В феврале 2010г. общая численность
безработных по сопоставимому кругу
лиц (т.е. в трудоспособном возрасте
без студентов, учащихся и пенсионеров
по возрасту, выслуге лет или на
льготных условиях, отнесенных к безработным)
превышала численность безработных,
зарегистрированных в органах службы
занятости, в 3,2 раза (в ноябре 2009г. -
в 3,6 раза).
Безработица городского и
сельского населения характеризуется
превышением уровня безработицы
среди сельских жителей по сравнению
с уровнем безработицы среди
городских жителей. В феврале 2010г.
это превышение составляло в 1,5 раза.
Молодежь до 25 лет составляет среди безработных
27,4%, лица в возрасте 50 лет и старше - 16,7%.
По сравнению с ноябрем 2009г. в составе
безработных увеличилась доля лиц в возрасте
20-24 года (на 0,7 процентного пункта), в возрасте
25-29 лет (на 2,6 процентного пункта), 45-49 лет
(на 1,4 процентного пункта). В феврале 2010г.
среди безработных в 1,9 раза по сравнению
с февралем 2009г. и ноябрем 2009г. увеличилась
доля лиц, оставивших прежнее место работ
в связи с высвобождением или сокращением
численности работников.
Безработица в 2011
году
По данным Росстата, в 2011
году доля безработных в России составила
6,6% от числа экономически активных
граждан. Это на 0,9% ниже, чем в 2010
году. В абсолютном выражении число
безработных в стране в 2011 году составило
около 5 млн. против 5,6 млн. человек годом
ранее. Таким образом, по уровню безработицы
Россия вышла на докризисный уровень.
При этом в годовом отчете
Росстата отмечается, что рост вакансий
в 2011 году составил 18,2%. Самый значительный
прирост произошел в Приволжском
федеральном округе – 36%, за ним следуют
Сибирский и Уральский округа.
Лидерами по приросту стали Ингушетия
(291%), Чувашия(250%) и Северная Осетия (228%).
Минимальный показатель зарегистрирован
на Дальнем Востоке – 5,1%.
Тем не менее, наиболее свежие
статистические данные по итогам трех
месяцев с октября 2011 до января 2012
года свидетельствуют, что несмотря на
сохранение относительно невысокого уровня
безработицы в регионах, отдельные из
них находятся в сложной ситуации. Так,
наиболее высокий уровень безработицы
МОТ зафиксировала в Ингушетии (49,1%), Чеченской
Республике (36,3%) и Республике Тыва (24,2%).
Самый низкий уровень безработицы
был зарегистрирован в Москве
и Санкт-Петербурге – 1,0% и 1,4% соответственно,
а также в Ленинградской области
– 3,1%.
Уровень безработицы высок
не только в России, но и в Европе,
и там тенденций к снижению,
в отличие от России, пока не наблюдается.
Например, самая высокая в еврозоне
безработица сейчас наблюдается
в Испании – более 23%, что равнозначно
российской Республике Тыва. Безработица
в Португалии и Ирландии вполне сопоставима
с Калмыкией (около 15%), в Польше и
Франции – с Якутией (около 10%),
а в Италии – с Омской областью
(9%). С другой стороны, там совершенно
другой уровень пособий по безработице,
куда более развитые социальные и
экономические институты и более
эффективно работающее правительство.
2.2 Факторы, влияющие
на уровень безработицы в России
В соответствии с уже
накопленным службой занятости
опытом и мнением экспертов увеличение
числа безработных в 2009 году в
РФ будет способствовать наличие
следующих факторов:
частичная принудительная
безработица (сокращенный рабочий
день, сокращенная рабочая неделя,
удлинение отпусков);
условная безработица
(непостоянная работа);
временная безработица (декретный
отпуск, уход за ребенком, за инвалидами
детства, тяжелобольными и стариками,
отпуск без сохранения содержания);
потенциальная безработица
(в связи с выходом на инвалидность);
безработица в связи
с высвобождением женщин из производства
с вредными и опасными условиями
труда;
безработица структурная
(переориентация, закрытие, банкротство);
вынужденная безработица
(вследствие отсутствия сырья, энергии,
комплектующих, приведшего к остановке
предприятия);
безработица вследствие повышения
производительности труда и его
интенсификации;
безработица вследствие демобилизации,
увольнения в запас и структурной
перестройки в армии;
безработица членов семей
военнослужащих и военных советников,
возвращающихся в РФ из-за рубежа;
безработица в закрытых
городах в связи с конверсией
и городах заводах вследствие
остановки предприятий;
первичная безработица (выпускники
школ, ПТУ, техникумов, ВУЗов);
безработица молодежи, отчисленной
из учебных заведений или прекратившей
обучение по собственному желанию;
безработица вследствие недостаточной
профессиональной квалификации;
безработица субъективная
вследствие нежелания или неспособности
переквалифицироваться и получить
иную профессию;
безработица вследствие вынужденной
миграции (беженцы)
безработица специалистов
работавших по долгосрочным контрактам
за рубежом;
безработица возвращающихся
из мест лишения свободы;
безработица тех, кто после
длительного перерыва хочет возобновить
работу;
безработица вследствие стихийных
бедствий и экстремальных ситуаций
(аварии, землетрясения, наводнения, разрушение
предприятий и учреждений в результате
взрывов или военных действий);
безработица в связи
с невозможностью без нарушения
паспортного режима и утраты жилья
перемещаться из мест с избытком трудовых
ресурсов в регионы с избытком
рабочих мест.
Здесь перечислены далеко
не все реально существующие пути
пополнения числа потенциальных
безработных. Под неучтенными источниками
подразумеваются несколько групп
населения.
Как и в каждом государстве
в России есть определенная часть
населения не желающая работать, - люмпен-элемент.
Эта группа постоянный иждивенец
государства не будет зарегистрированный
в качестве безработных. Однако эта
масса людей, достигающая по некоторым
оценкам несколько миллионов
человек, не оказывая давления на рынок
труда, тем не менее будет постоянно
оказывать давление на бюджет, особенно
если будет принят закон о пособиях на
бедность.
Вторая группа - прямо
или косвенно связанные с криминальным
миром. По мере борьбы государства с преступностью,
люди входящие в преступные группировки
пополнят ряды безработных.
Третья группа - люди состоятельные,
но официально нигде не работающие,
тоже формально являются безработными.
Заключение
Важнейшим показателем - индикатором
социально-демографической безопасности
выступает уровень безработицы.
Возникновение безработицы в
России связано с развитием рыночных
отношений и, прежде всего, рынка
труда. В качестве основной предпосылки
безработицы выступают спад производства
и структурные преобразования в
экономике. Масштабы безработицы оцениваются
по ряду критериев: регистрация безработных
в службе занятости; незанятость
и активный поиск работы независимо
от факта регистрации (по методологии
МОТ); отсутствие работы, независимо от
наличия официального статуса занятости
(в случае отпусков и неполного
рабочего дня по инициативе нанимателя).
Показательно, что в нашей стране
безработица измеряется не с помощью
обследования, а количеством безработных,
зарегистрированных государственной
службой занятости. Опыт прибалтийских
стран свидетельствует, что такое
прямое измерение приводит к недооценке
действительного уровня безработицы,
поскольку из-за низких пособий по
безработице, люди не спешат регистрироваться.
Если западные страны обеспокоены щедростью
социальных пособий по безработице,
что может снижать стимулы
к поиску нового рабочего места и увеличивает
продолжительность безработицы, то в России
низкие пособия способствуют сохранению
невысокого официального уровня безработицы.
Таким образом, низкий уровень безработицы
в большей мере связан с действующей системой
регистрации безработицы, чрезвычайно
низким пособием по безработице, ограниченными
возможностями переподготовки безработных
и низкой вероятностью последующего трудоустройства,
предложением, как правило, низкооплачиваемых
рабочих мест, которое сдерживает поступление
квалифицированной рабочей силы на рынок
труда.
Очевидно, чем более
оперативный и кратковременный
характер носит та или иная проблема
занятости, тем выше вероятность
использования прямого административного
воздействия. Поскольку решение
вопроса о росте числа безработных
в связи с экономическим кризисом
в российской экономике является
приоритетным, именно меры по его преодолению
должны учитываться при разработке
концепции регулирования экономических
отношений занятости. Эта концепция
должна включать:
макроэкономическое регулирование, создающее общую среду, содействующую эффективной занятости (инвестиционная, структурная политика, разгосударствление и приватизация, создание благоприятных условий для малого бизнеса) и улучшению качественных характеристик человеческого капитала;
государственную политику занятости, воздействующую на формы, структуру, уровень занятости и безработицы административными, правовыми, финансово - кредитными методами;
регулирование занятости на предприятиях за счет активизации действий кадровых служб предприятий в направление создания внутренних рынков труда, их сотрудничества с региональными центрами занятости;
регулирование отношений занятости с помощью общественных организаций субъектов этих отношений.
Главными стратегическими
целями регулирования занятости
должны быть повышение экономической
и социальной эффективности занятости
за счет изменения ее структуры, форм,
создание экономических условий
для развития и преодоления стагнации
производственным сектором экономики,
совершенствование экономических
отношений занятости. Для этого
необходимо гибко перераспределять
высвобождаемых работников в другие
отрасли и виды занятости, создавать
новые рабочие места. Эффективному
проведению подобных мероприятий будет
способствовать активное взаимодействие
работников отделов кадров предприятий
и региональных центров занятости
населения. Нельзя сказать, что в
настоящее время такого взаимодействия
нет. Но оно существует в виде разовых,
единовременных мероприятий, которые
инициируются лишь государственной
службой занятости, хотя в связи
с сокращением числа сотрудников
- это в первую очередь проблема
предприятия. Поэтому речь должна идти
о создании активных кадровых служб
предприятий, внесении необходимых
изменений и дополнений в должностные
инструкции их сотрудников, а также
об организации обучения и подготовки
работников для таких кадровых служб.
Забота государства
в условиях кризиса о достижении
в стране наиболее полной и эффективной
занятости как важной социальной
гарантии для экономически активного
населения является важнейшим аспектом
государственного регулирования рынка
труда, механизм формирования которого
будет постоянно совершенствоваться
применительно к новым условиям
развития рыночной экономики, структурной
перестройки производства, формирования
эффективной социальной политики.
В данной работе был проведен
подробный теоретический анализ
социально-экономической сущности
безработицы, рассмотрены отличительные
особенности безработицы на российском
рынке труда, сформулированы возможные
способы снижения безработицы.
Проблема безработицы
является одной из фундаментальных
в развитии и функционировании человеческого
общества. Переход к рынку неизбежно
вызывает значительный рост уровня безработицы.
Безработицу предопределяют
различные факторы: научно-технический
прогресс обуславливает сокращение,
прежде всего, работников ручного труда;
структурные изменения в экономике
вызывают уменьшение числа занятых
в отдельных отраслях производства;
повышение производительности труда
также ведет к уменьшению числа занятых;
сокращению живого труда способствует
действие закона экономии времени.
Безработица имеет исключительно
негативные социальные последствия
для общества в целом, отдельных
его групп и слоев, для семей,
для каждого человека. Среди всех
этих последствий увеличение смертности
от сердечных заболеваний, рост числа
самоубийств и убийств, численности
пациентов в психиатрических
лечебницах, ухудшение отношений
в семье, рост преступности и т. д.,
ведь люди остро переживают невостребованность
своих знаний, производственного опыта,
переход от одной социальной группы в
другую.
Особое внимание в работе
уделялось исследованию конкретных
методов снижения безработицы в
стране, таких, как стимулирование малого
бизнеса и самозанятости, обеспечение
профессионального обучения и переподготовки
работников, поддержка социально уязвимых
групп населения на рынке труда.
Проведенная работа дает возможность
сделать ряд выводов.
Разработка основных направлений,
путей и методов сокращения безработицы
предполагает предварительный анализ
ее причин, динамики, структуры, а также
выявление тех ее форм и видов,
которые наносят наибольший экономический
и социальный ущерб личности, обществу,
препятствуют стабилизации экономики
страны.