Одной из разновидностей безработицы
является частичная безработица, которая
возникает в результате снижения спроса
на продукцию предприятия. В этом случае
возможны два варианта поведения предпринимателя:
либо он сохраняет возможность трудиться
для части персонала полное рабочее время,
а другую часть увольняет, либо без увольнения
дает возможность работать всем неполное
рабочее время, что и ведет к возникновению
частичной безработицы.
Анализ экономических
показателей дает возможность оценить
издержки безработицы. Так, считается,
что при каждом увеличении реального
объема производства на 2% норма безработицы
имеет тенденцию к снижению на
1%, и наоборот.
Исходя из необходимости
учета безработных и принятия
соответствующих государственных
мер по обеспечению работой всех
желающих, различают:
- зарегистрированную безработицу, которая отражает количество незанятых граждан, ищущих работу, готовых приступить к ней и взятых на учет в государственной службе занятости;
- скрытую безработицу, к которой относятся работники, занятые на производстве, но в действительности являющиеся "лишними". Они, как правило, либо трудятся не по своей вине неполный рабочий день или неделю, либо отправлены в административные отпуска. Скрытая характерна в основном для стран с глубокими деформациями рыночных механизмов. Например, отсутствие стимулов к труду ведет к низкой производительности, когда работу одного человека выполняют двое. Это свидетельствует, что одно рабочее место лишнее, а уровень скрытой безработицы достигает 50%.
Существует еще так
называемая безработица по обследованию - оценочная величина,
характеризующая реальное положение на
рынке труда на основе периодических специальных
опросов трудоспособного населения.
1.2 Структура и сущность
рынка труда.
Функционально-организационная структура
рынка труда включает в себя в
условиях развитой рыночной экономики
следующие элементы: принципы государственной
политики в области занятости
и безработицы; систему подготовки
кадров; систему найма, контрактную
систему; фонд поддержки безработных;
систему переподготовки и переквалификации;
биржи труда; правовое регулирование
занятости.
На рынке труда встречаются
продавец и покупатель, как при
любой сделке купли-продажи. Продавцы
- это работники, предлагающие свою
рабочую силу (способность к труду),
а покупатели - это трудовые коллективы
или отдельные предприниматели,
которые могут самостоятельно решать,
сколько и каких работников им
требуется.
На рынке труда действует
закон спроса и предложения на
рабочую силу, который влияет на
заработную плату. Закон спроса и
предложения на рабочую силу отражает
несоответствие свободных рабочих
мест составу приходящих на рынок
труда работников по количественным
и качественным параметрам.
На рынке труда происходит жестокий,
беспощадный отбор наиболее способных,
предприимчивых. Слабых и неспособных
рынок не щадит. Но вместе с тем он стимулирует
высококвалифицированный труд, способствует
созданию жесткой взаимосвязи между вкладом
каждого и полученным конкретным результатом.
Существовавшая ранее в нашей
стране административно-командная
система управления, при которой
государство как собственник
основных средств производства централизованно
планировало необходимое для полной занятости
число рабочих мест, распределяло и перераспределяло
трудовые ресурсы, полностью разрушило
мотивацию к труду.
Международный опыт свидетельствует,
что рынок труда не может существовать
вне конкурентной, основанной на частной
собственности экономики и демократических
общественных институтов. Тоталитарное
общество даже теоретически исключает
возможность существования такого
рынка, ибо не считает человека равноправным,
юридически и экономически независимым
от государства субъектом. Такому государству
не столь важно, используется ли людской
потенциал эффективно и согласно
с личными интересами человека или
нет. Для него значимо другое - иметь
человека в полном и безоговорочном
подчинении для любых нужд, а личные
интересы удовлетворять по минимуму,
что исключает экономическую
и социальную независимость человека.
Это обеспечивает хотя и малоэффективную,
но почти полную управляемость людскими
массами. Свободный рынок труда
в таких условиях просто не нужен,
более того, он был бы серьезной
помехой, хотя его антипод - распределение
рабочей силы, обслуживающее дефицитную
по своей природе, принадлежащую
государству экономику тоже называется
рынком труда.
Национальный рынок труда охватывает
все общественное производство - через
него каждая отрасль получает необходимые
ей кадры не только заданного профессионально
- квалификационного состава, но и
определенных культурных и этико-трудовых
достоинств, адекватных требованиям
экономики.
На рынке труда реализуется
возможность:
а) свободного выбора профессии, отрасли
и места деятельности, поощряемого
приоритетными предложениями (уровень
оплаты труда, возможности реализации
творческих замыслов и т.д.);
б) найма и увольнения при соблюдении
норм трудового законодательства, защищающего
интересы граждан в плане гарантий
занятости, условий труда, его оплаты;
в) независимой и вместе с тем
экономически поощряемой миграции трудовых
ресурсов между регионами, отраслями
и профессионально - квалификационными
группами, которой обычно сопутствует
улучшение условий жизни и
трудовой деятельности, чему способствует
наличие высокоразвитых, повсеместно
доступных населению рынков высококачественного
жилья, потребительских товаров
культурных и духовных ценностей;
г) свободного движения заработной платы
и других доходов при сохранении
приоритета квалификации и образования,
соблюдении установленного законом
гарантированного минимума зарплаты,
обеспечивающего прожиточный минимум,
и регулировании верхнего предела доходов
через налоговую систему, основанную на
прогрессивной шкале.
В конкурентно-рыночных отношениях отражаются
глубокие процессы, постоянно происходящие
в обществе и определяющие его
движение вперед. Через рынок труда
проходят, скрещиваясь в нем, три
взаимосвязанных эволюционных потока
- развитие экономики (материально-технических
элементов и структур), развитие
человека (общей и профессиональной
культуры, творческих возможностей, нравственных
качеств), развитие общественных отношений
(государственных и классовых
структур, отношений собственности,
производственных связей). Они образуют
основу прогресса в обществе, его
главное содержание.
Рабочая сила представляет собой товар
особого рода, производственные созидательные
качества которого целиком определяют
эффективность конкурентной экономики,
ее возможности создания высокосортных
товаров и комфортных услуг, масштабы
и темпы научно-технических и
организационных преобразований. Поэтому
подготовка и выпуск на рынок труда
образованной и творчески активной
рабочей силы, обеспечение ее квалификационной
и территориальной мобильности
является одной из первооснов жизнедеятельности
народного хозяйства. И чем выше
общий уровень развития экономики,
чем более сложные задачи ей приходится
решать, тем значительнее потребность
в рабочей силе высшей квалификации.
Подобной рабочей силе в развитых
странах мира в эпоху НТР абсолютное
большинство работодателей и
государственные органы стремятся
создать наилучшие производственные
и жизненные условия, гарантируя
по возможности и социальную защищенность
на рынке труда.
Рабочая сила - товар особого рода
еще и потому, что она сама в
первую очередь является, как правило,
наиболее заинтересованной стороной в
развитии своих созидательных возможностей,
реализуемых в народном хозяйстве
и выражающих индивидуальные, особенно
творческие, способности личности.
Преобладающая общность интересов
«товара» рабочей силы и ее потребителей
- экономики и государства - является
важнейшей социально - экономической
чертой рыночной экономики, создающей
прочную гуманистическую основу
развития народного хозяйства и
всего общества. Несомненно, что
организованный, во многом управляемый
государством и поддерживаемый предприятиями
товарной экономики, постоянно совершенствуемый
по мере развития народного хозяйства
рынок рабочей силы является одним
из ключевых, жизненно важных звеньев
социально - экономической системы
любой страны.
Конечной целью рынка труда
является, во-первых, удовлетворение профессионально
- трудовых и жизненных интересов
экономически активного населения, включая
социальную защиту, и обеспечение народного
хозяйства нужными ему кадрами; во-вторых,
достижение максимально полной и минимально
прерывной занятости, с учетом потребности
в частичной рабочей неделе, скользящем
графике рабочего дня и т.п.
1.3. Методы измерения безработицы.
В настоящее время в
мировой практике применяется 2 основных
метода измерения безработицы: на основе
данных соответствующих служб о
зарегистрированных безработных и
общенациональных выборочных обследований
домохозяйств.
Предпочтение, как правило,
отдаётся одному из методов. В США, Канаде,
Японии, Австралии и большинстве
скандинавских стран преобладают
ежемесячные выборочные обследования,
которые служат главным источником
информации об уровне, динамике, структуре,
длительности и других параметрах безработицы.
В большинстве европейских стран
полагаются на данные о зарегистрированных
безработных.
Каждый из методов имеет
свои достоинства и недостатки. Выборочное
обследование населения позволяет
выявить практически все категории
безработных, в том числе и
те, которые по каким-либо причинам
оказались вне поля зрения служб
занятости. Кроме того, данные обследований
удобны для межстрановых сопоставлений.
В то же время возможности применения
названного метода ограничены.
Во-первых, для регулярного
и качественного проведения опросов
на основе репрезентативной (в том
числе по регионам) выборки и оперативной
обработки их результатов требуются
соответствующее технологическое
обеспечение, квалифицированные кадры
и немалые финансовые затраты. Во
многих развивающихся странах это
стало серьёзной преградой на
пути широкого распространения данного
метода. Россия также столкнулась
со значительными финансовыми и
технологическими трудностями при
организации и проведении общенационального
обследования рабочей силы.
Во-вторых, любое выборочное
обследование в отличие от сплошного
наблюдения объективно предполагает наличие
статистической ошибки. В процессе
дробления выборки (например, при
региональном анализе или дезагрегировании
показателей) ошибка выборки становится
всё более значимой. На определённом этапе
выборка может потерять репрезентативность.
В-третьих, те или иные
концептуальные положения, составляющие
выборки, вопросы анкеты периодически
пересматриваются, что приводит к
несопоставимости данных за различные
периоды времени (Так, в США примерно
раз в десять лет на основе переписи
населения проводится существенная
корректировка структуры выборки).
В последний раз она сопровождалась
реструктуризацией опросных листов
и внесением изменений в методологию
сбора данных. В результате возникла
необходимость пересчёта значительного
числа показателей. Тем не менее, некоторые
данные так и остались несопоставимыми.
Преимущества учёта
безработицы на основе данных регистрации
заключается в том, что при
этом не требуется значительных финансовых
затрат, а отчётность имеет сплошной
и непрерывный характер, что позволяет
легко отделить сезонные колебания
занятости, безработицы и других
параметров рынка труда от долговременных
тенденций их изменения. Сплошная статистика
даёт возможность подробно анализировать
ситуацию в каждом регионе и положение
безработных по отдельным категориям,
так как в этом случае дезагрегирование
само по себе не снижает достоверность
показателей.
В России заложены основы
международно-принятой комплексной
системы учёта безработных. Однако
её элементы разработаны в неодинаковой
степени. Единственным аккуратно собираемым
и доступным источником информации
являются данные государственной отчётности
о зарегистрированных незанятых
и безработных. Информацию о параметрах
и тенденциях роста безработицы
в России можно получить из данных
общенационального обследования рабочей
силы Росстатагентства, а также менее
масштабных независимых обследований.
В отличие от подробной информации, содержащейся
в государственной отчётности, предоставляющей
широкие возможности для детального анализа,
обследования Росстатагентства вызывают
ряд серьёзных нареканий, обусловленных
нерегулярностью их проведения, запоздалыми
сроками публикаций результатов, снижением
качества выборки. До недавнего времени
периодичность обследований не позволяла
даже отделить долговременные тенденции
от нормальных сезонных. Кроме того, параметры
безработицы, учитываемые обследованиями
Росстатагенства, несут в себе искажения
реальной ситуации, во-первых, в силу недостатков
выборки, во-вторых, из-за несовершенной
адаптации международно-принятых определений
к условиям России (В соответствии с рекомендациями
МОТ в отношении критериев безработицы,
принятыми Росстатагентством в их наиболее
жёстком варианте, в число безработных
не включаются лица, находящиеся в бессрочных,
неоплачиваемых отпусках по инициативе
администрации. К безработным не относятся
также работающие, но не получающие зарплату.
Классификация этой категории лиц в принципе
не могла быть предусмотрена МОТ в виду
их отсутствия в тех странах, практика
которых была положена в основу рекомендаций.
Однако лица, входящий в обе перечисленные
категории, по существу, являются безработными
и в принципе поддаются учёту (в отличие,
например, от разочарованных безработных
или избыточных работников, получающих
зарплату, численность которых точно оценить
сложно). Перечисленные обстоятельства
затрудняют комплексный анализ на рынке
труда на базе данных Росстатагентства,
почему и создаётся впечатление, что наиболее
полна и объективна информация о регистрируемой
безработице, основанная на сплошной отчётности.
Явное предпочтение, отдаваемое этому
показателю, связано также с тем, что в
России в отличие от многих других стран
уровень регистрируемой безработицы значительно
ниже, чем выявляемой в результате выборочных
обследований, опирающихся на международно-принятую
методику. Подробное соотношение - уникальная
особенность России (Регистрируемая безработица
в тех странах, где этот показатель применяется,
редко бывает ниже выявленной в результате
обследования, а зачастую превышает её.
Подобное превышение наблюдается, в частности,
в Германии, Нидерландах, Польше и ряде
других стран).