Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Марта 2014 в 16:38, курсовая работа
Целью курсовой работы является исследование основ и процедур банкротства гражданина.
В соответствии с целями в работе поставлены следующие задачи;
- исследовать правовые основы и процедуры банкротства;
- рассмотреть разбирательство дел о банкротстве гражданина в арбитражных судах;
- провести анализ судебно-арбитражной практики.
Введение………………………………………………………………………….3
1. Нормативно-правовые основы и процедуры банкротства………………….5
1.1. Нормативно-правовая характеристика банкротства………………………5
1.2. Анализ процедур банкротства и гражданско-правовой ответственности гражданина-должника……………………………………………………………8
2. Разбирательство дел о банкротстве гражданина в арбитражных судах…..16
2.1. Возбуждение производства о банкротстве гражданина – должника……16
2.2. Конкурсное производство гражданина-должника………………………..18
2.3. Мировое соглашение……………………………………………………….20
3. Судебно-арбитражная практика……………………………………………..28
Заключение………………………………………………………………………32
Литература……………………………
Прилагаемые к исковому заявлению документы подразделяются на две группы. Первую составляют те, которые предусмотрены Арбитражным процессуальным кодексом РФ. Их перечень приведен в ст. 104 АПК РФ. Это документы, подтверждающие: уплату государственной пошлины в установленных порядке и размере; направление копии заявления должнику и другим лицам, участвующим в деле; обстоятельства, на которых истец основывает свои требования; и некоторые другие.
Во вторую группу входят документы, названные в Федеральном законе, в частности подтверждающие обязательства должника перед конкурсным кредитором, а также наличие и размер задолженности по указанным обязательствам (ст. 40).
При изучении ст. 39-41 Федерального закона особое внимание следует обратить на принципиально новое положение о том, что до постановки вопроса о банкротстве должника, не исполнившего денежное обязательство, конкурсные кредиторы, уполномоченные органы должны сначала в общеисковом порядке обратиться в суд с соответствующими требованиями к должнику и попытаться исполнить решение суда через службу судебных приставов, о чем представляют доказательства в арбитражный суд.
Здесь особую важность имеют два обстоятельства. Во-первых, ст. 7 Федерального закона установила новое правило: право на обращение в арбитражный суд возникает у конкурсного кредитора, уполномоченного органа по денежным обязательствам по истечении 30 дней с даты направления (предъявления к исполнению) исполнительного документа в службу судебных приставов и его копии должнику; право на обращение в арбитражный суд возникает у уполномоченного органа по обязательным платежам по истечении 30 дней с даты принятия решения налогового, таможенного органа. Во-вторых, для возбуждения дела о банкротстве по заявлению конкурсного кредитора, а также по заявлению уполномоченного органа по денежным обязательствам принимаются во внимание требования, подтвержденные вступившим в законную силу решением суда, арбитражного суда, третейского суда, а требования уполномоченных органов об уплате обязательных платежей — если они подтверждены решением налогового, таможенного органа о взыскании задолженности за счет имущества должника.
2.2. Конкурсное производство гражданина-должника
Конкурсное производство открывается по решению арбитражного суда о признании должника банкротом. На начало 2002 г. арбитражные суды осуществляли конкурсное производство по 56 тыс. дел. Арбитражные суды в 2002 г. приняли примерно 82 тыс. решений об открытии конкурсного производства, что приблизительно в два раза больше, чем в предыдущем году. Оно вводится сроком на год. По ходатайству лица, участвующего в деле, этот срок может быть продлен арбитражным судом не более чем на шесть месяцев.
В отдельных ситуациях применяются упрощенные процедуры банкротства. Например, в случаях, когда должник-гражданин либо руководитель должника — юридического лица, фактически прекратившего свою деятельность, отсутствуют и установить их местонахождение не представляется возможным, заявление о банкротстве может быть подано конкурсным кредитором, уполномоченным органом независимо от размера кредиторской задолженности. Арбитражный суд в течение месяца с даты принятия к производству заявления (по Федеральному закону 1998 г. в двухнедельный срок) выносит решение о признании отсутствующего должника банкротом и об открытии конкурсного производства7
Конечная цель конкурсного производства заключается в соразмерном удовлетворении требований кредиторов. Достижение цели необходимо проводить в условиях, обеспечивающих защиту интересов должника, кредиторов, других причастных к банкротству лиц от неправомерных действий в отношении друг друга. Случаи самосуда кредиторов над неплатежеспособными должниками и насильственные меры должников к кредиторам, требующим у них возврата долгов, получили, к сожалению, повсеместное распространение в современной реформируемой России, что возлагает повышенную ответственность на всех участников конкурсного производства за строгое соблюдение правил его проведения, с тем чтобы не спровоцировать кредиторов и должников к противоправным акциям. Изложенными обстоятельствами детерминируется и специфика данной процедуры банкротства.
Достижению цели конкурсного производства служит, прежде всего, широкая гласность в его осуществлении. Информация о признании арбитражным судом должника банкротом и об открытии конкурсного производства в настоящее время публикуется в «Российской газете». Эту информацию конкурсный управляющий обязан направить для опубликования не позднее чем через 10 дней с даты своего утверждения. Опубликованию подлежат следующие сведения: наименование и иные реквизиты должника; наименование арбитражного суда, в производстве которого находится дело о банкротстве, и номер дела; дата принятия арбитражным судом решения о признании должника банкротом и об открытии конкурсного производства; дата закрытия реестра требований кредиторов; адрес должника для заявления кредиторами своих требований к должнику; сведения о конкурсном управляющем. Публикация официального объявления о банкротстве должника служит способом уведомления об этом всех его возможных кредиторов, которые могут находиться в самых различных регионах России и за рубежом. Содержащаяся в объявлении информация дает им возможность в установленные законом сроки предъявить свои претензии.
Всем причастным к банкротству лицам надлежит знать и учитывать в своей деятельности правовые последствия открытия конкурсного производства. В частности, с момента принятия арбитражным судом решения о признании должника банкротом и об открытии конкурсного производства: срок исполнения возникших до открытия конкурсного производства и уплаты денежных обязательств и обязательных платежей должника считается наступившим; прекращается начисление неустоек (штрафов, пени), процентов и иных финансовых санкций по всем видам задолженности должника; сведения о финансовом состоянии должника прекращают относиться к категории сведений, носящих конфиденциальный характер либо являющихся коммерческой тайной; вводятся ограничения на совершение сделок, связанных с отчуждением имущества должника либо влекущих передачу его имущества в пользование третьим лицам; снимаются ранее наложенные и не допускаются новые аресты имущества должника и иные ограничения по распоряжению имуществом должника; все требования к должнику могут быть предъявлены только в рамках конкурсного производства; исполнение обязательств должника допускается в случаях и порядке, которые установлены Федеральным законом (ст. 126).
Поскольку банкротство
Решение арбитражного суда о признании гражданина банкротом и об открытии конкурсного производства, а также исполнительный лист об обращении взыскания на имущество гражданина направляются судебному приставу-исполнителю для осуществления продажи имущества должника. Продаже подлежит все имущество гражданина, за исключением имущества, не включенного в конкурсную массу. После завершения расчетов гражданин освобождается от дальнейшего исполнения требований кредиторов, заявленных при осуществлении процедуры признания гражданина банкротом. Исключение из этого правила установлено лишь для требований кредиторов о возмещении вреда, причиненного жизни или здоровью, о взыскании алиментов, а также иных требований личного характера, не погашенных в порядке исполнения решения арбитражного суда, либо погашенных частично, либо не заявленных при осуществлении процедуры признания гражданина банкротом. Все они сохраняют силу и могут быть предъявлены после окончания производства по делу о банкротстве гражданина соответственно в полном объеме либо в непогашенной их части.
2.3. Мировое соглашение
Мировое соглашение - весьма перспективная и желательная для современной российской экономики процедура, позволяющая достигать в условиях наименьшей конфликтности компромисс между лицами, участвующими в деле о банкротстве. Она максимально соответствует и интересам развития рыночных отношений в целом, придавая им должную стабильность.
Право спорящих сторон окончить дело миром традиционно в отечественном законодательстве. Институт мирового соглашения ранее был закреплен в Гражданском процессуальном кодексе РСФСР и отражен в Законе 1992 г. В Федеральном законе 2002 г. положения о мировом соглашении изложены более обстоятельно и всесторонне. Законодателем учтена практика, накопленная арбитражными судами в ходе рассмотрения дел о банкротстве, выявленные ею достоинства и недостатки прежнего нормативно-правового регулирования. Нормы о мировом соглашении «рассеяны» по всему тексту Федерального закона, и, кроме того, им отведена специальная гл. VIII, которая так и называется - «Мировое соглашение».
Остановимся лишь на некоторых новых положениях, которые, по сравнению с Федеральным законом 1998 г., позволяют тщательнее упорядочить и расширить применение этого института в практике предпринимательских отношений, учесть и защитить интересы причастных к банкротству лиц, включая так называемых миноритарных кредиторов, которые прежде при заключении мировых соглашений нередко просто игнорировались.8
Новеллой Федерального закона является возможность участия в мировом соглашении третьих лиц. Оно допускается, если их участие не нарушает права и законные интересы кредиторов, требования которых включены в реестр требований кредиторов, а также кредиторов, требования которых возникли после даты принятия заявления о признании должника банкротом и срок исполнения требований которых наступил до даты заключения мирового соглашения. Участвующие в мировом соглашении третьи лица вправе предоставить поручительства или гарантии исполнения должником обязательств по мировому соглашению либо иным образом обеспечить их надлежащее исполнение.9
Должник, его конкурсные кредиторы и уполномоченные органы вправе заключить мировое соглашение на любой стадии рассмотрения арбитражным судом дела о банкротстве должника. Новизна Федерального закона состоит и в том, что он особо разграничил общее и особенное при заключении мирового соглашения.
Общими, например, являются следующие положения:
- решение о заключении мирового соглашения со стороны конкурсных кредиторов и уполномоченных органов принимается собранием кредиторов. - решение собрания кредиторов о заключении мирового соглашения принимается большинством голосов от общего числа голосов конкурсных кредиторов и уполномоченных органов в соответствии с реестром требований кредиторов и считается принятым при условии, если за него проголосовали все кредиторы по обязательствам, обеспеченным залогом имущества должника.
- решение же о заключении мирового соглашения со стороны должника принимается должником-гражданином или руководителем должника;
- не допускается односторонний отказ от исполнения вступившего в силу мирового соглашения;
- мировое соглашение заключается в письменной форме. Со стороны должника оно подписывается лицом, принявшим в соответствии с Федеральным законом решение о заключении мирового соглашения. От имени конкурсных кредиторов и уполномоченных органов мировое соглашение подписывается представителем собрания кредиторов или уполномоченным собранием кредиторов на совершение данного действия лицом;
- в содержании любого мирового соглашения различается должное и возможное. Так, оно обязательно должно содержать положения о порядке и сроках исполнения обязательств должника в денежной форме. Кроме того, в тексте мирового соглашения могут присутствовать положения: об изменении сроков и порядка уплаты обязательных платежей, включенных в реестр требований кредиторов; с согласия отдельного конкурсного кредитора и (или) уполномоченного органа — о прекращении обязательств должника путем предоставления отступного, обмена требований на доли в уставном капитале должника, акции, конвертируемые в акции облигации или иные ценные бумаги, новации обязательства, прощения долга или иными предусмотренными федеральным законом способами, если такой способ прекращения обязательств не нарушает права иных кредиторов, требования которых включены в реестр требований кредиторов;
- удовлетворение требований конкурсных кредиторов в неденежной форме не должно создавать преимущества для таких кредиторов по сравнению с кредиторами, требования которых исполняются в денежной форме;
- условия мирового соглашения для конкурсных кредиторов и уполномоченных органов, голосовавших против заключения мирового соглашения или не принимавших участия в голосовании, не могут быть хуже, чем для конкурсных кредиторов и уполномоченных органов, голосовавших за его заключение.
Наряду с общими положениями определены особенности заключения мирового соглашения в ходе различных процедур банкротства, конкурсного производства10. Покажем это на примере одной из наиболее распространенных процедур - конкурсного производства.
Решение о заключении мирового соглашения со стороны должника принимается конкурсным управляющим (для сравнения скажем, что решение о заключении мирового соглашения в ходе наблюдения и финансового оздоровления принимается со стороны должников их руководителями и согласованию с арбитражными управляющими не подлежит). В случае, если мировое соглашение является для должника сделкой, которая в соответствии с федеральными законами и (или) учредительными документами должника совершается на основании решения органов управления должника или подлежит согласованию с органами управления должника (одобрению этими органами), решение о заключении мирового соглашения от имени должника может быть принято после принятия соответствующего решения органами управления должника или получения соответствующего согласования (одобрения).