последствия, которые она вызывает, рассмотрены основные пути их преодоления.
Технико-экономическая, социальная и экономическая значимость: Проблема инфляции занимает важное место в экономической науке, так как её показатели и социально-экономические последствия отрицательно влияют на все стороны жизни общества.

Вложенные файлы: 1 файл

курс.docx

— 149.40 Кб (Скачать файл)

     Несмотря на жесткость и сильный радикализм (сначала углубляется спад, усиливается безработица, общество угнетает социальная нестабильность, ухудшается криминальная обстановка, происходит стагнация инвестиционного климата), эффект от монетаристских рецептов, использованных в США (рейганомика), в Великобритании (тетчеризм) и других странах, привел к длительному и эффективному подъему. 
Экономические взгляды монетаристов легли в основу стандартного набора рекомендаций Международного валютного фонда (МВФ) развивающимся и постсоциалистическим странам для стабилизации их экономик (так называемые меры ортодоксальной стабилизации). Практика показала, что без задействования немонетаристских инструментов экономического регулирования (таких, как фиксация валютного курса, деиндексация контрактов, административные ограничения отдельных видов цен, политика доходов и т.д.), результаты монетаристской политики оказываются низкими: резкий экономический спад, высокая безработица, падение уровня жизни населения. 
Все это сопровождалось ростом критических взглядов на ортодоксальные монетаристские концепции среди ряда ученых и практиков и побудило их к поискам иной, альтернативной монетаризму экономической концепции, отвечающей в первую очередь реалиям стран с переходной экономикой. Такой концепцией стал структурализм, крупнейшими центрами развития которого стали США (Л.

Тэйлор), Израиль и латиноамериканские страны. Необходимо отметить, что в 1997 г. негативно оценил монетаристские концепции макроэкономического регулирования для развивающихся и переходных стран МВФ, официальная позиция которого теперь состоит в необходимости мощного государственного вмешательства в переходных экономиках. 
Структурализм. Ключевой элемент этой концепции - утверждение о наличии "инерционной инфляции", не связанной с расширением денежной массы. Такая инерция вызывается явлениями долгосрочной адаптации экономики к высокому уровню инфляции, в частности возникновением у экономических субъектов высоких инфляционных ожиданий. Ими приводятся в действие различные адаптационные механизмы (например, индексация контрактов под ожидаемый темп  инфляции), что само вызывает усиление инфляции, возникает ситуация порочного круга, который, как показала практика латиноамериканских стран, практически невозможно разорвать традиционными методами, не вызывая тяжелых побочных последствий, таких, как резкий спад производства. 
      В рамках данной концепции произошла определенная интеграция собственно структуралистских идей с концепциями поздних кейнсианцев. В первую очередь это касается концепции инфляции издержек, т.е. роста цен, вызванного не расширением денежной массы, а в значительной степени автономным от нее ростом издержек. Кроме того, была обнаружена возможность инфляционного воздействия внешнего рынка на "открытые" экономики развивающихся стран ("импорт инфляции"). 
      Это привело структуралистов к мысли о принципиальной неэффективности монетаристских "стабилизационных" мер и о необходимости прямого административного ограничения инфляции. Ими был сформирован соответствующий инструментарий, например, "гетеродоксный шок" - одновременное замораживание основных цен и доходов с целью сбить уровень инфляционных ожиданий, меры по борьбе с инфляцией издержек и т.п. Кроме того, по мнению структуралистов, требования по ограничению бюджетного дефицита, кредитной эмиссии и т.п. являются чрезмерно строгими и могут быть существенно смягчены. Практика применения структуралистских антиинфляционных мер в Аргентине и Бразилии доказала возможность проведения экономической стабилизации в стране без значительного спада производства при удержании уровня инфляции в приемлемых рамках. Однако в случаях когда происходит резкое ослабление контроля приростом денежной массы, инфляция становится галопирующей. 
Итак, рыночная система хозяйства не является идеальной, рассмотренные "болезни" рыночной экономики сдерживают развитие человеческого общества и не способствуют быстрому экономическому росту.  
Уровень инфляции в развитых странах Европы, а также в США и Японии в нормальных условиях составляет 5-10% в год.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

      

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

     1. Инфляция является одной из форм макроэкономической нестабильности

рыночного хозяйства, вызывающей ряд нарушений в экономических взаимосвязях и оказывающей разрушительное воздействие на производство,

распределение и обмен, на мотивацию работников, на функционирование

всего рыночного механизма.

     2. Возникновение инфляции связано с изменением природы и роли денег в

экономике — переходом  от товарных денег

     3. Рост денежной массы в экономике происходит прежде всего под влиянием

дефицита государственного бюджета. Печатая деньги для своих  расходов,

государство увеличивает  предложение денег и в результате облагает все

общество инфляционным налогом.

     4. При значительном бюджетном дефиците, покрываемом дополнительной

эмиссией, инфляция может  приобретать стремительные темпы  и принимать

форму гиперинфляции, при которой происходит резкое обесценивание всех

доходов, в том числе  налоговых поступлений, что еще  больше усугубляет

проблему бюджетного дефицита.

     5. Инфляция может принимать разные формы: открытую и скрытую (подав-

ленную); ползучую, галопирующую и гиперинфляцию.

     6.Процесс инфляции носит не случайный, а весьма устойчивый характер. В странах с развитой рыночной экономикой инфляция может рассматриваться в качестве неотъемлемого элемента хозяйственного механизма. Однако она не представляет серьезной угрозы, поскольку там разработаны и достаточно широко используются методы ограничения и регулирования инфляционных процессов.

     7.Управление инфляцией представляет важнейшую проблему денежно-кредитной и в целом экономической политики. При этом необходимо учитывать многосложный характер инфляции, поскольку в ее основе лежат не только монетарные, но и другие факторы. При всей значимости сокращения государственных расходов, постепенного сжатия денежной эмиссии требуется проведение широкого комплекса антиинфляционных мероприятий.

     8. Борьба с инфляцией возможна только на макроэкономическом уровне и

силами государства. Антиинфляционные меры можно применять только

к открытой инфляции; подавленная  не поддается ограничению, поскольку

ее нельзя измерить.

     9. При выработке антиинфляционных мероприятий необходимо учитывать

цену инфляции, которая зависит от того, какие методы использует государство в своей политике. Выбор определяется конкретной социально-

экономической и политической ситуацией в стране.

 

          

                      СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

1.Агапова Т.А., Серегина С.Ф. Макроэкономика: Учебник / Под общей ред. д.э.н. проф, А.В.Сидоровича; МГУ им. М.В. Ломоносова. - 4-е изд. перераб. и доп. - М.: Издательство «Дело и Сервис», 2001. - 448с.

 

2.Вечканов Г.С. Вечканова Г.Р. Макроэкономика. 2-е изд. - СПб.: Питер, 2008.-544 с.

 

3.Деньги. Рынок. Инфляция. // Экономика. Финансы. Управление.- 2008.- №1.- С.67.

 

4.Зенькова Л.П. Макроэкономика: Учеб. пособие – Мн.: «ИВЦ Минфина», 2009. – 380 с.

 

5.Злотникова, Е. Инфляционные последствия кризиса в Беларуси и странах Европы // Банковский вестник. – 2010. - №19. – С. 55-57.

 

6.Ивашковский С.Н. Макроэкономика: Учебник. - 2-е изд., испр., доп. - М.: Дело, 2002. 472 с

 

7.Ивашутин А.Л. Макроэкономика: учеб. пособие/ Минск: Алмафея, 2008. – 340 с.

 

8.Лемешевский И.М. Макроэкономика. Мировой опыт и Белорусская практика. – Мн.: «ФУАинформ», 2009.–720 с.

 

9.Макроэкономика: Учеб. пособие / И.В. Новикова, А.П. Морова, А.О. Тихонов и др.; под ред. И.В. Новиковой и Ю.М. Ясинского. - Мн.: Акад. упр. при Президенте Респ. Беларусь, 2006.-343 с.

 

10.Тарасевич Л.С., Гребенников  П.И., Леусский А.И. Макроэкономика: Учебник. - 6-е изд., испр. и доп. - М.: Высшее образование, 2006. - 654 с.

 

11.Злотникова, Е. Инфляционные последствия кризиса в Беларуси и странах Европы // Банковский вестник. – 2010. - №19. – С. 55-57.

 

12.Тихонов А.О. Антиинфляционная политика: перспективы на 2001 год // Вестник Ассоциации белорусских банков. - 2000. - N34.-С.31-37.

 

13.Злотников Л.К. Стратегия реформирования белорусской экономики. Ссылка на документ:  http://ekonomika.by/zlotnikov.

 

14.Источник:БЕЛТА.23.06.2011.Ссылка:http://news.tut.by/economics/232039.html

 

15.TUT.BY, 17.06.2011. Ссылка:http://news.tut.by/economics/231234.html

 

 

16.Экономическая теория (Макроэкономика): Учебно-практ. пособие / Под ред. Н.И. Базылева, С.П. Гурко. - Мн.: БГЭУ, 2000. -150 с.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ПРИЛОЖЕНИЕ А

 

 

 

 

ПРИЛОЖЕНИЕ Б

 

 

 

 


Информация о работе Антиинфляционная политика