Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Ноября 2013 в 16:25, реферат
На сегодняшний день на рынке присутствует огромное количество торгово-розничных организаций. Каждая из них занимается торговлей или оказанием каких-либо видов услуг. Цель работы: рассмотреть формирование ассортимента товаров, понятие и классификацию, а также значение и роль товарных запасов.
5. Рассмотрение
предложений о создании новых
продуктов, усовершенствование
6. Разработка спецификаций новых или улученных продуктов в соответствии с требованиями покупателей
7. Изучение возможностей
производства новых или
8. Проведение испытаний
продуктов с учетом
9. Разработка специальных
рекомендаций для
10. Оценка и пересмотр всего ассортимента.
3. Товарные запасы
Товарные запасы
представляют собой совокупность товарной
массы, находящейся в сфере обращения,
предназначенной для
Товарные запасы
как категория товарного
· являясь формой товарного предложения, удовлетворяют платежеспособный спрос населения;
· характеризуют соотношение между объемом и структурой спроса и товарного предложения;
· обеспечивают непрерывность расширенного производства и обращения, в процессе которых происходит их образование и расходование.
Товарные запасы
образуются на всех стадиях товародвижения:
на складах предприятий-
В ходе анализа изучают поступления товаров в разрезе товарных групп и поставщиков с тем, чтобы выявить выполнение договорных условий отдельными поставщиками и определить объемы недопоставки по отдельным товарным группам и поставщикам. Также анализируется выполнение договорных условий самой торговой организацией по отгрузке товаров покупателям. Если у организации имеется недостаток товарных запасов, то это может привести к невыполнению условий договоров, к уплате штрафных санкций. В ходе дальнейшего анализа необходимо выяснить причины нарушений договорных условий. Причинами недопоставок по отдельным договорам могут быть нарушения как со стороны поставщика, так и со стороны организации-получателя: несвоевременное заключение договоров, недостаточно точное определение количественного и качественного состава товаров, отсутствие календарных сроков отгрузки, нарушение сроков и условий оплаты, досрочное расторжение договоров.
Товарные запасы торговых предприятий классифицируют по следующим признакам:
· по месту нахождения различают товарные запасы в предприятиях торговли, в промышленности, в пути;
· по назначению товарные
запасы делят на запасы текущего хранения,
сезонного накопления, досрочного завоза.
Товарные запасы текущего хранения предназначены
для удовлетворения повседневной потребности
торговли в товарах. Для товарных
запасов сезонного накопления характерна
сезонность производства и потребления
отдельных товаров. К товарам
сезонного накопления относят меховые
товары, картофель, фрукты, овощи, елочные
украшения и т. д. Товарные запасы
досрочного завоза предназначены для
обеспечения бесперебойной
· по срокам товарные запасы подразделяют на запасы на начало и конец периода;
· по единицам измерения -- абсолютные (в стоимостном и натуральном выражении) и относительные -- в днях оборота.
Любой товар относится к категории товарного запаса вплоть до момента продажи. И он является постоянно существующей величиной, поскольку товарные запасы продаются не сразу, а постепенно, т. е. регулярно возобновляются. Размер товарных запасов различен в зависимости от конкретных хозяйственных условий. Абсолютная величина товарных запасов все время изменяется в зависимости от поступления и реализации товаров. Поэтому товарные запасы соизмеряются с товарооборотом, с этой целью они выражаются в днях. Этот показатель -- относительный, он характеризует величину товарного запаса, находящегося в магазине на определенную дату, и показывает, на сколько дней торговли хватит этих запасов.
Анализируя товарные запасы, торговое предприятие решает следующие основные задачи: выявление соответствия фактических товарных запасов их нормативу; определение динамики и оценка изменений в объеме и структуре товарных запасов, в скорости оборачиваемости товаров; выявление и расчет факторов, оказавших влияние на изменение товарных запасов. Результаты экономического анализа ложатся в основу разработки конкретных мероприятий по улучшению состояния товарных запасов и ускорению оборачиваемости, по повышению эффективности коммерческой деятельности торгового предприятия.
Анализ товарных запасов проводят путем сравнения их фактического размера в абсолютной сумме и в днях оборота с нормативами, затем рассчитывают темпы изменения товарных запасов.
Для более полного изучения состояния товарных запасов розничного торгового предприятия проводят анализ по отдельным товарным группам. Это позволяет определить, в какой мере в анализируемом периоде товарные запасы обеспечивали широту ассортимента, соответствие его спросу покупателей, улучшению развития товарооборота.
В процессе анализа
выявляют, нет ли в магазине залежалых
товаров, устаревших фасонов, низкого
качества, и выясняют причины образования
сверхнормативных или заниженных по
сравнению с нормативом товарных
запасов, а также устанавливают
причины ускорения или
Анализ состояния товарных запасов дополняется анализом скорости обращения средних товарных запасов за конкретный период (квартал, год).
Отдельно планируются и нормируются элементы, соответствующие стадиям пути товаров от момента поступления в торговое предприятие до их реализации. А норматив товарных запасов определяется как сумма отдельных элементов. Вся масса товарных запасов разбивается на следующие элементы: время на приемку и подготовку товаров к продаже; время пребывания товара в форме рабочего запаса; гарантийный (страховой) запас товаров (в случае изменений покупательского спроса, неравномерности поставок).
Время для приемки и подготовки товаров к продаже определяется путем хронометража, а время пребывания товарных запасов в форме рабочего торгового запаса рассчитывается. Торговый запас состоит из двух частей: запаса товаров, который должен постоянно находиться в торговом зале для демонстрации имеющихся в продаже товаров и отпуска их покупателям, и запаса текущего пополнения, предназначенного для обеспечения бесперебойной продажи.
Гарантийный (страховой) запас предназначен для сглаживания неравномерности поставок, изменений покупательского спроса и устанавливается по каждой товарной группе как отношение к торговому запасу в следующих размерах: по товарам повседневного спроса - до 100 % торгового запаса; по другим товарам - до 50 % торгового запаса.
Таким образом, результатом технико-экономического метода планирования и нормирования товарных запасов является следующая формула:
Н = П + Зр + Зс,
где Н -- норматив товарного запаса (по товарной группе);
П -- время на приемку, подготовку к продаже;
Зр -- рабочий торговый запас; Зс -- страховой запас.
Проведя аналогичный расчет по всем товарным группам, путем суммирования полученных результатов определяют норматив по торговому предприятию в целом.
При анализе рассчитанные нормативные запасы сравнивают с фактическими и определяют причины выявленных отклонений.
Рентабельность товарных запасов определяется отношением прибыли от продаж к средней за период величине товарных запасов. Этот показатель характеризует величину прибыли на рубль товарных запасов.
С ростом этого показателя повышается эффективность использования запасов, а затоваривание или рост товарных запасов приводит к снижению рентабельности.
товар ассортимент потребитель спрос покупатель
4. Принципы подбора ассортимента
От состава и
своевременного обновления ассортимента
товаров в магазинах в
Отсутствие в
магазинах отдельных
Процесс формирования ассортимента товаров в магазинах складывается из трех этапов:
На первом этапе
устанавливается групповой
На втором этапе формирования ассортимента производятся расчеты структуры группового ассортимента, т. е. определяются количественные соотношения отдельных групп товаров. Структура группового ассортимента устанавливается с учетом торговой площади магазина, его размещения и других факторов.
На третьем, заключительном этапе определяется внутригрупповой (развернутый) ассортимент, т. е. осуществляется подбор конкретных разновидностей товаров в пределах каждой группы.
На заключительном этапе работа по формированию ассортимента ведется с учетом ожидаемых изменений в спросе населения, а также исходя из имеющихся торговых и складских площадей, расчетных показателей товарооборота, контингента обслуживаемых покупателей и других факторов, перечисленных выше.
Некоторые особенности имеются при подборе товаров для мелкорозничной торговой сети. Здесь необходимо учитывать не только место торговли, состав покупателей, сезонность и т. д., но и функциональное назначение мелкорозничной торговой сети (сеть, заменяющая магазины, дополняющая их, или самостоятельного назначения).
Рассмотрим особенности формирования ассортимента товаров в магазинах некоторых типов.
Так, в универмаге ОАО «Владивостокский ГУМ» ассортимент товаров рекомендуется строить по потребительским комплексам. При этом могут быть предусмотрены следующие потребительские комплексы: «Товары для мужчин», «Товары для женщин», «Товары для детей», «Косметика и средства гигиены», «Сувениры, часы, ювелирные изделия», «Товары для досуга», «Товары для письма и учебы», «Товары для шитья и рукоделия»,«Товары для дома».
Потребительские комплексы делятся на микро комплексы. Например, в комплексе «Товары для женщин» выделяются микро комплексы «Одежда», «Головные уборы и воротники», «Белье», «Чулочно-носочные изделия», «Предметы женского туалета», «Обувь» и др.
В состав каждого микро комплекса входят товары определенных наименований, которые, в свою очередь, делятся на разновидности.
В универсамах выделяют
продовольственные и
Таким образом, при
построении ассортимента товаров в
магазинах, торгующих непродовольственными
товарами, исходят из деления всей
номенклатуры товаров на комплексы,
микро комплексы и
Инструментом регулирования
ассортимента товаров в магазинах
служит ассортиментный перечень товаров.
Его рекомендуется
Полнота ассортимента - это соответствие фактического наличия товаров на торговом предприятии разработанному ассортиментному перечню.
Таким образом, разработка
каждым конкретным магазином ассортиментного
перечня товаров и